На сегодняшний день лишь начинает формироваться целостное представление о причинах и механизмах физиологической метеочувствительности, субъективно слабо проявляющейся, но имеющей существенное адаптивное значение, являющейся, по сути, составляющей частью адаптации. Врожденное и приобретенное поведение обладает физиологической метеочувствительностью, которая усиливается по мере филогенетического усложнения поведенческой формы в пределах вида [1], а значит данное свойство прогрессивно. Такое усиление во многом определяется церебральными процессами, нормальная метеочувствительность которых формируется по законам перераспределения и способствует притуплению субъективного ощущения погоды [3, 4]. Выявленные закономерности указывают на явную прогрессивность нормальной метеочувствительности, однако требуют существенного уточнения в онтогенетическом плане и на фоне функциональных нагрузок.
Нужно отметить, что регуляторные и приспособительные аппараты человека должны быть очень эффективными не столько из-за типа погоды, сколько из-за их резкой смены. Именно контрастность погодных и климатических факторов оказывает сильнейшее воздействие на организм, тем самым, понижая работоспособность, ухудшая самочувствие, усугубляя у больных течение заболеваний. Метеопатические атмосферные эффекты подразделяются врачами на резко выраженные, выраженные и умеренные, в зависимости от того, насколько выражены межсуточные изменения метеорологических величин (температуры, давления и так далее).
Распространение метеочувствительности достаточно велико и может возникать при любых климатических условиях, тем не менее, чаще возникает при непривычных условиях климата. На некоторых людей погодная неустойчивость влияет так же, как и болезнь. Для обозначения таких людей существуют специальные термины - «метеопаты», либо «метеолабильные люди». Известно, что наиболее часто и остро на изменения климатических и метеорологических условий реагируют люди, для которых характерна подвижность нервной конституции, то есть люди с «высокой рецепторной восприимчивостью» или с «тонкой психикой», эти люди отличаются большей ранимостью и впечатлительностью и по жизни.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости своевременного выявления метеопатологических реакций, оценки их патологического влияния на функциональное состояние организма и выявление взаимосвязи с интенсивностью физических нагрузок, с целью разработки профилактических мероприятий, направленных на предотвращение развития и прогрессирования хронических заболеваний.
Целью данной работы является выявление взаимосвязи качественных и количественных нарушений сна с метеочувствительностью у здоровых испытуемых, образ жизни которых связан с занятиями физической культурой и спортом.
Материалы и методы. Обследовано 30 студентов, средний возраст 21,08±1,2 года. Из них 80 % - мужчины, 20 % - женщины. В эксперименте участвовали студенты ГБОУ ВПО Ростовского государственного медицинского университет и Академии физической культуры и спорта. Контрольная группа (10 человек) - студенты, не занимающиеся регулярно физической культурой и спортом. Первая экспериментальная группа (10 человек) - студенты, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом в оздоровительных целях по 40-60 минут в день 2-3 раза в неделю. Вторая экспериментальная группа (10 человек) - студенты тренерского отделения академии физической культуры и спорта, занимающиеся спортом ежедневно, профессионально.
Такое разделение на группы при постановке эксперимента было проведено с целью выявления взаимосвязи между исследуемыми параметрами и приверженностью к физическим нагрузкам. Для оценки метеочувствительности всем обследуемым было предложено заполнить анкету, состоящую из тринадцати вопросов, характеризующих лабильность к условиям окружающей среды.
Каждый положительный ответ оценивался в один балл, отрицательный в ноль баллов.
За низкий уровень метеопатии (болезненной метеочувствительности) принималась сумма положительных ответов до 30 % (4 положительных ответа), средний - от 31 до 50 % (от 4 до 6 положительных ответов), и высокий - более 50 % пунктов опросника (более 6 положительных ответов).Заполнение анкет проводилось в утренние часы дня, погодные условия которого характеризовались как неблагоприятные: наличие тумана, сильного ветра, пониженного атмосферного давления. Качественные характеристики метеолабильности оценивались по субъективным жалобам исследуемых, и по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы проводилось измерение частоты сердечных сокращений, артериального и пульсового давления.
С целью выявления у обследуемых качественных и количественных нарушений сна, им было предложено заполнить несколько анкет, характеризующих разные составляющие сна: анкету гигиены качества сна, анкету качества сна, а также шкалу сонливости (Epworth).
Шкала качества гигиены сна уточняет степень нарушений основных правил сна. Каждому вопросу нужно дать ответ да или нет, оценив да как 1 балл. Просуммировав полученные баллы за все вопросы, была дана оценка степени нарушений гигиены сна: если сумма составляла более 5 баллов, то имеет место значимое нарушение гигиены сна, что может привести к выраженной бессоннице, результаты менее 5 баллов трактовались как правильное соблюдение гигиены сна.
Шкала сонливости (Epworth) позволяет уточнить особенности дневной сонливости в разных жизненных ситуациях. Если исследуемый не оказывался в описанных ниже условиях, то необходимо было дать предположительный ответ (тест несколько видоизменен с целью его адаптирования к современным условиям).
Каждому вопросу нужно дать ответ, оценив сонливость по следующей системе: 0 баллов - нет сонливости, 1 балл - слабая сонливость, 2 балла - средняя сонливость, 3 балла - сильная сонливость.
Результаты трактовались следующим образом: более 5 баллов - выраженная дневная сонливость, следует обратить внимание на качество или продолжительность сна. При достаточной продолжительности и наличии сонливости необходимо обратиться к сомнологу (специалисту по сну и бессоннице в частности) за консультацией. Если количество баллов более 10, то возможно есть повышенная потребность во сне.
Анкета качества сна уточняет степень расстройств сна. Необходимо оценить нижеописанные показатели сна по 5-и бальной шкале, где 1 балл - плохо, а 5 баллов - отлично.
При результате более 16 баллов нет значимых расстройств сна. Если более 12, но менее 16, то нарушения сна носят невыраженный характер (возможна компенсация нелекарственными средствами), но требуют уточнения у специалиста. Если менее 12 баллов, то нарушения сна требуют обязательного лечения.
Результаты исследования. Анализ показателей метеочувствительности в группе контроля, у лиц, не занимающихся физической культурой и спортом, выявил средний уровень метеолабильности. Причем, высокая степень метеочувствительности выявлялась в 70 % случаев, средняя степень - в 20 %, низкая - лишь в 10 % анализируемых случаев. Следует обратить внимание на то, что у исследуемых группы контроля с высокой степенью метеолабильности, самыми частыми жалобами были: высокая утомляемость, слабость, головные боли, головокружения, склонность к тахикардии, ощущение перебоев в работе сердца.
В первой экспериментальной группе, у лиц, занимающихся физической культурой и спортом в оздоровительных целях, результаты распределялись несколько иным образом. Преобладала средняя степень выраженности метеолабильности, что составляло 60 % от всех исследуемых в данной группе. Низкая метеолабильность регистрировалась в 40 % случаев, высокой метеочувствительности в данной группе выявлено не было.
В соматической симптоматике метеопатологических реакций высокой выраженности у данной группы преобладали жалобы на сбои в работе сердечно-сосудистой системы, такие как ощущение нехватки воздуха, аритмии, учащенное сердцебиение, нарушение толерантности к физической нагрузке. Вызывают определенный интерес показатели метеочувствительности в группе испытуемых, которые занимаются физической культурой и спортом профессионально. В 40 % случаев метеолабильность в данной группе имеет высокую степень выраженности. Метеочувствительность средней и низкой степени выраженности выявлялась в 30 % случаев соответственно. Данный факт подтверждает и дополняет фундаментальную закономерность: чем более филогенетически и онтогенетически развита функция, тем она в большей степени реактивна к экзогенным воздействиям [2].
При сравнении среднего балла по шкале метеочувствительности в группе контроля и экспериментальных группах было выявлено, что метеолабильность у испытуемых, не занимающихся физической культурой и спортом, статистически значимо выше в сравнении с обеими экспериментальными группами. Полученные результаты связаны с тем, что физические нагрузки различной интенсивности, от оздоровительной физкультуры до профессионального спорта благоприятно сказываются на функциональном состоянии организма и значительно снижают восприимчивость к резко меняющимся условиям окружающей среды.
Особого внимания заслуживает сравнительный анализ среднего балла метеочувствительности в первой и второй экспериментальных группах. Достоверных различий выявлено не было, однако в группе испытуемых, занимающихся спортом профессионально, средний бал метеочувствительности был выше, чем в группе обследуемых. Данный факт, по всей видимости, связан с тем, что функциональное состояние организма более развито, а чем больше развита функция, тем она в большей степени реактивна к экзогенным воздействиям.
Таким образом, следует отметить, что прогноз резервных возможностей организма более точный именно с учетом реальных условий погоды, а не только на основании эндогенных особенностей организма. Выявленные закономерности указывают на явную прогрессивность нормальной метеочувствительности, однако требуют существенного уточнения в онтогенетическом плане и на фоне функциональных нагрузок. Резервные способности у спортивно тренированных метеолабильных лиц гораздо выше резервных способностей нетренированных испытуемых [5]. Высокий уровень развития функционального состояния организма профессиональных спортсменов способствует упрочению адаптивных физиологических связей между отдельными его компонентами: эндогенными функциями и погодными факторами.
Особый интерес представляла оценка взаимосвязи метеопатологических реакций организма испытуемых с качественными нарушениями сна. Особого внимания при оценке качественных нарушений сна заслуживала достоверность различий качественных критериев сна исследуемых групп и их взаимосвязь со степенью выраженности метеолабильности. При сравнении показателей качества сна в группе контроля и в первой исследуемой группе, а также в первой и второй группе, достоверных различий выявлено не было. При оценке показателей качества сна в группе контроля и во второй экспериментальной группе была выявлена тенденция к снижению количества баллов, а, следовательно, и к снижению качества сна.
Полученные результаты свидетельствуют о положительном воздействии занятий физической культурой и спортом различной интенсивности на качественные характеристики сна.
При проведении сравнительного анализа качества гигиены сна были выявлены достоверные различия в группе контроля в сравнении с группой исследуемых, занимающихся физической культурой и спортом в оздоровительных целях и с группой профессиональных спортсменов. Что еще раз подтвердило, что занятия физической культурой и спортом вне зависимости от интенсивности дисциплинируют, способствуют здоровому образу жизни и стремлению к соблюдению режима дня.
Интересен тот факт, что при оценке дневной сонливости у обследуемых, достоверные различия были выявлены в обеих экспериментальных группах в сравнении с данными контрольной группы. Значимых различий между показателями дневной сонливости первой и второй исследуемых групп выявлено не было. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в группе контроля имеются качественные нарушения сна, по все видимости связанные в значительной степени с нарушением гигиены сна и недостаточной его продолжительностью. Но средний бал показателя дневной сонливости позволяет при достаточной продолжительности сна и соблюдении правил гигиены сна стабилизировать качество сна немедикаментозными методами.
Особый интерес вызывает оценка взаимосвязи нарушений сна со степенью выраженности метеопатологических реакций. В группе контроля отмечалась самая высокая метеолабильность среди испытуемых, параллельно с этим в данной группе регистрировались самые выраженные нарушения сна: дневная сонливость, низкое качество гигиены сна.
В первой и второй экспериментальных группах также выявлялась повышенная дневная сонливость, но при этом метеолабильность в данных испытуемых группах была на уровне низкой и средней. Таким образом, стоит отметить, что качество сна у метеочувствительных людей в момент проявления сонливости, может меняться как раз в зависимости от погодного фактора, вызвавшего данное состояние.
Выводы. Унифицированные методики, включающие в себя использование шкал, опросников и тестов, простой и чрезвычайно удобный инструмент при выявлении метеопатологических реакций, качественных и количественных нарушений сна, с целью своевременной коррекции выявляемых нарушений. Применение методик диагностики выявления качественных и количественных проявлений метеочувствительности и нарушений сна следует широко использовать, учитывая гендерные особенности испытуемых и выраженность у них психопатологической симптоматики, обеспечивая тем самым своевременное выявление нарушений и разработку методов профилактики метеолабильности и инсомний. Полученные данные расширяют представления о системности взаимоотношений организма с окружающей средой; подтверждают закономерность, в соответствии с которой повышение уровня развития системы способствует упрочению адаптивных физиологических связей между отдельными её компонентами: эндогенными функциями и погодными факторами. Учет реакций физиологической метеочувствительности на практике даст возможность правильного подбора тренирующих нагрузок и рационализации тренировочного процесса, послужит основанием для разработки тренировочных программ для спортсменов.
Рецензенты:
Багмет А.Д., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой поликлинической терапии ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, г.Ростов на Дону;
Абазиева Н.Л., д.м.н., руководитель экспертного состава ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РО» Минтруда России, г.Ростов на Дону.
Библиографическая ссылка
Недоруба Е.А., Таютина Т.В., Лысенко А.В., Филиппенко С.Н., Горбачева Н.А., Таютина Т.В. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА МЕТЕОЛАБИЛЬНОСТЬ И НАРУШЕНИЯ СНА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18734 (дата обращения: 11.10.2024).