Отечественная система общего образования вступает в период качественных изменений, которые должны привести к принципиальной смене ее модели. Очевидно, что традиционная зуновская модель школьного образования не способна обеспечить образовательные результаты, соответствующие современным социокультурным требованиям. Эта мысль нашла свое отражение в ряде принятых в последние годы документов, которые определяют стратегию развития системы образования на ближайшее десятилетие [6, 7].
В этом же русле разработаны и новые ФГОС, которые ориентируют на переход к модели обучения, построенной на деятельностных принципах, и устанавливают требования к метапредметным результатам обучения [8]. Лежащий в основе образовательных стандартов последнего поколения системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач. То есть происходит переход от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов.
Сложившаяся система организации учебного процесса в школе, безусловно, не может должным образом обеспечить достижение образовательных результатов в новом формате. Если обратится к содержанию школьных образовательных программ, то в нем мы не найдем метапредметных понятий и культуросообразных способов выполнения учебных действий [5], которые должны стать предметом освоения учащихся. Очень редко можно встретить метапредметное содержание и в новых учебниках, освоение которых обеспечит достижение требуемых ФГОС результатов образования. Нельзя не отметить, что некоторые попытки в разработке деятельностного содержания образования предпринимаются в образовательной практике [1, 3], однако, все это штучная работа, перенос этих авторских моделей в массовую школу не возможен в ближайшей и даже среднесрочной перспективе. Все это приводит к выводу о том, что требуется обновление существующего организационно-методического обеспечения образовательного процесса в школе.
В этой связи в структуру основной образовательной программы целесообразно включение интегрированных уроков, курсов, которые носят междисциплинарный характер. Именно консолидация потенциала различных учебных дисциплин позволит формировать и развивать метапредметные качества личности учащихся. В настоящей статье речь пойдет о методических возможностях проектирования и реализации в образовательной практике интегрированных уроков в процессе математической подготовки учащихся.
Включение в содержание предметной подготовки учащихся интегрированных уроков как способа развития ребенка само по себе не ново и основывается на идеях классической педагогики. Отечественные дидакты (И.Д. Зверев, Л. Я. Зорина, М.М. Скаткин и др.), отмечая важность межпредметных связей, акцентировали внимание на соблюдении принципа целостности природы в содержании учебного материала. Интегрированный урок – достаточно сложная форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которая требует длительной, тщательной подготовки, как от педагога, так и от обучаемых. В основу проектирования таких уроков положена идея объединения нескольких сфер жизнедеятельности учащегося, связанных с одной темой, проблемой, понятием. Благодаря такой форме организации учебного процесса обеспечивается не только усвоение учащимися содержания программы по данной дисциплине, но и активизируется их познавательная деятельность, обеспечивается возможность учиться самостоятельно. В результате у учителя появляются новые дидактические возможности, направленные на освоение школьниками способов познания соответствующей области действительности. У обучающихся происходит становление и развитие интереса к предмету, расширяются возможности для синтеза знаний, формирования умений перенесения знаний из одной области в другую. В таких условиях развивается потребность учащихся в системном подходе к объекту познания, формируются умение сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности.
Кроме того, реализация интегрированных уроков в процессе предметной подготовки учащихся позволяет решить проблему разобщённости учебных предметов, что даёт возможность:
- устанавливать связи между различными понятиями и определять их практическую направленность;
- углублять и детализировать изучение материала без дополнительных временных затрат;
- повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся и их творческий потенциал за счет нестандартной формы урока;
- расширять информационную ёмкость урока.
Интегрированный урок объединяет в себе использование материала из содержания нескольких учебных дисциплин при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению содержания ведущей дисциплины. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, основной целью таких уроков является: 1) более глубокое проникновение в суть изучаемой проблемы; 2) повышение интереса учащихся к той или иной учебной дисциплине; 3) создание условий для целостного, системного восприятия изучаемых по данной теме вопросов; 4) освоение способов выполнения познавательных действий, носящих метапредметный характер; 5) широкое использование знаний из содержания различных дисциплин, то есть осуществление межпредметных связей. Принимая во внимание выше изложенное, можно утверждать, что интегрированный урок позволяет реализовать образовательную стратегию «воспитание в процессе жизни», которая позволяет уйти от школярского подхода к созданию крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.
Исходя из теоретического анализа методической литературы, а также собственного опыта авторов в форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы междисциплинарного характера. Проведение урока двумя или несколькими учителями с использованием различных интерактивных образовательных технологий позволяет разнообразить объём и уровень индивидуальной работы учащихся.
Далее опишем методические особенности реализации интегрированного урока в процессе обучения математике учащихся 6 классов [4]. Нами был выбран тип урока: обобщение и закрепление материала по теме «Проценты». Во время урока, который мы назвали «На поиски упавшей звезды», использовалась эмпирические технологии с преобладанием игрового метода, что позволяет соединить познавательные и игровые мотивы учащихся. Такой выбор не случаен, поскольку именно игра способствует формированию универсальных учебных действия у ребенка любого возраста и освоению им окружающего мира естественным путем. Кроме того, учитывая, что познавательная деятельность учащихся в процессе математической подготовки осуществляется посредством решения задач, то школьникам в ходе игры предлагается несколько блоков практико-ориентированных задач. Основной целью решения таких задач является освоение культуросообразных способов выполнения универсальных учебных действий.
Средством для создания мультимедийных интерактивных упражнений на уроке в нашем случае выбран игровой портал LearningApps.org и сервис Prezi.com, с помощью которого можно создать интерактивные презентации online. Применение сервисов сети Интернет в учебном процессе вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию учения, так как их использование создает возможность доступа к новой информации в сочетании цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, «диалога» с источником знаний, то есть расширяет возможности представления учебной информации. В начале урока, учащиеся знакомятся с маршрутом, который им предстоит пройти во время урока с помощью презентации в Prezi.com. В ходе прохождения маршрута они получают ссылку на обучающую программу, игра находится в облаке, что позволяет быстро загрузить ее, используя при этом только ресурс Интернет.
Отметим, что на данном уроке, с одной стороны, учитель выполняет роль фасилитатора, создавая благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизируя и стимулируя познавательные мотивы учащихся, и, следовательно, содействуя развитию активной личностной позиции и самореализации учащихся. С другой стороны, педагог на различных этапах урока организует процесс свободной коммуникации и обмена мнениями, суждениями, подводящих учащихся к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей. Тем самым, учитель выступает в роли модератора.
В начале урока педагог объясняет правила игры и озвучивает ее цель: пройти все испытания, по пути на гору «Процентию», и раскрыть тайну упавшего накануне днем небесного объекта. Ход игры предполагает наличие нескольких этапов. Так, в начале игры предполагается осуществить проверку базовых знаний учащихся по теме «Проценты». В этой связи учащиеся должны пройти первое испытание, которое определит, готовы ли они к предстоящей дороге. Для этого им необходимо решить несколько задач на соотношение обыкновенных и десятичных дробей с процентами. Из банка ответов, который расположен вверху экрана, выбирается дробь и переносится в нужную клетку (рис. 1) при решении той или иной задачи. При этом правильные действия учащихся будут выделены зеленом цветом.
Рис. 1. Пример задания из блока «Работа с процентами»
Далее по ходу игры предстоит посетить магазин и пополнить запасы, необходимые в походе. Для этого школьникам предлагается решить ряд смешанных задач на проценты, содержание которых, так или иначе, носит торгово-экономический характер. Действия учащегося заключаются в выборе правильного ответа из предложенных вариантов для каждой из задач (рис. 2). Только ответив на все вопросы верно, блок считается пройденным, и школьник может перейти к следующему блоку.
Рис. 2. Пример задания из блока «Магазин»
После этого учащийся начинает игровое восхождение на гору и её обследование с целью открытия тайны упавшего небесного объекта. На этом этапе учащиеся решают задачи на движение по теме «Проценты». Школьник решает предложенную задачу и составляет пару задача-ответ. Верная пара сразу же исчезает с экрана (рис. 3).
Рис. 3. Пример задания из блока «Задачи для путешественников»
После того как все задачи данного блока окажутся решенными, учащийся находит небесный объект, ранее неизвестный науке.
В завершении учащемуся необходимо посетить лабораторию для осуществления анализа найденного минерала и расшифровки его состава. В данном разделе предстоит решить задачи на смеси (рис. 4), с которыми учащиеся знакомы из содержания пропедевтического курса химии [2].
Рис. 4. Пример задания из блока «Лаборатория»
После прохождения всех этапов в завершении игры обучающийся узнает название искомого минерала. При предложенной организации урока допускается консультирование учащихся педагогом, обмен мнениями, необходимые с момента начала выполнения заданий, также учитывается наблюдения за школьниками в индивидуальном режиме. Итоговую оценку за работу можно получить лишь по завершению работы с заданиями.
В заключении отметим, что опытно-экспериментальная работа, осуществляемая нами в естественных условиях образовательного процесса МАОУ "Лицей №6 "Перспектива"" г. Красноярска, с одной стороны, убедила нас в перспективности реализации представленных идей с целью формирования устойчивой мотивации у учащихся в изучении данной темы из школьного курса математики. С другой стороны, выявила ряд трудностей и проблем, которые предстоит решать. К ним относятся: повышенные временные затраты учителей, собственные профессиональные стереотипы поведения и др.
Рецензенты:
Шкерина Л.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой математического анализа и методики обучения математике в вузе института математики, физики и информатики КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.
Кытманов А.А., д.ф.-м.н., доцент, зав. кафедрой прикладной математики и компьютерной безопасности института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета, г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Багачук А.В., Фоменко Е.В., Кизелевич И.Е. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18517 (дата обращения: 15.10.2024).