Анализ научной литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, показывает, что за последние годы она стала еще более актуальной. Прослеживается отрицательная динамика в состоянии здоровья студентов, причем от курса к курсу картина ухудшается [1-6].
Как отмечают авторы, одной из основных причин заболеваемости студентов является недостаточная двигательная активность. Отсутствие должных физических нагрузок в первую очередь сказывается на развитии таких болезней, как ожирение, диабет, неврозы, нарушения осанки, плоскостопие. Снижаются функциональные резервы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивость к различного рода инфекциям, простудам, стрессам.
Для того чтобы получить должный оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями, необходимо выполнять регламентированные по структуре и дозе физические нагрузки. Нагрузка, с одной стороны должна быть достаточно высока, чтобы вызвать напряжение организма, особенно тех его систем, которые необходимо «усовершенствовать» для развития того или иного физического качества. Но нагрузка не должна быть и чрезмерной, так как это приведет к противоположному результату: тренирующий эффект будет невелик, а взаимодействие отдельных систем организма может нарушиться, произойдет срыв, хорошо известный спортсменам под названием «перетренировка». Следовательно, нагрузку необходимо контролировать, особенно в той части занятия, которая отводится на развитие физических качеств.
Одним из объективных показателей интенсивности нагрузки является частота сердечных сокращений (ЧСС). Способ дозирования нагрузки по ЧСС основывается на учете внутреннего напряжения функций организма во время выполнения мышечной работы. Это напряжение обусловлено необходимостью снабжать работающие мышцы кислородом, мобилизовать энергетические и пластические ресурсы организма и поддерживать постоянство его внутренней среды в условиях интенсивной сократительной деятельности мышц. Чем интенсивнее работа, тем напряженнее функциональная активность систем (сердечно-сосудистой и дыхательной), ответственных за доставку кислорода работающим мышцам.
Существует несколько способов, с помощью которых можно измерять пульс в течение учебных или тренировочных занятий, но наиболее точным методом контроля физических нагрузок, который практически не мешает занимающимся физическими упражнениями, является непрерывная регистрация частоты сердечных сокращений (пульса) с помощью мониторов сердечного ритма.
В настоящем исследовании была поставлена следующая задача: изучить реакцию сердечно-сосудистой системы студентов на физические нагрузки во время выполнения различных физических упражнений на занятиях по предмету «Физическая культура», дать оценку этим нагрузкам с точки зрения решения оздоровительных задач в процессе физического воспитания.
Для решения поставленной задачи было проанализировано 60 практических занятий со студентами 1-4 курсов филиала К(П)ФУ в г. Наб. Челны. На каждом занятии методом случайной выборки отбиралось по одному юноше и девушке, у которых на протяжении всего занятия фиксировались показатели ЧСС с помощью мониторов сердечного ритма Polar.
К эксперименту привлекались студенты основной и подготовительной медицинских групп, не имеющие каких-либо медицинских противопоказаний, примерно одного возраста, дополнительно не занимающиеся каким-либо видом двигательной активности. Программа учебных занятий включала в себя: общеразвивающие упражнения (ОРУ), бег различной длительности, спортивные игры (баскетбол, бадминтон, волейбол). Все данные с мониторов сердечного ритма после занятий переносились в ПК и анализировались с помощью программы Polar Precision Performance v.4.
В соответствии с общепринятыми рекомендациями физическая нагрузка, полученная на занятиях по физической культуре, распределялась на 5 зон интенсивности: 1) зона оздоровительного пульса (100-120 уд/мин); 2) фитнес-зона (120-140 уд/мин); 3) аэробная (140-160 уд/мин); 4) анаэробная (160-180 уд/мин) и 5) зона красной линии (180-200 уд/мин). Для решения задач оздоровительной тренировки наиболее оптимальными являются 2-4 зоны интенсивности нагрузки.
Результаты исследования представлены на рис. 1–5.
Рис. 1. Сравнительный анализ интенсивности нагрузки по ЧСС во время бега (10 и 15 мин.) у юношей 1-4 курсов
Как видно из рис. 1, средняя ЧСС во время бега длительностью 10 мин. составляет у юношей 162,8±12,7 уд./мин., во время 15-минутного бега этот показатель составляет 153±12,5 уд./мин., т.е. на 9,8 уд/мин. ниже, чем во время бега 10 мин. Процент времени выполнения беговых упражнений в зонах оздоровительной тренировки при 15-минутном беге (42,5%) значительно больше по сравнению с бегом 10 мин. (19,7%).
Весьма показательны и данные, отражающие временные параметры ЧСС в зоне красной линии: при 10-минутном беге 80,5% времени занятия, при 15-минутном – 57,3%. Из литературных источников известно, что при тренировке в этой зоне организм работает на максимальном пульсе, длительная тренировка в этой зоне возможна только в случае, если занимающийся находится в очень хорошей физической форме.
Из этого следует, что 15-минутный бег для юношей 1-4-х курсов является более эффективным для решения задач оздоровительного характера, чем 10-минутный.
Анализ аналогичных данных у девушек (рис. 2) выявил противоположную тенденцию: средняя ЧСС во время 15-мин. бега на 11,4 уд/мин. выше, чем во время 10-мин. бега.
Рис. 2. Сравнительный анализ интенсивности нагрузки по ЧСС во время бега (10 и 15 мин.) у девушек 1-4 курсов
Процент времени нахождения в интересующих нас зонах ЧСС в 15-мин. беге меньше по сравнению с 10-мин. бегом: фитнес-зона (-0,26%), аэробная зона (-18,22%), анаэробная зона (-11,83%), зона красной линии (+69,5%). Необходимо также отметить, что в зоне красной линии студентки 3-4 курсов бегут на 29,53% времени больше, чем студентки 1-2 курсов.
Данные, представленные на рис. 3, показывают, что ОРУ, несмотря на меньшую интенсивность двигательных действий по сравнению с бегом, также оказывают определенный оздоровительный эффект на организм занимающихся. Средняя ЧСС составляет у юношей 133,1±13,9 уд./мин., у девушек 132,2±15уд./мин. Распределение интенсивности нагрузки по ЧСС в зонах оздоровительной тренировки у девушек составляет 78,5%, у юношей - 83,5% времени выполнения упражнений. Причем нагрузка по зонам ЧСС распределяется во время проведения ОРУ более равномерно, чем во время бега. Кроме того, время нахождения ЧСС в определенных зонах интенсивности (кроме 3) у девушек выше, чем у юношей: 1 - на 3,3%; 2 - 4,5%; 4 - 1,2%; 5 - 2,15%; у юношей: в 3 зоне - на 10,95%.
Рис. 3. Сравнительный анализ интенсивности нагрузки по ЧСС при проведении общеразвивающих упражнений у юношей и девушек 1-4 курсов
В результате анализа данных (рис. 4) у юношей при занятиях игровыми видами спорта (баскетбол, волейбол, бадминтон) выявилась следующая тенденция.
Рис. 4. Сравнительный анализ интенсивности нагрузки по ЧСС на занятиях игровыми видами спорта у юношей 1-4 курсов
Средняя ЧСС на занятиях составила: баскетбол - 146,2±13,6 уд/мин., волейбол - 137,7±19,4 уд/мин., бадминтон 153,8±22 уд/мин. Распределение ЧСС по зонам оздоровительной тренировки составляет: баскетбол – 50,8%, волейбол - 71,1%, бадминтон - 52,3% времени занятий игровыми видами спорта. Таким образом, распределение нагрузки по зонам ЧСС с точки зрения оздоровительного эффекта наиболее оптимально при игре в волейбол.
Анализ аналогичных данных (рис. 5) у девушек выявил следующее. Средняя ЧСС на занятиях составила: баскетбол - 139,8±17,3 уд/мин., волейбол - 126,8±21,2 уд/мин., бадминтон 136,3±11,4 уд/мин.
Рис. 5. Сравнительный анализ интенсивности нагрузки по ЧСС на занятиях игровыми видами спорта у девушек 1-4 курсов
Распределение ЧСС по зонам оздоровительного пульса составляет при занятиях: баскетболом – 58,2%, волейболом - 67,8%, бадминтоном - 73% от общего времени занятий данными видами. Таким образом, наиболее оптимальное распределение физической нагрузки при решении оздоровительных задач наблюдается при игре в бадминтон и волейбол.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы.
1. Все виды физических упражнений, применяемые на занятиях физической культурой в вузе, в той или иной степени оказывают благоприятное влияние на развитие сердечно-сосудистой системы, а значит и на укрепление здоровья студентов в целом.
2. Наблюдаются различия в воздействии одной и той же внешней физической нагрузки на организм девушек и юношей студенческого возраста. Как правило, у девушек физиологические сдвиги в организме намного выше, чем у юношей.
Рецензенты:
Сентябрев Н.Н., д.б.н., профессор, профессор кафедры анатомии и физиологии ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград;
Коновалов И.Е., д.п.н., доцент, зав. кафедрой теории и методики спортивных игр ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Голубева Г.Н., Голубев А.И. ОЦЕНКА РЕАКЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ НА ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18548 (дата обращения: 06.10.2024).