Рынок труда, как любой другой рынок, испытывает на себе влияние объективных рыночных законов и принципов функционирования, но в силу «человеческой» природы его составляющих, как ни один другой, нуждается в государственном регулировании, цель которого состоит в обеспечении права на труд и защиту от безработицы, с одной стороны, и обеспечении роста ВВП, национального дохода, качества жизни населения - с другой.
Государственное регулирование занятости населения на федеральном и региональном уровне должно основываться на объективных тенденциях и предпосылках развития рынка труда и быть направлено на решение насущных проблем. В связи с этим видится целесообразным выделить основные особенности, тенденции и проблемы в сфере занятости и безработицы.
Изучая проблему занятости в государственном масштабе, необходимо иметь представление об уровне экономической активности населения. В Российской Федерации он составляет на сегодняшний день порядка 52%, или 74,7 млн человек. Это чуть выше среднемирового уровня данного показателя (45-50%). В некоторых странах он составляет не более 35%, что связано с преобладанием населения в младшем (характерно для развивающихся стран) или пенсионном возрасте (характерно для стран Европы).
Масштабы территории страны и разнообразие климатических зон, благоприятных и неблагоприятных для проживания и трудовой деятельности, предопределили неравномерное распределение трудовых ресурсов в границах России. Самыми густонаселенными и богатыми трудовыми ресурсами являются Центральный и Приволжский регионы, Краснодарский край, мегаполисы - Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.
Анализируя динамику структуры населения по сферам трудовой деятельности (табл. 1), можно заметить характерные изменения в структуре занятости. Во-первых, наблюдается снижение удельного веса занятых в промышленности с 20 до 17%, причем уменьшение численности занятых наблюдается лишь в обрабатывающем производстве, тогда как в добывающих отраслях число занятых увеличилось на 0,4%. Во-вторых, почти на треть сократилась численность занятых в сельском хозяйстве, при этом доля работающих в сельском хозяйстве составляет 7%, тогда как проживает в сельской местности 26-30% населения. В-третьих, наблюдается значительный прирост числа занятых в непроизводственной сфере - финансовой деятельности, торговле.
Таблица 1
Структура занятого населения по сферам деятельности в динамике
| 
			 
  | 
			
			 Сельское хозяйство  | 
			
			 Добыча полезных ископаемых  | 
			
			 Обрабатывающее производство  | 
			
			 Производство электроэнергии, газа и воды  | 
			
			 Строительство  | 
			
			 Торговля, ремонт, гостиницы и рестораны  | 
			
			 Транспорт и связь  | 
			
			 Финансовая деятельность, аренда  | 
			
			 Государственное управление, социальное обеспечение  | 
			
			 Образование  | 
			
			 Здравоохранение  | 
			
			 Другие  | 
		
| 
			 2005  | 
			
			 10,1  | 
			
			 1,8  | 
			
			 18,2  | 
			
			 2,9  | 
			
			 6,7  | 
			
			 17,1  | 
			
			 9,2  | 
			
			 7,4  | 
			
			 7,2  | 
			
			 9,2  | 
			
			 6,9  | 
			
			 3,3  | 
		
| 
			 2006  | 
			
			 9,9  | 
			
			 1,7  | 
			
			 18,0  | 
			
			 3,1  | 
			
			 6,5  | 
			
			 17,3  | 
			
			 9,1  | 
			
			 7,6  | 
			
			 7,1  | 
			
			 9,0  | 
			
			 7,2  | 
			
			 3,5  | 
		
| 
			 2007  | 
			
			 8,9  | 
			
			 1,9  | 
			
			 17,4  | 
			
			 2,9  | 
			
			 7,0  | 
			
			 17,5  | 
			
			 9,4  | 
			
			 8,1  | 
			
			 6,9  | 
			
			 9,1  | 
			
			 7,4  | 
			
			 3,5  | 
		
| 
			 2008  | 
			
			 8,5  | 
			
			 1,9  | 
			
			 16,5  | 
			
			 3,0  | 
			
			 7,6  | 
			
			 17,2  | 
			
			 9,3  | 
			
			 8,2  | 
			
			 7,6  | 
			
			 9,1  | 
			
			 7,4  | 
			
			 3,7  | 
		
| 
			 2009  | 
			
			 8,3  | 
			
			 2,0  | 
			
			 15,3  | 
			
			 3,2  | 
			
			 7,1  | 
			
			 17,3  | 
			
			 9,4  | 
			
			 8,3  | 
			
			 8,0  | 
			
			 9,4  | 
			
			 7,9  | 
			
			 3,9  | 
		
| 
			 2010  | 
			
			 7,7  | 
			
			 2,0  | 
			
			 15,2  | 
			
			 3,3  | 
			
			 7,2  | 
			
			 17,5  | 
			
			 9,3  | 
			
			 8,4  | 
			
			 8,1  | 
			
			 9,4  | 
			
			 7,9  | 
			
			 3,9  | 
		
| 
			 2011  | 
			
			 7,7  | 
			
			 2,0  | 
			
			 15,0  | 
			
			 3,2  | 
			
			 7,2  | 
			
			 18,0  | 
			
			 9,4  | 
			
			 8,7  | 
			
			 7,7  | 
			
			 9,2  | 
			
			 7,9  | 
			
			 4,0  | 
		
| 
			 2012  | 
			
			 7,3  | 
			
			 2,0  | 
			
			 15,0  | 
			
			 3,3  | 
			
			 7,4  | 
			
			 18,2  | 
			
			 9,4  | 
			
			 8,7  | 
			
			 7,5  | 
			
			 9,2  | 
			
			 8,0  | 
			
			 3,9  | 
		
| 
			 2013  | 
			
			 7,0  | 
			
			 2,2  | 
			
			 14,8  | 
			
			 3,2  | 
			
			 7,6  | 
			
			 18,4  | 
			
			 9,5  | 
			
			 9,0  | 
			
			 7,4  | 
			
			 9,2  | 
			
			 7,9  | 
			
			 4,1  | 
		
Фактический уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда (МОТ), составляет 5,1% при регистрируемом уровне - 1%. Четверть безработных составляет молодежь в возрасте 25 лет, около 20% - население в возрасте старше 50 лет. При этом безработица во многих регионах носит застойный характер: так, 32% сельских жителей не могут найти работу в течение года и более.
Особенностью российской безработицы является высокий удельный вес в структуре безработных квалифицированных работников. Доля лиц с высшим и средним специальным образованием в общей численности безработных составляет около 36% (в среднем по России), а в отдельных регионах - более 50% (в таблице 2 представлены выборочные данные по регионам РФ), в то время как в странах Запада и США доля таких лиц не превышает 3%. Нужно отметить, что в России, в отличие от стран Запада, работники с высшим образованием имеют невысокий уровень заработной платы и зачастую низкие социальные гарантии, поэтому представляют собой слабо защищенную в социальном плане группу населения.
Таблица 2
Структура безработных по уровню образования (выборочные данные)
| 
			 Безpаботные  | 
			
			 всего  | 
			
			 в том числе имеют образование  | 
		|||||
| 
			 ВПО  | 
			
			 СПО  | 
			
			 НПО  | 
			
			 
			среднее   | 
			
			 
			основное  | 
			
			 
			не имеют  | 
		||
| 
			 Российская Федерация  | 
			
			 100  | 
			
			 16,4  | 
			
			 19,3  | 
			
			 20,3  | 
			
			 32,8  | 
			
			 10,1  | 
			
			 1,1  | 
		
| 
			 г. Москва  | 
			
			 100  | 
			
			 47,5  | 
			
			 14,3  | 
			
			 5,4  | 
			
			 30,4  | 
			
			 2,4  | 
			
			 ...  | 
		
| 
			 г. Санкт-Петербург  | 
			
			 100  | 
			
			 30,3  | 
			
			 21,6  | 
			
			 16,7  | 
			
			 26,2  | 
			
			 5,2  | 
			
			 ...  | 
		
| 
			 Республика Северная Осетия - Алания  | 
			
			 100  | 
			
			 26,6  | 
			
			 16,7  | 
			
			 13,0  | 
			
			 37,2  | 
			
			 5,8  | 
			
			 0,8  | 
		
| 
			 Пензенская область  | 
			
			 100  | 
			
			 20,4  | 
			
			 25,2  | 
			
			 17,9  | 
			
			 28,9  | 
			
			 6,5  | 
			
			 1,2  | 
		
| 
			 
			Приволжский   | 
			
			 100  | 
			
			 16,2  | 
			
			 21,8  | 
			
			 26,1  | 
			
			 26,4  | 
			
			 8,6  | 
			
			 0,8  | 
		
Во многом причина такого положения кроется в отсутствии адекватной потребностям рынка труда системы профессионального образования. Более 10 лет объективно наблюдаются переизбыток высококвалифицированной рабочей силы в сфере экономики, финансов, юриспруденции и недостаток квалифицированных рабочих специальностей и специалистов для реального сектора экономики. Однако современная система образования продолжает растить штат невостребованных работников с высшим образованием, которые просто не смогут найти работу по специальности. При этом страдают как производительность труда, так и процесс самореализации человека. К сожалению, большинство молодых людей нацелено на работу в непроизводственной сфере, тогда как локомотивом роста экономики является реальный сектор.
Рассматривая уровень безработицы по регионам, следует отметить наличие значительного числа регионов с высоким уровнем безработицы и регионов, где безработица носит застойный характер. В благополучных регионах (Москва, Санкт-Петербург, Липецкая, Ростовская, Белгородская, Смоленская, Волгоградская, Рязанская области) уровень безработицы колеблется в пределах до 5 %, в неблагополучных безработица достигает 7, 10, 13% и более (Северо-Кавказский федеральный округ, Республика Адыгея, Калмыкия и др.), что демонстрируют выборочные данные таблицы 3. В таблице отмечен средний уровень безработицы по федеральным округам (ФО), в скобках указан максимальный уровень безработицы на 2012 г. и выделены самые неблагополучные регионы в составе каждого округа.
Таблица 3
Уровень безработицы по регионам РФ
| 
			 2000  | 
			
			 2008  | 
			
			 2009  | 
			
			 2010  | 
			
			 2011  | 
			
			 2012  | 
		||||||
| 
			 Российская Федерация  | 
			
			 10,6  | 
			
			 6,2  | 
			
			 8,3  | 
			
			 7,3  | 
			
			 6,5  | 
			
			 5,5  | 
		|||||
| 
			 Центральный ФО (до 5%)  | 
			
			 7,8  | 
			
			 3,6  | 
			
			 5,8  | 
			
			 4,6  | 
			
			 4,1  | 
			
			 3,1  | 
		|||||
| 
			 Ивановская обл.  | 
		|||||||||||
| 
			 Северо-Западный ФО (до 7,7%)  | 
			
			 9,6  | 
			
			 5,0  | 
			
			 6,9  | 
			
			 5,9  | 
			
			 5,1  | 
			
			 4,0  | 
		|||||
| 
			 р. Карелия, Ненецкий АО, Калининградская обл., Мурманская обл., Псковская обл.  | 
		|||||||||||
| 
			 Южный ФО (до 13,1%)  | 
			
			 12,9  | 
			
			 6,4  | 
			
			 8,6  | 
			
			 7,6  | 
			
			 7,0  | 
			
			 6,2  | 
		|||||
| 
			 р. Адыгея, р. Калмыкия  | 
		|||||||||||
| 
			 Северо-Кавказский ФО  | 
			
			 20,4  | 
			
			 15,7  | 
			
			 16,0  | 
			
			 16,5  | 
			
			 14,5  | 
			
			 13,1  | 
		|||||
| 
			 около 11 % - р. Дагестан, р. Кабардино-Балкария, р. Карачаево-Черкесская, р. Северная Осетия - Алания  | 
		|||||||||||
| 
			 р. Ингушетия  | 
			
			 30,3  | 
			
			 53,3  | 
			
			 53,2  | 
			
			 49,7  | 
			
			 48,1  | 
			
			 47,7  | 
		|||||
| 
			 Чеченская Республика  | 
			
			 ...  | 
			
			 36,0  | 
			
			 35,0  | 
			
			 43,3  | 
			
			 37,3  | 
			
			 29,8  | 
		|||||
| 
			 Приволжский ФО (до 7,1%)  | 
			
			 9,8  | 
			
			 6,2  | 
			
			 8,6  | 
			
			 7,6  | 
			
			 6,5  | 
			
			 5,3  | 
		|||||
| 
			 р. Башкортостан, р. Марий Эл, Удмуртская Республика, Пермский край, Кировская обл.  | 
		|||||||||||
| 
			 Пензенская область  | 
			
			 11,4  | 
			
			 7,6  | 
			
			 8,1  | 
			
			 6,4  | 
			
			 5,4  | 
			
			 4,9  | 
		|||||
| 
			 Уральский ФО (до 8,7%)  | 
			
			 10,1  | 
			
			 5,5  | 
			
			 8,1  | 
			
			 8,0  | 
			
			 6,8  | 
			
			 6,0  | 
		|||||
| 
			 Курганская обл., Челябинская обл.  | 
		|||||||||||
| 
			 Сибирский ФО (до 18,4%)  | 
			
			 12,8  | 
			
			 8,3  | 
			
			 10,5  | 
			
			 8,7  | 
			
			 8,1  | 
			
			 7,1  | 
		|||||
| 
			 р. Алтай, р. Бурятия, р. Хакасия, Иркутская обл., Кемеровская обл., Томская обл.  | 
		|||||||||||
| 
			 р. Тыва  | 
			
			 23,6  | 
			
			 18,6  | 
			
			 21,4  | 
			
			 21,7  | 
			
			 17,3  | 
			
			 18,4  | 
		|||||
| 
			 Забайкальский край  | 
			
			 14,4  | 
			
			 14,9  | 
			
			 12,0  | 
			
			 11,1  | 
			
			 10,6  | 
			
			 10,6  | 
		|||||
| 
			 Дальневосточный ФО (до 8,5%)  | 
			
			 12,6  | 
			
			 7,7  | 
			
			 9,2  | 
			
			 8,6  | 
			
			 7,4  | 
			
			 6,7  | 
		|||||
| 
			 р. Саха (Якутия), Сахалинская обл., Еврейская АО  | 
		|||||||||||
Во многом безработица обусловлена кризисом производства в некоторых добывающих отраслях и особенно отраслях обрабатывающей промышленности (машиностроение, легкая промышленность). Наблюдается отсутствие работы на местах, вызванные застоем в сельском хозяйстве, разрушением градообразующих предприятий. В этих условиях процветает внутренняя трудовая миграция населения.
Интересным фактом в этих условиях являются данные статистики: по данным выборочного опроса руководителей российских компаний около четверти не могут полностью или частично заполнить имеющиеся у них вакансии за счет местных работников. Причем этот показатель сильно варьирует в зависимости от вида деятельности. В строительстве, например, почти 50% компаний не могут заполнить местными кадрами возникающие вакантные места, в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте - примерно 1/3.
Важной особенностью российского рынка труда является преобладание скрытых процессов над открытыми: в России высокий уровень неформальной занятости как среди работников, задействованных в экономике (вторичная занятость), так и среди лиц, формально признанных безработными. Среди основных видов неформальных форм занятости можно выделить следующие в порядке убывания значимости с точки зрения доходов: услуги населению по строительству, ремонту, пошиву, уличная торговля, торговля товарами, привезенными из-за рубежа, репетиторство, частные уроки, производство потребительских товаров на продажу, «совместительство» на производственном предприятии.
Безусловно, неформальная занятость - неотъемлемый и даже в определенной степени необходимый элемент рынка труда, поскольку предотвращает массовую безработицу, массовые открытые конфликты и поддерживает доходы населения. Однако рост неформальной занятости имеет и негативные последствия: низкие социальные гарантии или их отсутствие, недопоступление в бюджет налогов, нарушение трудового законодательства.
Особого внимания заслуживает вопрос внешней трудовой миграции. Согласованная экспертная оценка ежегодной численности трудовых мигрантов в России - 4-5 млн человек, и в перспективе российская экономика в ближайшие 10-15 лет не сможет обойтись без внешних трудовых ресурсов для обеспечения роста ВВП в силу сокращения трудоспособного населения более чем на 12 % [5].
Цена на труд представляет собой заработок трудоспособного гражданина. В таблице 4 представлены выборочные данные о средней заработной плате граждан по регионам России и минимальном размере оплаты труда (МРОТ), который в 2014 г. составил 5554 руб. Известно, что согласно законодательству РФ регионы сами вправе устанавливать свой уровень МРОТ.
Таблица 4
Соотношение заработной платы и МРОТ по отдельным регионам РФ
| 
			 Субъект РФ  | 
			
			 Средняя заработная плата, руб.  | 
			
			 МРОТ, руб.  | 
		
| 
			 Чукотский АО  | 
			
			 76 203  | 
			
			 5965  | 
		
| 
			 Г. Москва  | 
			
			 62 241  | 
			
			 14 500  | 
		
| 
			 Г. Санкт-Петербург  | 
			
			 40 660  | 
			
			 9445  | 
		
| 
			 Республика Карелия  | 
			
			 29 250  | 
			
			 10 179  | 
		
| 
			 Сахалинская область  | 
			
			 54 533  | 
			
			 13 250  | 
		
| 
			 Новосибирская  | 
			
			 25 166  | 
			
			 9030  | 
		
| 
			 Ямало-Ненецкий АО  | 
			
			 74 502  | 
			
			 12 431  | 
		
| 
			 Пензенская область  | 
			
			 22 411  | 
			
			 5965  | 
		
| 
			 Саратовская область  | 
			
			 22 020  | 
			
			 6900  | 
		
| 
			 Республика Дагестан  | 
			
			 19 359  | 
			
			 5965  | 
		
| 
			 В среднем по России  | 
			
			 32 611  | 
			
			 5965 (мин. размер)  | 
		
Как видно из данных таблицы, дифференциация регионов по заработной плате очень велика, доходы населения в различных субъектах РФ отличаются в 3-4 раза, МРОТ по различным регионам - в 2,5 раза. При этом пособие по безработице составляет от 850 до 4900 руб.
Этот факт еще раз подчеркивает необходимость государственного регулирования процессов на рынке труда. Государственная политика занятости направлена на создание социально-экономических условий для воспроизводства человеческих ресурсов, обеспечение эффективной и полной занятости трудовых ресурсов, обеспечение равных условий труда. Через политику занятости государственные органы воздействуют на сбалансированность рынка труда как в целом в России, так и в ее регионах. Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс (макроуровень; региональный уровень; местный уровень - см. таблицу 5) и включает процедуру разработки политики занятости и выбор средств, форм и методов ее реализации.
Таблица 5
Уровни государственной политики занятости
| 
			 Уровень управления  | 
			
			 Сущность  | 
			
			 Органы управления и регулирования  | 
		
| 
			 Макро  | 
			
			 Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической, миграционной, финансово-кредитной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой. Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.  | 
			
			 Федеральная служба по труду и занятости РОСТРУД Министерство труда и социальной защиты РФ Федеральная миграционная служба ФМС 
  | 
		
| 
			 Регион  | 
			
			 Разработка и реализация программ трудоустройства, мер поддержки фермерства, малого бизнеса и пр. В интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и др.  | 
			
			 Государственные службы занятости, инспекции по труду, подразделения в исполнительном органе власти субъекта РФ  | 
		
| 
			 Местный  | 
			
			 Практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению 
  | 
			
			 Центры занятости населения, Федерации профсоюзов, Управления социальной защиты населения, образовательные учреждения и созданные в них Центры содействия трудоустройству выпускников  | 
		
В последнее время наблюдается рост регионализации экономических и социальных процессов, разнообразие регионов России требует проведения гибкой региональной политики, в том числе в сфере занятости. На уровне региона политика занятости призвана, с одной стороны, свести к минимуму региональные неравенства для сокращения имеющегося разрыва в социально-экономическом развитии регионов и снижения социальной напряженности в стране, а с другой - формировать такой уровень и такую структуру занятости населения, которые способствуют цели развития данного региона.
Деятельность в сфере занятости населения Пензенской области направлена на сохранение социальной стабильности в регионе, предотвращение роста напряженности на рынке труда, предупреждение массовой безработицы и улучшение использования трудовых ресурсов.
Из существующих методов государственного регулирования занятости в Пензенской области используются как экономическое, так и организационные:
- льготное кредитование и налогообложение (система преференций для инвесторов);
- бюджетная политика стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров;
- функционирование службы занятости и трудоустройства;
- проведение ярмарок вакансий, «Дней информационных услуг» и «Дней защиты от безработицы»;
- организация общественных работ;
- организация подготовительных курсов молодых мам в ПГУ;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком и пенсионеров, которые стремятся возобновить трудовую деятельность;
- поддержка и развитие предпринимательства и малого бизнеса, в том числе за счет обеспечения малых предприятий информационными, консалтинговыми и образовательными услугами через систему бизнес-инкубаторов.
В последнее время вопросу занятости уделяется большое внимание: инвестиционные проекты, реализуемые в Пензенской области, направлены в первую очередь на обеспечение занятости и достойного заработка населения [4]. Большие надежды возлагаются на результаты реализации государственной программы Пензенской области «Содействие занятости населения в Пензенской области», рассчитанной на период до 2020 г. [3]. Общий объем финансирования государственной программы составит 3 924 458,0 тыс. руб.
Целями государственной программы являются:
1) содействие продуктивной занятости населения;
2) обеспечение защиты прав граждан в области труда;
3) улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Пензенской области;
4) привлечение дополнительных трудовых ресурсов в сельскую местность Пензенской области;
5) повышение качества жизни населения Пензенской области;
6) повышение эффективности управления качеством социальной защиты граждан Российской Федерации, проживающих на территории Пензенской области.
В рамках программы действует 5 подпрограмм.
1. Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан в 2014-2020 гг.
2. Улучшение условий и охраны труда в Пензенской области на 2014-2020 гг.
3. Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2020 гг.
4. Повышение уровня и качества жизни населения Пензенской области на 2014-2020 гг.
5. Реализация государственных функций в сфере труда, социальной защиты и демографии.
Об эффективности деятельности программных мероприятий может свидетельствовать то, что в 2014 г. уровень регистрируемой безработицы снизился с 0,95% до 0,77 % от численности экономически активного населения области (-0,18%) (РФ -1,1%, ПФО -0,9%), напряженность на рынке труда - 0,5 человека на одно свободное место, а также 100%-ное выполнение практически всех показателей Госпрограммы.
Стоит отметить изменение и других показателей в сфере занятости за 2014 г. по сравнению с 2013 г.: численность занятого населения области увеличилась с 672,0 тыс. человек до 678,4 тыс. чел. (+6,4 тыс. человек); численность безработных (рассчитанная в соответствии с методологией МОТ) снизилась с 33,6 тыс. человек до 32,6 тыс. человек. (-1,0 тыс. человек); уровень занятости вырос с 62,6% до 64,7% (+2,1%).
На регистрируемом рынке труда: численность безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости области, уменьшилась с 6793 человек до 5457 человек (-1336 человек); заявленная предприятиями и организациями области потребность для замещения свободных рабочих мест увеличилась с 11 055 ед. до 11 852 ед., в том числе с 7945 ед. до 9248 ед. - по рабочим профессиям; напряженность на рынке труда сократилась с 0,65 человек до 0,54 человек на одно свободное рабочее место (-0,11 человек/вак.) (РФ -0,6 человек/ вак., ПФО -0,5 человек/ вак.).
В течение 2014 г. государственные услуги в сфере занятости получили 107 577 человек, из которых трудоустроены - 29 112 человек. Уровень трудоустройства составил 79,6% от обратившихся в поиске работы граждан (36 579 человек).
Последующая реализация программных мероприятий, а также политика, проводимая Правительством Пензенской области и органами государственной власти в сфере занятости, позволит создать условия для трудоустройства граждан, повысить качество и конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда, сдержать рост безработицы, поддержать материальное положение граждан, что позволит снизить уровень регистрируемой безработицы в регионе к концу 2015 г. до 1,2%.
Рецензенты:Хрусталев Б.Б., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза;
Хаметов Т. И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Землеустройство и геодезия» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» , г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Старостина К.И., Учаева Т.В. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ РЕГИОНОВ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18657 (дата обращения: 04.11.2025).



