Особую роль в развитии взаимоотношений Русской Православной и Римско-католической церквей в этот период сыграл вопрос об униатской (грекокатолической) церкви. Униатская (грекокатолическая) церковь Украины, а также Белоруссии были созданы в 1596 году в результате заключения Брестской унии. В 1946 году на Львовском соборе было принято решение о прекращении существования униатской церкви, как организации, скомпрометировавшей себя в годы Великой Отечественной войны пособничеством фашизму [2]. Во второй половине 1980-х годов проблема униатской церкви возникает вновь. Определенный интерес к ней проявляют на Западе. В этом отношении показательной является беседа между Председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР К. М. Харчевым и Послом США в СССР Д. Мэтлоком, состоявшаяся 10 февраля 1988 года [3]. В ходе беседы Мэтлок интересовался отношением государства к проблеме униатской церкви. По его словам, этот «вопрос волнует общественность не только в США, но и в других странах Запада» [2]. Д. Мэтлок также заявил, что «выражая точку зрения американцев, которые считают основной проблемой свободное вероисповедание для существующих униатских обществ, он никоим образом не хотел бы оказывать давления» [2]. К. М. Харчев пояснил, что «вопрос об униатской церкви Советом по делам религий рассматривается как внутрицерковный, т.к. вопрос, касающийся взаимоотношений Русской Православной и Римско-католической церквей». Он также подчеркнул, что «в этом контексте создающаяся на Западе шумиха вокруг вопроса регистрации униатской церкви и в этой связи о якобы имеющих место нарушениях прав верующих в Советском Союзе отнюдь не способствует улучшению международного климата» [2]. При этом ситуация, которая складывалась на территории Западной Украины, только усложнялась с течением времени. Межнациональные противоречия здесь значительно усиливались начавшимися конфликтами между православными и представителями униатских общин.
В Русской Православной церкви начавшийся процесс восстановления униатской церкви и развитие конфликтной ситуации на территории Западной Украины вызывали серьезную обеспокоенность. На состоявшемся 28-31 марта 1988 года в Москве предсоборном архиерейском совещании, епископат «Русской Православной церкви единодушно осудил действия экстремистки настроенных представителей духовенства и околоцерковных элементов, которые, как отмечалось, могут "привести к конфронтации между церковью и государством"» [4].
Очень часто объектом конфликта становились храмы Русской Православной церкви. Некоторые из них ранее принадлежали униатской церкви. В 1989 году председателю отдела внешних церковных сношений архиепископу Кириллу поступило обращение прихожан храма Рождества Христова в городе Нестерове Львовской области. В этом обращении говорилось о том, что храм Рождества Христова решением уполномоченного Совета по делам религий т. Решетило передается католикам. Прихожане просили, чтобы принадлежность храма была определена четырехсторонней комиссией [5, л. 48]. В состав четырехсторонней смешанной комиссии должны были войти представитель Ватикана, представитель Московского патриархата и представители католиков восточного обряда и православных Западной Украины [6, л. 6].
30-31 января 1990 года на Архиерейском Соборе Русской Православной церкви обсуждалась обстановка, сложившаяся на территории Западной Украины. Архиерейский Собор выразил протест «против незаконных действий местных органов власти во Львовской, Иваново-Франковской и Тернопольской областях, а также против попустительских действий уполномоченных Совета по делам религий этих областей» [5, д. 49]. В своем обращении к Первому Заместителю Председателя Верховного Совета СССР Лукьянову, патриарший эрзах всея Украины митрополит Киевский и Галицкий Филарет, а также архиепископы Ивано-Франковский и Коломыйский Макарий, Львовский и Дрогобычский Ириней, Тернопольский и Кременецкий Лазарь отмечали, что нарушение законности и насильственные захваты православных храмов на территории Западной Украины продолжаются, несмотря на договоренности между Русской Православной и Римско-Католической церквями, которые были утверждены Иоанном-Павлом II 25 января 1990 г. и Архиерейским собором РПЦ 30-31 января 1990 г. Данные договоренности стали результатом встречи представителей Русской Православной и Римско-католической церквей, состоявшейся в Москве 12-17 января 1990 года. Инициатором этой встречи стала Русская Православная церковь. Она была посвящена проблеме положения католиков восточного обряда в Западной Украине, а также последствиям развития данной ситуации для православных. Результатом этой встречи стали выработанные совместно «Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда в Западной Украине» [11].
Представители Русской Православной церкви утверждали, что обострение ситуации связано с деятельностью «комитета по защите прав Украинской католической церкви (Иван Гель), «Руха», «Украинского хельсинского союза» и других неформальных организаций [5, л. 49]. В обращении приводятся данные по захвату православных храмов и правонарушениям по трем областям Западной Украины, а именно - Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской в период с октября 1989 по январь 1990 года. Больше всего подобных эпизодов приводится по Львовской области. В обращении описаны 32 случая насильственного захвата храмов, а также угроз в адрес православных священнослужителей. По Ивано-Франковской и Тернопольской областям приводятся 6 и 5 эпизодов соответственно. Особый акцент в обращении сделан на то, что местные партийные органы власти, а также представители милиции и КГБ либо занимали позицию наблюдателей, предпочитая не вмешиваться в конфликты, либо принимали сторону униатов, отказывая в поддержке православным верующим [7]. В некоторых случаях местные власти выступали за то, чтобы православные и униаты использовали храмы поочередно для проведения своих служб. Однако подобное решение не устраивало обе конфликтующие стороны. Подобная ситуация, например, имела место в городе Ходоров, а также в селе Лисовичи Стрыйского района Львовской области [5, л. 51]. Особое возмущение православных верующих вызывал тот факт, что захват православных храмов осуществлялся, несмотря на наличие действующих католических церквей. В качестве примера приводится уже упоминаемая ситуация в городе Нестеров Львовской области, где православные лишились храма Рождества Христова, хотя в городе были действующие католические церкви [5, л. 52]. В обращении также неоднократно указывается на тот факт, что местные власти не дают возможность православным озвучить свою позицию в средствах массовой информации, в первую очередь, на местном телевидении, притом, что униатам подобная возможность предоставляется [5, л. 51, 57].
Сложившаяся ситуация негативно сказалась на положении православных священников. В их адрес звучали угрозы, а в ряде случаев и обвинения в том, что они «коммунисты с партбилетами», «кэгэбисты с пистолетами» [5, л. 51-58]. При этом угрозы иногда сопровождались и физическим насилием. Например, 13 декабря 1989 года Архиепископу Львовскому Иринею были нанесены побои, в конце декабря настоятелю Гошевского монастыря игумену Серафиму были нанесены ножевые ранения [5, л. 50, 57]. Представители Русской Православной церкви подчеркивали, что униаты разжигают национальную и религиозную вражду, а некоторые из униатских священников ведут «антисоветскую проповедь». В обращении высказываются опасения, что эти конфликты могут со временем «перерасти в более крупные столкновения на религиозной почве с применением оружия» [5, л. 55, 57-58].
1 февраля 1990 года состоялась встреча постоянных членов Священного синода и других иерархов Русской Православной церкви с Первым Заместителем Председателя Верховного Совета СССР Лукьяновым. Она была посвящена положению церкви в различных регионах страны, в том числе в западных областях Украины, а также прекращению межнациональных конфликтов [6, Л. 1-58]. В ходе беседы митрополит Киевский и Галицкий Филарет заявил, что, несмотря на имеющиеся договоренности, на территории Западной Украины «местные органы власти, действуя вместе с Советом по делам религий при Совете Министров УССР, санкционируют эту передачу незарегистрированным общинам католиков восточного обряда, сами участвуют в передачах» [6, л. 4]. Филарет особо обращал внимание на то, что по сравнению с 1939 годом соотношение католиков и православных в западных областях Украины существенно изменилось. По его словам, если в «1939-1945 годах действительно большинство было католиков, то за эти минувшие пятьдесят лет произошли очень большие перемены. И приблизительное социологическое изучение дает совершенно иную пропорцию: один к пяти в пользу православных». «Даже если эти цифры завышены, и то мы имеем дело с паритетными группами», - заявил он [6, л. 7]. Филарет также высказал следующие опасения: «Реальность Западной Украины частично разрушила (и у нас есть опасения, что она может полностью разрушить) тот механизм, который с колоссальным трудом мы создали через диалог с католической церковью» [6, л. 8].
Архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Макарий высказал мнение, что позиция местных властей обусловлена их боязнью «Руха» [6, л. 7]. Представители Русской Православной церкви заявили, что смогут повлиять на ситуацию, только в том случае, если не будет вмешательства со стороны властей, направленного на поддержку униатов. Лукьянов, со своей стороны, заверил представителей Русской Православной церкви в неизменном характере отношений с ней [6, л. 9].
На территории Западной Украины сложилась ситуация, когда местные партийные и советские органы власти, а также правоохранительные органы встали на защиту униатской церкви. Представители Русской Православной церкви в своих обращениях в центральные органы власти, пытаясь найти поддержку, делали упор на то, что растет негативное отношение к России, усиливается национализм, происходит насильственное окатоличевание населения. Следует отметить, что в ЦК КПСС разделяли некоторые опасения, которые высказывали представители Русской Православной церкви. Например, еще в 1986 году А. Н. Яковлев, зав. Отделом пропаганды ЦК КПСС, в ходе обсуждения вопроса о противодействии зарубежной клерикальной пропаганде в связи с 1000-летием введения христианства на Руси, заявил, что Ватикан стремится усилить свое влияние [8, л. 1]. Председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР К. М. Харчев заметил, что «объектом своей пропаганды зарубежные антисоветские, клерикальные центры избрали не только верующих, но и церковь, стремясь воздействовать на ее иерархию, чтобы столкнуть ее с лояльных позиций в отношении государства» [8, л. 2].
В августе 1989 года Председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР Ю. Н. Христораднов писал, что «последнее время существенно активизируется деятельность Ватикана и буржуазно-националистической эмиграции Запада с целью возрождения на Украине униатской церкви и повышения эффективности деятельности католической церкви в Белоруссии». Недовольство вызывало и то обстоятельство, что «Ватикан в одностороннем порядке принял решение о назначении епископа католической церкви в Белоруссии». По мнению Христораднова, решение «униатской проблемы» может быть связано «с установлением приемлемого для нас порядка согласования назначений иерархов церквей на территории Советского Союза» [9, л. 39-40]. Для обсуждения этих вопросов был организован ряд встреч в Верховном Совете СССР и в Совете по делам религий, в которых приняли участие члены Синода Русской Православной церкви, представители Ватикана (Шловенц), католической церкви Польши (Домбровский) [9, л. 40]. Христораднов предложил следующее: во-первых, «организовать соответствующее обращение Патриарха Пимена к руководству Римско-католической церкви и направить делегацию представителей Синода РПЦ во второй половине августа в составе митрополитов Минского и Белорусского Филарета, Киевского и Галицкого Филарета, Крутицкого и Коломенского Ювеналия для переговоров с Ватиканом по проблемам униатской и католической церквей Украины и Белоруссии»; во-вторых, «предусмотреть возможность приглашения представителей Ватикана в СССР для соответствующей консультации и дальнейшего развития контактов»; и, в-третьих, «поручить руководству Украинской и Белорусской СССР дополнительно рассмотреть совместно с Советом по делам религий вопросы упорядочения деятельности религиозных организаций» [9, л. 40]. Эти предложения были поддержаны в отделах ЦК КПСС, а также в МИД СССР и КГБ СССР.
Русская Православная церковь в свою очередь выступила с инициативой начать диалог с Ватиканом по униатскому вопросу. 25 августа 1989 года делегация Русской Православной церкви во главе с митрополитом Киевским и Галицким Филаретом вручила папе Иоанну Павлу II личное послание патриарха Пимена. В послании содержались следующие предложения: «обнародовать в Москве и Риме пастырские послания и решения, в которых христиане восточного обряда (униаты) призывались бы и благословлялись быть чадами РПЦ под окормлением Патриарха Московского и всея Руси, а духовенство, действующее подпольно, объявлялось бы непризнанным». При этом «патриарх обещает всемерно содействовать благоприятному решению проблем Римско-католической церкви в СССР» [10, л. 96]. Зам. зав. Идеологическим отделом ЦК КПСС А. Я. Дегтярев отмечал, что «руководство РПЦ на самом высоком уровне заявило о твердости и однозначности своей позиции в отношении украинских униатов. При этом недвусмысленно продемонстрировало, что негативное отношение со стороны ватиканского руководства к предложениям, выдвинутым РПЦ, может поставить под вопрос межцерковный диалог между католической и всеми православными церквями» [10, л. 96]. Папа Иоанн Павел II во время беседы с членами делегации заявил «о законности существования католических церквей восточного обряда на Украине и о том, что Рим является гарантом для последователей униатской церкви». Также он «высказал убеждение, что в результате перестроечных процессов, особенно после принятия нового законодательства о свободе совести, униатская проблема «разрешится сама собой» [10, л. 97]. В ходе визита состоялась также встреча делегации с государственным секретарем Ватикана кардиналом Казароли. Он заявил о необходимости разделить «разрешение униатской проблемы: отдельно рассматривать деятельность униатов на территории СССР и за рубежом». Согласно мнению А. Я. Дегтярева, «этот шаг кардинала можно расценить как некую готовность к поиску компромиссных решений. Вместе с тем осталось неясным, насколько его точка зрения сможет повлиять на позицию Ватикана в целом, которую в конечном итоге определяет глава Римско-католической церкви» [10, л. 97].
В конце 1980-х - в начале 1990-х годов изменение ситуации в стране потребовало выработки определенных принципов, на которых могли бы строиться межконфессиональные отношения. В Русской Православной церкви эта необходимость прекрасно осознавалась, что способствовало целому ряду шагов в этом направлении. В 1993 году была образованы специальная комиссия, куда вошли представители Синода и богословы. Она должна была подготовить документ, в котором определялись бы основные принципы отношения Русской Православной церкви к инославию. Однако подобный документ был принят лишь спустя несколько лет, в 2000 году. В этом году состоялся Юбилейный Архиерейский собор, на котором был принят документ «Основные принципы отношения Русской Православной церкви к инославию». В этом документе говорилось, что отношения Русской Православной церкви с инославными христианскими объединениями должны осуществляться на основе следующих принципов, а именно - братского сотрудничества и партнерства для координации деятельности в общественной жизни, совместного отстаивания христианских морально-нравственных ценностей и идеалов, служения общественному согласию. При этом подчеркивалось, что на канонической территории Русской Православной церкви должен быть прекращен прозелитизм [1].
Отношение к унии со стороны Русской Православной церкви всегда было достаточно негативным. Начавшееся в 1980-е годы восстановление униатской церкви, существенно осложнило отношения между Русской Православной и Римско-католической церквями. Помимо этого, даже имевшие место попытки найти компромисс в решении этой проблемы, наталкивались на то, что ситуация на территории Западной Украины плохо поддавалась контролю. В связи с этим достигнутые договоренности по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда, оставались по сути дела, нереализованными. Немаловажную роль в этом сыграли и местные органы власти, позиция которых не только не содействовала снижению уровня напряженности, но и провоцировала, в некоторых случаях, новые конфликты.
Рецензенты:
Морозов С. Д., д.и.н., профессор кафедры истории и философии Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, г. Пенза;
Белоусов С. В., д.и.н., доцент, зав. кафедрой всеобщей истории, историографии и археологии Пензенского государственного университета, г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Королева Л.А., Королев А.А., Мику Н.В., Моисеев И.С. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ И РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВЕЙ В 1980 – 1990 ГОДЫ ПО ВОПРОСУ УНИАТСКОЙ ЦЕРКВИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18836 (дата обращения: 13.09.2024).