Техническая модернизация сельскохозяйственного производства в настоящее время - одна из приоритетных задач аграрной политики государства. На формирование стратегии воспроизводства основного капитала негативно влияют следующие обстоятельства:
- диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и ресурсы промышленного производства (техника, удобрения, ГСМ) приводит к перекачке денежных средств из сельского хозяйства в другие отрасли национальной экономики;
- инвестиционная привлекательность отрасли снижается из-за высоких рисков, связанных с особенностями сельскохозяйственного производства;
- вступление России в ВТО может привести к импортному засилью на внутреннем продовольственном рынке.
Стратегия воспроизводства основного капитала должна быть нацелена на коренную техническую модернизацию сельского хозяйства, на оснащение сельского хозяйства не единичными видами техники, а системами машин по комплексной механизации всех технологических процессов производства продукции.
За десять лет рыночных преобразований (1991-2000 гг.) количество тракторов снизилось на 22,7 %, а энергообеспеченность на 1 га пашни снизилась на 42,7 %. Данная тенденция продолжается и в последующие годы. Так, за период 2000-2012 гг. энергетические мощности в сельскохозяйственных организациях снизились более чем в два раза (табл. 1).
Таблица 1
Энергетические мощности в сельскохозяйственных организациях РФ
|
2000 |
2005 |
2008 |
2011 |
2012 |
2012 г. в % к 2000 г. |
Энергетические мощности - всего, |
240,0 |
156,9 |
123,0 |
106,3 |
102,6 |
57,2 |
в расчете на: |
|
|
|
|
|
|
одного работника, л.с. |
51,3 |
58,6 |
62,8 |
69,0 |
69,8 |
136,1 |
100 га посевной площади, л.с. |
329 |
270 |
234 |
212 |
211 |
64,1 |
Рассчитано по: сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. 2013: Стат. сб. / Росстат. - M., 2013. С. 73 [12].
Однако, как видно из таблицы, энергетическая мощность на одного работника выросла на 36,1 %. Произошло это не за счет роста производительности используемой техники, а из-за более высоких темпов снижения численности занятых в отрасли. Кстати, производительность труда в отрасли за последние пять лет выросла всего лишь на 15 %. Энергообеспеченность в расчете на 1 га посевной площади снизилась за 2000-2012 гг. более чем на одну треть.
Весьма наглядными являются следующие сопоставления: в мире на 1000 га пашни приходится 21 трактор (в РФ - 4,1 трактора); зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов зерновых культур - 6,3 шт. (в РФ - 1,9 шт.). Следовательно, по количеству тракторов на 1000 га пашни наша страна отстает от мирового уровня более чем в 5 раз, а по количеству зерноуборочных комбайнов - в 3,3 раза.
По оценкам специалистов для обеспечения продовольственной безопасности страны, выполнения работ в оптимальные агротехнические сроки потребуется иметь энергообеспеченность в расчете на 1 га пашни - не менее 3 л.с. (фактически в 2011 г. - 1,5 л.с., в то время как ЕС имело 4,0-4,5, США - 8,5 л.с.). Оптимальным является машинно-тракторный парк, включающий 850-900 тыс. тракторов (с учетом освоения 30 млн га, без этого - 630 тыс. шт.) со средней мощностью 120-150 л.с.; 200-250 тыс. зерноуборочных комбайнов и не менее 60 тыс. шт. кормоуборочных комбайнов.
Сегодня наиболее востребованными являются тракторы мощностью 51-100 л.с. (73,5 %). Востребованность тракторов мощностью более 400 л.с. составляет 1,0 %. С 1987 по 1989 г. сельскохозяйственными организациями было закуплено 558,7 тыс. тракторов, аначиная с 1995 г., закупки техники снизились в разы, что привело к значительному «старению» тракторного парка. «Старение» тракторного парка и недостаточное его сервисное обслуживание являются серьезной проблемой для качественного проведения работ в растениеводческой отрасли [2]. По Госпрограмме развития АПК предусмотрено на 2013-2020 гг. закупить для АПК 329,1 тыс. тракторов, хотя согласно рекомендациям ученых-аграриев следует довести закупки к 2020 году до 900 тыс. шт.
Как видно из таблицы 2, за период 2005-2013 гг. количество тракторов на 1000 га пашни в сельскохозяйственных организациях Республики Дагестан сократилось на 58,6 %, количество зерноуборочных комбайнов - на 25,6 % и кукурузоуборочных - на 30,3 %. Из таблицы видно также, что обеспеченность техникой сельскохозяйственных организаций в республике несколько выше, чем в целом по стране. Это не результат успешной реализации программ по технической модернизации сельскохозяйственных организаций, а итог перераспределения сельхозтехники между другими формами хозяйствования и резко сократившим количеством сельскохозяйственных организаций. В республике на долю организаций приходится менее 20 % сельскохозяйственного производства, а обеспеченность техникой малых форм хозяйствования почти на нуле. Кроме того, сельскохозяйственные организации республики оснащены устаревшими и менее мощными единицами техники, чем в среднем по стране. Так, в 2013 г. энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций РД составила 142 л. с. (в 2012 г. - 122 л. с.) на 100 га посевных площадей. Для сравнения, по России данный показатель составил в 2012 г. 211 л. с.
На начало 2014 г. в сельскохозяйственном производстве республики во всех категориях хозяйств насчитывалось 3475 ед. тракторов, 710 ед. зерноуборочных и 73 ед. кормоуборочных комбайнов. По оценкам специалистов Минсельхозпрода РД, для эффективного ведения сельскохозяйственного производства парк тракторов должен составлять порядка 12 350 ед., зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов - 1 160 ед. и 473 ед. соответственно.
Таблица 2
Обеспеченность сельскохозяйственных организаций Республики Дагестан тракторами и комбайнами (на конец года)
|
2005 |
2010 |
2013 |
2013 в % к 2005 |
справочно 2013 г. по РФ |
Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт. |
14,5 |
9,1 |
6 |
41,4 |
4 |
Приходится пашни на один трактор, га |
68,8 |
110,0 |
160,0 |
232,6 |
274 |
Приходится на 1000 га посевов (посадки) соответствующих культур, шт. |
|
|
|
|
|
комбайнов |
|
|
|
|
|
зерноуборочных |
12,1 |
12,0 |
9 |
74,4 |
3 |
кукурузоуборочных |
24,4 |
61,4 |
17 |
69,7 |
1 |
Приходится посевов (посадки) соответствующих культур, га |
|
|
|
|
|
на один комбайн |
|
|
|
|
|
зерноуборочный |
82,9 |
83,7 |
114,0 |
137,5 |
399 |
кукурузоуборочный |
40,9 |
16,3 |
58,0 |
141,8 |
2008 |
Рассчитано по: http://dagstat.gks.ru.
Большинство сельхозтехники прослужило более 10 лет. Так, тракторы со сроком эксплуатации более 10 лет составляют - 58,2 %, зерноуборочные комбайны - 74,5 %, кормоуборочные комбайны - 91,8 % от их общего количества. При этом тракторы до трех лет эксплуатации составляют 13,8 % (в 2012 г. - 11 %), зерноуборочные комбайны - 3,7 % (3,1 %), кормоуборочные комбайны - 4,1% (2,7 %) от их общего количества.
В 2013 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями РД за счет всех источников инвестирования было приобретено 404 ед. различной сельскохозяйственной техники на сумму 755,7 млн руб. в том числе 122 ед. тракторов, 14 ед. зерноуборочных комбайнов, один кормоуборочный комбайн и 7 ед. прочих комбайнов [1].
В совокупной сумме инвестиций на техническую модернизацию кредитные ресурсы составляют 71,2 %, лизинг - 19,4 % и средства муниципальных образований - 1 %. Лишь 8,3 % всех инвестиций представляют собой собственные средства сельхозпроизводителей. Собственные средства в основном использовались для приобретения недорогой техники. Средняя цена единицы техники приобретаемой за кредитные ресурсы в шесть раз выше, чем единицы техники приобретаемой за собственные средства.
Несмотря на реализацию мероприятий программы, направленных на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, продолжается сокращение парка сельскохозяйственной техники. Частично это компенсируется приобретением энергонасыщенной высокопроизводительной техники и внедрением ресурсосберегающих технологий, использующих комбинированные почвообрабатывающие и посевные агрегаты.
Так, в 2013 году приобретено 24 ед. энергонасыщенных тракторов, в том числе 23 ед. зарубежного производства, 6 ед. высокопроизводительных зарубежных зерноуборочных комбайнов, 60 ед. комбинированных агрегатов, посевных комплексов, а также комплексов машин для производства картофеля, томатов и кукурузы, благодаря которым на площади более 20 тыс. га внедрены современные ресурсосберегающие технологии.
Для реализации приоритетного республиканского проекта «Эффективный АПК» необходимо в максимально короткий срок обновить парк сельскохозяйственной техники. Поэтому принятие мер государственной поддержки технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства и их эффективное оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям в настоящее время наиболее актуально.
Правительством Республики Дагестан было принято постановление от 8 апреля 2011 года № 97, предусматривающее предоставление субсидий из республиканского бюджета на возмещение части расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники. Это позволило стимулировать привлечение внебюджетные инвестиции на обновление машинно-тракторного парка сельскохозяйственных товаропроизводителей. В 2013 г. в рамках данной меры оказана государственная поддержка в объеме 16 500,0 тыс. рублей 25 хозяйствующим субъектам, которые приобрели 63 ед. сельскохозяйственной техники, в том числе 25 ед. тракторов и 3 ед. зерноуборочных комбайна.
Предусмотренные объемы финансирования мероприятий технической и технологической модернизации в 2013 году из республиканского бюджета не были исполнены [5].
Преимущественное преобладание в сельскохозяйственном производстве республики малых форм хозяйствования диктует создание рынка механизированных услуг. Наличие рынка механизированных услуг даст возможность этим категориям сельхозпроизводителей применить при производстве сельскохозяйственной продукции высокотехнологичную и энергонасыщенную технику.
Наиболее эффективным инструментом создания экономических условий стимулирующих инвестиций в развитие рынка механизированных услуг (создание и развитие машинно-технологических станций) является субсидирование части их затрат на приобретение сельскохозяйственной техники [5].
На сегодня для большинства МТС и мехотрядов приобретение техники даже на основе кооперации остается весьма сложным. Поэтому стартовые условия для их развития создаются с участием республиканского и муниципальных бюджетов по следующей схеме: лизингодатель поставляет МТС и мехотрядам технику на условиях лизинга, а муниципальные власти решают вопросы, связанные с оплатой первоначальных платежей и обеспечением договоров лизинга.
При этом в зонах обслуживания этих формирований будет сосредоточено 249,9 тыс. гектаров пашни и 26,7 тыс. гектаров многолетних насаждений, что составляет 52 и 38 процентов соответственно к их общей площади.
Следует активизировать работу по технической модернизации отрасли с использованием механизмов республиканского лизинга (ОАО «Дагагроснаб») и федерального аграрного лизинга (ОАО «Росагролизинг»), показавших свою эффективность и широко востребованных сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, в качестве главного инструмента проведения технической модернизации отрасли предусматривает федеральный аграрный лизинг (оператор ОАО «Росагролизинг»).
Функции регионального оператора ОАО «Росагролизинг» для организации поставок техники по федеральному лизингу на территории Республики Дагестан возлагаются на ОАО «Дагагроснаб», который заключает договоры лизинга с ОАО «Росагролизинг» и отпускает технику хозяйствующим субъектам агропромышленного комплекса по договорам сублизинга. Для организации поставок в республику техники за счет данного источника возможно предоставление региональному оператору государственных гарантий Республики Дагестан в порядке, установленном Законом Республики Дагестан от 11 марта 2009 года № 9 «О государственных гарантиях Республики Дагестан». В принципе для удешевления услуг федерального аграрного лизинга следует открыть в республике представительство Росагролизинга [1].
Положительно то, что госпрограмма предусматривает привлечение к обновлению парка машин субсидируемых кредитных ресурсов, в том числе под залог приобретаемой техники и/или оборудования. На работу с субсидируемыми кредитами преимущественно нацеливаются крупные сельскохозяйственные предприятия, способные не только возвращать кредиты, но и имеющие условия для обеспечения сохранности и организации эффективной эксплуатации приобретаемой техники, так как эта техника закладывается в качестве обеспечения кредитного договора.
В 2013 году была продолжена работа по привлечению средств федерального аграрного лизинга. С использованием данного механизма государственной поддержки сельхозпроизводителями закуплено 66 ед. сельскохозяйственной техники на сумму 91 300,0 тыс. руб. (в 2012 г. - 47 ед. на 38 600,0 тыс. руб.), в том числе 32 трактора и один зерноуборочный комбайн.
С использованием средств республиканского бюджета Республики Дагестан, направленных на обеспечение АПК продукцией машиностроения и племенного животноводства на условиях финансовой аренды (лизинга), в 2013 году приобретено и передано хозяйствующим субъектам 34 ед. сельскохозяйственной техники на сумму 55 400,0 тыс. руб., в том числе 17 ед. тракторов (13,9 %, от общего количества тракторов, приобретенных в 2013 г.), 4 ед. зерноуборочных комбайна (28,6 % от общего количества зерноуборочных комбайнов, приобретенных в 2013 г.) и один кормоуборочный комбайн [11].
В 2013 г. Россельхозбанк выделил кредиты на закупку сельскохозяйственной техники на 538,2 млн руб., за счет которых сельскохозяйственные товаропроизводители приобрели 171 ед. различной сельскохозяйственной техники, в том числе 31 трактор (28 % от общего количества в 2013 г.), 5 зерноуборочных комбайнов (36 % от общего количества зерноуборочных комбайнов).
Как уже отмечалось выше, в последние годы парк сельхозтехники обновлялся за счет высокопроизводительной зарубежной техники. В связи с санкциями Запада и повышением курса иностранной валюты сейчас полагаться на эти путь технической модернизации не представляется возможным. Необходимо разработать программу импортозамещения сельхозтехники и полнее использовать потенциал промышленных предприятий республики.
Рецензенты:
Магомаев М. М., д. э. н., профессор кафедры «Экономика труда и управление персоналом» ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала;
Шахбанов Р. Б., д.э.н., профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета» ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала.
Библиографическая ссылка
Магомедов А.М. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ ПРОИЗВОДСТВУ РЕГИОНА НЕОБХОДИМА ТЕХНИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18838 (дата обращения: 12.10.2024).