Актуальность нашего исследования была определена тем, что в раннем школьном возрасте у детей с проблемами интеллектуального развития наблюдается задержка становления моторных навыков, и на этом фоне - низкий уровень развития физических способностей. А проблемы с двигательным и эмоциональным развитием детей могут еще в большей степени задерживать их умственное и физическое развитие.
Научно доказано, что низкий уровень развития зрительного восприятия, двигательной и зрительно-двигательной координации существенным образом сдерживает процесс овладения ребенком двигательных умений. Кроме этого, у них наблюдается низкая готовность к установлению эмоционально-коммуникативных взаимоотношений со взрослыми, слабая выраженность стремления наладить эмоциональный контакт и найти способы общения со взрослыми, неумение привлечь их к совместной деятельности и согласовать с ними свои действия [2, 4, 5].
Вместе с тем исследования [2,3], а также опыт работы с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии показывают, что эту беспомощность можно успешно преодолеть. Для этого необходимо рано включить ребенка в процесс систематических физкультурно-коррекционных занятий, которые будут способствовать как его физическому и психическому развитию в целом, так и формированию двигательных умений в частности.
Задачи и направления исследования
В исследовании были поставлены следующие задачи:
- Выявить основные условия для развития движений, и на их основе способствовать формированию двигательных умений у детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
- Провести тестирование по определению физических способностей у детей с проблемами в интеллектуальном развитии и произвести сравнительный анализ с уровнем развития физических способностей с детьми без отклонений в развитии.
В исследовании приняли участие дети с проблемами в интеллектуальном развитии в возрасте 10-11 лет в количестве 12 человек (7 мальчиков и 5 девочек), находящиеся на обучении в специализированном учреждении для детей с проблемами в развитии г. Шуя Ивановской области, они составили экспериментальную группу. Контрольную группу составили дети 10-11 лет общеобразовательной школы № 9 г. Шуя в составе 12 человек (6 мальчиков и 6 девочек).
В ходе наблюдений за детьми с проблемами в интеллектуальном развитии было выявлено, что в процессе выполнения ими таких основных двигательных умений, как ходьба, бег и прыжки, их движения хаотичны, плохо координированы, дети плохо реагировали на мышечные усилия (часто теряли из рук спортивный инвентарь).
Доказано, что становление моторных навыков у детей с проблемами в интеллектуальном развитии идёт с большим опозданием [1]. У них нарушены функции движения: управляемость, чёткость, объём. В связи с этим нами были выделены следующие направления работы:
- Развитие основных движений, таких как прямолинейный бег и ходьба, лазание и переползание, метание, прыжки, где целью было - выработка целенаправленного, полного и чётко направленного движения.
- Развитие ориентировки в пространстве: кувырки, повороты различной сложности, изменение движений на условные сигналы, работы с инвентарем разным по составу. Целью было - научить ощущать своё тело, его положение в пространстве, мышечную силу.
Описание исследования
В ходе исследования нами были определены и созданы необходимые условия для развития основных движений, и на их основе формирование двигательных умений и развитие физических способностей:
- Произведён подбор и размещение специального и нестандартного оборудования с учётом гигиенических, методических и эстетических требований.
- Для поддержания активности детей на занятиях, применялись подвижные игры на фоне эмоционально-речевого общения с педагогом.
- Занятия проводились в индивидуальной форме (индивидуальную помощь оказывали студенты - личные тренеры) с увеличением самостоятельной двигательной активности детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
- Постепенное увеличение нагрузки и расширение двигательного опыта по мере подготовки детей, их обучения и физического развития.
- Дети занимались в удобной, красивой и лёгкой спортивной форме, приятной с точки тактильных ощущений. Не допускалось использование синтетических тканей.
- Занятия всегда проходили в чистом, хорошо проветренном помещении. При соблюдении температурного режима.
Было определено, что наиболее благоприятное время для проведения занятий это первая половина дня (10-11 часов). В это время дети наиболее активны и восприимчивы к физической и эмоциональной нагрузке. В содержание занятий входили упражнения, пробуждающие интерес детей к общению со взрослыми, устанавливающие связи и зависимости между словами, жестами и двигательным действием. Время первых занятий составляло всего 5-7 минут, постепенно время занятий увеличивалось и, в конечном счёте, было доведено до 25 минут. Положительным моментом было то, что у каждого ребенка экспериментальной группы был свой личный тренер в лице студента факультета физической культуры ФГБОУ ВПО Шуйского филиала ИвГУ. Студенты помогали детям при выполнении всех физических упражнений и в решении двигательных задач.
В результате первых занятий у детей с проблемами в интеллектуальном развитии улучшилась целенаправленность движений, они стали подчинены жестам и речи взрослого. В ходе наблюдений нами было отмечено, что дети перестали хаотично выполнять двигательные задачи, их движения стали более целенаправленны на достижение условно поставленной цели, их действия стали подчиненными и легко регулируемыми педагогом. Постепенно, по мере сформированности устойчивого внимания, мы старались перейти от индивидуальной работы к групповой работе (в группе было по 3-4 чел.), где деятельность детей переходила под контроль педагога. Виды упражнений на данном этапе обучения и развития детей были направлены на развитие основных двигательных действий и развитие ориентировки в пространстве. Для помощи в выполнении упражнений мы привлекали самих детей, это способствовало проявлению интереса у детей к взаимовыручке и товариществу. Для повышения эмоционального фона занятий всегда применялось музыкальное сопровождение и интерактивная доска с показом упражнений в видеорежиме. Одним из основных методических приёмов было то, что после выполнения определённых двигательных действий и упражнений, дети всегда поощрялись. Всё это, на наш взгляд, способствовало развитию моторно-зрительной координации, пространственной ориентировки, развитию действий совместно с педагогом, воспитанию чувства коллективизма.
Результаты исследования
В ходе проведения систематических занятий по формированию двигательных навыков и развитию физических способностей, дети научились выполнять основные двигательные действия, ориентируясь в пространстве, научились правильно выбирать направление движений (вправо, влево, вперёд, назад, вверх, вниз), у детей значительно улучшилась координация движений, они научились управлять мышечными усилиями.
Проведённое исследование развития физических способностей показало, что у детей с проблемами в интеллектуальном развитии более всего развиты силовые способности, тогда как другие показатели физической подготовленности очень низкие и не соответствуют возрасту (табл.1).
Таблица 1
Результаты тестирования развития физических способностей детей контрольной и экспериментальной групп
Физические способности |
Контрольные упражнения |
Контрольная группа X + m |
Экспериментальная группа X + m |
||
Мал. n = 6 |
Дев. n = 6 |
Мал. n = 7 |
Дев. n = 5 |
||
Скоростные
|
Бег 30 м (с) |
5,7 ± 0,6 |
5,9 ± 0,7 |
7,4 ±1,3 |
9,1 ±0,9 |
Координационные |
Челночный бег 3х10 (с) |
9,2 ±0,5 |
9,7 ±0,3 |
15,7 ±1,6 |
19,2 ±1,3 |
Скоростно-силовые |
Прыжок в длину с места (см) |
145 ± 5 |
132±3,5 |
102 ± 5,5 |
65 ±15,25 |
Гибкость |
Наклон вперёд из положения сидя (см) |
7,5 ± 0,5 |
8,5 ±1,5 |
3,5 ± 0,5 |
7,5 ± 0,5 |
Силовые |
Подтягивание (кол-во раз) |
6 ± 0,5
|
4 ± 1,5 |
7 ± 0,5 |
4 ±1,25 |
В результате тестирования определили, что уровень развития физических способностей 10-11 летних детей с проблемами в интеллектуальном развитии соответствует низкому уровню семилетних детей, кроме показателей при измерении силовых способностей и гибкости. У детей с проблемами в интеллектуальном развитии менее всего развиты координационные способности, а у девочек очень низкие показатели развития скоростно-силовых способностей.
Обсуждение результатов исследования и выводы
По результатам исследования мы заключили, что задачами обучения и воспитания детей с проблемами в интеллектуальном развитии должны, в первую очередь, быть: развитие собственной активности детей, формирование навыков адекватного поведения и общения с окружающими, формирование основ двигательного опыта и поэтапное формирование двигательных умений в сочетании с развитием физических способностей. Немаловажной задачей также является развитие чувства товарищества и коллективизма. Необходимо постоянно, без перерывов развивать у детей с проблемами в интеллектуальном развитии зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве, обучать самостоятельному выполнению двигательных задач и формировать постоянный интерес к занятиям физическими упражнениями.
Рецензенты:
Правдов М.А., д.п.н., профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта. Шуйский филиал ФГОУ ВПО Ивановский государственный университет. г. Шуя;
Кисляков П.А., д.псх.н., доцент кафедры безопасности жизнедеятельности. Шуйский филиал ФГОУ ВПО Ивановский государственный университет, г. Шуя.
Библиографическая ссылка
Павлюк Н.Б., Перевозчикова Е.В. СТАНОВЛЕНИЕ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18524 (дата обращения: 09.12.2024).