Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОТНОШЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИТОГОВЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИСПЫТАНИЯМ

Асриян О.Б. 1 Корнилова Д.С. 1 Черемискина И.И. 1
1 ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В данной статье представлены результаты исследования отношения учеников девятого и одиннадцатого классов к итоговой государственной аттестации и единому государственному экзамену соответственно. Интерес к данной проблеме связанс высокой актуальностью освещения психологической составляющей процедуры прохождения данных испытаний. Неоднократно отмечено, что эмоциональное состояние ученика оказывает значительное влияние на результат экзаменов. В данной статье показано, что, несмотря на высокую степень осведомленности о процедуре данной формы экзаменов, в процессе подготовки и сдачи старшеклассники остро переживают негативные эмоции, такие как тревога и страх. Следовательно, необходимо проводить дополнительную работу по психологической подготовке школьников к процедуре сдачи единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации и формированию у них положительного отношения к этим экзаменационным испытаниям.
отношение к итоговым государственным испытаниям
школьники выпускных классов
единый государственный экзамен
итоговая государственная аттестация
итоговые государственные испытания
1. Валова Е. П. Методическая разработка «Научно-исследовательская работа учащейся по психологии на тему “Преодоление психологических барьеров при подготовке к сдаче ЕГЭ и ГИА”» // Социальная сеть работников образования. URL: http://http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/11/20/metodicheskaya-razrabotka-nauchno-issledovatelskaya(дата обращения: 01.04.2015).
2. Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов / Единый государственный экзамен. – М.: Минобразования РФ, 2010. – 233 с.
3. Кравцова Н. А. и др. Факторы и механизмы развития психосоматических расстройств // Тихоокеанский медицинский журнал. – Владивосток – 2013. – № 4. – С. 48–55.
4. Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. – М.; Воронеж, 1995. – 352 с.
5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2005. – 624 с.
6. Уварова С. Я., Дубовицкая Т. Д. Жизненно важные проблемы старшеклассников и пути их решения // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. URL: www.science-education.ru/103-6117(дата обращения: 01.04.2015).
7. Шаповал В. В. Приемы и правила успешной сдачи экзаменов / В. В. Шаповал, К. Г. Митрофанов, Е. В. Саплина. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 188 с.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) является формой проведения выпускных экзаменов в 9-ом классе школ. С 2010 года данная форма экзамена стала единственной формой сдачи выпускных экзаменов. Результаты аттестации учитываются при поступлении в 10-е классы, продолжении обучения в профессиональных училищах и колледжах. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) проводится в учебных заведениях в выпускном 11-ом классе и служит вступительным экзаменом в вузы. После сдачи экзамена всем участникам выдаются сертификаты, с указанием полученных баллов по предметам. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в учебном заведении и основной формой вступительных испытаний в вузы. У респондентов есть возможность повторной сдачи экзамена в последующие годы [2, с. 233].

Отношение к ЕГЭ и ГИА у старшеклассников играет важную роль при сдаче экзаменов. Оно влияет на сам процесс сдачи экзамена, результат выполняемой работы и на самого субъекта деятельности. Современные исследования показывают, что во время экзамена школьник находится в стрессовом состоянии, этот факт не позволяет его ответ считать надежным показателем знаний [7, с. 28]. Высокая значимость результата экзамена заставляет школьника прибегать к различным обманам (шпаргалки и т.п.) для того, чтобы получить удовлетворительную отметку. Отношение старшеклассника к процессу сдачи экзаменов непосредственно взаимосвязано с его эффективностью в данной ситуации [5]. Наиболее важным аспектом с практической точки зрения является выявление детерминант тревоги старшеклассника в ситуации прохождения ГИА и ЕГЭ, что позволит привнести в процесс подготовки ряд психологических мероприятий, направленных на преодоление зависимости результатов экзаменов от различных внешних факторов, таких как тревожность и негативное отношение к ситуации тестирования.

Актуальность данного исследования связана с тем, что тема ЕГЭ обсуждается очень активно с момента его введения в 2001 году. Особенно показательным оказался период 2008 года, когда к ЕГЭ/ГИА были присоединены все регионы страны. До настоящего времени к ЕГЭ и ГИА негативно относится часть старшеклассников, их родителей, учителя, преподаватели вузов и школ. Основной причиной является получение учащимися оценок, ниже выставляемых в ходе всего обучения, и ниже, чем при традиционной форме экзаменов. Современными исследователями отмечено, что методически процесс подготовки и проведения ГИА и ЕГЭ в полной мере разработан. Однако остаются пробелы в освещении психологической составляющей и связанных с ней проблем психологического характера и возможности психологической поддержки учеников [1].

Цель: описать отношение старшеклассников к ЕГЭ и ГИА.

Материал и методы

В исследовании приняли участие две группы старшеклассников одной из МБОУ СОШ г. Уссурийска: 25 старшеклассников – 9-ого класса; 22 старшеклассника – 11-ого класса. В исследовании приняло участие 47 человек в возрастном диапазоне от 13 до 18 лет.

Методическое обеспечение исследования отношения старшеклассников к итоговым государственным испытаниям: 1) ассоциативный тест; 2) стандартный семантический дифференциал Ч. Осгуда; 3) анкета «готовность к ЕГЭ» М. Ю. Чибисовой; 4) методика «Цветовой тест отношений» А. М. Эткинда. В рамках проведения ассоциативного теста и цветового теста отношений стимулом выступали виды итоговых государственных испытаний: ИГА и ЕГЭ для 9-ого и 11-ого класса соответственно. Эти же стимулы предъявлялись для оценки в ходе проведения стандартного семантического дифференциала Ч. Осгуда. В основу выбора представленных методик легли теоретические положения о том, что психологическая категория отношения фактически проявляется в когнитивном, эмоциональном и мотивационном аспектах [4].

Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью частотного анализа и метода расчета семантических универсалий.

Результаты и их обсуждение

По результатам исследования учеников 9-ого и 11-ого классов средней школы г. Уссурийска с помощью анкеты «готовность к ГИА/ЕГЭ» в адаптации М. Ю. Чибисовой были получены данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Показатели учеников девятого и одиннадцатого классов по анкете «готовность к ГИА/ЕГЭ» М. Ю. Чибисовой

Уровень выраженности показателей

Знакомство с процедурой

(кол-во человек)

Уровень тревожности

(кол-во человек)

Самоконтроль, самоорганизация

(кол-во человек)

9 класс

11 класс

9 класс

11 класс

9 класс

11 класс

Высокие

24

20

21

20

22

20

Средние

0

0

3

1

0

0

Низкие

1

2

1

1

3

2

Анализируя результаты, представленные в таблице, у большинства старшеклассников 9-ого и 11-ого классов отмечаются высокие показатели по шкале «знакомство с процедурой тестирования», что свидетельствует о том, что учащиеся считают себя хорошо ознакомленными со своими правами и обязанностями относительно процедуры ЕГЭ и ГИА. Они практически не отмечают никаких процессуальных сложностей, владеют навыками, определяемыми данной процедурой.

Высокие показатели у учеников 9-ого и 11-ого класса отмечены по познавательному компоненту готовности к ситуации экзамена – «самоконтролю и самоорганизации», что говорит об их активности и осознании необходимости дополнительной подготовки.

У большинства учащихся 9-ого и 11-ого классов выявлен высокий показатель по уровню тревожности, автор методики называет тревожность личностным компонентом отношения к экзаменам, и результаты свидетельствуют о том, что данная ситуация расценивается школьниками как стрессогенная, вызывающая переживания тревоги. Высокий уровень тревоги, в отличие от оптимального может приводить к дезорганизации деятельности или ее срыву, а также к истощению самого субъекта этой деятельности.

Обобщая полученные данные, ученики 9-ого и 11-ого классов отмечают высокий уровень своей осведомленности с процедурой ГИА/ЕГЭ. Данный факт объясняется предоставлением учителями и СМИ большого объема информации о процедуре проведения экзаменов. Несмотря на этот факт, у учеников отмечается высокий уровень тревожности, в связи с предстоящим испытанием, хотя высокие показатели по организации и самоконтролю, говорят о том, что эти ученики считают себя способными справиться со своим волнением. Полученные результаты позволяют предположить, что преодоление фактора новизны ситуации государственного экзамена, который в большей степени оказывает влияние на учеников 9-ого класса, а также полученные знания относительно возможных способов саморегуляции своего состояния не способствуют преодолению тревожности старшеклассников, что указывает на необходимость использования индивидуального подхода в процессе психологической подготовки к экзамену.

Цветовые ассоциации на стимулы ГИА или ЕГЭ учеников 9-ого и 11-ого классов соответственно по методике «цветовой тест отношений» А. М. Эткинда обрабатывались с помощью частотного анализа, сводные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Цветовые ассоциации на стимул ГИА и ЕГЭ у учеников 9-ого и 11-ого классов

9 класс

11 класс

Цвет

Количество выборов

Цвет

Количество выборов

синий

5

Синий

7

черный

5

Серый

6

серый

4

Коричневый

3

зеленый

4

Зеленый

2

желтый

3

Черный

2

коричневый

2

Красный

1

фиолетовый

1

Фиолетовый

1

красный

1

Желтый

0

По результатам методики «ЦТО» А. М. Эткинда, негативное отношение старшеклассников к итоговым государственным испытаниям в 9-ом классе доминирует над позитивным, что свидетельствует о возможном наличии тревоги и различных проявлений стресса. ГИА у учеников ассоциируется с такими состояниями, как: невозмутимость, спокойствие, замкнутость, упрямство, враждебность, независимость, пассивность, что говорит о присутствии явного протеста, которое может быть вызвано повышенным уровнем нагрузки при подготовке к экзаменам.

В 11-ом классе к ЕГЭ ученики относятся более нейтрально и привычно. Но оно вызывает у них чувство нерешительности, вялости, пассивности, упрямства, слабости, что показывает их отрицательное отношение к данному виду экзамена, вследствие чего, у учеников может возникать чувство неуверенности в себе и снижение уровня самооценки.

Как в 9-ом, так и в 11-ом классе отсутствует мотивация на активное преодоление экзаменационных испытаний, вместо которой актуализируются многообразные астеничные тенденции, такие как вялость и пассивность. Можно предположить, что такое состояние связано с эмоциональным выгоранием в процессе длительной подготовки к экзаменам и, как следствие, оценки, полученные ими в ходе ГИА и ЕГЭ ниже тех, которые выставлялись в ходе всего обучения, а также ниже, чем при традиционной форме экзаменов.

В отношении результатов ассоциативного теста проводился расчет частоты встречаемости ассоциаций на стимулы ГИА и ЕГЭ у старшеклассников девятого и одиннадцатого классов, их графическое распределение представлено на рис.1 и рис. 2.

Рис.1. Распределение ассоциаций учеников 9-ого класса на стимул ГИА по частоте встречаемости

Рис. 2. Распределение ассоциаций учеников 11-ого класса на стимул ЕГЭ по частоте встречаемости

По результатам ассоциативного теста ученики 9-ого класса воспринимают ГИА как неотъемлемую часть учебного процесса, отмечают важность подготовки к ней и высокие требования к когнитивным процессам (вниманию), а также зависимость будущих планов от результатов испытания. У многих учеников 9-ого класса ГИА ассоциируется с негативными эмоциями: волнением и страхом, трудностями, связанными с экзаменами. Можно предположить, что ученики акцентируют свое внимание на успешности сдачи экзаменов, где не малую роль играет их уверенность в себе, отсюда появляется страх не успешности прохождения процедуры, следствием чего, может явиться отчисление из школы и отсутствие возможности поступления в учебные заведения.

По результатам ассоциативного теста ученики 11-ого класса, осознают важность сдачи ЕГЭ и заинтересованы в подготовке к нему, осознают взаимосвязь личных планов с результатами экзамена и ориентированы на его успешное завершение. Однако ассоциация «страх» имеет высокую частоту встречаемости, что свидетельствует о негативных переживаниях, связанных с предстоящей процедурой итоговых испытаний.

По результатам оценки старшеклассниками двух форм проведения итоговых государственных испытаний с помощью классического семантического дифференциала Ч. Осгуда были построены семантические пространства (семантические универсалии при 10 % интервале допуска), включающие прилагательные (дескрипторы) яркую выраженность, которых отметили большинство старшеклассников. В семантические универсалии оценки старшеклассниками ЕГЭ и ГИА вошло большое количество дескрипторов, что может свидетельствовать о высокой согласованности в оценке данных стимулов старшеклассниками.

В оценках учеников 9-ого класса встречались как позитивно окрашенные представления: «хороший», «упорядоченный», «умный», «добрый», «большой», «светлый», «активный», «горячий», «дорогой», «чистый», так и негативные ассоциации: «тяжелый», «печальный», «противный», «шершавый», «сложный», «напряженный», «сухой», «чужой», «твердый», «медленный», «унылый», «ненавистный», «гнилой», «острый». Вероятно, присутствие таких эмоциональных реакций, как импульсивность, эмоциональная неустойчивость, напряженность, высокая эмоциональная лабильность, возникающих из-за повышенной тревожности и свидетельствующих о нахождении в состоянии стресса.

Школьники 11-ого класса оценивают ЕГЭ как: «сильный», «хороший», «большой», «упорядоченный», «светлый», «быстрый», «дорогой», «активный», «умный», «чистый». Ученики заинтересованы в получении знаний, тем самым определен высокий уровень ответственности, требующейся для подготовки и сдачи экзаменов, а также успешности в дальнейшем будущем. Немало важным считается присутствие негативного отношения: «печальный», «противный», «сложный», «напряженный», «чужой», «злой», «унылый», «ненавистный», «гнилой», «острый», это показывает, что ученики испытывают дискомфорт и эмоциональное напряжение в период подготовки к экзаменам.

Оценка данных стимулов носит преимущественно негативный характер, вероятно, ученики испытывают дискомфорт и эмоциональное напряжение, возникающее из-за повышенной тревожности и обусловленное чувством страха и негативными переживаниями, связанными с предстоящими испытаниями. В оценках старшеклассников отражаются как объективные факторы экзаменационной процедуры: «сложный» и «напряженный», так и субъективное эмоциональное отношение: «чужой», «злой», «унылый», «ненавистный». Школьники в полной мере осознают всю ответственность и сложность сдачи экзаменов.

Выводы

Исследование отношения старшеклассников к итоговым государственным испытаниям позволило сделать следующие выводы:

1. На эмоциональном уровне отношение к ГИА у старшеклассников 9-ого класса в большей степени негативное, чем позитивное, о чем свидетельствует наличие тревоги, страха и других проявлений стресса. Отмечается чувство протеста перед данной формой экзамена, что может быть вызвано повышенным уровнем нагрузки при подготовке. Полученные результаты указывают на вероятное эмоциональное выгорание учеников в процессе подготовки к итоговым экзаменам.

У учеников 11-ого класса отношение к ЕГЭ сопровождается негативными эмоциональными переживаниями страха, тревоги, неуверенности в себе, хотя общий фон указанных переживаний характеризуется внутренней установкой на успешное прохождение испытаний.

Высокий уровень тревожности согласно самооценке самих старшеклассников, может приводить к дезорганизации деятельности и даже ее срыву в процессе прохождения итоговых государственных испытаний.

2. На когнитивном уровне отношения к итоговым государственным испытаниям можем отметить преимущественно негативные оценки старшеклассниками данных форм проведения экзамена. Они четко осознают взаимосвязь успешности прохождения этих испытаний и собственных будущих планов. Отмечают высокий уровень ответственности, возлагаемый на них и высокие требования к их когнитивным процессам и уровню знаний. Отмечают высокую личную осведомленность о процедуре прохождения ГИА и ЕГЭ.

3. На поведенческом уровне у учеников 9-ого и 11-ого классов отмечен высокий уровень готовности к прохождению процедуры итоговых испытаний. Они считают, что демонстрируют успешные навыки самоорганизации, проявляют активность в подготовке и получают необходимые знания. Немаловажным фактом является постепенное снижение мобилизации старшеклассников и проявление пассивности и вялости особенно среди учеников 11-ого класса.

4. Полученные результаты исследования отношения старшеклассников к итоговым экзаменам позволяют наметить основные направления психопрофилактической работы с ними: профилактика эмоционального выгорания в процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА, формирование позитивного эмоционального отношения к экзаменационным испытаниям и преодоление тревожной оценки перспективы, характерной для учеников обоих групп.

Обобщая сделанные выводы, можно сказать, что отношение выпускников 9-ого и 11-ого классов к ГИА и ЕГЭ преимущественно негативное, что, впрочем, не снижает адекватной оценки значимости этих процедур и осознания личной ответственности за результат.

Полученные результаты говорят о необходимости проведения дополнительной работы по психологической подготовке школьников к процедуре сдачи ЕГЭ и ГИА, формирования у них положительного отношения к экзаменационным испытаниям, что позволит снизить тревожность и повыситьих уровень уверенности в себе и в благополучном исходе данных мероприятий.

Рецензенты:

Бочарников В.Н., д.б.н., профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории ФГБУН Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, г. Петропавловск-Камчатский;

Сокольская М.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры общей и профессиональной психологии Морского гуманитарного института ФБОУ ВПО «Морской государственный университет имени адм. Г. И. Невельского» Федерального агентства морского и речного транспорта, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Асриян О.Б., Корнилова Д.С., Черемискина И.И. ОТНОШЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИТОГОВЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИСПЫТАНИЯМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18851 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674