Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 10–11 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Бандаков М.П. 1 Попереков В.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»
Научная статья посвящена анализу результатов применения методики дифференцированного развития координационных способностей баскетболистов 10–11 лет, с учетом типологических свойств их нервной системы. В ходе многолетних психолого-педагогических исследований подтверждено предположение о разнонаправленности во взаимосвязях развития физических качеств и психических процессов. При этом единичны исследования взаимосвязей показателей координационных способностей и психических процессов. В научной статье представлены результаты корреляционного анализа показателей специфических координационных способностей и показателей психических процессов и кондиционных способностей у баскетболистов 10–11 лет, имеющих «сильную» и «слабую» нервную систему по процессу возбуждения, которые позволяют определить новые методические подходы к совершенствованию процесса физической подготовки юных баскетболистов. Это может обеспечить повышение эффективности индивидуальных действий игроков и качества соревновательной деятельности баскетбольной команды.
юные баскетболисты
специфические координационные способности
типологические свойства нервной системы
психические процессы
кондиционные способности
1. Бандаков, М. П. Индивидуализация средств и методических подходов на уроках физической культуры как условие эффективного развития физических качеств и психических процессов школьников (на материале исследования учащихся 4–5 классов): автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / М. П. Бандаков. – Ленинград, 1981. – 19 с.
2. Бандаков М.П., Полевой Г.Г. Методика дифференцированного развития специфических координационных способностей футболистов 11–12 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств нервной системы // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: www.science-education.ru/119-14507.
3. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта [Текст] : учеб. пособие / Г. Д. Горбунов. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Советский спорт, 2014. – С. 41-43.
4. Драндров, Г. Л. Развитие скоростно-силовых качеств и быстроты у футболистов 13-16 лет с учётом типологических особенностей свойств нервной системы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. Л. Драндров. – Омск, 1989. – 20 с.
5. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – С. 32-46.
6. Лосин, Б.Е., Макаров, Ю.М. Структурирование педагогического базиса подготовки спортсменов игровиков на основе системного подхода / Б.Е. Лосин, Ю.М. Макаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – Вып. 8 (78). – С. 115-119.
7. Макаров Ю. М. Методологические предпосылки формирования теории игровой спортивной деятельности / Научно-педагогические школы университета // Научные труды, Ежегодник – 2014. – НГУ им. П.Ф. Лесгафта, СПб., 2014. – С. 41-51.
8. Стамбулова, Н. Б. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8–12 лет: дисс. … канд. психол. наук. – Л., 1978. – 211 с.
9. Сухостав, О. А. Индивидуально-психологические особенности в развитии координационных способностей у девочек 6–9 лет, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / О. А. Сухостав. – Омск, 1998. – 24 с.
В последние годы к соревновательной деятельности баскетболистов предъявляют повышенные требования, эффективность которой связывают с развитием координационных способностей (КС) и активизацией психических процессов [5, 6, 7].

В ходе многолетних психолого-педагогических исследований подтверждено предположение о разнонаправленности во взаимосвязях развития физических качеств и психических процессов. Причем, имеющиеся научные результаты свидетельствуют о том, что изменения в развитии одних физических качеств могут происходить сопряженно (одновременно) и однонаправленно с изменением ряда психических процессов и разнонаправленно с изменением других [2, 3, 8].

Кроме того, анализ результатов немногочисленных научных исследований показал, что дифференцированное развитие физических качеств у занимающихся, имеющих различные типологические свойства нервной системы (НС), способствует существенному улучшению качества их физкультурной и спортивной деятельности [1, 4, 9].

Можно предположить, что и взаимосвязи в развитии физических качеств и психических процессов у спортсменов, имеющих различные типологические свойства НС, различны.

Именно поэтому одна из задач экспериментального исследования заключалась в проведении корреляционного анализа между показателями специфических КС и показателями основных психических процессов у баскетболистов 10-11 лет, имеющих «сильную» и «слабую» НС по процессу возбуждения, с целью выявления различий.

Корреляционный анализ исследуемых показателей проводился отдельно в подгруппах баскетболистов с «сильной» НС - ЭП-1, КП-1 (n=20) и баскетболистов со «слабой» НС - ЭП-2, КП-2 (n=20).

Общая классификация и величина коэффициентов корреляции определялась по Ю.Д. Железняку (2009):

  • r< 0,30 - слабая связь;
  • 0,31 <r< 0,69 - средняя связь;
  • 0,70 <r< 0,99 - сильная связь.

При этом если коэффициент корреляции = 0, то переменные полностью независимы друг от друга.

Анализ корреляционных матриц позволил выявить наличие однонаправленных и разнонаправленных корреляций между показателями специфических КС, показателями основных психических процессов и кондиционных способностей у баскетболистов с «сильной» и «слабой» НС.

Необходимо отметить, что под однонаправленными корреляциями между показателями специфических КС, с одной стороны, и показателями психических процессов и кондиционных способностей, с другой стороны, понимаем такие, при наличии которых можно предположить, что повышение уровня развития исследуемых специфических КС может привести к улучшению взаимосвязанных с ними психических процессов и кондиционных способностей у баскетболистов.

На рисунке 1 представлена корреляционная плеяда, которая показывает наличие взаимосвязей между показателями способности к быстроте простой и сложной двигательной реакции и показателями основных психических процессов у баскетболистов с «сильной» НС.

Рис. 1. Характеристика корреляций между показателями способности к быстроте простой и сложной двигательной реакции и показателями основных психических процессов у баскетболистов с «сильной» нервной системой

Анализ рисунка 1 позволяет предположить, что улучшение показателей способности к быстроте простой и сложной двигательной реакции может привести к улучшению показателей оперативного мышления (r=-0,40), кратковременной памяти (r=-0,42) и переключения внимания (r=0,43).

В то же время показатели способности к быстроте простой и сложной двигательной реакции и показатели интенсивности внимания (r=-0,10), а также устойчивости внимания (r=0,14) имеют разнонаправленный характер корреляций, поэтому положительное влияние друг на друга в процессе тренировочной деятельности по всей вероятности будет нейтральным.

Можно предположить, что преимущественное, акцентированное развитие способности к быстроте простой и сложной двигательной реакции будет оказывать сопряженное и прогрессивное влияние на развитие таких психических процессов,  как: оперативное мышление, кратковременная память и переключение внимания у юных баскетболистов с «сильной» НС.

На рисунке 2 показана корреляционная плеяда, которая показывает наличие взаимосвязей между показателями способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений и показателями основных психических процессов у баскетболистов со «слабой» НС.

Рис. 2. Характеристика корреляций между показателями способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений и показателями основных психических процессов у баскетболистов со «слабой» нервной системой

Анализ рисунка 2 позволяет предположить, что улучшение показателей способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений может привести к улучшению показателей оперативного мышления (r=-0,45), кратковременной памяти (r=-0,37), интенсивности внимания (r=0,33) и устойчивости внимания (r=0,40).

В то же время показатели способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений и показатели переключения внимания (r=0,24) имеют разнонаправленный характер корреляций, поэтому положительное влияние друг на друга в процессе тренировочной деятельности по всей вероятности будет нейтральным.

Можно предположить, что преимущественное, акцентированное развитие способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений будет оказывать сопряженное и прогрессивное влияние на развитие таких психических процессов, как: оперативное мышление, кратковременная память, интенсивность внимания и устойчивость внимания у юных баскетболистов со «слабой» НС.

В таблице 1 представлено общее количество корреляций между показателями специфических координационных способностей и показателями основных психических процессов, а также кондиционных способностей у баскетболистов с «сильной» и «слабой» нервной системой соответственно.

Таблица 1

Общее количество корреляций между показателями специфических координационных способностей, психических процессов и кондиционных способностей баскетболистов 10-11 лет с «сильной» и «слабой» нервной системой

Специфические координационные способности

Баскетболисты

с сильной НС

Баскетболисты со слабой НС

Психические процессы

Кондиционные способности

Психические процессы

Кондиционные способности

1

Способность к быстроте простой двигательной реакции (сек.)

3

4

-

-

2

Способность к быстроте сложной двигательной реакции (балл.)

4

4

-

-

3

Дифференцирование пространственных и силовых параметров движений (сек.)

-

1

4

5

4

Дифференцирование временных параметров движений (балл.)

3

3

-

-

5

Способность к перестроению движений рук

(кол-во верных циклов)

3

4

1

-

6

Способность к перестроению движений рук и ног

(кол-во верных циклов)

4

4

-

-

7

Динамическое равновесие в прыжках (см.)

1

1

4

4

8

Динамическое равновесие в перемещениях (сек.)

1

1

4

4

Из таблицы 1 видно, что у баскетболистов с «сильной» НС наибольшее количество однонаправленных корреляций с показателями психических процессов и кондиционных способностей имеют следующие специфические КС: способность к быстроте простой двигательной реакции (3 и 4 корреляции), способность к быстроте сложной двигательной реакции (4 и 4 корреляции), дифференцирование временных параметров движений (3 и 3 корреляции), способность к перестроению движений рук (3 и 4 корреляции), перестроение движений рук и ног (4 и 4 корреляции).

В то же время у баскетболистов со «слабой» НС наибольшее количество однонаправленных корреляций с показателями психических процессов и кондиционных способностей выявлено с показателями следующих специфических КС: способность к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений (4 и 5 корреляций), способность к динамическому равновесию в прыжках (4 и 4 корреляции), способность к динамическому равновесию в перемещениях (4 и 4 корреляции).

Таким образом, на основании результатов корреляционного анализа целесообразно, на наш взгляд, следующим образом классифицировать специфические КС для баскетболистов с «сильной» и «слабой» НС (таблица 2).

К группе «ведущих» специфических КС у баскетболистов с «сильной» НС, преимущественное развитие которых может вызывать необходимое психическое напряжение и тем самым развивать основные психические процессы и кондиционные способности, отнесли: способность к быстроте простой двигательной реакции, способность к быстроте сложной двигательной реакции, способность к дифференцированию временных параметров движений, способность к перестроению движений рук, способность к перестроению движений рук и ног. В группу «дополнительных» специфических КС вошли: способность к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений, способность к динамическому равновесию в прыжках, способность к динамическому равновесию в перемещениях.

Таблица 2

Классификация «ведущих» и «дополнительных» специфических координационных способностей баскетболистов с «сильной» и «слабой» нервной системой

Специфические

КС

Баскетболисты с сильной НС

Баскетболисты со слабой НС

«Ведущие»

1. Способность к быстроте простой двигательной реакции

1. Способность к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений

2. Способность к быстроте сложной двигательной реакции

2. Способность к динамическому равновесию в прыжках

3. Способность к дифференцированию временных параметров движений

3. Способность к динамическому равновесию в перемещениях

4. Способность к перестроению движений рук

 

5. Способность к перестроению движений рук и ног

«Дополнительные»

1. Способность к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений

1. Способность к быстроте простой двигательной реакции

2. Способность к динамическому равновесию в прыжках

2. Способность к быстроте сложной двигательной реакции

3. Способность к динамическому равновесию в перемещениях

3. Способность к дифференцированию временных параметров движений

 

4. Способность к перестроению движений рук

5. Способность к перестроению движений рук и ног

У баскетболистов со «слабой» НС к группе «ведущих» специфических КС отнесли: способность к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений, способность к динамическому равновесию в прыжках, способность к динамическому равновесию в перемещениях. «Дополнительными» специфическими КС обозначили способность к быстроте простой двигательной реакции, способность к быстроте сложной двигательной реакции, способность к дифференцированию временных параметров движений, способность к перестроению движений рук, способность к перестроению движений рук и ног.

Полученные результаты позволяют в качестве нового методического подхода к совершенствованию содержания методики развития координационных способностей у баскетболистов 10-11 лет с «сильной» и «слабой» НС предложить дифференциацию средств и методов развития их «ведущих» специфических КС, сопряжено обеспечивающих улучшение показателей, как основных психических процессов, так и показателей кондиционных способностей.

Именно такой методический подход к совершенствованию процесса физической подготовки юных баскетболистов может обеспечить, с одной стороны, сопряженное развитие специфических КС с одновременным улучшением показателей основных психических процессов баскетболистов 10-11 лет и их кондиционных способностей, а с другой стороны - может обеспечить повышение эффективности индивидуальных действий игроков и качества соревновательной деятельности баскетбольной команды.

Рецензенты:

Оборин В.А., д.м.н., доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров;

Коршунова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.


Библиографическая ссылка

Бандаков М.П., Попереков В.С. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 10–11 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18525 (дата обращения: 11.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674