Рассмотрим некоторые результаты исследования этнопространства современной Тюмени. Столица современной Тюменской области Тюмень - это крупный город, расположенный на юге области. Регион не раз менял название: Сибирское и Тюменское ханство, а позже - Сибирская, Тобольская, Тюменская губернии. Позднее регион входил в состав Уральской и Омской областей, а с 1944 г. началась «собственная биография» Тюменской области, представляющей сегодня сложносоставной субъект РФ.
Тюмень - это не только русский, но и полиэтничный город. И таким он был практически всегда [6]. Термины «полиэтничный» или «многонациональный» означают, что в городе проживают не только русские, но и представители многих других национальностей. Действительно, говоря о полиэтничности того или иного поселения, этносоциологи имеют в виду в первую очередь этнически смешанный состав населения [1].
Активные миграционные процессы способствовали формированию разнообразного национального состава населения области. В настоящее время Тюменская область остается крупным принимающим центром, территорией массового въезда, а также транзита мигрантов из стран Ближнего и Дальнего зарубежья. По состоянию на 1 июля 2014 года на территории Тюменской области легально осуществляли трудовую деятельность - 14 365 иностранных граждан (СНГ - 9 501 и ДЗ - 4 864). Среди государств, являющихся поставщиками рабочей силы на Тюменский рынок труда, Дальнего зарубежья выделяют следующие (количество, %): Корея (КНДР) - 282 (34,3), Сербия - 392 (47,6), Китай - 32 (3,8), Босния и Герцеговина - 26 (3,1), Турция - 20 (2,4), Хорватия - 18 (2,1), Таиланд - 14 (1,7), Куба - 11 (1,3), Македония - 8 (0,9), Индия - 6 (0,7), Германия - 5 (0,6), Великобритания - 3 (0,3), Мексика - 3 (0,3), Черногория - 2 (0,2). Из стран Ближнего зарубежья выделяют: Таджикистан - 2015 (31,9), Узбекистан - 2000 (31,7), Кыргызстан - 1008 (15,9), Армения - 520 (8,2), Украина - 430 (6,8), Азербайджан - 261 (4,1), Молдова - 67 (1,06) [2, 4].
Мигранты, прибывшие из государств СНГ и других регионов РФ, являются носителями различных культур, менталитета, традиций, образа жизни, что создает предпосылки не только межэтническим взаимодействиям, но и конфликтам, имеющих этническую окраску [5].
В Тюменской области национальные общественные объединения в постоянном режиме оказывают содействие вновь прибывшим мигрантам [2]. При поддержке органов государственной власти и местного самоуправления правовую поддержку иммигрантам, помощь в оформлении иммиграционных документов, в решении вопросов трудовых отношений, социально-культурной и общественной адаптации оказывают такие общественные организации как:
- национально-культурная автономия казахов,
- региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийский Азербайджанский Конгресс»,
- областная культурно-просветительская общественная организация армян «Айастан»,
- областная общественная организация «Узбекское национальное общество «Навруз»,
- региональная общественная организация «Таджикский культурный центр «Пайванд»,
- региональная общественная организация «Биримдик» киргизской диаспоры [2].
Важнейшей составляющей данной деятельности является доведение до жителей области и представителей общественности достоверной информации о ситуации, процессах и тенденциях в сферах этноконфессиональных и общественно-политических отношений, принимаемых мерах по их упрочению и профилактике экстремистских проявлений, что является основополагающей предпосылкой для формирования позитивного образа региона [2].
Представители региональных и местных органов власти способствуют созданию в Тюмени новой полиэтничной среды. На протяжении последних десятилетий созданы этнические сообщества, юридически закрепившие свой статус, которые обеспечивают межнациональное согласие, создают условия для национальной самореализации представителей своего этноса, формируют позитивное общественное сознание и пр. Этому способствуют и реализуемые в последние годы комплексные мероприятия национально-культурного развития.
Важным элементом этнической инфраструктуры современной Тюмени являются этнические СМИ. Средства массовой информации национальных общественных объединений способствуют формированию атмосферы межнационального согласия, этнокультурному развитию представителей различных национальностей, созданию позитивного межэтнического образа области и конструктивного общественного сознания.
Благодаря поддержке национальных общественных объединений в Тюменской области выпускаются газеты и журналы. С 2000 года на русском и украинском языках издается газета «Голос Украины в Западной Сибири»; с 2005 года на русском и чувашском языках - газета «Таван»/«Родня»; с 2006 года - на русском и татарском языках газета «Янарыш»/«Возрождение». С 2002 года издается научно-методический и репертуарно-информационный альманах «Национальные культуры региона». 11 номеров посвящены народам земли Тюменской. Наряду с перечисленными, периодически издаются газеты «Хабар» (национально-культурная автономия казахов), «Сиберия» (Конгресс татар Тюменской области), «Интернациональная газета» (Всероссийский азербайджанский конгресс).
Традиционными на протяжении многих лет являются телевизионные и радиопрограммы: «Родина» - цикл телепередач о народах Тюменской области, их культуре и образе жизни, традициях, национальных особенностях; Очрашулар»/«Встречи» - телепрограмма на русском и татарском языках о жизни татар, проживающих в Тюменской области, их культуре и образе жизни, традициях, национальных особенностях; «Жизнь национальностей» - информационно-просветительская радиопрограмма об этническом многообразии населения Тюменской области, направленная на упрочение межнационального сотрудничества; «Дусларга сукмак» /«Дорога к друзьям» радиопрограмма на русском и татарском языках о жизни татар, проживающих в Тюменской области, об этнографии, о самых известных и выдающихся представителях татарского этноса.
Анализ местного медиа-рынка показал, что он характеризуется достаточным уровнем наполненности и предлагает различные по формату и подаче информации СМИ, но ориентированные чаще на татарское население области. Активная интеграция СМИ, ориентированная на татарское население, способствует формированию общего межкультурного пространства региона. Но необходимо к данному процессу привлекать и представителей других национальностей.
Полиэтничная топонимика Тюмени не столь разнообразна как в российской столице, но и в областном центре многие улицы названы в честь известных людей - представителей различных этносов.
Следующий элемент этнопространства - реклама и вывески на тюменских улицах. На улицах города Тюмени наблюдается обилие разнообразных вывесок, плакатов, стендов, баннеров, афиш, причем о событиях, происходящих в Тюмени, зачастую можно узнать непосредственно из этой рекламы. Содержательный анализ вывесок показывает что они информируют в целом тюменцев, а не представителей того или иного этноса о происходящих в городе событиях. Анализ наружной (витринной) рекламы, газет, а также раздаточной информации торговых сетей показывает, что реклама присутствует в магазинах, кинотеатрах, рынках, т.е. в местах повышенного скопления людей в достаточном количестве. При этом выявлено, что большая часть вывесок и рекламы представлена на русском языке. На английском, немецком или других языках мира представлены бренды, торговые марки, названия магазинов и т.п., для тюменцев и гостей города это не в новинку. Не значительно представлены вывески ресторанов, кафе на языке народов России. Таким образом, реклама и вывески на тюменских улицах, на рекламных щитах со своей функцией информирования полностью справляются, но она представлена на русском языке и не знакомит с этнической спецификой, поэтому на формирование этнокультурного пространства оказывает не существенное влияние.
Как было отмечено выше, на английском, французском и немецком языках представлены вывески торговых центров, особенно автосалонов (ниже этот аспект будет раскрыт подробнее), салонов красоты, развлекательных центров и др. заведений социальной сферы. Редко можно встретить такие вывески, например, на азербайджанском, казахском, узбекском языке или на языке ханты, манси и др. народов. Чаще всего эти вывески рекламируют торговые марки известных производителей (Adidas, Tayota, Timberland и пр.). Но магазинов, в которых предлагаются покупателям продукция, имеющая этническую специфику того или иного народа, производимая только в определенном регионе, очень мало. К ним можно отнести такие магазины, как: «TIMBERLAND» - американская обувь полностью водонепроницаемая; «CROCS» - предлагает обувь американского происхождения из удивительного полимерного материала Croslite; «Лапландия» - магазин, где продается одежда, адаптированная к суровым погодным условиям; «ISTORE» - фирменный магазин американской продукции APPLE; «NELS» - зимняя детская одежда из Финляндии; «ECCO» - скандинавская обувь выполнена из уникального материала - кожи яка, которая отличается особой прочностью и превосходит по своим характеристикам другие типы натуральной кожи; «UGG» - австралийская фирма UGG завоевала высокий статус на рынке своей обувью из овчины; «BASKIN ROBBINS» - американское кафе мороженного, изготовленное по технологиям двух американцев: Ирвина Роббинса и Бертона Баскина. Многие тюменцы и жители других российских городов знакомы с продукцией данных производителей и с удовольствием ее приобретают, используя в повседневной жизни, поскольку продукция зарекомендовала своими качественными характеристиками.
На этнокультурное развитие представителей различных этносов региона большое влияние оказывает родной язык, который должен поддерживаться и развиваться через этнокультурное образование. Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания.
Анализ документов и различных интернет-сайтов показал, что в Тюмени существует незначительное количество общеобразовательных школ с этнокультурным компонентом и учреждений дополнительного образования с данным уклоном.
Для многонационального города Тюмени, такое количество учреждений с этнокультурным компонентом слишком незначительно. Учитывая, что в Тюмени на сегодняшний день проживают представители 143 национальностей целесообразно внедрять и развивать в тюменских школах этическую составляющую для детей, которые вынуждены были переехать в новую для них этнокультурную среду, ведь это очень важно для жизнедеятельности всего этноса, для сохранения культуры [5, 7].
Если для наглядности изобразить этноконфессиональный состав на карте Тюмени, то можно выявить несколько особенностей. Во-первых, все мечети находятся очень далеко от центра. Во-вторых, в так называемом культурном центре Тюмени находятся самые древние православные церкви, а также иудейские организации (синагога и хабат-центр буквально по соседству) и католический костел. Есть интересная историческая особенность: улица Ленина (ранее Спасская, до 1918 г.) раньше называлась в народе «улицей четырёх религий» (костел, синагога, Спасский храм и была когда-то мечеть), что говорит, вероятно, о некоторой территориальной гармонии, не смотря на конфессиональную различность. Укажем также, что православных сооружений больше всех, но практически все они занимали центр, а в отдалённых районах начали появляться недавно. Ярким примером является Восточный микрорайон, где за последние годы возникло сразу два храма (Благовещенский и Николая Чудотворца), причём по соседству с недружественными религиозными организациями (например «Свидетели Иеговы»). Примечательно также, что протестантские сооружения занимают, преимущественно, юго-восточную часть города.
Всего в Тюмени около 1000 кафе и ресторанов (529) и других заведений общественного питания (чайные, кондитерии), предлагающих кухни различных народов мира или частей света (например, африканская кухня, азиатская кухня, европейская кухня и др.). Практически половина из них предлагают этническую кухню. Азербайджанская кухня предлагается в семи учреждениях общественного питания, американская кухня в 29-ти, английская кухня в 3-х, аргентинская кухня в одном, армянская кухня в 5-ти, грузинская кухня (15), еврейская кухня (7), индийская кухня (2), испанская кухня (1), итальянская кухня (60), кавказская кухня (34), казахская кухня (1), китайская кухня (20), корейская кухня (3), марокканская кухня (1), мексиканская кухня (5), молдавская кухня (1), народов Севера (1), немецкая кухня (4), осетинская кухня (1), русская кухня (119), сербская кухня (3), словацкая кухня (1), таджикская кухня (1), тайская кухня (21), татарская кухня (3), турецкая кухня (1), узбекская кухня (14), украинская кухня (5), французская кухня (1), чешская кухня (1), югославская кухня (1), японская кухня (77) [3].
Таким образом, географическая и историческая особенности Тюмени, интеграция различных традиций, религий и культур в сочетании с бережным отношением к самобытности народов, опыт межнационального диалога и сотрудничества - позволяют Тюмени оставаться крупным центром межкультурного взаимодействия. Сохранение и укрепление этноконфессионального мира и согласия в Тюмени - серьезная задача, которая требует согласованных усилий органов государственной власти и гражданского общества. В заключение формулируется вывод о том, что географическая и историческая особенности Тюмени, интеграция различных традиций, религий и культур в сочетании с бережным отношением к самобытности народов, опыт межнационального диалога и сотрудничества - позволяют Тюмени оставаться крупным центром межкультурного взаимодействия. Сохранение и укрепление этноконфессионального мира и согласия в Тюмени - серьезная задача, которая требует согласованных усилий органов государственной власти и гражданского общества. Ниже представлены религиозные учреждения г. Тюмени.
Рецензенты:
Силин А.Н., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;
Койше К.К., д.фил.н., профессор кафедры социологии, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Хайруллина Н.Г. ФОРМИРОВНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ТЮМЕНИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18585 (дата обращения: 04.10.2024).