Тренинг является таким форматом работы, который нацелен на приобретение заметных изменений в той или иной сфере у его участников в относительно короткий, сжатый срок. Поэтому работа в тренинге ведётся, в первую очередь, с такими образованиями, которые в достаточно непродолжительный период возможно перепрограммировать, скорректировать, оптимизировать. Чаще всего это поведенческие проявления, непосредственно поддающиеся внешней регистрации, а также способы интерпретации собственного поведения и поведения других, работающие через соответствующие установки.
Под силу ли такая глубинная задача, как корректировка или оптимизация аттитюдов у старших подростков с оптимизацией личностных подструктур, программе тренинга коммуникативных навыков, можно проверить несколькими способами после реализации данной программы.
Тренинг коммуникативных навыков (ТКН), помимо очевидности развития и приобретения в его процессе именно навыков общения, эффективного взаимодействия, может существенным образом повысить уровень социально-психологической адаптации у его участников через воздействие на аттитюды [5], формирование более эффективных паттернов поведения в коммуникативной сфере. Повышение уровня социально-психологической адаптации подростков – косвенное свидетельство оптимизации их аттитюдов, приведения их в более согласованное состояние с общественными установками. В качестве ещё одного косвенного свидетельства оптимизации аттитюдов у старших подростков в процессе ТКН использованы данные по динамике эффективности тренинга в результате самоанализа после каждого тренингового занятия (метод самооценки).
Наконец, в качестве прямого свидетельства изменения аттитюдов и их базиса, ценностно-потребностных зон, в процессе тренинга, использована верифицированная концепция ценностно-потребностной сферы личности (ЦПСЛ) В.Г. Морогина.
Ценностно-потребностная сфера личности (ЦПСЛ) – структура, содержащая в себе уникальный комплекс потребностей, формирующихся в течение всей жизни индивида под влиянием одобряемой социальным большинством и государством подструктуры общественных ценностей (общественная подструктура) и направляемая коллективными архетипическими матрицами, представляющими родовое наследие человека как представителя своего этноса (родовая подструктура). Структура ценностно-потребностной сферы стабильна, но в процессе социализации и следующей за ней возможной самоактуализации она постоянно пополняется новым потребностным содержанием, которое определяется актуальностью потребностей и субъективным предпочтением конкретных ценностных форм [3].
В частности, данная концепция и разработанный в её рамках инструментарий для проведения интраиндивидуального эксперимента, позволяет выявить архитектонику двух подструктур ценностно-потребностной сферы личности: родовой и общественной, и выраженность, иерархию восьми ценностно-потребностных зон в каждой из них [4].
Согласно концепции Владимира Морогина, любые общественные влияния «отпечатываются» в общественной подструктуре ценностно-потребностной сферы личности, перераспределяя в ней выраженность различных ценностных зон, в то время как на аналогичную, но родовую подструктуру личности они не способны оказать ни прямого, ни косвенного влияния. Любой общественный институт имеет своих агентов влияния: СМИ, формальные и негласные правила функционирования в той или иной социальной группе, ритуалы, групповые занятия разного формата. Поэтому тренинг коммуникативных навыков может выступать в качестве такого агента влияния на старшего подростка.
Такое средство воздействия общественных институтов на личность, как тренинг коммуникативных навыков, способно изменить иерархию ценностных зон в общественной подструктуре ценностно-потребностной сферы личности старшего подростка, но должно оставить неизменной иерархию ценностных зон в родовой подструктуре ценностно-потребностной сферы личности. Тем самым будет доказано, что ТКН меняет именно аттитюды и их базис у подростков, способствующие их социально-психологической адаптации на основе оптимизации коммуникативной сферы.
В ТКН участвовали старшие подростки мужского пола, средний возраст 16,1 лет. Из 60 учащихся профессионального училища г. Абакана старшего подросткового возраста, была случайным образом отобрана экспериментальная группа в количестве 15 подростков. Оставшиеся 45 старших подростков мужского пола вошли в контрольную выборку. Программа ТКН состояла из 12 занятий и была реализована за 1,5 месяца с периодичностью 2 тренинговых занятия в неделю, продолжительность занятия составляла 2 часа, без учёта отдельно отведённого времени на письменную рефлексию после каждого занятия. Все 60 учащихся старшего подросткового возраста были предварительно протестированы при помощи «Автоматизированной Системы Психологического Исследования Ценностно-Потребностной Сферы Личности» [3; 4]. Данное исследование проходило в форме интраиндивидуального эксперимента, в среднем, подросток проходил его в течение 1,5 часов. По окончании тренинга сплошному ретесту по данной методике вновь была подвергнута вся совокупность старших подростков училища.
Методы исследования: интраиндивидуальный эксперимент (автоматизированное тестирование системой психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности), метод самооценки и экспертной оценки; для обработки данных использованы ранговая корреляция Спирмена и t-тест Стьюдента из системы статистического анализа данных «Statistica 12.0».
Автоматизированная система экспериментально-психологического исследования ЦПСЛ являлась тем экспериментальным инструментом, который позволил регистрировать зависимую переменную исследования – ЦПСЛ с её 8 качественными уровнями (гедонистическая, безопасности, эго-зона, аффилиативная, экзистенциальная, когнитивная, ритуальная, трансцендентная зоны). Выборки были рандомизированы, проверены на эквивалентность. Использован наиболее распространенный дизайн исследования: с участием двух независимых групп: экспериментальной и контрольной, которые были поставлены в разные условия. Формулу К. Левина, лежащую в основе построения современной экспериментальной психологии: B=f(P; S), – поведение есть функция личности и ситуации, в нашем исследовании мы можем использовать следующим образом. В – динамика ЦПСЛ старшего подростка (как изменение мотивационного аспекта поведения), Р – старший подросток, S – его участие в тренинге коммуникативных навыков. Контроль независимой переменной осуществлён путём позиционного уравнивания по методу сбалансированного латинского квадрата.
После завершения формирующего этапа эксперимента – тренинга коммуникативных навыков с экспериментальной группой, который являлся промежуточным этапом исследования, вновь проведено сплошное исследование подростков училища – 2 этап эксперимента (ретест), с помощью автоматизированной «системы экспериментально-психологического исследования ЦПСЛ».
Для развития навыка рефлексии, который в значительной степени способствует социально-психологической адаптации подростка, помимо традиционных техник обратной связи в социально-психологическим тренинге, после каждого занятия, в течение 5-8 минут, участники производили индивидуальный экспресс-анализ, заполняя оценочные листы (метод самооценки). Вопросы измеряли субъективную оценку 4-х параметров в тренинге: эффективность, эмоциональная вовлечённость (включенность), отдача от группы, вклад в группу (рис. 1). Каждый ответ представлен в виде 11-балльной шкалы, где подросток делал пометку в континууме выраженности от 0 до 10. Отдельно вычислялся интегративный параметр: «истерические реакции» [1], представляющий собой разность ответов о личном вкладе участника в группу и отдачи от неё. Необходимо отметить, что для уменьшения вероятности социально одобряемых ответов, оценочные листы заполнялись анонимно, для снятия эффекта «огруппления мышления» вопросы обратной связи в конце занятия не дублировали вопросы оценочного листа. Первое заполнение оценочного листа не вызвало затруднений у старших подростков, за исключением большего времени (в среднем, 10 минут), которое они потратили на ответы. По завершению курса тренинга данные субъективных оценок по группе были обработаны в виде средних баллов, проведён корреляционный анализ. Между всеми исследуемыми параметрами самоанализа старших подростков наблюдается тесная корреляционная связь: прямая связь наблюдается между эффективностью, включенностью, отдачей и вкладом в группу, диапазон [0,97;0,99], p≤0,01 соответственно. Тесно отрицательно скоррелированы все вышеперечисленные параметры с интегративным: «истерические реакции». Диапазон коэффициентов отрицательной корреляции от -0,79 до -0,82, p≤0,01. Наиболее выраженными оказались параметры включенности в тренинг. Эмоциональная вовлеченность участников в первый день стартовала с позиции 6,8 (ср. балл) и прогрессивно росла вплоть до 7-го дня тренинга, на 8-й день тренинга сохранила позиции, далее, с 9-го до заключительного 12-го дня плавно уменьшалась.
Рис.1. Динамика самооценки эффективности тренинга коммуникативных навыков старшими подростками на всём его процессе – 12 дней (средний балл)
Идентичная тенденция прослеживается и у трёх других параметров оценки: эффективности, вклада в группу и отдачи от группы. Седьмой день тренинга стал пиковым по выраженности данных параметров, после чего наблюдалось их незначительное снижение до предпоследнего тренингового дня, и повышение в последний день тренинга.
По фиксации данных в оценочных листах, всплеск активности и вовлечённости в последний день тренинга не смог превысить пиковые показатели работы на 7-й тренинговый день. Вместе с тем, по субъективным отзывам, в последний день тренинга большинство старших подростков сказали, что они наиболее активно участвовали во всех элементах тренинга именно в завершающем тренинговом дне. Вероятно, повышение активности подростков в заключительный тренинговый день можно связать с проявлением социально-психологической адаптивности и интерпретировать как желание оставить о себе наиболее благоприятное впечатление как у тренера, так и у группы соучастников, а также в самоотношении: им хотелось повысить самооценку как в процессе ТКН, так и закрепить её как один из результатов по завершению тренинга. Отдельного внимания заслуживает динамика интегративного параметра «истерические реакции», который ввел в оборот и начал измерять в группах литовский психотерапевт А. Алексейчикас. Согласно А. Алексейчикасу, участник тренинга, неоднократно заявляющий, что он дал группе больше, чем получил, проявляет тем самым собственное истероидное состояние [1]. Специфика выборки такова, что в ТКН участвовали подростки профессионального училища, большинство из которых имели опыт мелкого хулиганства, в их среде нередки проявления истероидности. Этим обусловлены высокие показатели истерических реакций в начале тренинга, ср. балл 2,2. Однако, социально-полезные копинги, демонстрируемые на всём протяжении ТКН в сочетании с благожелательной, доверительной атмосферой, способствовали эмоциональному раскрытию старших подростков. Поддержка и подкрепление их попыток апробировать ранее невостребованные ими формы поведения в межличностном взаимодействии, развитие через ролевые игры и рефлексию после упражнений мотивации достижения успеха в межличностной коммуникации, в конечном счёте, привели к значимому снижению проявлений истероидности у старших подростков. Начиная с 10-го тренингового дня и до заключительного, проявления истерических реакций в тренинге были нивелированы, р≤0,01.
В пользу процедуры самоанализа эффективности ТКН старшими подростками свидетельствуют и результаты экспертных оценок преподавателей и психолога профессионального училища, проведённые через месяц после завершения тренинга. На достоверном уровне различий (р≤0,01) сотрудники, тесно работающие с подростками, отметили повышение уровня осознанности учащихся, участвовавших в тренинге, по сравнению с контрольной группой подростков, не принимавших участие в ТКН.
Вероятнее всего, не только сама программа тренинга коммуникативных навыков, но и регулярная рефлексия после него в виде самооценивания, способствовали повышению осознанности, в частности, возможности объяснить мотивы своих поступков, прогнозирование будущего у участников тренинга. Также, статистически значимые различия (р≤0,05) между экспериментальной и контрольной группами подростков, подтверждающие сохранение навыка рефлексии, полученного в тренинге, выявлены по параметру атрибуции [2]. Участники ТКН чаще стали приписывать причины нежелательного поведения собственным мотивам, особенностям, чем вынужденности действий в данной ситуации. Однако последний факт может быть следствием не только самоанализа после тренинговых занятий, но и изменения установок, включением социально одобряемых копингов у подростков.
Проведение ТКН с выраженным блоком рефлексии способствовало оптимизации социально-психологической адаптации у старших подростков, о чём получены сведения из результатов динамики самоанализа эффективности тренинга подростками и экспертных оценок преподавателей и психолога училища. Далее рассмотрим изменения у старших подростков, участников исследования, на более глубоком уровне – с позиции динамики подструктур в их ценностно-потребностной сфере личности.
Сравним родовую подструктуру ценностно-потребностной сферы личности подростков контрольной и экспериментальной групп до проведения тренинга и после его окончания.
В родовой подструктуре ЦПСЛ старших подростков по прошествии 1,5 месяцев при реализации программы тренинга не наблюдается статистически значимых изменений. Причём, отсутствие изменений в родовой подструктуре ЦПСЛ наблюдается как у подростков, не принимавших участие в тренинге, так и у подростков экспериментальной группы, см. рис.2.
Рис.2. Родовая подструктура ЦПСЛ подростков контрольной и экспериментальной групп на 1 и 2 этапах эксперимента
Ведущими зонами родовой подструктуры ЦПСЛ подростков на 2 этапе также остались: гедонистическая (Гед), аффилиативная (Афф), зона безопасности (Без) и эго-зона (Эго). Менее выражены трансцендентная (Тра) и экзистенциальная (Экз) зоны, наименее всего – когнитивная (Ког) и ритуальная (Рит) зоны.
Вместе с тем, что родовая подструктура ценностно-потребностной сферы личности старших подростков «не откликнулась» на относительно пролонгированный коммуникативный тренинг, противоположная картина наблюдается в общественной подструктуре ЦПСЛ подростков, участвовавших в тренинге, см. рис.3.
Рис.3. Общественная подструктура ЦПСЛ старших подростков контрольной и экспериментальной групп на 1 и 2 этапах эксперимента, ** – p<0,01, *** – p<0,001
Иерархия зон осталась прежней: ведущей в общественной подструктуре ЦПСЛ старших подростков контрольной группы на 2 этапе эксперимента является гедонистическая зона, далее следуют аффилиативная и эго-зона. Экзистенциальная зона, связанная с взаимодействием с обществом, находится на последнем месте. Общественная подструктура ЦПСЛ подростков контрольной группы на 2 этапе эксперимента так же, как и в начале, выглядит монотонно, за исключением пониженного, по сравнению с другими, значения экзистенциальной зоны (ср. балл). Сохранилось малозначимое значение ритуальной и трансцендентной зон: под общественным влиянием не повысилась потребность чувствовать общественную сопричастность, соблюдать нормы и правила поведения и духовно обогащаться. После проведения тренинга коммуникативных навыков, можно заметить, что три зоны общественной подструктуры ЦПСЛ подростков экспериментальной группы претерпели существенные изменения. Среди них гедонистическая зона, экзистенциальная и аффилиативная зоны, причём значения по гедонистической зоне снизились, в то время как по двум другим зонам, напротив, возросли. Без изменения, после проведения ТКН, остались 5 зон в общественной подструктуре ЦПСЛ подростков экспериментальной группы: зона безопасности, эго-зона, когнитивная, ритуальная и трансцендентная зоны. Можно отметить, что перераспределение по зонам общественной подструктуры ЦПСЛ подростков после проведения с ними тренинга: увеличение показателей по экзистенциальной и аффилиативной зонам, произошло, в основном, за счёт снижения в общественной подструктуре ЦПСЛ подростков роли гедонистической зоны и зоны безопасности.
Гедонистическая зона, которая была приоритетной на 1 этапе исследования, после реализации с подростками данной группы выборки тренинга коммуникативных навыков, переместилась на последнее место в иерархии зон общественной подструктуры ЦПСЛ, p<0,001. Подобные изменения, но на уровне тенденции (p<0,062), произошли с зоной безопасности – на 2 этапе она находится в иерархии на предпоследнем месте.
Родовая подструктура ЦПСЛ старших подростков мужского пола, участвовавших в тренинге коммуникативных навыков, структурно-иерархически идентична их родовой подструктуре ЦПСЛ до проведения ТКН. Также, она идентична родовой подструктуре ЦПСЛ подростков контрольной группы как на 1, так и на 2 этапе эксперимента. Это свидетельствует о том, что тренинг коммуникативных навыков, воздействуя на уровень аттитюдов (общественный уровень), не оказал воздействия на уровень архетипов (родовой уровень). Таким образом, в статье рассмотрена концепция ценностно-потребностной сферы личности Владимира Морогина как индикатор динамики аттитюдов и паттернов межличностной коммуникации у старших подростков в процессе коммуникативного тренинга. Выявлено влияние тренинга коммуникативных навыков на ценностно-потребностную сферу личности подростка. За счёт реализованной программы тренинга наблюдается динамика общественной подструктуры ценностно-потребностной сферы личности, перераспределение ценностных зон в иерархии, в то время как родовая подструктура ЦПСЛ осталась без изменений. Аттитюды, связанные с получением удовольствия, перестали доминировать и уступили место межличностному взаимодействию старшего подростка с целью получения общественного признания, а также принятия и одобрения среди близких ему людей.
Помимо методов самооценки и экспертной оценки, подтверждено влияние на аттитюды и паттерны поведения старшего подростка тренинга коммуникативных навыков на более глубоком уровне – через рассмотрение динамики подструктур ценностно-потребностной сферы личности старшего подростка.
Рецензенты:
Фотекова Т.А., д.псх.н., доцент, зав. кафедрой психологии Медико-психолого-социального института, профессор кафедры психологии МПСИ ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан;
Морогин В.Г., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии МПСИ ФБГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», академик МАПН, г. Абакан.
Библиографическая ссылка
Мантикова А.В. ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ИНДИКАТОРА ДИНАМИКИ АТТИТЮДОВ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18857 (дата обращения: 12.10.2024).