Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

Прыкина Л.В. 1 Осипова Л.Б. 2
1 МБОУ СОШ № 5 г. Лянтора
2 Тюменский государственный нефтегазовый университет
В рамках приоритетных направлений развития образовательной системы РФ XXI века решение проблемы повышения качества образования связано с модернизацией содержания и структуры образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением цели и результата образования и созданием нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования. Целью государственной политики в области образования определено повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В статье раскрыто содержание базовых понятий «образование», «муниципальная система», представлено развернутое теоретическое обоснование методологии исследования данной темы, использован широкий круг научных изысканий для подтверждения основных положений статьи, на материалах эмпирического исследования автором анализируются инновационные процессы, происходящие в условиях модернизации образования.
образование
муниципальная система образования
модернизация
социальный заказ
государственный образовательный стандарт
1. Граждан, В. Д. Социология управления [Текст] / В.Д. Граждан. – М.: КноРус, 2008. – 512с.
2. Горева, О.М., Осипова, Л.Б. Управление системой образования в условиях повышения качества обучения [Текст] / О.М. Горева, Л.Б. Осипова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-17753 (дата обращения: 11.03.2015).
3. Доманов, А.И. Модернизация муниципальной системы образования среднего города в условиях социально-экономической трансформации России [Текст] / А.И. Доманов. – Пятигорск, 2009.
4. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. – rg.ru›2012/12/30/obrazovanie-dok.html
5. Зборовский, Г.Е., Костина, Н.Б. Социология управления [Текст] / Г.Е. Зборовский. – М., Гадарики, 2008. – 272 с.
6. Осипова, Л.Б. Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС [Текст] /Л.Б. Осипова // Научные исследования в сфере общественных наук: вызовы нового времени. – Екатеринбург, 2014. – С.55-59.
7. Пиддэ, А.Л. Реформы образования в России: Лекция. [Текст] / А.Л. Пиддэ. – Изд-во РАГС, 2005. – 267 с.
8. Поташник, М.М. Оптимизация управления школой [Текст] /М.М. Поташник. – М., 1991. – 168с.
9. Смирнов, И. П. Начальное профессиональное образование: современные реформы [Текст] /И.П. Смирнов. – М., 1998. – 250с.
10. Топорковский, В.П. Управленческая компетентность директора развивающейся школы [Текст] / В.П. Топорковский. – СПб.: ЛОИРО, 2001. – 198с.

В условиях экономического и политического реформирования в российской образовательной политике возникает необходимость обеспечения современного качества образования, его фундаментальности в соответствии с дальнейшими перспективными потребностями государства. В рамках приоритетных направлений развития образовательной системы РФ XXI века решение проблемы повышения качества образования связано с модернизацией содержания и структуры образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением цели и результата образования. Отечественная система образования представляет собой наиболее значимую и масштабную педагогическую систему, имеющую чрезвычайно сложную организацию и объединяющую множество иерархически взаимосвязанных качественно разнородных педагогических систем более низких уровней.

Остановимся на рассмотрении сущности понятия «образование». Социологи трактуют образование как процесс передачи обществом знаний, навыков, ценностей от одного человека или группы другим людям [1]. В социальном аспекте образование есть социальное явление, относительно самостоятельная система, функцией которой является формирование личности подрастающего поколения, ориентированного на овладение определенными теоретическими знаниями, умениями и навыками; гражданскими и нравственными ценностями; нормами поведения. По мнению Г.Е. Зборовского, «к числу таких качеств относятся гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, преемственность, целостность» [5].

Образование как целостное системное социальное явление выделено из окружающей среды:

  • предметно выраженными компонентами, которыми являются образовательные учреждения со всем их материально-техническим оснащением, управленческие структуры, работники этой сферы, потребители образовательных услуг – обучающиеся и др. Это реальные элементы системы, с которыми в общественном сознании ассоциируется понятие «система образования»;
  • законодательно-нормативной базой образования, представляющей системообразующие отношения и взаимосвязи между этими элементами.

По мнению Пиддэ А.Л., «система образования – это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система, а открытая система, способная к самопознанию, количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме и внутри самой системы» [7].

Основополагающим принципом, определяющим общую структуру образования, является непрерывность образования. Необходимость реализации этого принципа в системе образования в настоящее время признана во всем мире. В настоящее время основными документами, определяющими структуру образования в стране, является закон Российской Федерации «Об образовании» [4], согласно которому она включает совокупность трех основных компонентов:

  • содержательный – представленный определенным набором образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
  • организационный – представленный совокупностью образовательных учреждений;
  • управленческий – представленный органами управления образованием и подведомственными им учреждениями и организациями.

Наступивший XXI век, век знаний, информации и коммуникаций поставил новые задачи перед системой образования. Слово «модернизация» стало постепенно вытеснять понятие «реформирование». По мнению И.П. Смирнова, модернизация означает «делать современным, отвечающим требованиям современности, вводя различные усовершенствования, например, оборудование, технологический процесс» [9]. В системе образования усовершенствования требовало многое.

По мнению В.П. Топоровского, модернизация системы образования предусматривает регулярное обновление всех ее компонентов в связи с происходящими общественными изменениями [10]. Процесс модернизации системы образования предусматривает комплекс мер государственной политики, направленный на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Главной составляющей муниципальной системы образования становится их вариативность. Чаще всего она находит выражение в многообразии образовательных программ, типах образовательных учреждений, расширении возможностей выбора обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, расширении спектра реализуемых в образовательной деятельности стратегий, концепций, технологий, моделей.

Одним из наиболее заметных нововведений стала стандартизация образования. Введение государственных образовательных стандартов определяет основные и при этом обязательные параметры образования и предоставляет определенную свободу образовательным учреждениям в разработке образовательных программ. Вместе с тем модернизация системы образования диктует необходимость перестройки организационно-управленческой структуры, позволяющей реализовать системное проектирование перспективных моделей управления в образовании. Широкое развитие инноваций в образовательной практике вызывает необходимость разработки адекватной системы управления инновационными процессами. Создание такой системы позволит повысить эффективность этих процессов, обеспечить условия для их инициирования, поддержки и распространения. Инициирование и поддержка инноваций со стороны муниципальной системы управления образования возможна путем:

  • разработки муниципальной нормативно-правовой базы;
  • создания механизма стимулирования инновационной активности образовательных учреждений, руководителей и педагогов;
  • обеспечения функционирования информационно-методической сети;
  • предоставления широких возможностей для повышения квалификации, обмена опытом по проблемам инновационной деятельности [8].

Управление развитием образования нового типа должно строиться на основе принципов децентрализации и самоуправления, согласования и кооперации различных видов деятельности, результативности управленческих действий. Современная муниципальная образовательная система развивается и совершенствуется в русле общих инновационных тенденций, региональной и национальной образовательной политики. При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Муниципальная система образования крайне слабо адаптируется к инновационным условиям. По мнению А.И.Доманова, муниципальная система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ, созданных на основе государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, находящихся на территории муниципального образования [3].

Управление развитием муниципальной системы образования представляет собой целенаправленную деятельность, в рамках которой субъекты (орган местного самоуправления, местная администрация, муниципальный и государственно-общественные органы управления системой образования) посредством реализации управленческих функций обеспечивают эффективное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение значимых для них результатов и удовлетворение интересов всех участников образовательного процесса. Муниципальная система образования играет особую роль в многоуровневой системе обеспечения качества образования. В ее рамках осуществляется педагогическая и управленческая деятельность, обеспечивается выполнение муниципальной образовательной системой задач по предоставлению потребителям качественных образовательных услуг.

В Сургуте функционируют 117 учреждений дошкольного, общего, дополнительного, специального и профессионального образования разной ведомственной принадлежности. На сегодняшний день завершено строительство трех зданий детских садов мощностью 700 мест (МБДОУ № 33 «Аленький цветочек», МБДОУ №26 «Золотая рыбка», МБДОУ №34 «Березка»). Здание прогимназии МБОУ гимназия № 4 перепрофилировано в детский сад № 37 «Колокольчик» мощностью 275 мест. Завершено строительство здания МБДОУ № 31 «Снегирёк» на 200 мест. Ведутся завершающие работы по строительству средних общеобразовательных школ в микрорайонах 41,40. По данным статистики, в муниципальную систему дошкольного образования вовлечены 17318 детей, общее образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях получают 37606 человек.

Для получения интегральной характеристики в исследовании был использован вопрос о степени удовлетворенности качеством образования, предоставляемого образовательными учреждениями г. Сургута. Он обращен ко всем респондентам, независимо от того, обучаются ли их дети в образовательных учреждениях или нет. Оказалось, что затруднились оценить качество образования 15 % опрошенных. Судя по содержательным оценкам, население в наибольшей степени удовлетворено качеством общего среднего образования: доля ответивших «полностью удовлетворен» или «скорее удовлетворен» составила 61 %. Положительная динамика обусловлена сохранением контингента обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях (рис. 1).

Рис.1. Распределение учащихся по уровням образования, чел.

Одним из показателей качественного образования является вариативность образовательных услуг. При организации образовательного процесса с учетом интересов, возможностей и способностей обучающихся, формируются специальные классы с реализацией адаптированных программ, профильные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов. В целях осознанного выбора обучающимися будущей профессии к реализации профильных программ привлечены ресурсы градообразующих предприятий города Сургута, в частности ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Газпром переработка», ООО «Газпром трансгаз», Сургутская ГРЭС [2].

Рис. 2. Доля расходов на образование в расходах бюджета города, в %

Ежегодно увеличивается объем средств, выделяемых на финансирование отрасли «Образование» (2013 г. – 8,82 млрд руб., 2014 г. – 9,44 млрд руб.). В расходах местного бюджета расходы на образование занимают наибольшую долю (46,3 %).

Расходы за счет средств бюджета на одного обучающегося, получающего среднее дошкольное (160578 руб.), среднее общее образование (164207 руб.), значительно выросли, что обусловлено введением нормативно-подушевого финансирования ОУ, повышением заработной платы работников ОУ.

Рис. 3. Расходы на 1 человека, руб.

Применение механизма подушевого финансирования из бюджета автономного округа и позволяет улучшить оснащенность ОУ учебным оборудованием. С целью независимой оценки качества общего и дополнительного образования в марте 2014 года департаментом образования проведено анкетирование родителей 96 образовательных учреждений города посредством on-line опроса, в котором приняли участие 21631 человек. Средняя оценка качества ДОУ родителями воспитанников (по 10-ти балльной шкале) составила 9,36 балла. Самые высокие значения по оценке родителей получили детские сады: № 28 «Калинка» (9,86 балла), № 74 «Филиппок» (9,85 балла). Оценка по показателю «Качество организации питания детей» имеет минимальный балл 9,15.

Качество работы ОУ оценивалось с точки зрения родителей и старшеклассников. Лидеры, по мнению родителей: СОШ № 1 (9,81б.), СОШ № 8 (9,66б.), начальная школа – детский сад № 43 (9,58б). По мнению старшеклассников, высоко оценено качество работы СОШ № 8 (9,64б.), СОШ № 44 (9,52б.), СОШ № 1 (9,46б.). Наиболее высоко оценен уровень работы классного руководителя (9,05б.). Качество работы ДОУ в целом получило высокую оценку родителей (от 8,67 до 9,97б.). В перечень 500 лучших российских ОУ, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты в 2013 году, вошли 4 ОУ Сургута: лицей №1, «Гимназия «Лаборатория Салахова», СОШ №12, лицей №2. Отличительными чертами современного педагога, педагога-мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Качественный состав педагогов выглядит следующим образом:

Рис. 4. Образовательный уровень педагогов ОУ г. Сургута, в %

Уровень профессионализма педагогических работников достаточно высокий: 26 % имеют высшую категорию, 36 % – первую квалификационную категорию. Укомплектованность педагогическими кадрами ОУ г. Сургута составляет 97 %. Учитель-практик должен уметь применять современные педагогические технологии; использовать методы убеждения и аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, родителями и коллегами; знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Наиболее эффективными формами выявления талантливых педагогов, распространения педагогического опыта, стимулирования профессионального роста специалистов являются муниципальные конкурсы профессионального мастерства («Учитель года», «Сердце отдаю детям», «Воспитатель года», «Педагогическая надежда») [6].

Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике побуждают к поиску новых подходов к методической деятельности. В ходе проведенного опроса педагоги отмечают необходимость использования современных педагогических технологий в работе с учащимися (53 %). Однако некоторые учителя имеют поверхностное представление о них, а основными трудностями их использования указывают на нехватку времени (27 %). Показательно, что педагоги в процессе модернизации образования на первое место ставят обращенность к приоритетам личности (66,7 %). Особое значение обретают свобода выбора образовательной и профессиональной траекторий (23,6 %), способность к творчеству (43,5 %), умение организовать свою деятельность и деятельность других людей (43,5 %), компетентность (39,7 %). Примечательно, что каждый пятый педагог считает, что трудно представить личность учителя без стремления к самообразованию (21,7 %) [2]. Это свидетельствует о том, что потребность в постоянном самообразовании и саморазвитии становится неотъемлемым качеством современного педагога, способного к быстрой переориентации, самостоятельной творческой деятельности.

Таким образом, модернизация системы образования в Российской Федерации преследует основную цель – повышение качества образования всех уровней, расширение доступа к управлению системой образования представителей всех слоев населения. Для более адекватного понимания сущности управления муниципальным образованием необходимо применение системного подхода. Совершенствование системы образования предполагает разработку и внедрение образовательных стандартов, совершенствование учебных программ, укрепление материально-технического обеспечения образовательных учреждений, улучшение здоровья подрастающего поколения.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Прыкина Л.В., Осипова Л.Б. УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18477 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674