Вместе с цифровым веком, который приходит в образование, возникают серьезные угрозы информационной безопасности школьников в сети Интернет. Эти проблемы появились одновременно с тем, как Интернет стал общедоступен. Сегодня современный школьник уже не представляет своей жизни без гаджетов и цифрового контента социальных сетей.
Неограниченный объем всевозможной информации, который сваливается на школьников в сети Интернет, не может благоприятно воздействовать на психофизиологическое состояние детей.
Проблеме зависимости от сетевых и компьютерных игр, социальных сетей, развлекательных сайтов сегодня уделяется много внимания в различных научных работах. Привязанность к Интернету и к компьютерным играм может быть настолько сильной, что у детей появляется желание жить в виртуальном мире. Ребенок часто не может контролировать себя в плане времяпрепровождения за компьютером, общение даже с самыми близкими людьми сводится к минимуму.
Симптомы интернет-зависимости:
1) уменьшение времени на прием пищи, прием пищи за компьютером;
2) потеря ощущения времени за компьютером в сети Интернет;
3) общение с незнакомыми людьми в социальных сетях более частое, чем с людьми в реальном окружающем мире;
4) игнорирование семейных и домашних обязанностей;
5) пропуск учебных занятий в школе и невыполнение домашних заданий в связи с нахождением за компьютером в Интернете;
6) невозможность сократить время пребывания в Интернете;
7) вход в Интернет с целью уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, вины, тревоги;
8) частые смены настроения, появление усталости, раздражительности, сильное желание вернуться за компьютер;
9) отрицание наличия зависимости от сети Интернет.
Содержательный аспект предметной подготовки учителей информатики по информационной безопасности
Сегодня у будущих педагогов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», необходимо формировать специальные компетенции по информационной безопасности в рамках дисциплин: «Информационные технологии», «Информационные технологии в образовании», «Педагогика», «Психология», «Теория и методика обучения». Также целесообразно рассмотреть вопрос о включении в учебные планы по различным профилям направления «Педагогическое образование» дисциплину «Информационная безопасность в образовательном учреждении». В рамках этой дисциплины познакомить студентов со следующими темами:
1) правовые основы информационной безопасности;
2) защита интеллектуальной собственности;
3) виды угроз информационного воздействия на школьников;
4) программные средства защиты информации;
5) технические средства защиты;
6) безопасность учащихся в сети Интернет.
Согласимся с Ю.И. Богатыревой, которая под компетентностью педагогов в области обеспечения информационной безопасности школьников понимает «интегративную характеристику качеств личности учителя, позволяющую ему осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с профессиональными и социальными требованиями и обладающего мотивированной заинтересованностью к организации инфобезопасной образовательной среды на основе теоретических знаний информационной безопасности, а также практических умений, навыков и определенного опыта деятельности по недопущению вреда от опасных информационных воздействий на личность школьника в соответствии с социальными требованиями современного информационного общества» [1].
Сегодня школьный учитель должен обладать следующими личностными качествами и профессиональными компетенциями:
- знание правовых норм и законов РФ об информационной безопасности, защите персональных данных, об авторском праве;
- обучение учащихся критическому осмыслению и оцениванию информации на основе нравственных и культурных ценностей;
- умение проектировать психологически безопасную и комфортную информационную образовательную среду, проводить профилактику различных форм зависимостей от компьютера;
- опыт деятельности по подготовке сознания детей к противодействию негативным информационным воздействиям, формирование навыков критического мышления, развитие способностей к самоблокированию противоправной информации;
- навыки защиты профессионально значимой информации и противостояния угрозам информационной безопасности в профессиональной деятельности.
Для того чтобы сформировать у будущих учителей компетенцию в области обеспечения информационной безопасности, необходимо выполнять следующие дидактические условия:
- введение тематики информационной безопасности школьников в различные дисциплины профессиональной подготовки будущих педагогов;
- создание профессионально ориентированной среды обучения посредством представления содержания и технологий обучения информационной безопасности, защите персональных данных и профессиональной информации в контексте будущей педагогической деятельности;
- создание механизма для оценивания уровня сформированности рассматриваемой компетентности.
К решению вопроса организации безопасного информационного пространства в школе необходимо подойти комплексно. В школе сегодня должны работать профессионалы высоко уровня, которые способны обеспечить на техническом уровне защиту учащихся от нежелательного контента сети Интернет. Учителям и психологам необходимо проводить профилактические работы с обучающимися и их родителями, всем участникам образовательного процесса должны быть доступны информационные ресурсы по организации безопасной работы в сети Интернет. Безусловно, необходим контроль со стороны родителей за тем, сколько времени проводят их дети в Интернете и какие ресурсы они посещают.
Эффективным средством для обеспечения информационной безопасности школьников, грамотно использовать которое должны уметь будущие учителя информатики, является контентная фильтрация.
Контентную фильтрацию в образовательном учреждении можно определить как совокупность комплексных технических, программных, организационных решений для обеспечения контролируемого доступа учащихся и сотрудников школы к ресурсам всемирной паутины, а также фильтрации нежелательного контента. Выделяют два основных подхода к решению данной проблемы: локальный, который подразумевает использование специального программного фильтра на компьютере пользователя, и шлюзовый, базирующийся на централизованной аппаратно-программной фильтрации входящего трафика.
Фильтрация на уровне конкретной рабочей станции обладает большей трудоемкостью, поскольку необходимо контролировать список доступа к ресурсам на уровне каждого компьютера. В большинстве случаев такую фильтрацию может отключить пользователь самостоятельно, владеющий минимальными навыками работы с персональным компьютером.
Второй вариант предполагает организацию контроля доступа к ресурсам сети Интернет, при которой ни одна рабочая станция не может миновать программный контент-фильтр, установленный на сервере, а контроль списка доступных или запрещенных ресурсов осуществляется централизованно.
Рассмотрим структура нежелательного контента, который должен анализироваться системой контентной фильтрации любого уровня. Нежелательным контентом являются [4]: вирусы, троянские и другие вредоносные программные объекты, ссылки на фишинговые сайты, активные сетевые атаки, контент, ограниченный по причине возраста пользователя.
Фильтрация нежелательного контента осуществляется с помощью интернет-фильтра, который контролирует интернет-трафик через определение категории сайта по его содержимому. Это особенно актуально для ресурсов, которые содержат информацию разных категорий [4]. Определение категории сайта осуществляется с использованием специальных предопределенных баз путем анализа контента страниц или через описание самого web-ресурса. Переход к технологии Web 2.0 еще больше усложнил контентную фильтрацию трафика, так как теперь данные могут передаваться отдельно от элементов оформления и нежелательная информация доходит до конечного пользователя. Необходим специальный комплексный подход к анализу такого контента.
У современного школьного учителя информатики для реализации эффективных мер по обеспечению информационной безопасности в школе должны быть сформированы соответствующие компетенции, и он обязан владеть приемами работы с программными средствами контентной фильтрации.
Отдельно необходимо рассмотреть программное обеспечение для контентной фильтрации, которое можно использовать для построения эффективной системы информационной безопасности в современной российской школе. На рынке программного обеспечения представлено большое количество решений в области контентной фильтрации.
NetPolice представляет собой настольное приложение, которое реализует защиту от нежелательного контента на рабочей станции конечного пользователя. Система использует алгоритмы динамической фильтрации, которые подразумевают анализ содержимого web-ресурса в момент обращения к нему, если контент будет определен как нежелательный, но загрузка страницы в браузере заблокируется. Для повышения эффективности работы программа использует URL-фильтрацию, при которой страница или домен могут быть маркированы как нежелательный ресурс, и последующий доступ к таким элементам блокируется [6]. Система NetPolice позволяет контролировать доступ к сервисам обмена сообщениями, к web-ресурсам с потенциально опасным и неконтролируемым содержанием, с контентом, который несовместим с задачами образовательного процесса. Данная программа является эффективным инструментом контентной фильтрации на отдельной рабочей станции и может быть рекомендована для изучения будущим учителям информатики.
Примером программного решения, предназначенного для централизованного управления сетевым трафиком, в том числе и контентной фильтрацией, является «Интернет Контроль Сервер» (ИКС) [3]. Данная система позволяет: использовать готовые шаблоны правил для школ для запрета доступа на заведомо «плохие ресурсы», анализа трафика контент-фильтром; управлять доступом пользователей; применять сертифицированный межсетевой экран, обеспечивающий безопасность от угрозы извне. Применение ИКС для организации контентной фильтрации в школе позволит развернуть эффективную защиту от нежелательного контента на любой аппаратно-программной платформе. Владение данным программным комплексом позволит существенно повысить информационную безопасность школьников в образовательном учреждении.
Активное внедрение web-сервисов поколения 2.0. выдвигает дополнительные требования к современному школьному учителю информатики [2]. Облачные технологии могут быть использованы для конструирования нового информационного пространства школы, ключевым элементом которого является система защиты от нежелательного контента. Главным преимуществом современных web-технологий является возможность построения единого комплексного образовательного инструментария, который позволит полностью заменить все настольные прикладные программы для решения широкого круга педагогических задач на уроках информатики и ИКТ. В состав «облачного» инструментария входят: текстовые, табличные, графические web-редакторы, сервисы для генерации презентаций, виртуальных плакатов, электронных книг, лент времени, файловые хранилища, графические, видео-, аудиохостинги, агрегаторы учетных записей и прочие интернет-приложения.
В структуру «облачного» инструментария современного учителя информатики должны входить сервисы, позволяющие построить границу вокруг виртуального образовательного пространства школьника. Примером такого «облачного» решения является SkyDNS [6].
SkyDNS является «облачным» сервисом и поэтому не требует установки ни на сервер, ни на рабочую станцию конечного пользователя. Данное решение подразумевает использование адресов DNS-серверов компании, предоставляющей данный сервис, на интернет-шлюзе школы. SkyDNS позволяет блокировать доступ к опасным сайтам еще до реального обращения к их контенту. Система поддерживает актуальные «черные» и «белые» списки сайтов, которые существенно повышают эффективность контентной фильтрации. Информационную безопасность школьников можно дополнительно усилить, настроив переадресацию всех поисковых запросов на безопасный поиск самого сервиса SkyDNS.
Выводы
Сегодня остро встает вопрос о необходимости формирования компетентности педагогов в области информационной безопасности личности учащихся, как закономерный ответ на информационные угрозы. Педагог должен формировать у подрастающего поколения навыки информационной безопасности и медиаграмотности, которые позволили бы учащемуся самостоятельно оценивать опасность тех или иных ресурсов, противостоять возникающим в глобальной сети Интернет новым угрозам и рискам, самостоятельно организовывать учебную деятельность в условиях функционирования информационной среды дистанционного обучения.
Требуется разработать единую концепцию, описывающую все аспекты безопасной работы школьника в сети Интернет. К таким аспектам можно отнести: модель угроз информационной безопасности детей в глобальной сети Интернет, психологические риски в глобальной паутине, модель организации информационной безопасности в образовательном учреждении. Но одним из ключевых элементов данной модели является организация предметной подготовки будущих педагогов (бакалавров и магистров направления «Педагогическое образование») по вопросам информационной безопасности школьников. Необходимо построить методическую систему формирования у будущих учителей специальных компетенций в области информационной безопасности. Включение вопросов, связанных с системами контентной фильтрации, существенно повысит результативность подготовки.
Рецензенты:
Наимов А.Н., д.ф.-м.н., профессор, профессор кафедры информатики и математики Вологодского института права и экономики ФСИН России, г. Вологда;
Шутикова М.И., д.п.н., доцент, профессор кафедры математики и информатики ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец.
Библиографическая ссылка
Никифоров О.Ю., Голубев О.Б. К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18634 (дата обращения: 02.04.2025).