Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Елагина В.С. 1 Меттини Э.М. 2
1 Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (ВУНЦ ВВС «ВВА» (филиал, г. Челябинск)
2 Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И Пирогова Минздрава РФ
В статье представлены результаты теоретического изучения феномена индивидуальности как уникального индивидуально неповторимого сочетания свойств человека, совокупности смысловых отношений, установок к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, которые присваиваются им в течение жизни в обществе. В качестве основных признаков проявления индивидуальности выделены неповторимость, целостность, автономность, самость и самобытность, активность, творчество, наличие которых обеспечивают человеку ориентировку в иерархии ценностей, овладение нормами поведения, определение жизненно важных мотивов, которые воплощаются через различные виды деятельности и общения, продукты духовной культуры с другими людьми и в самом себе. Развитие индивидуальности личности студента в вузе требует специально организованной образовательной среды вуза, ориентированной на формирование и развитие у них ценностного отношения к жизни, будущей профессии, осознанного отношения к её специфике, выработку собственного стиля поведения и мировоззрения как системы взглядов, убеждений и установок. Основанием для создания такой образовательной среды является аксиологический подход.
принципы аксиологического подхода
аксиологизация образовательной среды в вузе
аксиологический подход
ценности
развитие индивидуальности
индивидуальность
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. В 2 томах / под ред. А.А. Бодалева и др. – М. : Педагогика, 1980. – Т. 1. - 288 с.
2. Выготский Л.С. Психология. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
4. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2009. – 544 с.
5. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психология отношений. Избранные психологические труды. – М.-Воронеж, 1995. – С. 15-38.
6. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. – М. : Политиздат,1984. – 141 с.
7. Слободчиков В.И., Исаев И.Ф. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
Индивидуальность является одной из важнейших психологических категорий, теоретическому и экспериментальному исследованию которой посвящены труды ведущих психологов и философов.

Анализируя работы отечественных психологов, мы пришли к выводу, что понятие «индивидуальность» личности многогранно и многозначно. Обобщая различные подходы к определению сущности и содержания данного понятия следует отметить наиболее общие характеристики. В отечественной психологии под индивидуальностью принято понимать совокупность смысловых отношений, установок человека к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, которые присваиваются им в течение жизни в обществе. Именно они обеспечивают человеку ориентировку в иерархии ценностей, овладение нормами поведения, определение жизненно важных мотивов, которые воплощаются через различные виды деятельности и общения, продукты духовной культуры.

В психологии проблема индивидуальности связана с целостным представлением о человеке, взятом в единстве всех его свойств и особенностей, многообразности его мыслей и чувств, в проявлении его воли, способностей, талантов, мотивов и интересов, переживаний и чувств, интеллектуальных качеств и склонностей, темперамента и характера. В своих работах Б.Г. Ананьев подчеркивал, что индивидуальность возможно раскрыть только через интеграцию всех свойств человека как индивида, как субъекта деятельности, как личности [1].

Идея интегральности индивидуальности раскрывается в трудах В.С. Мерлина, автора одноименной теории. В своей теории ученый выделил три иерархических уровня развития индивидуальности: 1) нижний, включающий биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства организма; 2) средний уровень представлен индивидуальными психическими свойствами и 3) высший уровень занимают социально-психологические свойства, их составляющими выступают социальные роли человека в малых и больших группах [4].

Человек, развиваясь, проходит все три уровня, и по мере взросления свойства, данные ему при рождении, расширяются и охватывают все более высокие уровни. Безусловно, важным в развитии индивидуальности является период зрелости человека, когда он принимает на себя достаточно большой набор социальных ролей. В этот период жизни человека происходит накопление жизненного опыта, изменение типа поведения, появление ярко выраженных установок и направленности личности, осознание жизненных целей и ценностей, определение своего место в обществе, что влечет изменение индивидуальности.

По мнению В.Н. Мясищева, индивидуальность личности более всего проявляется в отношении человека к миру, себе, другим людям. Он считает, что только отношение выступает интегратором всех свойств человека, обеспечивая целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности [5].

Мясищев В.Н. выделяет в отношении эмоциональную, оценочную и поведенческую стороны, каждая из которых определяется характером взаимодействия личности с окружающим миром и людьми, что способствует формированию эмоционального, ценностного, жизненно значимого отношения и к миру, и к себе, и к другим людям, осознанию и оценке происходящих событий, выбору стратегий поведения.

Следует отметить, что в формировании отношения человека к окружающему миру, определению своего места и миссии в нем большую роль имеют не только воспитание и перевоспитание, но и развитие заинтересованного и осознанного самоотношения, самопринятия, самовоспитания, самореализация, успех которых зависит от самого человека.

По мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, индивидуализация - это неопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность её отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индивидуальность - это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального [7].

Таким образом, индивидуальность развивается в результате уникального индивидуально неповторимого сочетания обстоятельств жизни человека, в которых он получает возможность развить и реализовать свои возможности и способности, а основными признаками проявления индивидуальности становятся неповторимость, целостность, автономность, самость и самобытность, активность, творчество.

В работах известного отечественного философа И.И. Резвицкого подчеркивается, что человек строит свою индивидуальность непосредственно для себя, но вместе с тем и для других людей. Он индивидуализируется не для того, чтобы окончательно замкнуться в себе, а для того, чтобы утверждать себя в обществе [6].

Развитие индивидуальности - это прежде всего стремление к индивидуальному саморазвитию, самоотдаче своих способностей для других.

Следует обратить внимание на то, что развитие индивидуальности, целостность профессионала более всего проявляются в сочетании с высокой духовной культурой, гуманистической направленностью, креативностью.

Развитие индивидуальности личности студента в вузе - процесс, безусловно, сложный, многофункциональный, продолжительный и требует специально организованной образовательной среды вуза. Одним из путей решения данной проблемы может стать аксиологизация образовательной среды в вузе, её ориентация на формирование и развитие у студентов ценностного отношения к жизни, будущей профессии, осознанного отношения к её специфике, выработке собственного стиля поведения и мировоззрения как системы взглядов, убеждений и установок.

Проблема ценности во все исторические эпохи оставалась одной из актуальных в процессе осмысления человеком своего внутреннего, индивидуально-неповторимого, духовного мира. С глубокой древности внимание мыслителей привлекала проблема ценностей. Еще Сократ и Платон задумывались над вопросом о том, что есть благо, истина, красота, справедливость, доброта, милосердие и др. В последние годы аксиологический подход особенно активно развивается и становится важным и необходимым компонентом изучения ценностных систем человека. Это связано с социально-экономическими, политическими и духовными изменениями, которые начались в России в 90-х гг. ХХ в. и продолжаются по сегодняшний день. Реформы всех сфер общественной жизни потребовали не только существенной трансформации прежней системы ценностей и ценностных ориентаций, но и выработки в общественном и индивидуальном сознании нового ценностного восприятия действительности, формирования новой ценностной ментальности в обществе.

Аксиологический подход мы рассматриваем как способ организации деятельности студентов с позиции социально и личностно значимых ценностей.

Его актуальность определяется необходимостью формирования системы ценностных ориентаций как основы поведения, отношений, сознания; как составной части мировоззрения личности. Ценностные ориентации являются неотъемлемым компонентом структуры личности, они обобщают жизненный опыт, накопленный личностью в её индивидуальном развитии. Но ориентиром деятельности и поведения человека ценности могут стать только при условии сформированности у него ценностного сознания и отношения, при наличии способности определить в соответствующей ситуации наиболее значимую ценность, а также способности осознать и воспринять универсальные общечеловеческие ценности как собственные ценности. Являясь неотъемлемым компонентом структуры личности, они обогащают жизненный опыт, накопленный личностью в её индивидуальном развитии, задают направленность и мотивацию жизни, деятельности человека, его отношению к миру и конкретным поступкам.

В условиях современного общества становится очевидна необходимость формирования у студентов умений сознательной регуляции своих поступков, учета чувств, настроения и интересов других людей, ориентации на них в своем поведении.

Знания, умения и навыки, составляющие исполнительскую сторону профессиональной деятельности, могут успешно формироваться, развиваться и актуализироваться только в том случае, если они приобретают для студента личностный и общественный смысл, ценность, значение, благодаря которым развиваются такие качества будущего профессионала, как ответственность, мобильность, инициативность, самостоятельность, готовность к творчеству.

По мнению Л.С. Выготского, формирование личности, развитие её индивидуальности представляет собой процесс культурного развития. В своих работах он многократно подчеркивал, что чем больше в человеке представлено культурного, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность [2].

Подготовка будущих специалистов в вузе должна стать источником приобщения студента к ценностям культуры, образования и профессии. При этом социально значимыми общечеловеческими ценностями, целеобразующими в системе образования, являются жизнь, свобода, истина, любовь к людям, доброта, справедливость, ответственность, знание, труд и др.

Аксиологический подход как методологическая основа развития индивидуальности личности позволяет определить состав и иерархию ценностей, которые в свою очередь определяют направленность профессиональной деятельности, сознание, мышление и поведение, стиль взаимодействия человека с миром и другими людьми, собственную миссию и место в обществе.

В контексте аксиологического подхода происходит ценностное наполнение содержания образования, включающее идеи гуманизма, на основе которых развиваются человеколюбие, человечность, принятие человека как высшей ценности. В этом случае образование рассматривается как необходимое условие для развития будущего специалиста. Овладение фундаментальными знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, решать профессиональные и коммуникативные задачи, используя продуктивные творческие приемы мышления и аксиологический потенциал личности. Высокая степень осознания жизненных и профессиональных ценностей, умение осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели обеспечивают необходимый уровень осуществления различных видов деятельности.

Интеграция социальных и личностных ценностей находит отражение не только в характере и содержании ценностей, проявляющихся в общественном сознании, но и в целях, мотивах, идеалах, установках личности, составляет в своей совокупности систему ценностных ориентаций, регламентирующих деятельность человека. В качестве основных составляющих системы ценностей выступают: 1) ценности, связанные с утверждением общественной значимости деятельности, признанием профессии; 2) ценности, удовлетворяющие потребность в общении с коллегами, обмен духовными ценностями; 3) ценности, ориентированные на развитие профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование; 4) ценности, позволяющие специалисту самореализоваться в профессиональной деятельности, в жизни; 5) ценности, удовлетворяющие прагматические потребности личности; 6) инструментальные ценности или ценности-средства, которые формируются в результате овладения теорией, методологией и технологиями, составляя основу профессионального образования будущего специалиста, самодостаточные ценности, включающие творческий характер труда, социальную значимость, ответственность, возможность самоутверждения. Ценности этого типа служат основанием развития личности, являются смыслом деятельности человека [3].

Овладение компетентностью является одной из важнейших задач профессионального образования личности, сопровождающегося эмоционально-волевым восприятием ценностей. В процессе становления и развития будущего профессионала происходит субъективизация профессионально и личностно значимых ценностей. Субъективные восприятие и присвоение ценностей определяются богатством личности человека, направленностью его профессиональной деятельности. Направленность личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность человека относительно независимо от конкретных условий. Она характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, в которых выражается мировоззрение человека, система его взглядов, идей и убеждений, становящимися руководящими в его активной деятельности, направленной на достижение относительно сложных и важных целей. Ценностные ориентации личности, ее жизненная позиция и побуждения определяют стойкое отношение человека к окружающей действительности, позволяют сделать свой профессиональный выбор, найти свой путь в достижении целей жизни. Высокий уровень сформированности профессиональной направленности проявляется, прежде всего, в удовлетворенности выбранной профессией, устойчивости профессиональных интересов, взглядах и намерениях, высоком уровне профессиональной мотивации, осознании общественной значимости своей профессии, развитии высокого уровня профессионального сознания.

Развитию способности специалиста осознавать, анализировать, подвергать критическому осмыслению то, как его действия и поступки воспринимаются обучающимися, насколько эффективно профессиональная компетентность специалиста позволяет решать профессиональные задачи, способствует ценностная рефлексия.

Рефлексия является важнейшим фактором личностного самосовершенствования человека.

На наш взгляд, ценности необходимо рассматривать как рефлексивное восприятие человеком окружающей действительности, как уровень его личностного развития. Рефлексия в процессе познавательной деятельности, в осмыслении и освоении человеком окружающей действительности и своего внутреннего мира формирует ценностную картину мира и ценностные ориентации.

Умение рефлексировать способствует созданию целостности внутреннего мира человека, гармонизации его эмоционального состояния и волевой сферы, гибкому управлению ими.

Она проявляется в самоанализе личности собственной деятельности и уровня сформированности различных видов компетенций, необходимых для её осуществления; реализации ценностных ориентиров; самообразовании и саморазвитии личности, её работе над собой, а также в применении этой способности в совместной деятельности с другими людьми. Самоосмысление и переосмысление стимулируют процессы самопознания человека, обогащают его «Я-концепцию». Следует отметить, что взаимосвязь рефлексии и индивидуальности позволяет более глубоко изучить особенности творческой уникальности личности, осознать роль рефлексии в развитии личности.

Сформированные ценности не только позволяют удовлетворять потребности человека, но служат ориентирами его социальной и профессиональной активности. Потребности в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании и развитии самого себя - становятся ведущими в иерархии потребностей, в осознании понятия «Я - профессионал».

Ценностное отношение к профессии обеспечивает специалисту целесообразное и адекватное построение профессиональной деятельности и взаимодействие с другими людьми. Ценностное отношение к профессиональной деятельности, задающее способ взаимодействия в коллективе, отличается гуманистической направленностью, в нем в равной мере значимыми являются отношение человека к себе, как к профессионалу и личности.

Реализация аксиологического подхода к индивидуальности студентов предполагает создание комплекса организационных и психолого-педагогических условий, таких как: 1) интеграция специализированных дисциплин с психологией и философией; 2) взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности; 3) становление гуманистической ценностной позиции будущих специалистов; 4) ценностно-диалоговое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, включение их в деятельность по осмыслению и личностно значимому выбору общечеловеческих ценностей; 5) воздействие на эмоциональную сферу личности студента; 6) специальное программно-методическое и диагностическое обеспечение образовательного процесса в вузе. Таким образом, аксиологический подход в контексте развития индивидуальности личности студента предполагает овладение им общей и профессиональной культурой, интеграцию всех систем ценностей (ценности-цели, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания), активное освоение студентом фундаментальных знаний и технологий и должен быть определен как совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции ценностей и технологий, обеспечивающих реализацию и успех профессиональной деятельности, творческую самореализацию личности.

Рецензенты:

Яворук О.А. д.п.н., профессор кафедры физики и общетехнических дисциплин ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет», г. Югра;

Дубенский Ю.П., д.п.н., заведующий кафедрой психологии, педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Омский государственный университета», г. Омск.


Библиографическая ссылка

Елагина В.С., Меттини Э.М. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18470 (дата обращения: 04.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674