В ходе многолетних психолого-педагогических исследований подтверждено предположение о разнонаправленности во взаимосвязях развития физических качеств и психических процессов. Причем, имеющиеся научные результаты свидетельствуют о том, что изменения в развитии одних физических качеств могут происходить сопряженно (одновременно) и однонаправленно с изменением ряда психических процессов и разнонаправленно с изменением других [2, 3, 8].
Кроме того, анализ результатов немногочисленных научных исследований показал, что дифференцированное развитие физических качеств у занимающихся, имеющих различные типологические свойства нервной системы (НС), способствует существенному улучшению качества их физкультурной и спортивной деятельности [1, 4, 9].
Можно предположить, что и взаимосвязи в развитии физических качеств и психических процессов у спортсменов, имеющих различные типологические свойства НС, различны.
Именно поэтому одна из задач экспериментального исследования заключалась в проведении корреляционного анализа между показателями специфических КС и показателями основных психических процессов у баскетболистов 10-11 лет, имеющих «сильную» и «слабую» НС по процессу возбуждения, с целью выявления различий.
Корреляционный анализ исследуемых показателей проводился отдельно в подгруппах баскетболистов с «сильной» НС - ЭП-1, КП-1 (n=20) и баскетболистов со «слабой» НС - ЭП-2, КП-2 (n=20).
Общая классификация и величина коэффициентов корреляции определялась по Ю.Д. Железняку (2009):
- r< 0,30 - слабая связь;
- 0,31 <r< 0,69 - средняя связь;
- 0,70 <r< 0,99 - сильная связь.
При этом если коэффициент корреляции = 0, то переменные полностью независимы друг от друга.
Анализ корреляционных матриц позволил выявить наличие однонаправленных и разнонаправленных корреляций между показателями специфических КС, показателями основных психических процессов и кондиционных способностей у баскетболистов с «сильной» и «слабой» НС.
Необходимо отметить, что под однонаправленными корреляциями между показателями специфических КС, с одной стороны, и показателями психических процессов и кондиционных способностей, с другой стороны, понимаем такие, при наличии которых можно предположить, что повышение уровня развития исследуемых специфических КС может привести к улучшению взаимосвязанных с ними психических процессов и кондиционных способностей у баскетболистов.
На рисунке 1 представлена корреляционная плеяда, которая показывает наличие взаимосвязей между показателями способности к быстроте простой и сложной двигательной реакции и показателями основных психических процессов у баскетболистов с «сильной» НС.
Рис. 1. Характеристика корреляций между показателями способности к быстроте простой и сложной двигательной реакции и показателями основных психических процессов у баскетболистов с «сильной» нервной системой
Анализ рисунка 1 позволяет предположить, что улучшение показателей способности к быстроте простой и сложной двигательной реакции может привести к улучшению показателей оперативного мышления (r=-0,40), кратковременной памяти (r=-0,42) и переключения внимания (r=0,43).
В то же время показатели способности к быстроте простой и сложной двигательной реакции и показатели интенсивности внимания (r=-0,10), а также устойчивости внимания (r=0,14) имеют разнонаправленный характер корреляций, поэтому положительное влияние друг на друга в процессе тренировочной деятельности по всей вероятности будет нейтральным.
Можно предположить, что преимущественное, акцентированное развитие способности к быстроте простой и сложной двигательной реакции будет оказывать сопряженное и прогрессивное влияние на развитие таких психических процессов, как: оперативное мышление, кратковременная память и переключение внимания у юных баскетболистов с «сильной» НС.
На рисунке 2 показана корреляционная плеяда, которая показывает наличие взаимосвязей между показателями способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений и показателями основных психических процессов у баскетболистов со «слабой» НС.
Рис. 2. Характеристика корреляций между показателями способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений и показателями основных психических процессов у баскетболистов со «слабой» нервной системой
Анализ рисунка 2 позволяет предположить, что улучшение показателей способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений может привести к улучшению показателей оперативного мышления (r=-0,45), кратковременной памяти (r=-0,37), интенсивности внимания (r=0,33) и устойчивости внимания (r=0,40).
В то же время показатели способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений и показатели переключения внимания (r=0,24) имеют разнонаправленный характер корреляций, поэтому положительное влияние друг на друга в процессе тренировочной деятельности по всей вероятности будет нейтральным.
Можно предположить, что преимущественное, акцентированное развитие способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений будет оказывать сопряженное и прогрессивное влияние на развитие таких психических процессов, как: оперативное мышление, кратковременная память, интенсивность внимания и устойчивость внимания у юных баскетболистов со «слабой» НС.
В таблице 1 представлено общее количество корреляций между показателями специфических координационных способностей и показателями основных психических процессов, а также кондиционных способностей у баскетболистов с «сильной» и «слабой» нервной системой соответственно.
Таблица 1
Общее количество корреляций между показателями специфических координационных способностей, психических процессов и кондиционных способностей баскетболистов 10-11 лет с «сильной» и «слабой» нервной системой
№ |
Специфические координационные способности |
Баскетболисты с сильной НС |
Баскетболисты со слабой НС |
||
Психические процессы |
Кондиционные способности |
Психические процессы |
Кондиционные способности |
||
1 |
Способность к быстроте простой двигательной реакции (сек.) |
3 |
4 |
- |
- |
2 |
Способность к быстроте сложной двигательной реакции (балл.) |
4 |
4 |
- |
- |
3 |
Дифференцирование пространственных и силовых параметров движений (сек.) |
- |
1 |
4 |
5 |
4 |
Дифференцирование временных параметров движений (балл.) |
3 |
3 |
- |
- |
5 |
Способность к перестроению движений рук (кол-во верных циклов) |
3 |
4 |
1 |
- |
6 |
Способность к перестроению движений рук и ног (кол-во верных циклов) |
4 |
4 |
- |
- |
7 |
Динамическое равновесие в прыжках (см.) |
1 |
1 |
4 |
4 |
8 |
Динамическое равновесие в перемещениях (сек.) |
1 |
1 |
4 |
4 |
Из таблицы 1 видно, что у баскетболистов с «сильной» НС наибольшее количество однонаправленных корреляций с показателями психических процессов и кондиционных способностей имеют следующие специфические КС: способность к быстроте простой двигательной реакции (3 и 4 корреляции), способность к быстроте сложной двигательной реакции (4 и 4 корреляции), дифференцирование временных параметров движений (3 и 3 корреляции), способность к перестроению движений рук (3 и 4 корреляции), перестроение движений рук и ног (4 и 4 корреляции).
В то же время у баскетболистов со «слабой» НС наибольшее количество однонаправленных корреляций с показателями психических процессов и кондиционных способностей выявлено с показателями следующих специфических КС: способность к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений (4 и 5 корреляций), способность к динамическому равновесию в прыжках (4 и 4 корреляции), способность к динамическому равновесию в перемещениях (4 и 4 корреляции).
Таким образом, на основании результатов корреляционного анализа целесообразно, на наш взгляд, следующим образом классифицировать специфические КС для баскетболистов с «сильной» и «слабой» НС (таблица 2).
К группе «ведущих» специфических КС у баскетболистов с «сильной» НС, преимущественное развитие которых может вызывать необходимое психическое напряжение и тем самым развивать основные психические процессы и кондиционные способности, отнесли: способность к быстроте простой двигательной реакции, способность к быстроте сложной двигательной реакции, способность к дифференцированию временных параметров движений, способность к перестроению движений рук, способность к перестроению движений рук и ног. В группу «дополнительных» специфических КС вошли: способность к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений, способность к динамическому равновесию в прыжках, способность к динамическому равновесию в перемещениях.
Таблица 2
Классификация «ведущих» и «дополнительных» специфических координационных способностей баскетболистов с «сильной» и «слабой» нервной системой
Специфические КС |
Баскетболисты с сильной НС |
Баскетболисты со слабой НС |
«Ведущие» |
1. Способность к быстроте простой двигательной реакции |
1. Способность к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений |
2. Способность к быстроте сложной двигательной реакции |
2. Способность к динамическому равновесию в прыжках |
|
3. Способность к дифференцированию временных параметров движений |
3. Способность к динамическому равновесию в перемещениях |
|
4. Способность к перестроению движений рук |
|
|
5. Способность к перестроению движений рук и ног |
||
«Дополнительные» |
1. Способность к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений |
1. Способность к быстроте простой двигательной реакции |
2. Способность к динамическому равновесию в прыжках |
2. Способность к быстроте сложной двигательной реакции |
|
3. Способность к динамическому равновесию в перемещениях |
3. Способность к дифференцированию временных параметров движений |
|
|
4. Способность к перестроению движений рук |
|
5. Способность к перестроению движений рук и ног |
У баскетболистов со «слабой» НС к группе «ведущих» специфических КС отнесли: способность к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений, способность к динамическому равновесию в прыжках, способность к динамическому равновесию в перемещениях. «Дополнительными» специфическими КС обозначили способность к быстроте простой двигательной реакции, способность к быстроте сложной двигательной реакции, способность к дифференцированию временных параметров движений, способность к перестроению движений рук, способность к перестроению движений рук и ног.
Полученные результаты позволяют в качестве нового методического подхода к совершенствованию содержания методики развития координационных способностей у баскетболистов 10-11 лет с «сильной» и «слабой» НС предложить дифференциацию средств и методов развития их «ведущих» специфических КС, сопряжено обеспечивающих улучшение показателей, как основных психических процессов, так и показателей кондиционных способностей.
Именно такой методический подход к совершенствованию процесса физической подготовки юных баскетболистов может обеспечить, с одной стороны, сопряженное развитие специфических КС с одновременным улучшением показателей основных психических процессов баскетболистов 10-11 лет и их кондиционных способностей, а с другой стороны - может обеспечить повышение эффективности индивидуальных действий игроков и качества соревновательной деятельности баскетбольной команды.
Рецензенты:
Оборин В.А., д.м.н., доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров;
Коршунова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.
Библиографическая ссылка
Бандаков М.П., Попереков В.С. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 10–11 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18525 (дата обращения: 11.10.2024).