За время независимости Республики Казахстан строительство жилья стало одним из приоритетных направлений стратегии развития страны до 2030 г. и является одной из наиболее важных задач общенационального характера. Массовая доступность жилья – важнейший критерий качества жизни.
Проведенный анализ динамики ввода в эксплуатацию жилых домов в Республике Казахстан за период 1980–2013 гг. показал, что данный период характеризуется периодами как интенсивного роста, так и резкого спада (рис. 1). Советский период развития (1980–1991 г.) характеризуется в целом высокими темпами роста ввода жилья. Наибольший объем ввода наблюдался в 1988 г. (8779 тыс. кв. м жилья). Однако начиная уже со следующего года динамика ввода стала отрицательной вплоть до своего минимума в 1999 г. (1105 тыс. кв. м жилья). Несмотря на положительную динамику ввода, в последующие годы объем ввода жилья не смог перекрыть максимума 1988 г.
Рис. 1. Динамика ввода в эксплуатацию жилых домов в Республике Казахстан за период 1980–2013 гг. и перспектива до 2020 г.[6]
Однако совершенно другую динамику демонстрирует ввод в эксплуатацию жилых зданий в Республике Казахстан индивидуальными застройщиками за период 1985–2013 гг. (рис. 2). В советский период объем индивидуального жилищного строительства даже в период пика в 1989 г. не превышал 1199 тыс. кв. м. Однако начиная с 1995 г. переориентация интересов стала очевидной. И положительная динамика ввода индивидуального жилья наблюдается вплоть до 2013 г. Максимальный объем ввода жилья наблюдался в 2007 г., когда ввод жилья составил 3856 тыс. кв. м.
Рис. 2. Динамика ввода в эксплуатацию жилых зданий в Республике Казахстан индивидуальными застройщиками за период 1985–2013 г. [6]
Среднедушевые номинальные денежные доходы населения в период с 2001 по 2013 гг. имел тенденцию постоянного роста. Это вызвано прежде всего уровнем инфляции в стране. В целом за данный период доходы выросли в 7,33 раза.
Что касается объема выполненных строительных работ, то представленные сведения за период с 1990 по 2013 гг. свидетельствуют о положительной динамике. По состоянию на 2013 г. объем работ вырос с 11 до 2 439 390 млн тенге. Основной рост пришелся на период с 2000 по 2005 гг. (рис. 3).
Анализ цен продаж нового жилья в Республике Казахстан в 2001–2014 гг. показал, что в данный период цены выросли почти в 10 раз – с 23 637 тенге за 1кв. м до 215 531 тенге за 1 кв. м. Цены перепродажи благоустроенного жилья в Республике Казахстан в 2001–2014 гг. выросли в 18 раз. В целом цены на новое жилье выше, чем на вторичном рынке, на 19–148% за анализируемый период.
Общая площадь введенного жилья в январе—сентябре 2014 г. в Казахстане составила 5,095 млн кв. м (в том числе 2,939 млн кв. м построено индивидуальными застройщиками), что на 11,8% больше, чем в аналогичном периоде 2013 г., сообщил комитет по статистике министерства национальной экономики.
В январе–декабре 2014 г. на строительство жилья было направлено 613,6 млрд тенге, что на 18,1% больше, чем в 2013 г. Основным источником финансирования жилищного строительства являлись собственные средства застройщиков, удельный вес которых составляет 56,8%. В общем объеме инвестиций в основной капитал доля освоенных средств в области жилищного строительства составила 10,3%.
Рис. 3. Объем выполненных строительных работ за период 1990–2013 гг. [6]
При этом общая стоимость строительных работ и услуг в Казахстане в январе—сентябре 2014 года, по данным статкомитета, составила 1,714 трлн тенге (около 9,4 млрд долларов), что на 4,3% выше аналогичного показателя 2013 г.
По данным статистического ведомства, в январе–декабре 2014 г. в Казахстане из общего количества жилых зданий введено в эксплуатацию индивидуальных домов – 25 747, многоквартирных – 569. В январе-декабре 2014 г. введено в эксплуатацию 607,4 тыс. кв. м арендного жилья, кредитного – 593,9 тыс. кв. м.
Средние фактические затраты на строительство 1 кв. м жилья в многоквартирных домах в январе–декабре 2014 года составили 108,4 тыс. тенге и в жилых домах, построенных населением, – 58,8 тыс. тенге.
Основные программы по развитию жилищного строительства в Республике Казахстан в период с 2005 по 2020 гг. (табл. 1).
Таблица 1
Перечень основных программ развития жилищного строительства в Республике Казахстан
№ |
Наименование программы |
Документ |
Годы реализации |
1 |
Государственная программа развития жилищного строительства на 2005–2007 гг. |
Указ Президента Республики Казахстан от 11 июня 2004 г. № 1388 |
2005–2007 |
2 |
Государственная программа жилищного строительства на 2008–2010 гг. |
Указ Президента Республики Казахстан от 20 августа 2007 г. № 383 |
2008–2010 |
3 |
Программа по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов Республики Казахстан на 2010–2014 гг. |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2010 г. № 1004 |
2010–2014 |
4 |
Программа жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011–2014 гг. |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 г. № 329 |
2011–2014 |
5 |
Программа «Доступное жилье – 2020» |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2012 г. № 821 |
|
Перед программой «Доступное жилье – 2020» поставлены следующие задачи.
1. Создание полноценного сбалансированного рынка жилья. как со стороны предложения, так и со стороны спроса.
2. Обеспечение жильем категорий граждан, установленных Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях», а также молодых семей и широких слоев населения по линии жилищных строительных сбережений и АО «Ипотечная организация «Казахстанская ипотечная компания» путем строительства жилья 3-го и 4-го классов комфортности, в том числе малоэтажного, отвечающего требованиям ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.
3. Комплексное освоение территорий и развитие застроенных территорий в целях массового строительства жилья, в первую очередь экономического класса.
4. Привлечение частных инвестиций в жилищное строительство и стимулирование государственно-частного партнерства.
5. Развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры районов жилищной застройки.
6. Развитие индивидуального жилищного строительства.
7. Решение вопроса сноса аварийного жилья.
8. Поддержка строительства жилья некоммерческими объединениями граждан, в том числе жилищными строительными кооперативами, а также индивидуальными застройщиками.
9. Развитие строительной индустрии в Республике Казахстан путем внедрения новых современных технологий, увеличение производства строительных материалов, конструкций и изделий, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности, повышение доли казахстанского содержания в жилищном строительстве.
На реализацию Программы в 2012–2020 гг. будут направлены средства республиканского и местных бюджетов, средства институтов развития, а также частные внутренние и зарубежные инвестиции.
Объем финансирования за счет республиканского бюджета на строительство кредитного жилья, арендного жилья для очередников и молодых семей, развитие системы жилищных строительных сбережений, фондирование ЖССБК и АО «ИО «КИК», строительство жилья в рамках пилотных проектов по сносу аварийного жилья, а также развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе городов-спутников городов Астаны и Алматы – 2 000,7 млрд тенге, в том числе: в 2012 г. – 144,3 млрд тенге, в 2013 г. – 182,9 млрд тенге, в 2014 г. – 266,1 млрд тенге, в 2015 г. – 242,5 млрд тенге, в 2016 г. – 252,8 млрд тенге, в 2017 г. – 219,0 млрд тенге, в 2018 г. – 223,3 млрд тенге, в 2019 г. – 228,3 млрд тенге, в 2020 г. – 241,6 млрд тенге.
Объем финансирования Программы на 2012–2020 гг. будет уточняться в рамках прогнозных показателей республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.
В результате реализации Программы:
в 2012–2020 гг. планируется ввести в эксплуатацию около – 69 050,0 тыс. кв. м общей площади жилья, в том числе: в 2012 г. – 6050,0 тыс. кв. м, в 2013 г. – 6600,0 тыс. кв. м, в 2014 г. – 6900,0 тыс. кв. м, в 2015 г. – 7200,0 тыс. кв. м, в 2016 г. – 7600,0 тыс. кв. м, в 2017 г. – 7700,0 тыс. кв. м, в 2018 г. – 8000,0 тыс. кв. м, в 2019 г. – 9000,0 тыс. кв. м, в 2020 г. – 10 000,0 тыс. кв. м.
За счет кредитных средств из республиканского бюджета в 2012–2020 гг. будет построено кредитного жилья местными исполнительными органами с его реализацией через систему жилстройсбережений – 2943,0 тыс. кв. м, в том числе: в 2012 г. – 245,0 тыс. кв.м, в 2013 г. – 388,0 тыс.кв.м, в 2014–2020 гг. — по 330,0 тыс. кв. м.
За счет целевых трансфертов из республиканского бюджета в 2012–2020 гг. будет построено:
1) арендное (коммунальное) жилье местными исполнительными органами для очередников – 2300,0 тыс. кв. м, в том числе: в 2012 г. – 150,0 тыс. кв. м, в 2013 г. – 225,0 тыс. кв. м, в 2014–2020 гг. — по 275,0 тыс. кв. м;
2) арендное жилье местными исполнительными органами молодым семьям – 1510,0 тыс. кв. м, в том числе: в 2013 г. – 155,0 тыс. кв. м, в 2014 г. – 155,0 тыс. кв. м, в 2015–2020 гг. — по 200,0 тыс. кв. м;
3) жилье фонда АО «ИО «КИК» с реализацией населению через аренду с выкупом – 3125,0 тыс. кв. м, в том числе: в 2014 г. – 210,0 тыс. кв. м, в 2015 г. – 250,0 тыс. кв. м, в 2016 г. – 545,0 тыс. кв. м, в 2017–2020 гг. — по 530,0 тыс. кв. м;
4) жилье в рамках пилотных проектов по сносу аварийного жилья – 315,0 тыс. кв. м, в том числе: в 2013 г. – 25,0 тыс. кв. м, в 2014 г. – 25,0 тыс. кв. м, в 2015 г. – 30,0 тыс. кв. м, в 2016 г. – 35,0 тыс. кв. м, в 2017–2020 гг. — по 50,0 тыс. кв. м.
За счет собственных средств АО «ФНБ «Самрук-Қазына» и средств Национального фонда Республики Казахстан будет построено в 2013 г. – 60,0 тыс. кв. м, в 2014 г. – 90,0 тыс. кв. м, в 2015–2020 гг. — по 150,0 тыс. кв. м жилья.
Ожидается мультипликативный эффект в смежных отраслях за счет увеличения выпуска продукции промышленности строительных материалов, электротехнической, металлургической и химической промышленности, а также предметов обустройства нового жилья.
Таким образом, анализ развития жилищного строительства и особенностей современного программно-целевого управления формированием рынка доступного жилья в Казахстане показал, что в республике данному вопросу уделяется достаточно много внимания, реализуется достаточное количество жилищных программ, наблюдается положительная динамика роста объемов ввода жилья. Однако в проанализированных программах и статистической информации отсутствует один из важнейших показателей, характеризующих уровень доступности жилья, – это коэффициенты доступности жилья.
Кроме того, для более точного анализа происходящих в республике процессов в сфере жилищного строительства необходимо сопоставить ее показатели с динамикой аналогичных показателей других стран Евразийского и Таможенного союза, а также европейских стран.
Рецензенты:Грабовый П.Г., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Организация строительства и управление недвижимостью» ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет», г. Москва;
Хрусталев Б.Б., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Попова И.В., Баронин С.А., Бижанов С.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18637 (дата обращения: 10.09.2024).