1. Этико-аксиологический компонент, предусматривающий выявление и всестороннее использование этико-гуманистического потенциала образовательной среды и стимулирующий активность субъектов образовательного процесса по присвоению гуманистических ценностей. Период обучения в вузе, по мнению ученых, является периодом наиболее активного развития нравственных чувств, периодом, характеризующимся повышенным интересом к моральным проблемам. Как отмечает Д. В. Зиновьев, наиболее важными являются для студентов именно проблемы морально-этического плана: 20,7% студентов назвали причинами конфликтов, происходящих между ними, проблемы морально-этического характера [9]. Поэтому одним из основных компонентов общегуманитарного базиса образования является этико-аксиологический компонент, который способствует актуализации ценностной ориентировки в многообразии информационных потоков, этических образцов, моделей самореализации в современном российском обществе, обеспечивает последовательное присвоение студентами гуманистических ценностей, интегрированных в ценностную картину мира, формирует умение осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в динамических жизненно значимых ситуациях. В аксиологически ориентированной среде образовательного учреждения происходит интерсубъектный процесс присвоения ценностей, накапливается опыт ценностного самоопределения, способствующего гармоничному вхождению личности в контекст социокультурного окружения, ее самореализации. Как отмечал С. И. Гессен, «без мировоззрения как жизненного отношения субъекта к мировому целому, отношения, включающего в себя наряду с представлением о мире и оценку его с точки зрения ценностей, а значит, и некий жизненный идеал, без такого мировоззрения нет самосознания, а стало быть, нет и бытия человека как личности» [1]. Этико-аксиологический компонент направлен на интериоризацию ценностей из разряда потенциальных (общественные ценности-идеалы) в разряд актуальных (ценностные ориентации личности) в процессе ценностно-рациональной интеллектуальной и практической деятельности репродуктивного и продуктивного характера. Для эффективной реализации этого компонента необходимо определить основные системообразующие ценности и мотивы становления личности на каждом этапе профессиональной подготовки, выявить взаимосвязи в структуре всей ценностно-мотивационной сферы обучающихся.
2. историко-амплификативный компонент, направленный на воспитание чувства ответственности по отношению к традициям, исторической памяти, современности, к будущему цивилизации; на осознание единства традиций и новаций как важнейшего условия сохранения человеческой цивилизации. Предполагает рассмотрение проблем, объектов, явлений, процессов в их возникновении, становлении и развитии, постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимание как общих закономерностей истории, так и своеобразия конкретных обстоятельств. Способствует лучшему пониманию внутренней динамики современных социокультурных процессов и явлений, помогает определить уровень и направление их развития, развивает способности прогнозирования возможных направлений их исторической эволюции и выбора из веера возможных вариантов одного из направлений развития, соответствующего целям и ценностям исторически определенного типа общества.
3. Философско-методологический компонент, предусматривающий выявление и всесторонний анализ философского содержания различных теоретических положений, способов согласования концептуальных структур с физической реальностью. Формирует способы мышления и деятельности, т.е. процедуры рефлексивного характера. Современная цивилизация характеризуется новым типом социокультурного образования, в рамках которого главным является подготовка к овладению методами и содержанием познания, поэтому целью обучения выступает не только получение самого результата, а прежде всего овладение методами деятельности, ее средствами. Это обусловливает необходимость отражения в содержании профессионального образования вопросов формирования методологической культуры, включающей методы познавательной, профессиональной, коммуникативной и аксиологической деятельности. Этот компонент приобретает особенно важное значение в связи с формированием на современном этапе развития науки новой эволюционно-синергетической картины мира, требующей освоения понятийно-категориального аппарата эволюционной концепции научной картины мира, характеризующегося таким уровнем обобщения и систематизации научного знания, при котором наиболее полно представляется взаимосвязь конкретно-научных концепций и философии.
4. Интеракционно-гностический компонент, предусматривающий интеграцию на уровне освоения разных в онтологическом отношении способов познания мира, формирование целостной структуры категориального аппарата мышления будущего специалиста, позволяющего теоретически осмысливать систему «человек - мир» на разных уровнях ее функционирования. При этом формируется целостная система ценностно-смысловых установок, определяющих ментальность будущего специалиста, сквозь призму которой происходит осознание быстро меняющегося мира и места человека в нем; развитие ценностно-смыслового отношения к каждой проблеме (глобальной или локальной, массовой или индивидуальной), видения ее внутреннего человеческого смысла, понимание многогранности окружающего мира, его неоднозначности. Способствует развитию адаптационных свойств личности в условиях динамичной трансформации социокультурной, биологической и информационной среды.
5. Интегративно-аппликативный компонент, призванный способствовать формированию межсистемных ассоциаций, которые согласно В.Ф. Ефименко [8] являются обобщениями высшего порядка и лежат в основе мировоззренческих взглядов и убеждений. Выявляются и исследуются научные и историко-культурные корреляции между явлениями и процессами, между формированием различных областей знания и культуры, устанавливаются общие принципы их развития, прослеживаются логика и специфика историко-культурных взаимосвязей по синхронизационным и корреляционным компонентам, производится анализ генезиса, эволюции и генерализации идей, понятий, терминов как в рамках изучаемой науки, так и в различных областях знания. Способствует формированию и развитию системного мышления, умения видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений, развитию способности использовать знания из разных областей в видах деятельности, связанных с профессией, видеть и решать общие проблемы, возникающие на стыке различных областей. Является одним из интегрирующих, синтезирующих факторов, способствующих формированию целостной личности каждого выпускника вуза.
6. сенситивно-рефлексивный компонент, cпособствующий формированию эстетической и эмоционально-мотивационной сферы студентов, развитию общей и гуманитарной культуры, системы личных ценностей на основе взаимосвязи, существующей между знаниями и переживаниями. Гуманитаризация образования предполагает прежде всего формирование у человека особой формы отношения к окружающему миру и самому себе, к своей собственной деятельности в нем. Причем в этом смысле гуманитаризация образования означает значительное усиление эмоциональных компонентов обучения, чему практически не уделяется внимание - все образование направлено на развитие интеллектуальной сферы обучаемых. Между тем, как доказано учеными-психологами, не знания, а эмоции составляют ядро личности. Исследования показывают, что 90% клеток коры головного мозга «работают» именно на эмоциональную сферу человека. Целенаправленное насыщение учебно-воспитательного процесса интеллектуальными, моральными и эстетическими эмоциями, адекватными его целям, задачам и содержанию, способствует формированию аксиологических и эстетических регулятивов познавательной, социальной и профессиональной деятельности.
7. Эколого-активационный компонент, основанный на эколого-интегративном подходе к изучению всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности в природе и обществе и направленный на формирование эколого-аксиологического подхода к будущей профессиональной и гражданской деятельности на основе концепции коэволюции природы и общества. Развивает профессионально-экологическую готовность будущего специалиста - генерализованную систему личностных и когнитивно-процессуальных свойств личности, распространяющуюся на все личностные и профессиональные качества. Философско-методологический анализ объективных условий и субъективных факторов современной экологической ситуации неизбежно приводит к постановке проблемы качественного преобразования старых ценностей, формирования принципиально новых идеалов и целей на базе экологического мышления, без чего невозможно дальнейшее позитивное развитие цивилизации и формирование человека экологичного.
8. Антропогностический компонент, учитывающий, что гуманитарная парадигма в образовании предполагает познание человеком в процессе обучения не только законов природы и общества, но и самого себя с антропологической, человеческой позиции, познание человеком самого себя - своей уникальной человеческой сущности, своей истории и своего нынешнего состояния, своей психологии и закономерностей формирования своей личности, познание отношений между людьми, целей и средств человеческого общения в многообразии его форм, т.е. в конечном счете - самопознание себя как личности.
9. Информационно-аналитический компонент, учитывающий особенности становления и творческого развития личности в условиях новой парадигмы информатизации человеческого общества и предусматривающий формирование навыков и умений дифференциации информации, самостоятельной выработки критериев оценки информации, умения анализировать и интерпретировать разные точки зрения, создание четких способов отбора ценной информации. Предусматривает овладение студентом общей системой способов ориентации в динамически изменяющихся потоках информации, алгоритмами поиска и аналитико-синтетической переработки, извлечения и оценки информации, преобразования найденной информации, а также формирование умения постоянно пополнять и достраивать свою личностную систему знаний. Обусловлен изменением инструментальной и содержательной части информационной деятельности, значительным расширением массива доступных деятельностных процедур в широком спектре целесообразного преобразования окружающего мира человеком. Предусматривает создание в образовательном учреждении информационно-развивающих сред на базе современных информационных технологий и компьютерных телекоммуникаций.
10. Креативно-развивающий компонент, выражающийся в создании условий для творческого самовыражения личности в разнообразных видах деятельности, как учебной, так и внеаудиторной. Способствует формированию таких качеств личности, как способность к анализу различных мнений, взглядов, позиций, научных подходов, синтезу, сравнению, установлению причинно-следственных связей. Направлен на формирование компетентных и личностно развитых профессионалов, которые не будут ждать указаний и инструкций, а вступят в самостоятельную социальную жизнь и в профессиональную деятельность с уже сложившимся творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным потенциалом. Подразумевает развитие способности к дивергентному мышлению, создание внутренней мотивации к нестандартной деятельности, включает когнитивные, мотивационные, личностные компоненты.
11. Личностно-вариативный компонент, подразумевающий использование личностно-ориентированной, вариативной педагогики, педагогически обоснованных внешних воздействий, которые приведут каждого студента к профессиональной самоструктуризации, индивидуализированной в зависимости от типа мышления и психологических особенностей студента. Компонент основан на принципах поливариантности и многообразия, предусматривает создание условий для более полного проявления способностей студентов в избранных ими формах деятельности, организуемой с учетом их ценностных ориентаций и интересов.
12. Регионально этнический компонент, предусматривающий учет становления, самоопределения, саморазвития личности в условиях конкретной регионально-этнической среды. Направлен на формирование индивида, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований. базируется на принципах этнокультурной идентификации и интеграции в мировое сообщество. Необходимость введения этого компонента обусловлена тем, что в условиях современных социокультурных изменений, глобализации мировых процессов и культурной конвергенции остро стоят проблемы формирования поликультурной личности - человека, ориентированного через свою культуру на другие, обладающего целостным мировоззрением, развитым историческим, географическим, правовым, художественно-эстетическим сознанием. Попытки решения этих вопросов поставили перед системой образования проблему адаптации образования к конкретным условиям региона с учетом этнического состава его жителей при сохранении фундаментальных основ педагогической науки и централизованного управления педагогическим процессом. При этом процесс социализации и интериоризации личности немыслим без глубокого усвоения общечеловеческих ценностей, знаний особенностей проявления различных культур в едином российском социальном пространстве. Модернизация образования выдвигает идею непрерывности, пересмотра содержания образования, в том числе и этнорегионального, через согласованность знаний, умений и навыков, получаемых человеком на разных уровнях личностного и профессионального становления. Непрерывное этнорегиональное образование способствует этноличностному развитию каждого субъекта образовательного процесса, передаче ему духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями.
13. Культурно-инфузионный компонент, решающий задачу обучения «общению культурой», так как развитие современных информационных технологий с неизбежностью приводит к взаимодействию и взаимопроникновению ранее обособленных культур, в связи с чем любое профессиональное образование становится поликультурным. Обусловлен осознанием того, что глобальное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственных разным нациям, так как на фоне интеграции и интернационализации различных сфер деятельности на первый план выступает способность человека к адаптации в поликультурном обществе. Это выдвигает перед системой образования проблему формирования у студентов кросс-культурной грамотности, освоения равных по содержанию и возможностям моделей коммуникации для всех субъектов, вступающих в межкультурный контакт, навыков общения в межкультурном пространстве на основе познания достижений общечеловеческой культуры, признания равноправия и равноценности различных культур и воспитания толерантного отношения к чужой культуре. При этом специалисту необходимо быть психологически готовым к деятельности в новых социокультурных условиях, уметь вести диалог, соблюдая нормы культурной и деловой этики, принимать оригинальные и адекватные ситуациям решения, видеть перспективы и планировать стратегии и тактики развития межличностного взаимодействия. Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г., «в интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества» [2]. Отметим, что эффективный процесс межкультурной коммуникации предполагает приоритет культурных универсалий над культурным разнообразием, так как именно культурные универсалии могут обеспечить глобальный диалог культур в их историческом развитии.
14. Когнитивно-коммуникативный компонент, предусматривающий формирование на вербально-семантическом, когнитивном и прагматическом, мотивационном уровнях как первичной, так и вторичной языковой личности, владеющей опытом ролевой самоорганизации в ситуациях общения, способной к преодолению фоновых барьеров различного рода (культурных, языковых и прагматических) для достижения своих стратегических и тактических целей. Учитывает изменение коммуникативной культуры в условиях глобализации процессов и явлений, формирование единого информационного пространства, что приводит к принципиально иным формам и содержанию личных и профессиональных связей.
15. Аппликативно-валеологический компонент, предусматривающий формирование культуры здоровья как интегральной характеристики личности, необходимой для успешной реализации индивидуальных профессиональных и жизненных планов. Направлен на создание действенной мотивации на ведение здорового образа жизни, прививает культуру самостоятельного совершенствования собственного психоэмоционального статуса, здоровьеориентированного поведения и деятельности с учетом индивидуально-личностных потребностей.
16. Психолого-адаптивный компонент, предусматривающий овладение методами психологической саморегуляции как структурной единицы всесторонней профессиональной подготовки будущих специалистов, активного управления собственными психологическими состояниями и реакциями, освоение методов самосовершенствования механизмов личностной регуляции поведения и деятельности, оперативной эмоционально-психологической перестройки в соответствии с ситуацией. Обусловлен необходимостью постоянной корректировки психоэмоционального статуса в отличающихся высокой динамичностью современных условиях, в которых стандартизация поведения не может обеспечить эффективность психологической и социальной адаптации.
17. Социально-адаптивный компонент, направленный на обучение методам социальной адаптации, в том числе - профессиональной, овладение способами и средствами самосовершенствования операциональных характеристик своего поведения и деятельности, развитие навыков социально-психологической оценки ситуаций взаимодействия и воздействия. Призван развивать адаптационную мобильность и социальную контролируемость, т.е. систему социально-психологических качеств, связанных с поведением человека в структуре межличностных и организационно-управленческих отношений в коллективе. Способствует формированию как соционормативной культуры, системы социальных позиций, взглядов, оценок и ориентаций, интегративных умений работать в команде, так и мотивационных установок к их применению в практической деятельности.
18. Социально-правовой компонент, решающий задачу формирования необходимых для жизни в современном обществе навыков социальной активности и функциональной грамотности, правовых установок отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. Предусматривает овладение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, обеспечивающими надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни; призван способствовать формированию личности, способной к адекватному применению социально-правовых знаний в разных областях профессиональной деятельности и готовой к активному участию в социальном прогрессе. Продолжающаяся с середины XX в. информационная революция охватывает сегодня все сферы не только производственной, но и социальной деятельности человека: формируется информационное единство всей человеческой цивилизации; реализуется свободный доступ каждого человека ко всем информационным ресурсам; превалирующими становятся гуманистические принципы управления обществом, основанные на прозрачности власти, всеобщем доступе к информации, демократичности принятия общественных решений. Подробно проблемы формирования социальной компетентности рассмотрены нами в [7].
19. Контемпорально-презентативный компонент, предусматривающий корреляцию содержания и структуры образовательной среды с современными мировыми тенденциями развития цивилизации, с культурными, политическими, социальными, экономическими реалиями общества на национальном, региональном и планетарном уровнях. Призван способствовать социализации личности, подготовке студентов к ориентации в кругу актуальных проблем современности и выработке соответствующих компетенций, интеграции общественных запросов и личных интересов, перспектив будущего специалиста в условиях глобализации социокультурного пространства.
Предлагаемая концептуально-теоретическая модель общегуманитарного базиса предусматривает формирование ключевых компетенций специалиста, которые можно сгруппировать по компонентам: этико-аксиологический, эколого-активационный (формируют ценностно-смысловые компетенции); историко-амплификативный, интегративно-аппликативный, культурно-инфузионный, регионально-этнический (формируют общекультурные компетенции); философско-методологический, интеракционно-гностический (формируют когнитивно-мировоззренческие компетенции); информационно-аналитический, когнитивно-коммуникативный (формируют информационно-коммуникативные компетенции); антропогностический, сенситивно-рефлексивный, аппликативно-валеологический, психолого-адаптивный (формируют компетенции личностного самосовершенствования); креативно-развивающий, личностно-вариативный (формируют учебно-познавательные компетенции); контемпорально-презентативный, социально-правовой, социально-адаптивный (формируют социально-коммуникативные компетенции). Формирование общегуманитарного базиса в предлагаемой нами концепции предусматривается как в целостном образовательном пространстве высшего учебного заведения, так и при изучении конкретных обязательных и элективных учебных дисциплин.
Рецензенты:
Белогуров А.Ю., д.п.н., профессор, заместитель директора ГБНУ «Московский институт развития образования», г. Москва;
Райцев А.В., д.п.н., профессор, декан физико-технического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Елканова Т.М. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕГУМАНИТАРНОГО БАЗИСА ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18809 (дата обращения: 25.04.2024).