Во второй половине XX века численность студентов во всех странах мира возросла более чем в шесть раз. Высшее образование стало массовым. ЮНЕСКО издала Программный документ «Реформа и развитие высшего образования» (Париж, октябрь 1995 г.), в котором один из наиболее актуальных вопросов формулируется так: каким образом можно поддерживать качество в системе массового высшего образования? [7].
В соответствии с основными тенденциями развития высшего образования в свете Болонского процесса качество будет оставаться приоритетом для высшего образования. Членство России в Болонском процессе обязывает российские вузы ставить задачу - повысить качество высшего образования. По С.В. Костюкевич, главная проблема высшего образования - проблема качества подготовки интеллектуальной элиты. С целью разрешить возникшую проблему, он считает, необходимо и достаточно задать эталон подготовки элитных категорий работников, чтобы понять, что нужно делать для массового высшего образования [5]. Нам близка иная точка зрения на разрешение проблемы повышения качества инженерного образования: «... отечественная система инженерного образования должна быть нацелена на подготовку инженеров, чьи навыки, квалификация отвечают требованиям, потребностям предприятий. Это не только главные конструкторы и исследователи (элитные категории работников) [изменено и выделено нами. - М. Д.], идущие к новым технологическим решениям, это и так называемые линейные инженеры. ... Именно линейных инженеров сегодня остро не хватает в отечественной экономике. Предприятия буквально борются за грамотных профессионалов» (Москва, июнь 2014 г.) [4].
Несмотря на то, что «всё ещё не удаётся точно определить, что такое качество высшего образования» [6, c. 96], надо понимать, что качественное инженерное образование без фундаментального естественнонаучного (физического) образования невозможно. Нами выполнен анализ основных образовательных программ высшего профессионального образования по направлению образования и профилю обучения в техническом вузе. Основываясь на результатах анализа основных образовательных программ, подошли к выводу: вопрос качества в системе массового инженерного образования не только остаётся открытым, но ещё более осложняется тем, что в техническом вузе для «линейных инженеров» физика не является профилирующей дисциплиной.
Практика показывает, что образовательные традиции обеспечивают осуществление преемственности инженерного образования между различными эпохами.
В дореволюционной России инженерное образование было самым лучшим. А значит, в условиях массовой высшей школы, информационной перегрузки, внедрения в вузы электронно-библиотечных систем и online-обучения решение задачи повышения качества инженерного образования возможно путём восстановления образовательных традиций в области высшего (инженерного) образования. Нельзя считать достаточным, чтобы качество полученного инженерного образования соответствовало только образовательным стандартам, должно быть соответствие требованиям реального сектора экономики. В связи с этим необходимо сделать новые качественные шаги в развитии отечественного технического образования до международных стандартов. А именно, в процессе всего периода обучения студента в техническом вузе необходимо формировать инженера с новыми профессиональными и общекультурными компетенциями, в том числе информационно-коммуникативными (читательскими), способного в перспективе к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
В России с середины XIX в. назначение лекции - подготовка студентов к самостоятельной работе с учебной книгой. Учебник, по-прежнему, остаётся одним из основных средств, обеспечивающих готовность студента к самоорганизации самостоятельной работы с текстовой информацией на любом носителе, а значит, необходимо обучать студентов самостоятельной работе с учебником на лекционном занятии. С целью обоснования актуальности самостоятельной работы студентов с книжным учебником на лекционном занятии:
- Выполнили диагностирование умения студентов-первокурсников технического вуза самостоятельно работать с учебником физики. Результаты диагностирования показали, что из 114 студентов не справились с заданием 78 студентов, частично справились - 31, справились - 5. Анализ результатов исследования подвёл нас к выводу: чтобы читательская безграмотность школьников не переросла в читательскую безграмотность студентов технического вуза, необходимо учить их самостоятельной работе с учебником физики.
- Выявили состояние проблемы самостоятельная работа студентов-первокурсников технического вуза с учебником физики на лекционном занятии (выполнили хронометраж). Результаты хронометража: самостоятельная работа студентов-первокурсников с учебником физики на лекционном занятии составила 0 % учебного времени в течение семестра. Анализ результатов исследования подвёл нас к выводу: чтобы проблема активизации самостоятельной работы студентов-первокурсников с учебником физики получила развитие, достаточно преподавателю организовать самостоятельную работу студентов-первокурсников с учебником физики на лекционном занятии.
Из истории инженерного образования: в дореволюционной России значительная часть учебных пособий составлялась и издавалась самими студентами. Нами выполнено конструирование учебника-конструкции - личностно ориентированный преемственный учебник физики для студентов технического вуза. Под личностно ориентированным преемственным учебником понимаем учебник-конструкцию, который состоит из отдельных учебников: базового, преемственного и личностно ориентированного. Учебники, в свою очередь, состоят из отдельных модулей. Отдельные модули «сшиты» в тематический блок. Тематический блок - структурная единица личностно ориентированного преемственного учебника [3, c. 54-55].
Конструктором-автором личностно ориентированного учебника, учебника-конструкции, личностно ориентированный преемственный учебник физики, является студент при условии: у студента сформированы информационно-коммуникативные (читательские) компетенции, а значит, он умеет выполнить конструирование личностно ориентированного учебника. Нами выполнено моделирование деятельности конструирования личностно ориентированного учебника. Деятельность конструирования учебника состоит из совокупности познавательных действий и операций. Действие включает определённую совокупность операций, выполняемых в определённом порядке и в соответствии с определённым правилом. Определили состав деятельности конструирования личностно ориентированного учебника учебника-конструкции конструктором-студентом из отдельных последовательно выполняемых действий и операций, таких как:
- Действие выделения главного в тексте в целом. Действие предполагает выполнение операции выявления опорных слов в тексте в целом.
- Действие деления текста на смысловые части и выделения главного в смысловой части текста. Действие предполагает выполнение операций: 1) выявления опорных слов в тексте в целом; 2) нахождения общего и группирования в отдельные смысловые части; 3) выявления опорных слов в смысловой части текста; 4) концентрирования теоретического материала в блок и определения его содержания.
- Действие сортировки учебного материала по значимости его. Действие предполагает выполнение операций: 1) выявления основного; 2) выявления его доказательства или аргументирования; 3) выявления иллюстрации к нему.
- Действие составления плана учебного текста. Действие предполагает выполнение операций: 1) выявления опорных слов в смысловой части текста; 2) составления логической цепочки, звеньями которой являются опорные слова.
- Действие преобразования текста (информационной модели). Действие предполагает выполнение операций: 1) выбора формы новой модели текста; 2) перевода опорных слов, выявленных в тексте, на язык символов; 3) заполнения формы содержанием на основе обобщённых планов структурных элементов знаний (научных фактов, понятий, законов и теорий).
Определили состав деятельности составления личностно ориентированного учебника, учебника-конструкции конструктором-студентом при его работе с информацией в Интернет-ресурсах. Работа с информацией в Интернет-ресурсах состоит из отдельных последовательно выполняемых действий и операций, таких как:
- Действие поиска объекта исследования. Действие предполагает выполнение операции выявления ключевых слов в тематическом учебном тексте.
- Действие поиска информации в Интернет-ресурсах. Действие предполагает выполнение операций: 1) нахождения по ключевому слову естественнонаучной и профессиональной информации; 2) выявления по ключевому слову информации о достижениях человечества по отношению к объекту исследования.
- Действие преобразования текста. Действие предполагает выполнение операции выбора формы информационной модели и заполнения её содержанием на основе обобщённых планов структурных элементов знаний (научных фактов, понятий, законов и теорий).
Нами разработаны и внедрены в практику обучения студентов самостоятельной работе с текстовой информацией на любом носителе:
- учебное пособие, которое является образцом наглядного представления содержания учебного текста [1];
- факультативный курс по усвоению студентами деятельности конструирования личностно ориентированного учебника физики [2].
Заключение. Таким образом, в процессе самостоятельной работы с учебником физики студент усваивает информационно-коммуникативные (читательские) компетенции. А именно, студент усваивает деятельность конструирования личностно ориентированного учебника и конструирует личностно ориентированный модуль учебника-конструкции:
- который, в частности, обеспечивает студенту расширение и углубление знания, его понимание, а также констатирует факт перехода студента из позиции потребителя учебной информации по физике в позицию создателя своих профессиональных знаний;
- в целом повышение качества в системе массового инженерного образования, а значит, возврат к «классической концепции» инженерного образования [8, c. 134], в которой заложен «идеальный образ» инженера - инженер одновременно учёный, профессионал и организатор промышленного производства.
Рецензенты:
Тулькибаева Н.Н., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;
Казаков Р.Х., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Дубик М.А. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ С УЧЕБНИКОМ ФИЗИКИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18529 (дата обращения: 17.05.2025).