Рынок труда, как любой другой рынок, испытывает на себе влияние объективных рыночных законов и принципов функционирования, но в силу «человеческой» природы его составляющих, как ни один другой, нуждается в государственном регулировании, цель которого состоит в обеспечении права на труд и защиту от безработицы, с одной стороны, и обеспечении роста ВВП, национального дохода, качества жизни населения - с другой.
Государственное регулирование занятости населения на федеральном и региональном уровне должно основываться на объективных тенденциях и предпосылках развития рынка труда и быть направлено на решение насущных проблем. В связи с этим видится целесообразным выделить основные особенности, тенденции и проблемы в сфере занятости и безработицы.
Изучая проблему занятости в государственном масштабе, необходимо иметь представление об уровне экономической активности населения. В Российской Федерации он составляет на сегодняшний день порядка 52%, или 74,7 млн человек. Это чуть выше среднемирового уровня данного показателя (45-50%). В некоторых странах он составляет не более 35%, что связано с преобладанием населения в младшем (характерно для развивающихся стран) или пенсионном возрасте (характерно для стран Европы).
Масштабы территории страны и разнообразие климатических зон, благоприятных и неблагоприятных для проживания и трудовой деятельности, предопределили неравномерное распределение трудовых ресурсов в границах России. Самыми густонаселенными и богатыми трудовыми ресурсами являются Центральный и Приволжский регионы, Краснодарский край, мегаполисы - Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.
Анализируя динамику структуры населения по сферам трудовой деятельности (табл. 1), можно заметить характерные изменения в структуре занятости. Во-первых, наблюдается снижение удельного веса занятых в промышленности с 20 до 17%, причем уменьшение численности занятых наблюдается лишь в обрабатывающем производстве, тогда как в добывающих отраслях число занятых увеличилось на 0,4%. Во-вторых, почти на треть сократилась численность занятых в сельском хозяйстве, при этом доля работающих в сельском хозяйстве составляет 7%, тогда как проживает в сельской местности 26-30% населения. В-третьих, наблюдается значительный прирост числа занятых в непроизводственной сфере - финансовой деятельности, торговле.
Таблица 1
Структура занятого населения по сферам деятельности в динамике
|
Сельское хозяйство |
Добыча полезных ископаемых |
Обрабатывающее производство |
Производство электроэнергии, газа и воды |
Строительство |
Торговля, ремонт, гостиницы и рестораны |
Транспорт и связь |
Финансовая деятельность, аренда |
Государственное управление, социальное обеспечение |
Образование |
Здравоохранение |
Другие |
2005 |
10,1 |
1,8 |
18,2 |
2,9 |
6,7 |
17,1 |
9,2 |
7,4 |
7,2 |
9,2 |
6,9 |
3,3 |
2006 |
9,9 |
1,7 |
18,0 |
3,1 |
6,5 |
17,3 |
9,1 |
7,6 |
7,1 |
9,0 |
7,2 |
3,5 |
2007 |
8,9 |
1,9 |
17,4 |
2,9 |
7,0 |
17,5 |
9,4 |
8,1 |
6,9 |
9,1 |
7,4 |
3,5 |
2008 |
8,5 |
1,9 |
16,5 |
3,0 |
7,6 |
17,2 |
9,3 |
8,2 |
7,6 |
9,1 |
7,4 |
3,7 |
2009 |
8,3 |
2,0 |
15,3 |
3,2 |
7,1 |
17,3 |
9,4 |
8,3 |
8,0 |
9,4 |
7,9 |
3,9 |
2010 |
7,7 |
2,0 |
15,2 |
3,3 |
7,2 |
17,5 |
9,3 |
8,4 |
8,1 |
9,4 |
7,9 |
3,9 |
2011 |
7,7 |
2,0 |
15,0 |
3,2 |
7,2 |
18,0 |
9,4 |
8,7 |
7,7 |
9,2 |
7,9 |
4,0 |
2012 |
7,3 |
2,0 |
15,0 |
3,3 |
7,4 |
18,2 |
9,4 |
8,7 |
7,5 |
9,2 |
8,0 |
3,9 |
2013 |
7,0 |
2,2 |
14,8 |
3,2 |
7,6 |
18,4 |
9,5 |
9,0 |
7,4 |
9,2 |
7,9 |
4,1 |
Фактический уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда (МОТ), составляет 5,1% при регистрируемом уровне - 1%. Четверть безработных составляет молодежь в возрасте 25 лет, около 20% - население в возрасте старше 50 лет. При этом безработица во многих регионах носит застойный характер: так, 32% сельских жителей не могут найти работу в течение года и более.
Особенностью российской безработицы является высокий удельный вес в структуре безработных квалифицированных работников. Доля лиц с высшим и средним специальным образованием в общей численности безработных составляет около 36% (в среднем по России), а в отдельных регионах - более 50% (в таблице 2 представлены выборочные данные по регионам РФ), в то время как в странах Запада и США доля таких лиц не превышает 3%. Нужно отметить, что в России, в отличие от стран Запада, работники с высшим образованием имеют невысокий уровень заработной платы и зачастую низкие социальные гарантии, поэтому представляют собой слабо защищенную в социальном плане группу населения.
Таблица 2
Структура безработных по уровню образования (выборочные данные)
Безpаботные |
всего |
в том числе имеют образование |
|||||
ВПО |
СПО |
НПО |
среднее |
основное |
не имеют |
||
Российская Федерация |
100 |
16,4 |
19,3 |
20,3 |
32,8 |
10,1 |
1,1 |
г. Москва |
100 |
47,5 |
14,3 |
5,4 |
30,4 |
2,4 |
... |
г. Санкт-Петербург |
100 |
30,3 |
21,6 |
16,7 |
26,2 |
5,2 |
... |
Республика Северная Осетия - Алания |
100 |
26,6 |
16,7 |
13,0 |
37,2 |
5,8 |
0,8 |
Пензенская область |
100 |
20,4 |
25,2 |
17,9 |
28,9 |
6,5 |
1,2 |
Приволжский |
100 |
16,2 |
21,8 |
26,1 |
26,4 |
8,6 |
0,8 |
Во многом причина такого положения кроется в отсутствии адекватной потребностям рынка труда системы профессионального образования. Более 10 лет объективно наблюдаются переизбыток высококвалифицированной рабочей силы в сфере экономики, финансов, юриспруденции и недостаток квалифицированных рабочих специальностей и специалистов для реального сектора экономики. Однако современная система образования продолжает растить штат невостребованных работников с высшим образованием, которые просто не смогут найти работу по специальности. При этом страдают как производительность труда, так и процесс самореализации человека. К сожалению, большинство молодых людей нацелено на работу в непроизводственной сфере, тогда как локомотивом роста экономики является реальный сектор.
Рассматривая уровень безработицы по регионам, следует отметить наличие значительного числа регионов с высоким уровнем безработицы и регионов, где безработица носит застойный характер. В благополучных регионах (Москва, Санкт-Петербург, Липецкая, Ростовская, Белгородская, Смоленская, Волгоградская, Рязанская области) уровень безработицы колеблется в пределах до 5 %, в неблагополучных безработица достигает 7, 10, 13% и более (Северо-Кавказский федеральный округ, Республика Адыгея, Калмыкия и др.), что демонстрируют выборочные данные таблицы 3. В таблице отмечен средний уровень безработицы по федеральным округам (ФО), в скобках указан максимальный уровень безработицы на 2012 г. и выделены самые неблагополучные регионы в составе каждого округа.
Таблица 3
Уровень безработицы по регионам РФ
2000 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||||||
Российская Федерация |
10,6 |
6,2 |
8,3 |
7,3 |
6,5 |
5,5 |
|||||
Центральный ФО (до 5%) |
7,8 |
3,6 |
5,8 |
4,6 |
4,1 |
3,1 |
|||||
Ивановская обл. |
|||||||||||
Северо-Западный ФО (до 7,7%) |
9,6 |
5,0 |
6,9 |
5,9 |
5,1 |
4,0 |
|||||
р. Карелия, Ненецкий АО, Калининградская обл., Мурманская обл., Псковская обл. |
|||||||||||
Южный ФО (до 13,1%) |
12,9 |
6,4 |
8,6 |
7,6 |
7,0 |
6,2 |
|||||
р. Адыгея, р. Калмыкия |
|||||||||||
Северо-Кавказский ФО |
20,4 |
15,7 |
16,0 |
16,5 |
14,5 |
13,1 |
|||||
около 11 % - р. Дагестан, р. Кабардино-Балкария, р. Карачаево-Черкесская, р. Северная Осетия - Алания |
|||||||||||
р. Ингушетия |
30,3 |
53,3 |
53,2 |
49,7 |
48,1 |
47,7 |
|||||
Чеченская Республика |
... |
36,0 |
35,0 |
43,3 |
37,3 |
29,8 |
|||||
Приволжский ФО (до 7,1%) |
9,8 |
6,2 |
8,6 |
7,6 |
6,5 |
5,3 |
|||||
р. Башкортостан, р. Марий Эл, Удмуртская Республика, Пермский край, Кировская обл. |
|||||||||||
Пензенская область |
11,4 |
7,6 |
8,1 |
6,4 |
5,4 |
4,9 |
|||||
Уральский ФО (до 8,7%) |
10,1 |
5,5 |
8,1 |
8,0 |
6,8 |
6,0 |
|||||
Курганская обл., Челябинская обл. |
|||||||||||
Сибирский ФО (до 18,4%) |
12,8 |
8,3 |
10,5 |
8,7 |
8,1 |
7,1 |
|||||
р. Алтай, р. Бурятия, р. Хакасия, Иркутская обл., Кемеровская обл., Томская обл. |
|||||||||||
р. Тыва |
23,6 |
18,6 |
21,4 |
21,7 |
17,3 |
18,4 |
|||||
Забайкальский край |
14,4 |
14,9 |
12,0 |
11,1 |
10,6 |
10,6 |
|||||
Дальневосточный ФО (до 8,5%) |
12,6 |
7,7 |
9,2 |
8,6 |
7,4 |
6,7 |
|||||
р. Саха (Якутия), Сахалинская обл., Еврейская АО |
|||||||||||
Во многом безработица обусловлена кризисом производства в некоторых добывающих отраслях и особенно отраслях обрабатывающей промышленности (машиностроение, легкая промышленность). Наблюдается отсутствие работы на местах, вызванные застоем в сельском хозяйстве, разрушением градообразующих предприятий. В этих условиях процветает внутренняя трудовая миграция населения.
Интересным фактом в этих условиях являются данные статистики: по данным выборочного опроса руководителей российских компаний около четверти не могут полностью или частично заполнить имеющиеся у них вакансии за счет местных работников. Причем этот показатель сильно варьирует в зависимости от вида деятельности. В строительстве, например, почти 50% компаний не могут заполнить местными кадрами возникающие вакантные места, в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте - примерно 1/3.
Важной особенностью российского рынка труда является преобладание скрытых процессов над открытыми: в России высокий уровень неформальной занятости как среди работников, задействованных в экономике (вторичная занятость), так и среди лиц, формально признанных безработными. Среди основных видов неформальных форм занятости можно выделить следующие в порядке убывания значимости с точки зрения доходов: услуги населению по строительству, ремонту, пошиву, уличная торговля, торговля товарами, привезенными из-за рубежа, репетиторство, частные уроки, производство потребительских товаров на продажу, «совместительство» на производственном предприятии.
Безусловно, неформальная занятость - неотъемлемый и даже в определенной степени необходимый элемент рынка труда, поскольку предотвращает массовую безработицу, массовые открытые конфликты и поддерживает доходы населения. Однако рост неформальной занятости имеет и негативные последствия: низкие социальные гарантии или их отсутствие, недопоступление в бюджет налогов, нарушение трудового законодательства.
Особого внимания заслуживает вопрос внешней трудовой миграции. Согласованная экспертная оценка ежегодной численности трудовых мигрантов в России - 4-5 млн человек, и в перспективе российская экономика в ближайшие 10-15 лет не сможет обойтись без внешних трудовых ресурсов для обеспечения роста ВВП в силу сокращения трудоспособного населения более чем на 12 % [5].
Цена на труд представляет собой заработок трудоспособного гражданина. В таблице 4 представлены выборочные данные о средней заработной плате граждан по регионам России и минимальном размере оплаты труда (МРОТ), который в 2014 г. составил 5554 руб. Известно, что согласно законодательству РФ регионы сами вправе устанавливать свой уровень МРОТ.
Таблица 4
Соотношение заработной платы и МРОТ по отдельным регионам РФ
Субъект РФ |
Средняя заработная плата, руб. |
МРОТ, руб. |
Чукотский АО |
76 203 |
5965 |
Г. Москва |
62 241 |
14 500 |
Г. Санкт-Петербург |
40 660 |
9445 |
Республика Карелия |
29 250 |
10 179 |
Сахалинская область |
54 533 |
13 250 |
Новосибирская |
25 166 |
9030 |
Ямало-Ненецкий АО |
74 502 |
12 431 |
Пензенская область |
22 411 |
5965 |
Саратовская область |
22 020 |
6900 |
Республика Дагестан |
19 359 |
5965 |
В среднем по России |
32 611 |
5965 (мин. размер) |
Как видно из данных таблицы, дифференциация регионов по заработной плате очень велика, доходы населения в различных субъектах РФ отличаются в 3-4 раза, МРОТ по различным регионам - в 2,5 раза. При этом пособие по безработице составляет от 850 до 4900 руб.
Этот факт еще раз подчеркивает необходимость государственного регулирования процессов на рынке труда. Государственная политика занятости направлена на создание социально-экономических условий для воспроизводства человеческих ресурсов, обеспечение эффективной и полной занятости трудовых ресурсов, обеспечение равных условий труда. Через политику занятости государственные органы воздействуют на сбалансированность рынка труда как в целом в России, так и в ее регионах. Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс (макроуровень; региональный уровень; местный уровень - см. таблицу 5) и включает процедуру разработки политики занятости и выбор средств, форм и методов ее реализации.
Таблица 5
Уровни государственной политики занятости
Уровень управления |
Сущность |
Органы управления и регулирования |
Макро |
Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической, миграционной, финансово-кредитной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой. Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. |
Федеральная служба по труду и занятости РОСТРУД Министерство труда и социальной защиты РФ Федеральная миграционная служба ФМС
|
Регион |
Разработка и реализация программ трудоустройства, мер поддержки фермерства, малого бизнеса и пр. В интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и др. |
Государственные службы занятости, инспекции по труду, подразделения в исполнительном органе власти субъекта РФ |
Местный |
Практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению
|
Центры занятости населения, Федерации профсоюзов, Управления социальной защиты населения, образовательные учреждения и созданные в них Центры содействия трудоустройству выпускников |
В последнее время наблюдается рост регионализации экономических и социальных процессов, разнообразие регионов России требует проведения гибкой региональной политики, в том числе в сфере занятости. На уровне региона политика занятости призвана, с одной стороны, свести к минимуму региональные неравенства для сокращения имеющегося разрыва в социально-экономическом развитии регионов и снижения социальной напряженности в стране, а с другой - формировать такой уровень и такую структуру занятости населения, которые способствуют цели развития данного региона.
Деятельность в сфере занятости населения Пензенской области направлена на сохранение социальной стабильности в регионе, предотвращение роста напряженности на рынке труда, предупреждение массовой безработицы и улучшение использования трудовых ресурсов.
Из существующих методов государственного регулирования занятости в Пензенской области используются как экономическое, так и организационные:
- льготное кредитование и налогообложение (система преференций для инвесторов);
- бюджетная политика стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров;
- функционирование службы занятости и трудоустройства;
- проведение ярмарок вакансий, «Дней информационных услуг» и «Дней защиты от безработицы»;
- организация общественных работ;
- организация подготовительных курсов молодых мам в ПГУ;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком и пенсионеров, которые стремятся возобновить трудовую деятельность;
- поддержка и развитие предпринимательства и малого бизнеса, в том числе за счет обеспечения малых предприятий информационными, консалтинговыми и образовательными услугами через систему бизнес-инкубаторов.
В последнее время вопросу занятости уделяется большое внимание: инвестиционные проекты, реализуемые в Пензенской области, направлены в первую очередь на обеспечение занятости и достойного заработка населения [4]. Большие надежды возлагаются на результаты реализации государственной программы Пензенской области «Содействие занятости населения в Пензенской области», рассчитанной на период до 2020 г. [3]. Общий объем финансирования государственной программы составит 3 924 458,0 тыс. руб.
Целями государственной программы являются:
1) содействие продуктивной занятости населения;
2) обеспечение защиты прав граждан в области труда;
3) улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Пензенской области;
4) привлечение дополнительных трудовых ресурсов в сельскую местность Пензенской области;
5) повышение качества жизни населения Пензенской области;
6) повышение эффективности управления качеством социальной защиты граждан Российской Федерации, проживающих на территории Пензенской области.
В рамках программы действует 5 подпрограмм.
1. Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан в 2014-2020 гг.
2. Улучшение условий и охраны труда в Пензенской области на 2014-2020 гг.
3. Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2020 гг.
4. Повышение уровня и качества жизни населения Пензенской области на 2014-2020 гг.
5. Реализация государственных функций в сфере труда, социальной защиты и демографии.
Об эффективности деятельности программных мероприятий может свидетельствовать то, что в 2014 г. уровень регистрируемой безработицы снизился с 0,95% до 0,77 % от численности экономически активного населения области (-0,18%) (РФ -1,1%, ПФО -0,9%), напряженность на рынке труда - 0,5 человека на одно свободное место, а также 100%-ное выполнение практически всех показателей Госпрограммы.
Стоит отметить изменение и других показателей в сфере занятости за 2014 г. по сравнению с 2013 г.: численность занятого населения области увеличилась с 672,0 тыс. человек до 678,4 тыс. чел. (+6,4 тыс. человек); численность безработных (рассчитанная в соответствии с методологией МОТ) снизилась с 33,6 тыс. человек до 32,6 тыс. человек. (-1,0 тыс. человек); уровень занятости вырос с 62,6% до 64,7% (+2,1%).
На регистрируемом рынке труда: численность безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости области, уменьшилась с 6793 человек до 5457 человек (-1336 человек); заявленная предприятиями и организациями области потребность для замещения свободных рабочих мест увеличилась с 11 055 ед. до 11 852 ед., в том числе с 7945 ед. до 9248 ед. - по рабочим профессиям; напряженность на рынке труда сократилась с 0,65 человек до 0,54 человек на одно свободное рабочее место (-0,11 человек/вак.) (РФ -0,6 человек/ вак., ПФО -0,5 человек/ вак.).
В течение 2014 г. государственные услуги в сфере занятости получили 107 577 человек, из которых трудоустроены - 29 112 человек. Уровень трудоустройства составил 79,6% от обратившихся в поиске работы граждан (36 579 человек).
Последующая реализация программных мероприятий, а также политика, проводимая Правительством Пензенской области и органами государственной власти в сфере занятости, позволит создать условия для трудоустройства граждан, повысить качество и конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда, сдержать рост безработицы, поддержать материальное положение граждан, что позволит снизить уровень регистрируемой безработицы в регионе к концу 2015 г. до 1,2%.
Рецензенты:Хрусталев Б.Б., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза;
Хаметов Т. И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Землеустройство и геодезия» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» , г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Старостина К.И., Учаева Т.В. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ РЕГИОНОВ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18657 (дата обращения: 05.10.2024).