Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Гаврин А.С. 1 Ребышева Л.В. 1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
Статья посвящена одному из наиболее серьезных вопросов в высшем образовании современной России – студенческой науке и проблемам ее развития на современном этапе. В условиях реформ и структурных преобразований в экономике наука оказалась в стороне от потребностей производства и стала занимать одно из последних мест по уровню финансирования. В последнее десятилетие осуществляется множество мер и мероприятий для решения проблем привлечения молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепления ее в этих сферах, эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих структурные преобразования государственного сектора науки и высшего образования на федеральном уровне в приемлемые сроки. Однако комплексно решить существующие проблемы пока не удаётся.
студенческая наука
образование
научно-исследовательская работа
профессиональное образование
1. Вузовская наука: актуальные проблемы и новые технологии подготовки специалистов в области экономики, менеджмента, маркетинга и права»: Материалы Международного научно-практического семинара / под ред. М. Л. Белоножко – Вып.11. – Тюмень: ТюмГНГУ. – 2011. – 280 с.
2. Долгосрочная целевая программа «Основные направления развития образования и науки в Тюменской области» на 2012–2014 годы. [Электронный ресурс] – Точка доступа: http://www.myshared.ru/user/38704/.
3. Закон Тюменской области «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области» [Текст] от 5.12.2011. – № 102.
4. Качество образования. Достижения. Проблемы. Материалы IV Международной научно-методической конференции [Текст] / Под общ. ред. A. C. Вострикова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ. – 2001. – 422 с.
5. Материалы Всероссийская научно-методической конференции «Высшая школа в условиях реформ: современные технологии взаимодействия студента, преподавателя и работодателя» [Текст] – Екатеринбург: УрАГС. – С. 95.
6. Наука в Российской Федерации [Текст]: // Статистический сборник. М: ГУ-ВШЭ. – 2005. – C. 37.
7. Осипова Л. Б., Горева О. М. Модель современного образовательного процесса // Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. – Тамбов, 2014. – С. 98-100.
8. Программа реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2011–2013 год [Электронный ресурс] – Точка доступа: http://sob.znate.ru/docs/342/index-8807.html.
9. Садовничий В. А. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность: Доклад на VIII съезде Российского союза ректоров (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 8-9 июня 2006г.) [Текст] / В. А. Садовничий // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. – 2006. – № 8 . – C. 7 - 15.
10. Сайт Министерства образования и науки РФ, Указ Президента РФ «О доктрине развития российской науки». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/ukaz/nti/4413/
11. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы, утвержденная Постановлением Правительства России № 568 от 28 июля 2008 года и рассчитанная до 2013 года [Электронный ресурс] – Точка доступа: http://fcpk.ru/doc.aspx?DocId=5755.

В последнее время сохранить конкурентоспособность системы образования России становится сложнее в системе воспроизводства научных кадров, поскольку это создает дополнительные трудности в структуре новых потребностей различных сфер экономики [9]. Из-за постоянного недофинансирования российской науки система воспроизводства научных кадров оказалась дестабилизированной, а молодёжь утратила интерес к науке. В Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» были прописаны основные причины сбоя этой системы, а именно – сокращение кадров в науке происходит за счет интенсивного перехода исследовательских и обслуживающих науку кадров в другие отрасли экономики; эмиграции исследователей за рубеж и естественной убыли ученых старших поколений [11]. Отдельные решения, принимаемые на государственном уровне, не смогли преодолеть тенденции снижения социального статуса научного работника, престижности профессии преподавателя высшей школы и, как показывает практика, оказываются недостаточно эффективными для обеспечения сохранения и развития кадрового потенциала высшей школы и ее научного сектора [4].

Главной целью государственной политики в сфере образования и развития технологий в среднесрочной перспективе должно стать не только сохранение накопленного научного потенциала, но и его дальнейшее развитие, совершенствование механизмов финансирования науки, наиболее эффективное использование научных изысканий для решения социально-экономических задач [6]. Следует отметить, что образование в Российской Федерации является приоритетным национальным проектом. В рамках государственной поддержки программ развития ведущих российских университетов направления «Развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний» в структуре раздела «Образование» наибольший объем расходов за 2012–2014 гг. приходится на обеспечение высшего послевузовского профессионального образования и составил 75–79 % общего объема расходов по данному разделу. Кроме того, в 2012–2014 гг. продолжалась дополнительная поддержка ведущих российских университетов, которая в среднем за год составила 30,0 млрд руб., за счет которой осуществлялась поддержка инновационно активных вузов [8]. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг. включает развитие нового направления «Развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании», в рамках которого предполагается создание единой информационной системы управления образовательной средой в целях повышения качества образования с финансовым обеспечением в объеме 4,31 млрд руб. [11]. Таким образом, в современных условиях роль государства в развитии науки и образования есть непременное условие для создания духовного, интеллектуального, научно-технического и социально-экономического развития российского общества и государства, поддержания его национальной безопасности.

Следует отметить, что процесс модернизации современного российского образования трудно представить без такого компонента, как система обеспечения в учебных заведениях условий для творческого развития будущих специалистов. Формирование из числа студентов будущей научно-технической элиты – важнейшая социально-экономическая задача и условие прогрессивного развития страны. Для этого нужно создание эффективных национальных систем поиска, развития и поддержки одаренной молодежи в области науки. Плодотворными признаны реализуемые в вузах страны проекты, определяющие своей целью развитие таких систем организации научно-творческой деятельности, которые способствовали бы закреплению одаренной молодежи в региональной инфраструктуре научно-технической деятельности [7].

Эффективность этой работы зависит студенческой науки, создаваемого внутри самого вуза и отлаженности системы ее функционирования в нем. В каждом вузе существуют специальные структуры, ответственные за научно-исследовательскую деятельность студентов. Организация включенности студентов в научно-исследовательскую деятельность открывает возможности стимулирования творческого потенциала личности. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции – всё это позволяет студенту вести полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований.

Основной целью организации НИР является освоение студентами основ профессионально-творческой деятельности, методов и приемов выполнения научно-исследовательских, проектных и экспериментальных работ, развитие способностей и готовности к инновационной деятельности. Важно отметить, что процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и личностном смысле. Будущий специалист должен быть готов к осуществлению научно-исследовательской работы в профессиональной деятельности.

Известно, что на уровне субъектов Российской Федерации активно проводится политика в образовательной и научной сфере. Так, Тюменская область относится к регионам с мощным научным потенциалом. Здесь сосредоточены крупные научно-исследовательские институты России в области геологии и геофизики, разведки нефтяных и газовых месторождений, добычи, переработки и транспортировки углеводородного сырья. Научно-исследовательской деятельностью занимаются 37 организаций, из которых одна находится в прямом ведении РАН, 5 представляют Сибирское отделение РАН, 2 – Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук (СО РАСХН), 3 – Сибирское отделение Российской академии медицинских наук (СО РАМН), а также 17 различных отраслевых и ведомственных организаций [3].

В Тюменском государственном нефтегазовом университете, как и во всех ведущих региональных вузах, осуществляется основной университетский принцип «Образование – через науку». С этой целью в университете ведется планомерная работа по приобщению студенческой молодежи к научным исследованиям. Ежегодно решением Ученого совета университета для поддержки студенческой науки выделяются целевым назначением финансовые средства из внебюджетных средств на проведение конференций, на командировки студентов в другие города, на публикацию сборников научных трудов, премирование активистов и победителей Российского конкурса студенческих научных работ. В рамках национального проекта «Образование» тюменские студенты и молодые ученые области получают гранты Президента РФ. Ежегодно наиболее талантливым студентам и аспирантам выплачиваются именные стипендии губернатора Тюменской области. Сегодня их получают около 90 человек [2]. Многоплановая работа воспроизводства научных и научно-педагогических кадров ориентирована на своевременное и качественное пополнение отрасли специалистами с учеными степенями.

При формировании контингента, поступающего в аспирантуру, внимание оказывается развитию научно-технического творчества молодежи в период обучения в вузе. В 2014 году было проведено социологическое исследование среди студентов Тюменского государственного нефтегазового университета в возрасте от 18 до 23 лет. Цель исследования – выявление положения и понимания роли научно-исследовательской работы студентов для совершенствования и актуальной ее организации в вузе. Объём выборки составил 100 респондентов.

По результатам исследования 52 % респондентов считает, что научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших компонентов современной системы подготовки специалистов в учреждениях высшего образования (рис. 1).

Рис. 1. Степень подготовки специалистов в вузе соответствует требованиям, в %

Как показывает практика, большинство студентов имеют представления о научно-исследовательской работе (45 %), слабо сформированы умения НИР (31 %), практически отсутствуют навыки экспериментальной работы (18 %), затруднились с ответом – 8 %. К сожалению, треть студентов не осознают значимости научно-исследовательской деятельности (35 %), имеют низкий уровень готовности к НИР (25 %) и средний уровень (21 %). Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной подготовленности студентов к выполнению данной работы и дают основания для разработки условий формирования готовности к научно-исследовательской работе.

Повышение роли человеческого фактора в различных сферах жизни обуславливает усложнение требований, предъявляемых к качеству профессиональной подготовки выпускников высшей школы. Научная работа, как раз, и должна стать важным звеном подготовки конкурентоспособного молодого специалиста. На вопрос, «С какой целью Вы занимаетесь научно-исследовательской работой в вузе?», 38% респондентов ответили, что НИР развивает интеллект, 42 % считают данный вид деятельности неотъемлемой частью профессиональной подготовки, 12 % – просто имеют желание заниматься экспериментальной работой и 8 % утверждают, что НИР повышает результаты учебной деятельности (рис. 2).

Рис. 2. Мнения респондентов о степени важности НИР, в %

В ходе исследования авторами выявлено, что 48,4 % студентов 3 курса постоянно занимаются научно-исследовательской работой. На четвертом курсе их число увеличивается (51,6 %). Среди студентов, иногда занимающихся научно-исследовательской деятельностью, на третьем – 45,4 % респондентов, на четвертом – 46,5 %. Число студентов, не занимающихся НИР, на третьем – 6,2 %, на четвертом – 1,9 % [4]. Таким образом, по результатам ответов прослеживается положительная тенденция увеличения числа студентов, вовлеченных в НИР к старшим курсам.

Установлено, что 11 % опрошенных планируют связать свою деятельность с наукой, 27 % – не исключают возможности заниматься научно-исследовательской работой при выполнении профессиональных обязанностей, треть респондентов не планируют заниматься НИР (37 %), остальные затруднились с ответом. Результаты исследования позволили выявить комплекс факторов, определяющих положение и понимание роли научно-исследовательской деятельности студентов Тюменского государственного нефтегазового университета.

К тому же результаты опроса подтвердили значительное преобладание у студентов репродуктивного стиля в освоении профессиональных образовательных программ (38 %). К чтению монографий и журналов обращаются лишь 16 % респондентов; первоисточникам – 5 %, научной литературе на языке оригинала (2 %). Представленные данные свидетельствуют о том, что компетентность студентов в понимании науки как средства коренного обновления социальной действительности, и в особенности, в ее прикладном профессиональном аспекте является неудовлетворительной. Именно на этом направлении сегодня важно развивать студенческое научное творчество в вузе.

Некоторые авторские выводы были сделаны на основании изучения оценочных суждений студентов о том, какие традиционные формы НИР, сложившиеся в вузовской практике, их увлекают. Большинство студентов свое предпочтение отдают выполнению курсовых работ (34,2 %), участие в конференциях (17, 6 %), работа в научном кружке (12,2 %), участие в олимпиадах (7 %). Студенты кафедры Маркетинга и муниципального управления ТюмГНГУ неоднократно становились призёрами конкурсов и олимпиад, в частности: Всероссийская студенческая олимпиада «Интеллект», г. Москва; Областная олимпиада по социологии, г. Тюмень; «Студент и научно-технический прогресс», г. Новосибирск; «Новые технологии – нефтегазовому комплексу», г. Москва; Всероссийский конкурс студенческих работ «Хрустальный апельсин», г. Москва; Областной конкурс студенческих работ им. В. И. Муравленко, г. Тюмень и др. К сожалению, серьезными видами НИР увлечена небольшая часть контингента студентов.

Одновременно, авторами выявлено степень формирования интереса студентов к участию в научно-исследовательской деятельности в общей структуре их предпочтений в разных видах внеучебной деятельности. По результатам опроса показатель интереса к научно-исследовательской работе занял лишь шестую позицию (7,9 %), уступив занятиям развлекательного характера (43,5 %); мероприятиям культурного досуга (36,6 %); занятиям спортом (27,4 %); чтению художественной литературы (24,7 %); участию в художественной самодеятельности (12,3 %). На основании полученных данных, можно сделать вывод о том, что занятия НИР в рейтинге видов внеучебной деятельности для многих респондентов не имеют выраженной личностной значимости.

Необходимо на каждом уровне обучения развивать у студентов творческое мышление, исследовательские умения, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда. В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

Таким образом, процесс подготовки будущих специалистов к научной работе будет результативным, если студенты будут вовлечены в разнообразные формы научно-исследовательской деятельности. На протяжении их периода обучения необходимо системно и целенаправленно осуществлять подготовку будущих специалистов к выполнению научной деятельности, создавать творческие группы с учетом научных интересов; обеспечить научно-исследовательскую базу; вооружать их методикой научной работы; создавать ситуации успеха при внедрении в практику научных результатов; поощрять творческую самостоятельность исследователей при решении практических проблем.

Рецензенты:

Белоножко М. Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Барбаков О. М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Гаврин А.С., Ребышева Л.В. РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18848 (дата обращения: 11.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674