В настоящее время быстро развивающиеся IT-технологии, растущее число высокобюджетных проектов в области разработки распределенных корпоративных информационных систем (КИС) требуют умения оценить на ранних этапах возможные выгоды и убытки от проектируемой системы, проанализировать возможные сценарии развития событий. По статистике, примерно около половины всех разработок завершаются с превышением бюджетных затрат или с опозданием [6]. Проекты, завершенные с превышением сроков и стоимости, обладают частично урезанными функциями, которые были описаны в первоначальном варианте.
Основные причины не выполненных разработок: неопределенность, особенно на ранних стадиях проектирования; плохое управление проектом; нестабильные требования; не включение в расчет части задач; упрощение оценки разрабатываемой системы.
Неопределенность на ранних стадиях проектирования – это незнание предметной области или поверхностное владение информацией о деловых процессах организации.
Распределенная КИС – это большой и сложный набор независимых компьютеров, представляющийся их пользователям единой объединенной системой. Такое определение очень схематично, в нем оговариваются два момента: концепции аппаратных решений и концепции программного обеспечения [9]. Следует добавить третью составляющую концептуальной основы КИС – это информационное обеспечение.
Процесс проектирования и разработки информационного, программного и аппаратного обеспечения проходит несколько основных этапов: анализ, проектирование, разработка, тестирование, ввод в эксплуатацию, сопровождение, снятие с эксплуатации.
Системотехники активно занимались в 70–80-е годы ХХ века проблемами разработки структуры технического обеспечения автоматизированных систем управления отраслью. В работах [5] представлены эвристические процедуры оптимизации структуры вычислительных центров (ВЦ), метод «ветвей и границ» для решения задач синтеза структуры отраслевой сети, обозначены проблемы оптимизации структуры системы передачи данных. Математические схемы для описания элементов сложных систем: булевы функции, Марковские процессы, конечные автоматы, системы массового обслуживания, динамические системы, представлены в лекциях Бусленко Н.В. [2].
Известно достаточное количество методов построения математических моделей и средств реализации моделирующих алгоритмов, используемых на этапе проектирования, разработки и тестирования сложной системы. Обсуждению понятия сложной системы, процесса ее функционирования, функциональных характеристик и показателей, используемых при проектировании и эксплуатации, посвящены работы Лаврова А.Н., Жданова В.С., Янбыха Г.Ф., Эттингера Б.Я. [3; 5; 10].
В настоящее время авторы работ [1; 8], посвященных проблемам синтеза и анализа распределенных информационных систем, наиболее часто используют математический аппарат теории графов, нечетких множеств, генетических алгоритмов, систем и сетей массового обслуживания.
Эта статья посвящена наиболее трудоемкой задаче разработки распределенной базы данных КИС университета, а именно: методологиям анализа и формализации предметной области.
Предметная область. КИС управления университетом предназначена для автоматизации финансовой, административно-хозяйственной, ряда информационных процессов учебной работы и обеспечивает возможность оперативного поиска, обработки и предоставления руководству информации по основным видам деятельности. Это иерархическая многоуровневая децентрализованная система.
Выделены 30 основных программно-независимых подсистем (ПС), каждая из которых предназначена для функционирования и выполнения всех или части функций в определенном подразделении. В соответствии с назначением и кругом решаемых задач подсистемы можно разбить на 4 комплекса: организационно-кадровый – 4 ПС, финансовый – 15 ПС, учебно-методический – 7 ПС, административно-хозяйственный – 4 ПС.
Взаимосвязь ПС между собой и в рамках общего комплекса осуществляется через общедоступные базы данных и через документы (выходные документы одной ПС являются входными документами для другой). Синхронизация использования общих информационных полей осуществляется каждой ПС самостоятельно с использованием сетевых средств системы управления базами данных (СУБД).
Исходная информация для построения модели предметной области формируется в виде спецификаций. Результаты обследования фиксируются в формах, представленных ниже. Объектами автоматизации являются подсистемы выделенных комплексов.
Например, организационно-кадровый комплекс включает ПС, представленные в таблице 1. ПС ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА предназначена для поддержания в актуальном состоянии информации о характеристиках подразделений университета, их иерархической подчиненности, а также для предоставления пользователям соответствующей информации. Функции ПС:
1) просмотр ПС как целым списком, так и по уровням вложенности;
2) ввод новых подразделений и изменение информации о существующих.
Входные данные ПС – приказы и документ «Устав университета». Одна из структур данных информационного обеспечения под названием ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ представлена следующими данными: название подразделения, дата образования подразделения, руководитель подразделения, место расположения и телефоны подразделения.
С целью обеспечения защиты данных выделяются категории пользователей КИС.
Таблица 1
Подсистемы организационно-кадрового комплекса
Объект автоматизации (ПС) |
Функции |
Задачи |
Организационная структура |
Ввод, просмотр |
Актуальное состояние информации |
Управление кадрами |
Выдать отчет |
Учет состава и движения, планирование |
Ведение штатного расписания |
Ввод, просмотр |
Ввод, корректировка, запросы |
Поддержка принятия решений |
Вывод, просм. |
Расчет штатов, ведение уч. планов и др. |
Таблица 2
Основные функции
Функции |
Входные данные |
Выходные данные |
Ввод |
Справки, приказы, докум. |
Экранные формы |
Выдать отчет |
База данных |
Справки, документы |
Просмотр |
База данных |
Экранные формы |
Ведение реестра |
База данных, запрос |
Экран, база данных |
Обработка счетов |
База данных, запрос |
База данных, отчет |
Контроль |
Приказ, база данных |
Справки, документы |
Формировать автом. |
База данных, запрос |
Вывод на экран или принтер |
Редактировать |
База данных |
База данных, экран, отчет |
Расчет |
Информационный запрос |
Экран, база данных |
Таблица 3
Основные пользователи системы
Пользователи |
Функции |
Задачи |
Случайный пользователь |
Только просмотр |
Получение справочной информац. |
Администратор базы дан. |
Работа с базой дан. |
Назначение ролей пользователям |
Бухгалтер |
Составление отчетов |
Работа с ордерами, кассовой книгой |
Кассир |
Составление отчетов |
Работа с ордерами, кассовой книгой |
Главный бухгалтер |
Любые действия |
Анализ данных, учет |
Руководитель подразделен. |
Просмотр, формиров. |
Оперативный анализ данных |
CASE – технологии в анализе предметной области. В программной инженерии существуют два основных подхода к разработке КИС, принципиальное различие между которыми обусловлено разными способами декомпозиции системы. Первый называется функционально-модульным или структурным, второй — объектно-ориентированный подход, использует объектную декомпозицию.
В статье предложен структурный подход, при котором структура системы описывается в терминах иерархии ее функций и передачи информации между отдельными функциональными элементами.
На рис. 1 представлена укрупненная функциональная схема взаимосвязи каждого комплекса с его набором подсистем, выполненная в среде CASE 4.0.
На рис. 2 демонстрируется использование DFD – диаграммы потоков данных. Это укрупненная схема взаимосвязи функциональных комплексов с хранилищами данных. Следующий этап проектирования предполагает построение ER – model.
Рис. 1. Функциональная схема.
Формализованная модель предметной области. Для построения формализованной модели предметной области используется методика, представленная в источнике [4]. Описание предметной области включает следующие основные компоненты:
1) автоматизируемые функции, часть из которых приведена в табл. 2 и на рис. 1 обозначены как f11, f12, f13, f21 – f215, f31 - f37, f41 – f44;
2) процедуры обработки данных (задачи) представлены в табл. 1 и 3;
3) пользователи системы в табл. 3;
4) входные и выходные данные приведены в табл. 2 и на рис. 2 изображены прямоугольниками хранилища данных;
5) отношения между компонентами (матрицы смежности).
Модель описания может быть представлена в виде семерки [4]:
= <F, H, P, O,,, R>,
где F = {} – множество функций, подлежащих автоматизации;
H = {} – множество задач обработки данных;
P = {} – множество пользователей базы данных;
Рис. 2. Диаграмма потоков данных.
O = {} – множество объектов автоматизации;
= {} – множество входных данных задач обработки;
= {} – множество выходных данных задач обработки;
V = - полное множество информационных элементов предметной области;
R = {} – множество отношений между компонентами предметной области:
отношение «функции - процедуры». Определяет использование конкретной функцией набора процедур обработки данных;
отношение «функции - объекты». Определяет принадлежность объекта к той или иной функции;
отношение «функции - пользователи». Определяет использование той или иной функции конкретным пользователем;
отношение «функции – информационные элементы». Определяет использование конкретной функцией тех или иных входных и выходных данных;
отношение «процедуры - пользователи». Определяет соответствие задач потребностям пользователя;
отношение «задачи - объекты». Определяет принадлежность объекта к той или иной задаче;
отношение «задача - данные». Определяет использование тех или иных данных в работе конкретной задачи;
отношение «объекты - данные». Определяет информационное содержание каждого объекта.
Таким образом, формально модель предметной области можно описать системой множеств {F, H ,P, O,,, R} и булевых матриц смежности FH=, FP=, FO=, FV=, HP=, HO=, HV=, OV=, которые описывают соответствующие отношения R между компонентами предметной области.
Элементы матрицы принимают значение 1, если между соответствующими компонентами имеются взаимоотношения, и значение 0 в противном случае.
Модель спецификаций информационных требований пользователей может быть представлена следующим образом:
< αRβ >,
где k – индекс пользователя, α и β – структурные элементы предметной области. В качестве структурных элементов могут выступать объекты O, V.
Алгоритм формирования информационных требований пользователей включает следующие шаги.
1. На основании анализа матриц FP и HP строится таблица соответствия функций и задач для каждой группы пользователей.
2. С использованием матриц FO и HO формируются пары структурных элементов < OO >, где - отношения между объектами.
3. На основании анализа матрицы OV формируются пары < OO >, где - отношение принадлежности информационных элементов объектам.
4. В результате совместного анализа матриц FV и HV устанавливается противоречивость и несогласованность описаний объектов.
5. На основании результатов п.п.1-4 по каждому требованию пользователей формируются бинарные модели спецификаций < αRβ >, представляемые в виде списка парных отношений между структурными элементами :
, где ;
Из списка устраняются дублируемые структурные элементы, организуются в виде файла данных базы метаданных репозитария КИС и записываются в память компьютера.
Вывод. Формализованная модель используется для автоматизированной спецификации информационных требований пользователей, формирования словаря-справочника данных, а также для анализа данных с целью выявления противоречий и несогласованностей в требованиях пользователей, оценки точности и адекватности описаний объектов автоматизации.
Рецензенты:
Гречихин В.В., д.т.н., профессор кафедры «Информационные и измерительные системы и технологии» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова», г. Новочеркасск;
Иванов П.В., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент и информатика» Новочеркасского инженерно-мелиоративного института Донского государственного аграрного университета, г. Новочеркасск.
Библиографическая ссылка
Черноморова Т.С. ОБ ОДНОЙ МЕТОДИКЕ АНАЛИЗА ФОРМАЛИЗАЦИИ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И СПЕЦИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ КИС // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18868 (дата обращения: 06.10.2024).