Рынок первичной жилой недвижимости как сектор экономики играет значительную экономическую (в 2013 г. валовая добавленная стоимость по сфере деятельности «Строительство» в отдельных регионах достигает значения в 20% [7]) и социальную роль (создание объектов жилой недвижимости является основой улучшения качества жизни и тем самым повышения благосостояния населения).
Однако в настоящее время данный рынок характеризуется постоянным увеличением темпов ввода в эксплуатацию нового жилья (общий объем ввода объектов жилой недвижимости в России в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом возрос на 8,39% [4]), что влечет за собой повышение уровня конкуренции на рынке. В этой связи рынок первичной жилой недвижимости требует от компаний гораздо большего, чем создать товар, удовлетворяющий потребности клиента, назначить на него подходящую цену и обеспечить его доступность для целевых потребителей. В связи с этим, по мнению автора, целесообразным является формирование комплекса клиентоориентированных маркетинговых коммуникаций применительно к объектам первичной жилой недвижимости.
Существующие в теории маркетинга подходы к разработке комплекса маркетинговых коммуникаций [2, 3, 6] могут быть применены компанией-коммуникатором любой сферы деятельности, поэтому они не учитывают специфических особенностей рынка первичной жилой недвижимости, где поведение потребителей имеет выраженную специфику в зависимости от сегмента рынка, что является основанием для использования клиентоориентированного подхода при планировании коммуникаций [5].
Отметим, что маркетинговая активность субъектов рынка первичной жилой недвижимости в настоящее время носит во многом бессистемный характер, коммуникативное воздействие начинается на заключительных этапах реализации строительного проекта. С учетом того, что зачастую процесс принятия решения о покупке объекта первичной жилой недвижимости занимает продолжительное время (особенно это касается недвижимости повышенной комфортности), стадия реализации растягивается, и основные продажи предлагаемых квартир происходят намного позже ввода жилого дома в эксплуатацию. В данной ситуации, по мнению авторов, необходима организация непрерывного маркетингового взаимодействия с потенциальными потребителями на всех стадиях строительства объекта недвижимости, начиная с подготовки проекта.
В результате анализа распределения продаж по стадиям строительства объектов первичной жилой недвижимости авторами отмечено определенное сходство в структуре продаж эконом-класса и комфорт-класса, которые представляют собой массовое жилье. И аналогично - в структуре продаж бизнес-класса и элитного класса (жилье повышенной комфортности). В связи с этим целесообразно построение комплекса маркетинговых коммуникаций для каждого из двух типов объектов первичной жилой недвижимости: массовое жилье и жилье повышенной комфортности, - с последующим выбором средств продвижения в соответствии с предпочтениями целевой аудитории.
Предполагается, что наиболее эффективным в целях планирования маркетинговых коммуникаций методом является метод целей и задач [1]. Для реализации на основе глубинного интервью экспертов и представителей компаний, функционирующих на рынке первичной жилой недвижимости г. Челябинска, авторами выявлены приоритетные маркетинговые задачи, стоящие перед субъектами рынка в процессе реализации строительных проектов (табл. 1).
Таблица 1
Совокупность приоритетных маркетинговых задач субъектов рынка первичной жилой недвижимости в зависимости от стадии строительства объекта недвижимости
Стадии строительства жилого дома |
Сегмент рынка первичной жилой недвижимости |
|||
Эконом-класс |
Комфорт-класс |
Бизнес-класс |
Элитный класс |
|
Подготовка проекта |
Информирование; создание первоначальной осведомленности об объекте |
Уточнение потребностей; создание первоначальной осведомленности об объекте |
||
Нулевая стадия |
Информирование; создание предпочтения и побуждение к покупке |
Информирование; создание первоначального интереса и предпочтения |
||
Монтаж |
Формирование благожелательного отношения; создание предпочтения и побуждение к покупке |
Создание широкой осведомленности, паблисити; формирование положительного имиджа объекта |
||
Внутренние работы |
Формирование благожелательного отношения; побуждение к приобретению |
Поддержание уровня осведомленности; укрепление имиджа статусного жилья; побуждение к приобретению |
||
Сдача дома |
Укрепление имиджа; побуждение к приобретению |
Укрепление имиджа статусного жилья; побуждение к приобретению |
||
Подготовка проекта |
Формирование благожелательного отношения; побуждение к приобретению |
Укрепление имиджа; побуждение к приобретению и поддержание уверенности в правильности сделанного выбора |
||
Постпродажные мероприятия |
Получение обратной связи; убеждение в правильности сделанного выбора |
Получение обратной связи; убеждение в правильности сделанного выбора |
Отметим, что маркетинговые коммуникации на рынке первичной жилой недвижимости можно подразделить на три группы в зависимости от целей воздействия на потребителей, а именно: создание осведомленности; увещевание и побуждение к покупке; формирование имиджа. При этом каждой цели соответствует определенный набор типовых инструментов и форм маркетинговых коммуникаций, позволяющий достичь данную цель.
Сгруппируем выявленные маркетинговые задачи на каждой стадии строительства по группам в зависимости от целей воздействия:
1) «создание осведомленности»: уточнение потребностей, информирование, создание осведомленности, создание интереса и предпочтения;
2) «увещевание и побуждение к покупке»: поддержание уровня осведомленности, формирование благожелательного отношения, формирование положительного имиджа, укрепление имиджа, побуждение к покупке;
3) «формирование имиджа»: убеждение и поддержание уверенности в правильности выбора, получение обратной связи.
Исходя из сформулированных маркетинговых задач в зависимости от стадии строительства объекта недвижимости и классификации маркетинговых коммуникаций авторами предложены конкретные инструменты и формы маркетингового коммуникативного воздействия, которые наиболее точно отвечают поставленным задачам (табл. 2).
Таблица 2
Ключевые
инструменты и формы коммуникативного воздействия в
зависимости от маркетинговых задач
Маркетинговые задачи |
Инструменты и формы маркетинговых коммуникаций |
Уточнение потребностей |
Презентации проекта, персональные коммуникации с потенциальными потребителями |
Информирование |
Реклама в СМИ, outdoor- и indoor-реклама, презентации проекта, экскурсии на строительную площадку |
Создание осведомленности |
Реклама в СМИ, outdoor- и indoor-реклама, PR-материалы в СМИ, блогах и форумах |
Создание интереса и предпочтения |
Стимулирующие мероприятия, PR-материалы в печатных изданиях |
Поддержание уровня осведомленности |
Реклама в СМИ, outdoor- и indoor-реклама, PR-материалы в СМИ, блогах и форумах |
Формирование благожелательного отношения |
Реклама в СМИ, outdoor- и indoor-реклама, PR-материалы в СМИ, блогах и форумах, экскурсии на строительную площадку, шоу-румы, организация и участие в городских праздниках, проведение спортивных мероприятий, конкурсов и т.п. |
Формирование положительного имиджа |
PR-материалы в СМИ, Интернет-порталах, неформальные вербальные маркетинговые коммуникации |
Укрепление имиджа |
PR-материалы в СМИ, Интернет-порталах, спонсорство, неформальные вербальные маркетинговые коммуникации |
Побуждение к покупке |
Рекламные мероприятия, кросс-реклама, стимулирующие мероприятия, персональные продажи, экскурсии на строительную площадку, шоу-румы |
Убеждение и поддержание уверенности в правильности выбора |
Организация событий и праздников, специальные проекты, создание интернет-портала для жильцов |
Получение обратной связи |
Организация событий и праздников, создание интернет-портала для жильцов |
Сопоставление двух представленных моделей - системы приоритетных маркетинговых задач в зависимости от стадии строительства объекта недвижимости и ключевых инструментов и форм маркетингового коммуникативного воздействия в зависимости от маркетинговых задач - позволяет сформировать комплекс непрерывных маркетинговых коммуникаций, направленных на взаимодействие с целевыми аудиториями в зависимости от сегмента рынка первичной жилой недвижимости (табл. 3).
Таблица 3
Комплекс клиентоориентированных маркетинговых коммуникаций на разных сегментах рынка первичной жилой недвижимости
Стадии строительства жилого дома |
Сегмент рынка первичной жилой недвижимости |
|||
Массовое жилье |
Жилье повышенной комфортности |
|||
Эконом-класс |
Комфорт-класс |
Бизнес-класс |
Элитный класс |
|
Подготовка проекта |
Реклама в СМИ; наружная стационарная и транспортная реклама |
Презентации проекта на крупных деловых форумах; создание сайта; персональные переговоры с представителями целевой аудитории |
||
Нулевая стадия |
Объявления на порталах о недвижимости, в газетах объявлений; скидки и бонусы; экскурсии на строительную площадку |
PR- и рекламные материалы в деловых и глянцевых изданиях; наружная стационарная реклама и indoor-реклама в местах вероятного нахождения ключевых потребителей; презентации |
||
Монтаж |
Рекламные и PR-материалы в СМИ; наружная стационарная и транспортная реклама; реклама в Интернете; PR в блогах и форумах о недвижимости; скидки при первоначальном платеже до установленного срока; организация экскурсий на стройплощадку |
Интервью с авторами проекта; расширенные имиджевые и информационные статьи в деловых и глянцевых изданиях, на Интернет-порталах; обсуждение проекта «в своем кругу»; indoor-реклама в местах вероятного нахождения потребителей; персональные продажи |
||
Внутренние работы |
Активная рекламная кампания в СМИ; наружная стационарная и транспортная реклама; реклама в Интернете; скидки и бонусы; премии-толкачи; организация и участие в городских праздниках; шоу-румы; проведение спортивных мероприятий, конкурсов и т.п. |
Объявления на порталах о недвижимости; сообщения в СМИ; наружная стационарная реклама; репортажи с места строительства; аналитические статьи и интервью; прогнозы тенденций рынка; рейтинговые материалы; экскурсии на стройплощадку; шоу-румы; спонсорство крупных деловых событий; indoor-реклама в местах вероятного нахождения потребителей; обсуждение проекта «в своем кругу» |
||
Сдача дома |
Активная рекламная кампания в СМИ; наружная стационарная и транспортная реклама; реклама в Интернете; скидки и бонусы; организация и участие в городских праздниках; шоу-румы; проведение спортивных мероприятий, конкурсов и т.п. |
Активная рекламная кампания в СМИ; наружная стационарная реклама; кросс-реклама; индивидуальные скидки; бонусы и дополнительные выгоды; новостные и имиджевые материалы в электронных и печатных СМИ; экскурсии на стройплощадку; шоу-румы; спонсорство мероприятий |
||
Реализация |
Активная рекламная кампания в СМИ; наружная стационарная и транспортная реклама; реклама в Интернете; скидки и бонусы; организация и участие в городских праздниках; шоу-румы; проведение спортивных мероприятий, конкурсов и т.п. |
Шоу-румы; спонсорство мероприятий; организация событий и праздников для жильцов; специальные проекты (например, открытие танцевального клуба); персональные продажи; активная рекламная кампания в СМИ; наружная стационарная реклама; кросс-реклама; бонусные и ценовые акции; новостные материалы в электронных и печатных СМИ в техниках «разбивка новости на части», «придание новости дополнительного веса» и др. |
||
Стадии строительства жилого дома |
Сегмент рынка первичной жилой недвижимости |
|||
Массовое жилье |
Жилье повышенной комфортности |
|||
Эконом-класс |
Комфорт-класс |
Бизнес-класс |
Элитный класс |
|
Постпродажные мероприятия |
Организация праздников, культурных и спортивных мероприятий для новоселов |
Организация праздников, культурных и спортивных мероприятий; запуск Интернет-портала жильцов с возможностью получения информации, консультаций, форумов, обратной связи |
Рассмотрим применение сформированного комплекса клиентоориентированных маркетинговых коммуникаций на примере построения маркетингового коммуникативного воздействия на потенциальных потребителей в сегменте комфорт-класса, поскольку данный сегмент является одним из наиболее сложных в организации продаж в силу его специфики.
1. Этап подготовки проекта: с целью информирования об объекте строительства и создания осведомленности среди целевых аудиторий на данной стадии строительства целесообразно размещение рекламных сообщений в таких СМИ, как новостные Интернет-порталы и периодические печатные издания, а также использование наружной стационарной рекламы различных видов и графической рекламы на общественном транспорте.
2. Этап «нулевая стадия»: появление вкупе с рекламными сообщениями в СМИ и наружной рекламой, используемыми на предыдущей стадии, рекламных объявлений о продаже конкретных объектов недвижимости в новостройке на Интернет-порталах, предложений скидок и бонусов за покупку, а также организация экскурсионных маршрутов на строительную площадку с демонстрацией будущего месторасположения объекта недвижимости позволят коммуникатору повысить информированность об объекте недвижимости среди целевых аудиторий и начать формировать предпочтение и желание приобрести квартиру в предлагаемой новостройке.
3. Этап монтажа: в целях усиления предпочтения и формирования благожелательного отношения к продвигаемому объекту недвижимости используемые на предыдущих стадиях инструменты должны быть дополнены PR-материалами в блогах и форумах о недвижимости. Кроме того, рекомендуется использование в качестве стимулирующих мероприятий ограниченных во времени скидок при первоначальном платеже.
4. Этап внутренних работ: целесообразно увеличить рекламное воздействие в СМИ, количество единиц наружной стационарной и транспортной рекламы, а также создать шоу-румы с примером отделки в наименее привлекательных квартирах, чтобы повысить к ним интерес, а в целом побудить целевые аудитории к приобретению квартиры в продвигаемой новостройке. Организация и участие в городских праздниках, а также проведение спортивных и других дворовых праздников на данной стадии способствуют формированию благожелательного отношения к объекту недвижимости и строительной компании. Дополнительно возможно применение премий-толкачей, чтобы обеспечить рост продаж строительной компании и компаний-партнеров путем стимулирования их персонала.
5. Этап сдачи дома: чтобы побудить к приобретению квартиры и укрепить имидж новостройки на данной стадии, важно сохранить уровень маркетинговой коммуникативной активности компании с использованием тех же инструментов и средств, что и на предыдущей стадии строительства.
6. Этап реализации: с целью завершения продаж и фиксирования благожелательного отношения к продвигаемому объекту недвижимости в сознании целевых аудиторий предполагается поддержание высокого уровня маркетинговой коммуникативной активности компании, а также использование стимулирующих мероприятий.
7. Этап постпродажных мероприятий в виде организации праздников, культурных и спортивных мероприятий для новоселов позволит укрепить их убеждение в правильности сделанного выбора и получить обратную связь, что необходимо компании для корректировки действий при реализации последующих строительных проектов.
Таким образом, предложенный автором комплекс клиентоориентированных маркетинговых коммуникаций применительно к объектам первичной жилой недвижимости различных сегментов рынка позволяет хозяйствующим субъектам рынка сформировать комплексный план-график маркетинговых коммуникаций, обеспечив непрерывное маркетинговое коммуникативное воздействие на целевые аудитории на основе клиентоориентированного подхода.
Рецензенты:Окольнишникова И.Ю., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), г. Челябинск;
Просвирина И.И., д.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Ухова А.И., Каточков В.М. РАЗВИТИЕ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА РЫНКЕ ПЕРВИЧНОЙ ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18655 (дата обращения: 07.10.2024).