Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ В ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД

Печаткин А.С. 1
1 Саранский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»
Данная статья посвящена исследованию категории «эколого-правовой принцип» с применением социально-философского подхода. Внимание акцентируется на смысловом содержании и функциональном назначении эколого-правовых принципов. Смысловое содержание представляет собой множество идей, положений, норм выводящихся из первоначального положения и находящихся с ним в логико-смысловой взаимосвязи. В эколого-правовых принципах содержится множество научных и этических идей, объединённых социально-экологической направленностью. Эколого-правовая область действительности представляет собой некую целостность, многомерную модель правовой составляющей взаимодействия общества и природы. Опираясь на системный подход, представляется правомерным выделение эколого-правовой системы как подсистемы общей правовой системы. Эколого-правовая система состоит из структурных образований: эколого-правовая культура, эколого-правовое сознание, система норм экологического права, эколого-правовая организационно-институциональная структура, эколого-правовая реализация. Понятие функциональное назначение эколого-правовых принципов отражает совокупность функций выполняемых ими по отношению к эколого-правовой системе общества. Познание функций представляет собой обнаружение устойчивых связей элемента в системе, выражающихся в необходимости его существования в качестве части определённой целостности посредством выполнения назначения. Наиболее полное отражение эколого-правовых принципов в эколого-правовой системе способствует её сбалансированному функционированию.
эколого-правовая система
функциональное назначение
смысловое содержание
эколого-правовые принципы
экология
1. Айзятов Ф.А., Ежов П.Е. Взаимодействие человека и природы как объект изучения в социально-философском знании / Ф.А. Айзятов, П.Е. Ежов // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 1. - С. 68-73.
2. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т. Т. I. – М.: Юрид. лит., 1981. – 360 с.
3. Бринчук М.М. Эколого-правовой механизм: понятие и сущность // Астраханский Вестник экологического образования. - 2014. - №2 (28). - с. 5-16.
4. Гаврилова Ю.А. Смысл права: философские и правовые проблемы определения понятия // Власть. - 2013. - №12. - с. 121-123.
5. Кевбрин Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон / Моск. ун-т потреб. кооперации. – М., 1998. – 244 с.
6. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 351 с.
7. Сагатовский В.Н. Философские категории: авторский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.vasagatovskij.narod.ru/raboti.html (дата обращения: 05.03.2015).
Взаимодействие общества и природы - сложный процесс, представляющий многогранную, сложную систему, содержащую различные составляющие: экологические, политические, экономические, технологические, правовые, этические и др.

На современном этапе взаимодействия общества и природы приобретает всё большее значение научная обоснованность эколого-правовой политики, выражающаяся в необходимости соответствия правовых нормативов и механизма их реализации экологической обстановке на международном, государственно-территориальном, региональном, локальном уровнях политической организации. Моисеев Н.Н. писал: «Общество постепенно вступает в эпоху, когда его дальнейшее развитие возможно лишь в условиях выполнения «экологического императива». Современная наука по мере своего развития способна во все большей степени раскрывать его содержание и формулировать систему запретов, обязательных для всех людей, стран и народов» [6, с. 258]. Отмечая при этом, что выполнение «экологического императива» возможно лишь при условии выполнения «нравственного императива».

Особое значение в процессе выработки «экологического императива» и «нравственного императива» принадлежит философскому знанию, которое «включает в себя способ освоения социоприродного окружения людей с целью формирования наиболее благоприятной для всех форм жизни среды, а также соблюдение нравственных принципов, творческое развитие которых связано с поиском норм экофильного поведения, ориентиров взаимного развития общества и природы, с переосмыслением исторического опыта человечества»[1, с. 72].

Социально-философское исследование взаимодействия общества и природы базируется на современных методологических подходах, органически их воспринимает и преобразует в соответствии со своей спецификой, заключающейся в направленности на построение интегрированной социально-гуманитарной составляющей целостной теории взаимодействия общества и природы.

Правовая составляющая взаимодействия общества и природы тесно взаимосвязана с политическими, экономическими, социально-культурными условиями бытия общества и представляет собой определённую целостность, формой нормативного закрепления которой выступает экологическое законодательство. В качестве важнейших методологических оснований формирования экологического законодательства М.М. Бринчук выделяет: закономерности развития природы; положения общественных наук о взаимодействии общества и природы; потенциал природы; общие закономерности экологически значимого социального и экономического развития общества; конституционно-правовые положения общего характера о человеке, гражданине, государстве и законодательстве; положения общей теории права; мировоззренческие положения [3, с.10-11]. Приведённые методологические основания раскрывают многогранность и обширное смысловое содержание экологического законодательства, его сложные многосторонние связи с познанием различных социальных и природных систем.

Эколого-правовые принципы - основные положения правового регулирования взаимодействия общества и природы. Эколого-правовые принципы содержатся в Федеральном Законе от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ряде других нормативно-правовых актах (Лесной кодекс, Водный кодекс, Земельный кодекс), но не ограничиваются рамками нормативно-правового закрепления, отражая сущностные свойства, связи и отношения эколого-правовой системы.

Изучение смыслового содержания эколого-правовых принципов вызвано необходимостью построения общей теории взаимодействия общества и природы, включающей в себя экологические, экономические, политические, правовые, этические, эстетические и другие области человеческой деятельности. Представляется значимым выявление взаимосвязи между основополагающими положениями каждой из названных областей человеческой деятельности, проявляющими себя определённым образом в социально-экологической области действительности. Б.Ф. Кевбрин в работе «Развитие. Детерминизм. Закон» (1998) пишет: «Особенность рассмотрения структуры любой системы, в том числе и общества, заключается в том, что структура явно свидетельствует о взаимодействии всех составляющих систему элементов. Люди находятся в различных сферах общественной жизни - экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Этим обуславливается и существование разнообразных структур - экономических, семейно-бытовых, политических и др.» [5, c. 157].

В смысловом содержании эколого-правовых принципов содержится множество научных и этических идей. Так, принцип сохранения биологического разнообразия содержит в себе эколого-этический норматив, нашедший выражение в идеях Альберта Швейцера «Благоговение перед жизнью» и Олдо Леопольда «Этика Земли». Следует отметить, что учитывая обширное смысловое содержание принципа сохранения биологического разнообразия, возникает возможность его различного толкования и выделения как вышеназванных эколого-этических идей, так противоположного подхода, характеризующегося утилитарной направленностью. Исходя из этого, следует обозначить проблему интерпретации смыслового содержания эколого-правовых принципов, разрешение которой представляется возможным, опираясь на социально-философское изучение эколого-правовой области действительности. Наиболее полное выражение в эколого-правовых принципах различных идей. направленных на гармонизацию взаимоотношений общества и природы, способствует построению социально-экологической теории, наиболее всесторонне и целесообразно отражающей процесс взаимодействия общества и природы в его целостности и взаимосвязи структурных элементов.

В теории значения имён Г. Фреге - А. Чёрча проводится различие понятий «значение» и «смысл». Под значением имени (денотатом) понимается обозначаемый предмет, под смыслом имени (концептом) понимается содержание понятия, раскрывающееся в процессе познания и необходимое для адекватного восприятия имени. Смысловое содержание в отличие от раскрытия значения принципа, направлено на выявление его связи с идеями, положениями, нормами близкими его логико-семантической структуре.

Следует отметить, что в рамках различных философских концепций складывались различные представления относительно категории «смысл», в данной статье не ставится задача рассмотрения всего многообразия подходов к её изучению, категория «смысл» применяется для отражения сущностных сторон выявления многообразных взаимосвязей эколого-правовых принципов с различного рода положениями экологии, права, этики в пределах структуры эколого-правовой системы.

Такой подход соответствует изучению смысла права. Гаврилова Ю.А. выделяет три познавательные модели смысла права и отмечает единство трёх составляющих смысла права: 1) внутреннего структурного построения права; 2) совокупности существующих связей права со всеми субъектами общественных отношений (государством, обществом, социальными группами, личностью); 3) взаимосвязи права с другими процессами и явлениями общественной жизни (экономикой, политикой, религией, нравственностью и т.д.) [4, с. 122].

В самой широкой трактовке понятие «смысловое содержание» возможно определить как совокупность множества идей, положений, норм выводящихся из первоначального положения и находящихся с ним в логико-смысловой взаимосвязи. Учитывая сложный, многогранный характер смыслового содержания, в особенности общих положений, обобщающих или взаимосвязанных с множеством положений, составляющих общий смысловой социально-культурный фон, следует ввести некоторое ограничение, относительно эколого-правовых принципов, таким ограничителем будет выступать эколого-правовая система. Данный подход представляется наиболее целесообразным, исходя из необходимости системного познания правовой составляющей взаимодействия общества и природы.

Представляет научный интерес нахождение взаимосвязи между категориями: принцип, смысл, система, структура, функция в теоретических границах изучения эколого-правовой области действительности. Эколого-правовая область действительности представляет собой некую целостность, многомерную модель правовой составляющей взаимодействия общества и природы. Опираясь на системный подход, представляется правомерным выделение эколого-правовой системы как определённой целостности, объединяющей различные эколого-правовые явления.

Эколого-правовая система состоит из следующих структурных образований: эколого-правовая культура, эколого-правовое сознание, система норм экологического права, эколого-правовая организационно-институциональная структура, эколого-правовая реализация. Выделение и отнесение к эколого-правовой системе данных эколого-правовых образований связано с необходимостью всестороннего рассмотрения эколого-правовой области действительности, на её различных уровнях, в единстве и многообразии проявляющимся в различных областях жизни общества. Б.Ф. Кевбрин отмечает: «Познание структуры предполагает вскрытие многих уровней системы, что даёт возможность зафиксировать её целостное функционирование и развитие» [5, c. 157].

Смысловое содержание направлено на выявление внутренней структуры определённого феномена и раскрытие его внешних связей, определяя его место в некоторой целостности. Раскрытие смыслового содержания эколого-правовых принципов напрямую зависит от того, каким образом они выражаются в структурных составляющих эколого-правовой системы.

Смысловое содержание эколого-правовых принципов раскрывается в процессе изучения эколого-правовой системы как относительно автономной, сложно-структурированной системы. Эколого-правовые принципы, отражая сущностные свойства, связи, отношения эколого-правовой системы различным образом выражаются в её структурных составляющих. Система экологических норм может в достаточной степени отражать необходимый уровень регулирования общественных отношений, при этом механизм реализации может быть недостаточно сформированным, вследствие этого множество закрепленных декларативных положений, не подкрепленных правореализационной составляющей; эколого-правовая культура может в достаточной мере воплощать в себе идеи природоохраны и экогуманизма, но не выполнять воспитательной функции, тем самым ведя к деформации эколого-правового сознания общества. Такое отношение эколого-правовых принципов к эколого-правовой системе наводит на мысль о сбалансированности развития структурных составляющих эколого-правовой системы с целью достижения определённого состояния взаимодействия общества и природы, который будет характеризоваться относительной устойчивостью.

Принципы конструируются из множества норм, выступая в качестве их синтезирующих положений, включая в себя их содержание, в виде смыслового обобщения. Следует также отметить, что смысловое содержание не ограничивается простой совокупностью значений множества положений входящих в логическую структуру основного положения (принципа). Познание смыслового содержания эколого-правового принципа как возведённого на определённый уровень абстракции положения эколого-правового регулирования, приобретает интеграционную роль по отношению к более конкретным положениям, позволяя выявлять их взаимосвязи, упорядочиваемые посредством структуры эколого-правовой системы.

Функция традиционно определяется как отношение между элементами, в котором изменение в одном влечёт изменение в другом. Понятие «функция» употребляется в философии, социологии, математике, программировании, литературоведении и в ряде других отраслей знания, в следствие этого возникают множество её трактовок.

Содержательное определение понятия «функция» приведено Сагатовским В.Н. в категориальной паре «внешняя форма - функция»: «онтологические категории, отражающие свойства любого сущего соответственно в устойчивом состоянии и в процессе деятельности. Внешняя форма - это вид вещи, её контуры; функция - это характеристика её действий, свойство изменяющейся вещи» [7].

Понятие «функциональное назначение» эколого-правовых принципов отражает совокупность функций, выполняемых ими по отношению к эколого-правовой системе общества. С целью выделения функций эколого-правовых принципов, следует обратиться к функциям права.

Алексеев С.С. выделял две группы функций права: социально-политические и специально-юридические, отмечая, что «обе группы функций - не некие особые, независимые друг от друга направления правового воздействия. Это лишь - разные аспекты единого правового опосредствования общественных отношений, связанные с широтой угла зрения, с различными сторонами содержания права» [2, с. 192]. Социально-политические функции совпадают с функциями государства, в специально-юридических функциях выделяются: регулятивные (статистическая и динамическая) и охранительная функция.

Право как сложная, открытая система выполняет функцию регулирования, упорядочивания общественных отношений в рамках формально закрепленных норм, обеспечиваемых государством. Функции права предустановленны его сущностными характеристиками и отражают в определённой мере способ своего существования в социальной форме бытия.

Право всегда выступает способом организации, упорядочивания отношений внутри социального организма и вне своего функционального назначения, представляется эфемерным. Таким образом, возможно утверждать, что функциональное назначение выступает неотъемлемой характеристикой сущности предмета, явления, процесса.

Познание функций представляет собой обнаружение устойчивых связей элемента в системе, выражающихся в необходимости его существования в качестве части определённой целостности посредством выполнения назначения, проявляющегося в процессе взаимодействия с другими элементами и системой в целом.

Функции эколого-правовых принципов в некотором роде производны от общих правовых принципов, к функциям которых относятся: регуляция, систематизация, стабилизация, правотворческая, ценностная, воспитательная восполнения пробелов, оценочная, прогностическая и т.д. Те же функции осуществляются и эколого-правовыми принципами, но только по отношению к своей области применения (эколого-правовой области действительности). При этом возникают свои специфические функции, отражающие процесс их осуществления в отношении к эколого-правовой системе: гармонизация взаимодействия общества и природы, сопоставление соответствия экологической обстановки с нормативно-закрепленными положениями, фиксирования социально-экологических идей. Функциональное назначение эколого-правовых принципов заключается в способах их устойчивого взаимодействия с эколого-правовой системой, поддержания стабильного состояния системы.

Таким образом, эколого-правовые принципы представляют собой сложные функционально-смысловые теоретические конструкции, которые, выражая собой определённую идею, совокупность идей, содержат множество положений, норм различным образом отражающихся в структурных составляющих эколого-правовой системы. Наиболее полное отражение эколого-правовых принципов в структуре эколого-правовой системы способствует её сбалансированному функционированию.

Рецензенты:

Айзятов Ф.А., д.филос.н., профессор кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г. Саранск;

Бакаева Ж.Ю., д.филос.н., профессор кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Печаткин А.С. СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ В ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18680 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674