Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Лигидов Р.М. 1 Кулюшина Н.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова»
Разработка и внедрение различных форм и видов социального туризма в Кабардино-Балкарской Республике (КБР) необходимо рассматривать как важнейший фактор конкурентоспособности и активного интегрирования в систему отечественной и мировой туристской индустрии. В статье рассмотрены вопросы сущности, значимости и возможности развития социального туризма при поддержке государства. Определены также цели и задачи региональной политики в области туризма, в том числе и социального. В статье обоснована необходимость развития социального туризма, который способствует широкому доступу к отдыху, оздоровлению, историко-культурному наследию, другим благам туризма пожилых людей, инвалидов, учащейся и рабочей молодежи с низкими доходами. Рассмотрена возможность разработки Проекта, предусматривающего развитие социального туризма в регионе на основе положений Гаагской и Манильской деклараций по туризму, основных задач Министерства по туризму и курортам Кабардино-Балкарской Республики и с учетом зарубежного опыта.
туристский комплекс
государственное управление
социальный туризм
1. Барзыкин Ю.А. Проблемы и перспективы развития социального туризма в России // Аналитический вестник. – № 5 (523). – С. 59-64. Режим доступа: http://www.council.gov.ru/media/files/41d4dad40f5c04da6190.pdf
2. Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики «Развитие туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики» на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Правительства КБР от 12 ноября 2014 г. №261-ПП.
3. Лигидов Р.М., Таппасханова Е.О., Мустафаева З.А., Кудашева М.З. Инновационное развитие туристско-рекреационного комплекса региона // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. – С. 201.
4. Мурина С. Г. Социальный туризм: состояние и перспективы развития // Режим доступа: http://bookucheba.com/evropyi-ameriki-istoriya/sotsialnyiy-turizm-sostoyanie-perspektivyi-3506.html.
5. Резолюции научно-практических мероприятий VIII Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России» /Резолюция Научно-практического конгресса «О развитии социального туризма» от 18 июня 2014 г. // Режим доступа: http://www.znopr.ru/files/download/b3555b81444e338.
6. Таппасханова Е.О., Мустафаева З.А., Лигидов Р.М. Туристско-рекреационная территория: проблемы продвижения // Модернизация национальной экономики: проблемы и решения. – М., 2014. – С. 233-252.
7. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/136248/#ixzz3TyKKXnDy
В современных условиях глобализации и жесткой конкуренции актуальными становятся вопросы рационального использования ресурсов и развитие на основе инновационных подходов региональных центров экономического роста. Для Кабардино-Балкарской Республики (КБР), как и для других регионов СКФО, стратегическое значение приобретает рациональное использование туристско-рекреационных ресурсов [3].

Кабардино-Балкария - это уникальный край, в котором имеются все необходимые ресурсы для развития туризма. Благоприятные природно-климатические условия, лечебно-бальнеологический потенциал, разнообразный ландшафт - все это дает возможности для развития активного, лечебного, реабилитационного, горнолыжного и других видов туризма.

В республике определено 11 зон потенциальной рекреационной специализации, имеющих разный уровень развития. Это - горно-рекреационный комплекс «Приэльбрусье», санаторно-курортный комплекс «Нальчик», туристско-рекреационный комплекс «Джилы-Су», оздоровительно-лечебные комплексы «Аушигер», «Тамбукан», альпинистский комплекс «Безенги», экскурсионно-туристские комплексы Чегемские водопады, «Голубые озера», «Долина нарзанов», археолого-туристские комплексы «Верхняя Балкария» и «Верхний Чегем» [2].

Однако необходимо отметить, что уровень социально-экономического развития республики отличается от других регионов страны в не лучшую сторону. Внутренний туризм, в том числе и социальный, может стать одной из отраслей, способных решить ряд социальных и экономических проблем. Однако для организации данной сферы и привлечению в регион инвестиций необходимо провести научные, экономические и политические мероприятия.

В Федеральном законе РФ «Об основах туристской деятельности» Социальный туризм определен как «путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды». Кроме этого социальный туризм признан законом приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности [7].

В целом можно сказать, что социальный туризм рассматривается как экономическая категория и в большинстве законов различных государств этот вид туризма причисляется к числу приоритетных. В вышеупомянутом законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» социальный туризм относится к числу приоритетных направлений наряду с внутренним, въездным и самодеятельным. Но, несмотря на это, конкретный механизм государственной поддержки социального туризма до сих пор не разработан.

Основная цель социального туризма - создать необходимые условия для путешествий пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда, школьникам, молодежи и любым иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные организации оказывают социальную поддержку.

Полностью поддерживаем вице-президента Российского союза туриндустрии Барзыкина Ю.А., который считает, что «социальный туризм является одним из важнейших видов в системе туриндустрии, и нужен серьезный импульс для его развития и обращения к нему внимания со стороны государства и бизнеса. В этой сфере приоритетными направлениями являются лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный виды туризма» [1]. Востребованность к восстановлению своего потенциала у людей существует, но в России это сдерживается недостатком средств, ведь в настоящее время турист платит за себя сам. В нашей стране 70 % населения либо не могут заплатить по существующим ценам, либо им не в состоянии эту помощь предоставить государство. При этом необходимо учитывать, что общее число санаторно-курортных учреждений, а это основа потенциала нашего социального туризма, постоянно сокращается: по данным Росстата в 2000 г. их насчитывалось 2388, а в 2012 г. их число составляло 1905, сокращение на 20 %. Еще более быстрыми темпами сокращается число загородных детских оздоровительных учреждений: в 2012 г. их было 2400, в 2000 г. - 3300, сокращение 27 % [1].

Главными факторами отказа от туризма и санаторно-курортного обслуживания являются нехватка материальных ресурсов и высокая стоимость туристских услуг. По результатам социологических опросов, проведенных ВЦИОМ, причиной своих болезней отмечают нехватку материальных средств (35 %) и недостаток отдыха (22 %). В 2013 году только каждый четвертый житель России выезжал на отдых по направлениям внутреннего и выездного туризма. Миллионы граждан не смогли в полной мере воспользоваться своим отпуском, ограничившись пребыванием в отпускное время на даче (18 %) или дома (56 %). В структуре населения России в настоящее время - 12,8 млн инвалидов и более 50 млн - молодежь и лица преклонного возраста. Их туристские возможности крайне ограничены [5].

Оздоровление российской нации через развитие социального туризма, а также получение при этом положительного экономического эффекта возможно только при увеличении количества людей, вовлеченных в активный отдых внутри своей страны.

Огромный потенциал для развития социального туризма имеет самодеятельный (спортивно-оздоровительный) туризм, так как не требует значительных капитальных вложений, наиболее эффективно выполняет функции оздоровления, экологического и культурного просвещения, является перспективным инструментом для повышения доступности путешествий.

Исследования зарубежного опыта дают примеры эффективной социально-ориентированной и доступной организации туристской сферы. Так, например, социальный туризм в мире хорошо развит в странах Европейского Союза, Северной Америки, в Японии. Наиболее характерным примером социального туризма является так называемая «скандинавская модель», которая применяется в скандинавских странах и Финляндии. Хорошо зарекомендовали за рубежом такие механизмы, как «отпускной чек» (Франция) и «отпускные чеки кассы REKA» (Швейцария). Они выпускаются уполномоченными органами в форме банковских билетов разного достоинства и продаются оптовым покупателям, затем предприятиям, профсоюзным комитетам, пенсионным фондам, другим социальным организациям. Чеки распределяются организациями среди своих работников, других застрахованных лиц за плату с предоставлением определенных льгот на основе договора. В настоящее время системы государственной поддержки социального туризма активно внедряются и развиваются в Бразилии, КНР, Чили и других странах.

Таким образом, можно отметить, что современные зарубежные механизмы социального туризма представляют собой синтез рыночных и государственных элементов регулирования.

Перспективы социального туризма как массового явления в первую очередь зависят от продуманной государственной политики как в области развития туризма, так и социальной политики в целом, подкрепленной соответствующей нормативно-правовой базой. Так как современный туризм - это сфера бизнеса, то сочетание экономических и социальных целей должно быть законодательно отрегулировано [4]

Главные цели развития социального туризма в Кабардино-Балкарской Республике - обеспечить, с одной стороны, удовлетворение  потребностей малообеспеченных российских граждан в туристских услугах республики, а с другой - становление туристской индустрии в КБР как высокодоходного межотраслевого комплекса экономики.

Развитие социального туризма в Кабардино-Балкарии должно быть направлено на создание и развитие современной инфраструктуры, освоение новых технологий туристского бизнеса, установление разносторонних связей с зарубежными и российскими партнерами. Эффективное функционирование туристского комплекса поможет сделать отрасль источником значительных доходов, в том числе и валютных, в бюджет республики; образовать новую сферу занятости населения; стимулировать вовлечение в оборот дополнительных капиталов и инвестиций на территории КБР; сохранению культурно-исторических памятников и природных национальных парков, заповедников; оздоровлению экологической обстановки; развитию сферы услуг; а также обустройству населенных пунктов и дорог республики.

В рамках решения данных задач необходимо задействовать материально-технические ресурсы различных форм собственности (муниципальной, региональной, федеральной), увязать интересы:

  • собственников объектов, сооружений, сетей, материальной базы туристской индустрии на территории республики;
  • инвесторов, готовых содействовать развитию туризма;
  • системы государственной безопасности и органов власти на отдельных территориях.

Учитывая положения Гаагской и Манильской деклараций по туризму, имеющийся международный и отечественный опыт, основные задачи Министерства по туризму и курортам КБР могут быть сформулированы следующим образом:

  • контроль над процессом развития туристской сферы путем принятия концепции развития и определения приоритетов;
  • организация сбора, систематизации и анализа достоверной информации о региональном рынке туристских услуг;
  • формирование политики в области туризма, которая учитывала бы интересы всех участников туристского процесса  как на внутреннем, так и на внешнем туристских рынках;
  • защита, развитие и сохранение природных и культурных ресурсов Кабардино-Балкарской республики и их использование в туристских целях;
  • развитие инфраструктуры, которая лежит в основе любой социально-экономической деятельности, в том числе и туризма;
  • помощь республиканских властей в тех сферах, где частный сектор не сможет рассчитывать на высокие прибыли, а, следовательно, не будет заинтересован в инвестициях (например, социальный, молодежный, культурный туризм и т. д.);
  • поддержка туризма, а также регулирование этой сферы с помощью юридических и экономических механизмов;
  • разработка под эгидой Правительства республики отраслевых проектов и отдельных программ развития  социального туризма и привлечение инвестиций в этот сектор;
  • создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу туризма, в том числе и путем установления соответствующих финансовых и налоговых льгот;
  • создание благоприятного для туристов и инвесторов имиджа региона;
  • сбор, систематизация и публикация информационно-рекламных материалов о региональном туризме;
  • подготовке квалифицированных кадров для туристской сферы.

Еще раз подчеркнем, что Правительство республики должно установить приоритеты в сфере туризма, к которым в первую очередь относятся:

  • стимулирование развития внутреннего и въездного туризма;
  • развитие социального туризма для групп лиц с ограниченными доходами.

При этом недостаточно просто установить приоритеты, необходимо прописать механизм, обеспечивающий реализацию приоритетного развития на практике.

И первым этапом развития должен быть сбор информации и анализ инфраструктуры республики в настоящее время, чтобы, исключив субъективный подход, сформировать реальный Проект развития социального туризма.

В Проект должна быть заложена реконструкция и преобразование существующего туристско-рекреационного комплекса, а также, в перспективе, его расширение и строительство. В основу экономическо-финансовой реализации Проекта должен войти следующий порядок: начальное финансирование, получение дохода, инвестирование в высокодоходные сферы туризма, накопление средств, финансирование долгосрочных программ за счет собственных средств, привлечение инвесторов.

Источниками финансовых поступлений при этом могут являться: средства республиканского бюджета, средства федерального бюджета, средства акционеров и инвесторов, отчисления из дорожного фонда республики, средства фонда занятости населения.

Поэтому в ближайшем будущем в КБР большое внимание должно быть уделено стимулированию инвестиционной активности в сфере социального туризма. Также должна допускаться возможность прямых государственных инвестиций с последующим возмещением расходов из бюджета с помощью реализации государственной собственности на фондовом рынке. А для привлечения частного капитала для строительства объектов индустрии туризма государство могло бы освобождать от налогов средства, направляемые на эти цели, а также от таможенных пошлин на импорт материалов и оборудования и т.д. Все это будет способствовать развитию социального туризма в республике.

Рецензенты:

Мустафаева З.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик;

Нагоев А.Б., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.


Библиографическая ссылка

Лигидов Р.М., Кулюшина Н.Е. ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18486 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674