На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступила как одно из условий дальнейшего человеческого прогресса. В связи с этим перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки общественного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности, ответственности, трудолюбия школьников. В этой связи нравственность становится одним из основных способов нормативной регуляциидействий человека в обществе. При этом сущность социального аспекта нравственного воспитания должна определяться, прежде всего, особенностью развития современной эпохи, преобразованиями в нашем обществе, происходящими на принципиально новых началах.
Становится ясно, что в период построения демократического, правового, светского и социального государства высшей ценностью которого является человек, его жизнь, права и свободы, в числе первостепенных задач, требующих скорейшей реализации, следует выделить задачи, связанные с проблемами совершенствования путей нравственного и идейного воспитания личности. Этому способствует и то, что сегодня среди глобальных проблем современности одной из наиболее важнейших и фундаментальных является проблема безопасности, которая неразрывно связана с незыблемостью идеалов и духовностью казахстанцев[1].
Согласно моральным устоям казахстанского общества, каждый человек должен бережно, гуманно и с уважением относиться к окружающим его людям, уважать их честь и достоинство, не посягать на гарантированные Конституцией и иным национальным законодательством права и свободы, быть патриотом Казахстана, бережно относиться к природным богатствам и т. д. Воспитание и процессы социализации личности, направленные на формирование ее нравственности, представляют собой комплексную деятельность, характеризующуюся внутренним единством и содержанием. Процессы нравственного воспитания, как правило, направлены на формирование внутренней потребности личности в соотношениях собственного поведения, с общественным. В контексте сказанного, одной из первостепенных и наиболее важных проблем является проблема разработки и совершенствования общегосударственной концепции нравственного воспитания граждан РК. Подобная концепция являлась бы методологической основой для практической реализации нравственного потенциала казахстанцев и включала бы в себя не только реализацию проблем формирования нравственности на личностном уровне, но и предполагала бы решение нравственных проблем на уровне общественном, государственном. Значительное место должны, видимо, занимать мероприятия по оказанию всесторонней помощи правоохранительным органам в борьбе за снижение уровня правонарушений среди населения, а также усилия, направленные на разработку мер социального контроля и профилактики. Проблемы воспитания и формирования нравственной личности органично сочетаются и тесно переплетены с проблемами формирования ее правовой культуры. Это возможно решить в случае последовательной социализации с приданием особого звучания формированию нравственности личности с обязательным совершенствованием ее культурологических характеристик. Поэтому в процессе воспитательной деятельности по формированию нравственности личности главенствующую роль должны занимать преобразующие факторы, направленные на совершенствование комплекса как моральных, так и культурологических отношений в сторону общественно полезных и значимых в жизнедеятельности государства [2].
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены вовремени.Существенным признаком процесса нравственного воспитания является егоконцентрическое построение: решение воспитательных задач начинается сэлементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целейиспользуются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется сучетом возрастных особенностей учащихся [2].
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянновносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личностишкольника, И.С.Марьенко разделяет на три группы:природные (биологические),социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой ицеленаправленными влияниями школьник социализируется, приобретаетнеобходимый опыт нравственного поведения[8].
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. Вдеятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношениямогут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что, в свою очередь, влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельностьчеловека выступает и как критерий его нравственного развития.
Учащиеся должны в период учебы в школеприобрести запас нравственности, гражданственности, силы для активной самостоятельной жизни. В патриотизме народа, истинной гражданственности - сила государства.
Среди задач образования и воспитания считаем важнейшим - решение проблемы преемственности поколений, воспитание уважительного, бережного отношения к культурному наследию. Все мы задаемся вопросом: что берем и что передаем в новое тысячелетие? Как донести прошлое до подрастающего поколения? Этому способствует прикосновение к истории, подвигу, подвижничеству.
Новые направления в развитии казахстанского общества заставляют педагога отказаться от многих традиционных форм и методов в воспитательном процессе. Сегодня определилась цель в этом направлении - подготовка к жизни выпускника. А это значит, что наряду с интеллектуальной, профессиональной подготовкой, необходимо усилить акцент на формирование социальной, коммуникативной активности выпускника.
У сегодняшнего выпускника изменились, по сравнению с прошлым веком, потребности, установки, интересы, идеалы, убеждения. Большое влияние оказывают на формирование личности такие социальные факторы, как престижность и общественная значимость профессии, карьера и материальное благополучие.
Исходя из этого, можно сказать, что стало актуальным и необходимым в рамках казахстанской образовательной системы формирование Стандарта воспитательного процесса в среднем общеобразовательном учебном заведении, одной из основополагающих идей которого могут быть «Основные требования к минимуму содержания и уровню воспитанности выпускника среднего общеобразовательного учебного заведения» в соответствии с ГОСО РК.
Цель такого Стандарта - помочь учителям средней общеобразовательной школы разобраться в особенностях психологии подростка, определить базовые понятия педагогики, помочь в планировании воспитательной работы и в практической реализации основных задач воспитания. В воспитании нравственного облика школьников моральныеили нравственные, чувства, выражающие их отношение к Родине, труду, людям, к своей личности, играют особую роль. Нравственные чувства выступают здесь как важнейший компонент морального облика личности, как необходимое условие формирования ее богатого духовного мира, как связующее звено между первыми представлениями и понятиями и отражающими их поступками.
Г.Жумажанова отмечает:«Нравственные качества высокого уровня, импонирующие социальному положению, в основном выделяются в следующие группы:
Первая из них находится в области межличностных отношений, в ( во взаимодействии с социальной средой. Это - вежливость, т.е. соблюдение правил приличия, учтивость; общительность и отзывчивость на чужое; совестливость и тактичность; обаятельность и радушие и др.Эти качества могут быть подлинными, т.е. человек действительно может быть их носителем, и ложными- индивид их не имеет, но в обществе играет обладателя этих качеств.Выявление подлинности или ложности - процесс сложный, не всегда опорой можно выявить истину. («Все люди артисты, причем лучшие из них играют в жизни», -Горький).Вторую группу составляют качества в области поведения и действия личности - это добродушие, интеллигентность, добросовестность, дисциплинированностъ, исполнительность.В третью группу входят такие качества, как душевность, сострадание, чувствительность, сердечность, милосердие, нежность, переживательность, отражающие сенсорную сферу личности[5].
В послании президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева к народу звучала мысль о том, что всестороннее и гармоничное развитие личности - это закономерный процесс, отражающийся на все социальные завоевания, процесс формирования всесторонне развитой личности - процесс сложный, включающий ряд закономерностей формирования культурного развития человека любой этнической группы, его эстетических, моральных и патриотических представлений, закономерности нравственно-культурного становления личности. Так, за последние годы, в Казахстане принят ряд концепций и законопроектов о коренных переменах в деле воспитания и защиты детей, где признано необходимым широкое участие всех слоев общества в деле воспитания личности.
В трудах С.А.Назарбаевой большое внимание уделяется проблеме нравственности, так как, с самых первых шагов в жизни, детям нужно прививать знания об извечных общечеловеческих ценностях любви, всепрощении, терпении и милосердии, потребность вникать в проблемы знакомых и незнакомых им людей, постоянную готовность прийти на помощь кому бы то ни было[9]. Такая нравственная закалка убережет еще не окрепшие детские души от эгоизма и душевной черствости, так как неготовность к самостоятельной жизни способствует низкомууровню его нравственного становления. А потом поможет им достойно противостоять любым житейским невзгодам.
Особенно сложно протекает процесс формирования нравственных отношений при взаимодействии противоречивых факторов, а также в результате неправильной, субъективной переработки личностью социального опыта, что ведет к несогласованности реальных норм поведения человека с нормами существующей морали.
Многие казахские ученые просветители, писатели, поэты в своих трудах уделяли внимание нравственному воспитаниюмолодежи.
В Казахстане идею национального, народного воспитания как основы формирования гуманистических убеждений учащихся широко пропагандировали[3].Определенный вклад в разработку педагогической теории воспитания учащихся в духе гуманизма в 20-30-е годы внесли соратники М.Жумабаева, в том числе АхметБайтурсынов. Особо следует подчеркнуть тот факт, что в их трудах была провозглашена идея раннего приобщения подрастающего поколения, молодежи к общечеловеческим ценностям.
Путь развития нравственного самосознания казахского народа - в его просвещении, Ч.Валихановутверждал: «Только знания и образование придают человеку силы и являются великим орудием в борьбе за просвещение и благосостояние народа, только просвещение может вывести казахский народ на путь свободы и нравственного совершенства» [3].
Основу нравственности должно составлять образование и воспитание: « Толькопостоянная забота и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные качества», «хорошовоспитанный ребенок впоследствии остается добропорядочным человеком».
Можно с полным правом утверждать, что провозглашаемые в прошлом столетии моральные нормы, осуждающие, с одной стороны, подлость, нечестность,распутство, безволие, лень, злобу; и с другой стороны, - возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу заинтересы народа, честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки, их высшие этические идеалы, не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения, прежде всего учащимися.
Целью нравственною воспитания М.Жумабаев считает формирование нравственно-ориентированного мышления у ребенка, нравственного поведения и деятельности. «Ребенок, - пишет педагог,- совершает плохой поступок от неспособности сделать нравственный выбор, представления последствий того, что он сделает, ибо решение этих задач требует от него определенных усилий воли, наличия нравственных принципов и моральных убеждений» [4].
ШакаримКудайбердиев на протяжении всей своей жизни непоколебимо верил в то, что есть особая, ничем неисчислимаяценность - чистота и доброта души, совсем ничего нестоящая для тех, кто хоть раз в жизни ее изведал. Удел каждого думающего, нравственного человека - испытывать добрые чувства к близким и далеким людям. Душа нравственного человека не может оставаться равнодушной к горестям и радостям других. Шакарим утверждал, что ребенок рождается с чистой душой, без врожденных пороков, по мере же формирования личности в ней вырабатываются положительные и негативные качества [10].
В содержание нравственного воспитания помимо формированиягуманистических,патриотических интернациональных качеств необходимо включать и формирование в человеке ответственного, добросовестного и творческого отношения к труду, в этом он видел также и цель нравственного воспитания, т.е. недостаточно быть, по мнению писателя, нравственно просвещенным человеком, необходимо, чтобы твои моральные представления обязательно претворялись в нравственном поведении и деятельности, в творческом общественном труде. А в общественном труде человек развивается и формируются, не теряя своей оригинальности, но к этому он должен быть подготовлен через общественное воспитание и образование.
И.А.Корнилкосправедливо отмечает: «Многие обычаи, ритуалы, традиции казахской семьи по существу стали неписанными законами нравственного воспитания, своего рода моральным кодексом семьи в нашей стране, так как в них выкристаллизировался вековой опыт воспитания молодого поколения. Поэтому возикает необходимость основательного, более глубокого знакомства школьниокв с духовными ценностями своего народа, с его нравственной культурой, с народными семейными традициями, в которых заложено нравственное начало» [7].
Мы солидарны с И.А.Корнилко, так как тема возрождения народных семейных традиций в настоящее время приобретает особое значение, ведь знание традиций, ритуалов, обрядов своего народа воспитывает настоящего человека, гражданина своей родины.
Овладение информацией о существующих нормах поведения - это первое, с чего начинается осознанное отношение человека к окружающему миру, так или иначе сказывающееся на выборе поведения.
Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьников старшего звена о нормах, правилах поведения, утверждаемых в обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Вместе с тем следует отметить, что истоки этого процесса могут быть отнесены и к старшему школьному возрасту. На основе нравственных знаний, осмысления и освоения норм общечеловеческой морали, системы ценностей, оценок действий, поступков, поведения людей по нравственному критерию добра и зла развиваются и нравственные чувства ребенка.
Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Это дает возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник обладает способностью понимать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка. Безусловно, не всегда учитель может развернуть беседу на уроке о моральных нормах, о сложности человеческих отношений с необходимой полнотой, как требует порой обстановка. Систематическое моральное просвещение детей целесообразно проводить и на специально запланированных, тщательно продуманных и подготовленных этических беседах во внеурочное время.Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности к другим людям.
Таким образом, немаловажную роль в воспитании нравственных качеств у учеников играет учет специфики воздействия казахских народных традиций на воспитание детей, их восприятие окружающей действительности позволяет выделить некоторые особенности. Одна из них состоит в том, что родители приучают детей к нормам поведения в семье с раннего возраста, чтобы подготовить их к будущей самостоятельной жизни. Все эти нормы основываются на традициях казахской этнопедагогики и пронизывают все стороны хозяйственно-бытовой деятельности, отношения к людям, к труду, к вещам, к родной культуре, к памяти о прошлом народа. Вторая особенность - приобщение детей с раннего возраста к роли воспитателя младших братьев и сестер, детей родственников, соседей. Приучение к соблюдению норм казахского этикета протекает во взаимодействии людей разных возрастов и на разном уровне. Вначале взрослые приучают младших к нормам поведения, разъясняют сущность народных традиций и способы следования им, затем те же нормы дети применяют, оказавшись в роли воспитателей тех, кто моложе их по возрасту. Задача приобщения школьников к народным традициям реализуется посредством их участия в конкретных делах совместно со взрослыми - родителями, учителями, родственниками - в естественных условиях повседневного быта.
Рецензенты:Куандык Е.,д.п.н., профессор Международного казахско-турецкого университета имени Х.А.Ясави, г.Туркестан;
Иванов П.И., д.п.н., доцент, главный научный сотрудник Научно-производственного малого предприятия «Эста», Курская обл., г.Курчатов.
Библиографическая ссылка
Еркибаева Г.Г. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18569 (дата обращения: 09.09.2024).