Государственная итоговая аттестация (ГИА) является формой проведения выпускных экзаменов в 9-ом классе школ. С 2010 года данная форма экзамена стала единственной формой сдачи выпускных экзаменов. Результаты аттестации учитываются при поступлении в 10-е классы, продолжении обучения в профессиональных училищах и колледжах. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) проводится в учебных заведениях в выпускном 11-ом классе и служит вступительным экзаменом в вузы. После сдачи экзамена всем участникам выдаются сертификаты, с указанием полученных баллов по предметам. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в учебном заведении и основной формой вступительных испытаний в вузы. У респондентов есть возможность повторной сдачи экзамена в последующие годы [2, с. 233].
Отношение к ЕГЭ и ГИА у старшеклассников играет важную роль при сдаче экзаменов. Оно влияет на сам процесс сдачи экзамена, результат выполняемой работы и на самого субъекта деятельности. Современные исследования показывают, что во время экзамена школьник находится в стрессовом состоянии, этот факт не позволяет его ответ считать надежным показателем знаний [7, с. 28]. Высокая значимость результата экзамена заставляет школьника прибегать к различным обманам (шпаргалки и т.п.) для того, чтобы получить удовлетворительную отметку. Отношение старшеклассника к процессу сдачи экзаменов непосредственно взаимосвязано с его эффективностью в данной ситуации [5]. Наиболее важным аспектом с практической точки зрения является выявление детерминант тревоги старшеклассника в ситуации прохождения ГИА и ЕГЭ, что позволит привнести в процесс подготовки ряд психологических мероприятий, направленных на преодоление зависимости результатов экзаменов от различных внешних факторов, таких как тревожность и негативное отношение к ситуации тестирования.
Актуальность данного исследования связана с тем, что тема ЕГЭ обсуждается очень активно с момента его введения в 2001 году. Особенно показательным оказался период 2008 года, когда к ЕГЭ/ГИА были присоединены все регионы страны. До настоящего времени к ЕГЭ и ГИА негативно относится часть старшеклассников, их родителей, учителя, преподаватели вузов и школ. Основной причиной является получение учащимися оценок, ниже выставляемых в ходе всего обучения, и ниже, чем при традиционной форме экзаменов. Современными исследователями отмечено, что методически процесс подготовки и проведения ГИА и ЕГЭ в полной мере разработан. Однако остаются пробелы в освещении психологической составляющей и связанных с ней проблем психологического характера и возможности психологической поддержки учеников [1].
Цель: описать отношение старшеклассников к ЕГЭ и ГИА.
Материал и методы
В исследовании приняли участие две группы старшеклассников одной из МБОУ СОШ г. Уссурийска: 25 старшеклассников – 9-ого класса; 22 старшеклассника – 11-ого класса. В исследовании приняло участие 47 человек в возрастном диапазоне от 13 до 18 лет.
Методическое обеспечение исследования отношения старшеклассников к итоговым государственным испытаниям: 1) ассоциативный тест; 2) стандартный семантический дифференциал Ч. Осгуда; 3) анкета «готовность к ЕГЭ» М. Ю. Чибисовой; 4) методика «Цветовой тест отношений» А. М. Эткинда. В рамках проведения ассоциативного теста и цветового теста отношений стимулом выступали виды итоговых государственных испытаний: ИГА и ЕГЭ для 9-ого и 11-ого класса соответственно. Эти же стимулы предъявлялись для оценки в ходе проведения стандартного семантического дифференциала Ч. Осгуда. В основу выбора представленных методик легли теоретические положения о том, что психологическая категория отношения фактически проявляется в когнитивном, эмоциональном и мотивационном аспектах [4].
Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью частотного анализа и метода расчета семантических универсалий.
Результаты и их обсуждение
По результатам исследования учеников 9-ого и 11-ого классов средней школы г. Уссурийска с помощью анкеты «готовность к ГИА/ЕГЭ» в адаптации М. Ю. Чибисовой были получены данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Показатели учеников девятого и одиннадцатого классов по анкете «готовность к ГИА/ЕГЭ» М. Ю. Чибисовой
Уровень выраженности показателей |
Знакомство с процедурой (кол-во человек) |
Уровень тревожности (кол-во человек) |
Самоконтроль, самоорганизация (кол-во человек) |
|||
9 класс |
11 класс |
9 класс |
11 класс |
9 класс |
11 класс |
|
Высокие |
24 |
20 |
21 |
20 |
22 |
20 |
Средние |
0 |
0 |
3 |
1 |
0 |
0 |
Низкие |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
Анализируя результаты, представленные в таблице, у большинства старшеклассников 9-ого и 11-ого классов отмечаются высокие показатели по шкале «знакомство с процедурой тестирования», что свидетельствует о том, что учащиеся считают себя хорошо ознакомленными со своими правами и обязанностями относительно процедуры ЕГЭ и ГИА. Они практически не отмечают никаких процессуальных сложностей, владеют навыками, определяемыми данной процедурой.
Высокие показатели у учеников 9-ого и 11-ого класса отмечены по познавательному компоненту готовности к ситуации экзамена – «самоконтролю и самоорганизации», что говорит об их активности и осознании необходимости дополнительной подготовки.
У большинства учащихся 9-ого и 11-ого классов выявлен высокий показатель по уровню тревожности, автор методики называет тревожность личностным компонентом отношения к экзаменам, и результаты свидетельствуют о том, что данная ситуация расценивается школьниками как стрессогенная, вызывающая переживания тревоги. Высокий уровень тревоги, в отличие от оптимального может приводить к дезорганизации деятельности или ее срыву, а также к истощению самого субъекта этой деятельности.
Обобщая полученные данные, ученики 9-ого и 11-ого классов отмечают высокий уровень своей осведомленности с процедурой ГИА/ЕГЭ. Данный факт объясняется предоставлением учителями и СМИ большого объема информации о процедуре проведения экзаменов. Несмотря на этот факт, у учеников отмечается высокий уровень тревожности, в связи с предстоящим испытанием, хотя высокие показатели по организации и самоконтролю, говорят о том, что эти ученики считают себя способными справиться со своим волнением. Полученные результаты позволяют предположить, что преодоление фактора новизны ситуации государственного экзамена, который в большей степени оказывает влияние на учеников 9-ого класса, а также полученные знания относительно возможных способов саморегуляции своего состояния не способствуют преодолению тревожности старшеклассников, что указывает на необходимость использования индивидуального подхода в процессе психологической подготовки к экзамену.
Цветовые ассоциации на стимулы ГИА или ЕГЭ учеников 9-ого и 11-ого классов соответственно по методике «цветовой тест отношений» А. М. Эткинда обрабатывались с помощью частотного анализа, сводные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Цветовые ассоциации на стимул ГИА и ЕГЭ у учеников 9-ого и 11-ого классов
9 класс |
11 класс |
||
Цвет |
Количество выборов |
Цвет |
Количество выборов |
синий |
5 |
Синий |
7 |
черный |
5 |
Серый |
6 |
серый |
4 |
Коричневый |
3 |
зеленый |
4 |
Зеленый |
2 |
желтый |
3 |
Черный |
2 |
коричневый |
2 |
Красный |
1 |
фиолетовый |
1 |
Фиолетовый |
1 |
красный |
1 |
Желтый |
0 |
По результатам методики «ЦТО» А. М. Эткинда, негативное отношение старшеклассников к итоговым государственным испытаниям в 9-ом классе доминирует над позитивным, что свидетельствует о возможном наличии тревоги и различных проявлений стресса. ГИА у учеников ассоциируется с такими состояниями, как: невозмутимость, спокойствие, замкнутость, упрямство, враждебность, независимость, пассивность, что говорит о присутствии явного протеста, которое может быть вызвано повышенным уровнем нагрузки при подготовке к экзаменам.
В 11-ом классе к ЕГЭ ученики относятся более нейтрально и привычно. Но оно вызывает у них чувство нерешительности, вялости, пассивности, упрямства, слабости, что показывает их отрицательное отношение к данному виду экзамена, вследствие чего, у учеников может возникать чувство неуверенности в себе и снижение уровня самооценки.
Как в 9-ом, так и в 11-ом классе отсутствует мотивация на активное преодоление экзаменационных испытаний, вместо которой актуализируются многообразные астеничные тенденции, такие как вялость и пассивность. Можно предположить, что такое состояние связано с эмоциональным выгоранием в процессе длительной подготовки к экзаменам и, как следствие, оценки, полученные ими в ходе ГИА и ЕГЭ ниже тех, которые выставлялись в ходе всего обучения, а также ниже, чем при традиционной форме экзаменов.
В отношении результатов ассоциативного теста проводился расчет частоты встречаемости ассоциаций на стимулы ГИА и ЕГЭ у старшеклассников девятого и одиннадцатого классов, их графическое распределение представлено на рис.1 и рис. 2.
Рис.1. Распределение ассоциаций учеников 9-ого класса на стимул ГИА по частоте встречаемости
Рис. 2. Распределение ассоциаций учеников 11-ого класса на стимул ЕГЭ по частоте встречаемости
По результатам ассоциативного теста ученики 9-ого класса воспринимают ГИА как неотъемлемую часть учебного процесса, отмечают важность подготовки к ней и высокие требования к когнитивным процессам (вниманию), а также зависимость будущих планов от результатов испытания. У многих учеников 9-ого класса ГИА ассоциируется с негативными эмоциями: волнением и страхом, трудностями, связанными с экзаменами. Можно предположить, что ученики акцентируют свое внимание на успешности сдачи экзаменов, где не малую роль играет их уверенность в себе, отсюда появляется страх не успешности прохождения процедуры, следствием чего, может явиться отчисление из школы и отсутствие возможности поступления в учебные заведения.
По результатам ассоциативного теста ученики 11-ого класса, осознают важность сдачи ЕГЭ и заинтересованы в подготовке к нему, осознают взаимосвязь личных планов с результатами экзамена и ориентированы на его успешное завершение. Однако ассоциация «страх» имеет высокую частоту встречаемости, что свидетельствует о негативных переживаниях, связанных с предстоящей процедурой итоговых испытаний.
По результатам оценки старшеклассниками двух форм проведения итоговых государственных испытаний с помощью классического семантического дифференциала Ч. Осгуда были построены семантические пространства (семантические универсалии при 10 % интервале допуска), включающие прилагательные (дескрипторы) яркую выраженность, которых отметили большинство старшеклассников. В семантические универсалии оценки старшеклассниками ЕГЭ и ГИА вошло большое количество дескрипторов, что может свидетельствовать о высокой согласованности в оценке данных стимулов старшеклассниками.
В оценках учеников 9-ого класса встречались как позитивно окрашенные представления: «хороший», «упорядоченный», «умный», «добрый», «большой», «светлый», «активный», «горячий», «дорогой», «чистый», так и негативные ассоциации: «тяжелый», «печальный», «противный», «шершавый», «сложный», «напряженный», «сухой», «чужой», «твердый», «медленный», «унылый», «ненавистный», «гнилой», «острый». Вероятно, присутствие таких эмоциональных реакций, как импульсивность, эмоциональная неустойчивость, напряженность, высокая эмоциональная лабильность, возникающих из-за повышенной тревожности и свидетельствующих о нахождении в состоянии стресса.
Школьники 11-ого класса оценивают ЕГЭ как: «сильный», «хороший», «большой», «упорядоченный», «светлый», «быстрый», «дорогой», «активный», «умный», «чистый». Ученики заинтересованы в получении знаний, тем самым определен высокий уровень ответственности, требующейся для подготовки и сдачи экзаменов, а также успешности в дальнейшем будущем. Немало важным считается присутствие негативного отношения: «печальный», «противный», «сложный», «напряженный», «чужой», «злой», «унылый», «ненавистный», «гнилой», «острый», это показывает, что ученики испытывают дискомфорт и эмоциональное напряжение в период подготовки к экзаменам.
Оценка данных стимулов носит преимущественно негативный характер, вероятно, ученики испытывают дискомфорт и эмоциональное напряжение, возникающее из-за повышенной тревожности и обусловленное чувством страха и негативными переживаниями, связанными с предстоящими испытаниями. В оценках старшеклассников отражаются как объективные факторы экзаменационной процедуры: «сложный» и «напряженный», так и субъективное эмоциональное отношение: «чужой», «злой», «унылый», «ненавистный». Школьники в полной мере осознают всю ответственность и сложность сдачи экзаменов.
Выводы
Исследование отношения старшеклассников к итоговым государственным испытаниям позволило сделать следующие выводы:
1. На эмоциональном уровне отношение к ГИА у старшеклассников 9-ого класса в большей степени негативное, чем позитивное, о чем свидетельствует наличие тревоги, страха и других проявлений стресса. Отмечается чувство протеста перед данной формой экзамена, что может быть вызвано повышенным уровнем нагрузки при подготовке. Полученные результаты указывают на вероятное эмоциональное выгорание учеников в процессе подготовки к итоговым экзаменам.
У учеников 11-ого класса отношение к ЕГЭ сопровождается негативными эмоциональными переживаниями страха, тревоги, неуверенности в себе, хотя общий фон указанных переживаний характеризуется внутренней установкой на успешное прохождение испытаний.
Высокий уровень тревожности согласно самооценке самих старшеклассников, может приводить к дезорганизации деятельности и даже ее срыву в процессе прохождения итоговых государственных испытаний.
2. На когнитивном уровне отношения к итоговым государственным испытаниям можем отметить преимущественно негативные оценки старшеклассниками данных форм проведения экзамена. Они четко осознают взаимосвязь успешности прохождения этих испытаний и собственных будущих планов. Отмечают высокий уровень ответственности, возлагаемый на них и высокие требования к их когнитивным процессам и уровню знаний. Отмечают высокую личную осведомленность о процедуре прохождения ГИА и ЕГЭ.
3. На поведенческом уровне у учеников 9-ого и 11-ого классов отмечен высокий уровень готовности к прохождению процедуры итоговых испытаний. Они считают, что демонстрируют успешные навыки самоорганизации, проявляют активность в подготовке и получают необходимые знания. Немаловажным фактом является постепенное снижение мобилизации старшеклассников и проявление пассивности и вялости особенно среди учеников 11-ого класса.
4. Полученные результаты исследования отношения старшеклассников к итоговым экзаменам позволяют наметить основные направления психопрофилактической работы с ними: профилактика эмоционального выгорания в процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА, формирование позитивного эмоционального отношения к экзаменационным испытаниям и преодоление тревожной оценки перспективы, характерной для учеников обоих групп.
Обобщая сделанные выводы, можно сказать, что отношение выпускников 9-ого и 11-ого классов к ГИА и ЕГЭ преимущественно негативное, что, впрочем, не снижает адекватной оценки значимости этих процедур и осознания личной ответственности за результат.
Полученные результаты говорят о необходимости проведения дополнительной работы по психологической подготовке школьников к процедуре сдачи ЕГЭ и ГИА, формирования у них положительного отношения к экзаменационным испытаниям, что позволит снизить тревожность и повыситьих уровень уверенности в себе и в благополучном исходе данных мероприятий.
Рецензенты:
Бочарников В.Н., д.б.н., профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории ФГБУН Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, г. Петропавловск-Камчатский;
Сокольская М.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры общей и профессиональной психологии Морского гуманитарного института ФБОУ ВПО «Морской государственный университет имени адм. Г. И. Невельского» Федерального агентства морского и речного транспорта, г. Владивосток.
Библиографическая ссылка
Асриян О.Б., Корнилова Д.С., Черемискина И.И. ОТНОШЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИТОГОВЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИСПЫТАНИЯМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18851 (дата обращения: 15.10.2024).