Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Юрасов И.А. 1 Юрасова О.Н. 1
1 ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области»
Одной из важнейших проблем современного социума является развитие гражданского общества, вовлечение его в управление государством. Важным аспектом этой деятельности является участие общественности в оценке качества работы образовательных организаций. Согласно ст. 95 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ независимая оценка деятельности образовательных организаций должна проводиться в регионах нашей страны в форме максимальной открытости и полного информирования всех участников образовательного процесса региона. В исследовании представлена социальная технология внедрения оценки деятельности образовательной организации на примере Пензенской области, которая включает в себя несколько этапов: формирование показателей независимой оценки, обсуждение этих показателей с общественностью региона и всеми участниками образовательного процесса, подготовку положения о рейтинге образовательных организаций. Цель работы – предложить социальную технологию формирования независимой оценки деятельности образовательных организаций Пензенской области. В ходе исследования использовались методы: социальное проектирование и моделирование, экспертный (n=25) опрос, глубинные интервью (n=25), наблюдение, анализ статистической информации, контент-анализ прессы региона. В ходе исследования была выявлена потребность в таких критериях оценки, как открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, комфортность условий осуществления образовательной деятельности.
рейтинг
оценка
социальная технология
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа // http://www.rg.ru/2014/07/30/kachestvo-dok.html.
2. Ломакина Г. Р. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: проблемы реализации и практического применения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. №3. С. 185–193.
3. Миханова О. П. Общекультурные компетенции: диагностика (часть 1). Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 4. С. 256–263.
4. Шайденко. Анализ зарубежного опыта подготовки педагогических кадров. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки 2014. № 4. С. 204–210.
5. Юрасов И. А. Социальные технологии в государственной кадровой политике. Пенза. 2009. Пенза. ПГТА. 186 с.
Социальные технологии являются в настоящее время одним из самых притягательных объектов исследования социологии, педагогики, психологии, управления персоналом, менеджмента. Они способны предотвращать конфликты, социальные потрясения, социальные катастрофы. Социальные технологии помогают преодолевать глобальный кризис в теории и практике  управления, они создают в настоящее время новую управленческую культуру нового типа общества - постиндустриального [5].

Социальные технологии как социологическая категория представляют собой социоинженерный подход к преобразованию социального пространства.

Согласно авторскому подходу   все  социальные технологии рассматриваются как производные от основной, глобальной мегатехнологии - социальной коммуникации. В основе моделирования всех без исключения социальных технологий лежит процесс общения, передачи информации. Лингвистическая концептосфера народа накладывает свой специфический отпечаток на моделирование социальных технологий. Игнорирование национального своеобразия в социоинженерной деятельности привело к серьезным ошибкам и просчетам в управлении российской экономикой, социальной и социально-политической сферами общественной жизни. Некритичное, бездумное копирование американских, скандинавских, японских, европейских принципов и методик социального воздействия на индивида, методологии управления экономикой, предприятиями, организациями, коллективами привело к проблемам в плане практической реализации социальных, экономических, политических реформ в российском обществе, к дискредитации демократической и либеральной идей в обществе, к социально-психологическим проблемам в крупных, особенно производственных коллективах, управляемых людьми, не знакомыми с особенностями российского менталитета [1, 2, 3. 4, 5].

Социальная технология внедрения системы рейтингования образовательных организаций Пензенской области предполагает наличие следующих этапов.

  1. Экспертный опрос руководителей образовательных организаций и руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
  2. Глубинные интервью с участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, представителями общественных организаций).
  3. Проведение круглых столов и дискуссий со всеми участниками образовательного процесса.
  4. Освещение обсуждения независимой оценки образовательных организаций в региональных СМИ.
  5. Окончательная разработка критериев рейтингования образовательных организаций региона.
  6. Подготовка и утверждение положения о рейтинге.

Критериями выбора экспертов являлись: стаж работы в системе образования не менее 15 лет, опыт руководства проектами в образовательной деятельности не менее пяти лет, опыт работы в области оценки качества образовательной деятельности не менее пяти лет.

Координационную  работу по поводу моделирования социальной технологии рейтингования образовательных организаций взял на себя Институт регионального развития Пензенской области при Министерстве образования Пензенской области.

В ходе проведений глубинных интервью, круглых столов и обсуждения в региональных СМИ были выработаны  следующие критерии независимой оценки качества образовательных организаций.

 Блок 1. «Показатели обучающегося контингента»

1.1. Средний балл по ЕГЭ

1.2. Средний балл по ГИА.

1.3. Доля учащихся 5-11 классов, принимавших участие в школьном этапе Всероссийской олимпиаде школьников.

1.4. Доля учащихся 7-11 классов, принимавших участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

1.5. Доля учащихся 9-11 классов, принимавших участие в региональном этапе Всероссийской олимпиаде школьников.

1.6. Доля учащихся 9-11 классов, принимавших участие во Всероссийской олимпиаде школьников.

1.7. Доля учащихся 9-11 классов, принимавших участие в других олимпиадах.

1.8. Количество полученных мест на региональных олимпиадах.

1.9. Количество полученных мест на всероссийских олимпиадах.

1.10. Среднее количество бесплатных часов внеурочной деятельности, доступное одному обучающемуся (учитываются все виды деятельности: внеурочные занятия, факультативные занятия, кружки, секции, клубы и т.п.).

1.11. Здоровье обучающихся:

- доля учащихся, имеющих I группу здоровья (от общего числа обучающихся);

- доля учащихся, имеющих II группу здоровья (от общего числа обучающихся);

1.12. Правонарушение учащихся:

- доля учащихся, стоящих на учете в ПДН;

1.13. Доля  учеников, получающих профильное образование (в том числе с углубленным изучением отдельных предметов).

Блок 2. «Инфраструктура и условия обучения»

2.1 Безопасность обучения (количество официально зарегистрированных  несчастных случаев на одного ученика).

2.2. Количество на одного ученика компьютеров, подключенных к сети Интернет.

2.3. Стоимость материально-технического оборудования и учебно-методических материалов (непосредственно использующихся в учебном процессе), приходящаяся на одного  учащегося (от общей балансовой стоимости материально-технического оборудования и учебно-методических материалов, находящихся в распоряжении учреждения), руб./чел.

Блок 3.  «Кадровое обеспечение»

3.1. Доля ставок педагогических работников по штатному расписанию, замещающих педагогами с высшей квалификационной категории.

3.2.  Доля ставок педагогических работников по штатному расписанию, замещающих педагогами с первой квалификационной категории.

3.3.  Доля педагогов со званиями (заслуженный и почетный работник образования).

3.4. Доля педагогов, участвующих в федеральных и региональных проектах, в конкурсах профессионального мастерства.

Блок 4.  «Имидж образовательного учреждения в обществе»

4.1. Доля детей, проживающих в других микрорайонах и обучающихся в школе (для г. Пензы).

4.2. Данные независимого социологического опроса участников образовательного процесса.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2014 г. № 256-ФЗ было предложено положение о рейтинге, представленное в приложении 1 [1].

В ходе обсуждения с участниками образовательного процесса в список критериев не вошли следующие показатели: «количество учащихся, стоящих на внутришкольном учете по правонарушениям», «количество педагогов, имеющих ученую степень». После анализа стратегий развития образования в регионе был добавлен критерий «Доля педагогов, участвующих в федеральных и региональных проектах, в конкурсах профессионального мастерства».

Приложение 1

Положение о рейтинге  образовательных организаций Пензенской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о рейтинге общеобразовательных организаций Пензенской области (далее - Положение) разработано в соответствии со ст. 95 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».

1.2. Положение определяет принципы и методику формирования независимой оценки деятельности общеобразовательных организаций, расположенных на территории Пензенской области, порядок проведения рейтингования и систему показателей качества образовательной деятельности общеобразовательных организаций  региона.

1.3. Настоящее Положение разработано в целях выявления сильных и слабых сторон общеобразовательных организаций, принятия объективных управленческих решений, в помощь родителям (полномочным представителям) и другим участникам образовательного процесса.

1.4. Положение распространяется на все типы и виды образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию (за исключением специальных (коррекционных) школ-интернатов и вечерних (сменных) общеобразовательных организаций, а также учреждений образования МВД и ФСИН).

1.5. Основными пользователями результатов рейтинга общеобразовательных организаций Пензенской области являются:

1) образовательные организации;

2) родительская общественность;

3) органы управления образованием;

4) общественные организации;

5) СМИ и иные заинтересованные лица.

1.6. Публикация результатов рейтинга общеобразовательных организаций осуществляется в следующих формах:

1) информирование о результатах рейтинга общеобразовательных организаций органов управления образованием, администрации и педагогических работников образовательной организации, родителей и обучающихся;

2) информирование о результатах рейтинга общеобразовательных организаций общественности (в полном объеме или частично) посредством публикаций, аналитических докладов о состоянии качества образования на региональном и муниципальном уровнях;

3) размещение в сети Интернет на сайтах Министерства образования Пензенской области и ГАОУ ДПР ИРР ПО.

1.7. Объектами рейтинга общеобразовательных организаций являются независимая оценка качества образования и независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

1.8. Рейтинг общеобразовательных организаций осуществляется  Министерством образования Пензенской области, техническое сопровождение рейтинга осуществляется Центром мониторинга и анализа образования ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области».

2. Система показателей качества работы общеобразовательных учреждений

2.1. Рейтинг общеобразовательных организаций формируется на основании показателей, определенных приказом Министерства образования Пензенской области.

2.2. Основными принципами выбора показателей для проведения рейтинга общеобразовательных организаций являются инструментальность, технологичность, оптимальность организаций использования первичных данных, иерархичность системы показателей, сопоставимость показателей на региональном уровне, соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.

2.3. Номенклатура показателей и их эталонные значения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры мониторинга деятельности общеобразовательных организаций, оценки и контроля.

2.4. Система показателей включает:

  1. оценку качества подготовки обучающихся;
  2. оценку качества образовательной деятельности образовательных организаций.

2.5. Итоговый рейтинг складывается как интегральная оценка из показателей качества образовательной деятельности и качества подготовки обучающихся и отражает в целом уровень результатов работы общеобразовательной организации.

3. Методика формирования рейтинга муниципальных общеобразовательных организаций

3.1. Информационной базой для определения рейтинга качества образовательной деятельности и качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций является  электронная таблица общеобразовательной организации, размещенная в личном кабинете в региональной электронной системе образования (далее - ЭСО).

3.2. В срок до 1 октября ответственное лицо в образовательной организации (назначается приказом директора) в соответствии с формой заполняет электронную таблицу в личном кабинете образовательной организации в ЭСО.

3.3. Оценка качества образовательной деятельности общеобразовательной организации выставляется в баллах по результатам автоматизированного расчета фактически достигнутых показателей с учетом их весовых значений. Весовые значения определяются с учетом требований нормативных актов.

3.4. Интегральная оценка показателей качества образовательной деятельности (рейтинг) общеобразовательной организации определяется как среднее значение как взвешенная сумма, с учетом значимости каждого рассматриваемого блока.

3.7 Руководители муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных организаций несут ответственность за предоставление достоверных сведений.

3.8. В случае установления факта предоставления недостоверных сведений образовательное учреждение исключается из перечня учреждений - получателей средств Фонда на текущий и последующий год.

Рецензенты:

Найденова Л. И., д.соц.н., профессор кафедры «Педагогика и психология» Пензенского государственного технологического университета, г. Пенза;

Пономарева О. Н., д.п.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. А. Хрулёва», г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Юрасов И.А., Юрасова О.Н. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18722 (дата обращения: 11.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674