Взаимодействие функциональных систем гомеостазиса строится по принципу параметрического регулирования, в результате чего для функциональных систем в различных условиях среды характерен качественно новый принцип саморегуляции: отклонение от оптимального уровня того или иного параметра есть стимул к направленному перераспределению в определенных соотношениях значений всех других параметров обобщенной функциональной системы. Это происходит в интересах организма как целого, поскольку важна не стабильность каждого параметра в отдельности, а устойчивость результатов взаимодействия их совокупности [1].
Цель исследования - определение адаптационных резервов организма вокалистов с потенциальными способностями и без них на основании особенностей динамики изменения показателей вегетативного статуса, функциональных резервов и биологической адаптации.
Материалы и методы исследования
Объектом исследования явились студенты вокальных отделений Оренбургского государственного института искусств им. М. и Л. Ростроповичей и Оренбургского музыкального колледжа. Первую группу составили вокалисты с потенциальными вокальными способностями; вторую группу - вокалисты без потенциальных вокальных способностей. Вегетативный статус, функциональные резервы и биологическая адаптация определялись с помощью кардиоритмографического комплекса ORTOExpert [2].
Результаты исследования и их обсуждение
У вокалистов с потенциальными вокальными способностями установлено незначительное снижение показателя АМо (амплитуда моды) к окончанию учебного года, что свидетельствует о снижении симпатического влияния вегетативной нервной системы на организм студентов. При этом имело место увеличение среднего значения ∆Х (вариационного размаха), что свидетельствует об увеличении влияний парасимпатического отдела вегетативной нервной системы на регуляторные процессы в организме. В группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей показатель АМо (амплитуда моды) к окончанию учебного года увеличивается, а показатель ∆Х снижается, что свидетельствует о повышении симпатического влияния вегетативной нервной системы на организм студентов (таблица 1).
Таблица 1
Показатели параметров вариационной пульсометрии у студентов исследуемых групп в динамике учебного года (М+m)
Показатели |
Время измерения показателя |
исследуемые группы |
||
вокалисты с потенциальными вокальными способностями |
вокалисты без потенциальных вокальных способностей |
|||
Мода, (с) |
Начало учебного года |
покой |
0,651±0,013 |
0,792±0,021 |
ортостаз |
0,582±0,012 |
0,791 ±0,009 |
||
Конец учебного года |
покой |
0,645±0,016 |
0,641±0,007 |
|
ортостаз |
0,545±0,015 |
0,633±0,012 |
||
AMo, (%) |
Начало учебного года |
покой |
42,19±2,81 |
41,10±6,61 |
ортостаз |
47,42±3,37 |
38,32±0,84 |
||
Конец учебного года |
покой |
40,88±3,49 |
45,99±0,92 |
|
ортостаз |
50,92±3,98* |
45,43±1,73 |
||
∆Х, (с) |
Начало учебного года |
покой |
0,29±0,03 |
0,39±0,02 |
ортостаз |
0,26±0,04 |
0,49±0,01 |
||
Конец учебного года |
покой |
0,34±0,037 |
0,30±0,01 |
|
ортостаз |
0,25±0,029 |
0,28±0,01 |
||
ИН, (ед.) |
Начало учебного года |
покой |
160,2±31,4 |
87,4±9,1 |
ортостаз |
164,3±46,2 |
107,7± 6,1 |
||
Конец учебного года |
покой |
162,4±34,4 |
198,6± 10,9* |
|
ортостаз |
216,4±32,8* |
235,7±37,7 |
* р<0,05 при сравнении начало и конец учебного года.
Учитывая, что характеристики сердечного ритма позволяют, в известной степени, дать интегральную информацию о состоянии организма в целом и быть своеобразным индикатором для оценки функционального состояния регуляторных систем, оценен уровень адаптации через определение индекса напряжения регуляторных систем [5,6].
У вокалистов с потенциальными вокальными способностями индекс напряжения регуляторных систем был больше, чем у вокалистов без потенциальных вокальных способностей, в 1,8 раза в покое и в 1,5 раза при ортостазе в начале учебного года и меньше в 1,2 раза в покое и в 1,1 раза при ортостазе в конце учебного года.
В динамике учебного года у вокалистов с потенциальными вокальными способностями нет выраженного изменения индекса напряжения в покое, что говорит о хорошем восстановлении функциональных резервов при растущем уровне мастерства пения. У вокалистов без потенциальных вокальных способностей, напротив, наблюдается увеличение индекса напряжения регуляторных систем в покое в 2,3 раза, что свидетельствует о высоком напряжении механизмов регуляции.
В динамике обучения в группе вокалистов с потенциальными вокальными способностями наблюдалось увеличение процента студентов с ваготонией на 4 %; в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей наблюдалось увеличение процента студентов с симпатикотонией на 12,3 %.
Сравнительный анализ уровня адаптации показывает, что в динамике учебного года в группе вокалистов с потенциальными вокальными способностями к концу учебного года отмечается равномерное изменение уровня адаптированности, которое проявляется в незначительном снижении вокалистов с удовлетворительной адаптацией и напряжением механизмов адаптации; в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей отмечено увеличение вокалистов с неудовлетворительной адаптацией на 6 % и вокалистов со срывом адаптации на 2,1 %.
К окончанию учебного года среди вокалистов с потенциальными вокальными способностями в 1,9 раза больше студентов с удовлетворительной адаптацией, чем в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей. Кроме того, к окончанию учебного года вокалисты с потенциальными вокальными способностями не имели срыва адаптации, тогда как в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей присутствовали студенты со срывом механизмов адаптации.
Успешность адаптации обусловлена резервными возможностями организма. В динамике обучения у вокалистов с потенциальными вокальными способностями наблюдалось незначительное увеличение вокалистов со сниженными функциональными возможностями; у вокалистов без потенциальных вокальных способностей наблюдалось уменьшение вокалистов с достаточными функциональными резервами на 8,7 % за счёт увеличения вокалистов со сниженными и существенно сниженными функциональными резервами. При этом, как в начале, так и в конце учебного года, отмечен самый низкий процент студентов с достаточными функциональными резервами среди вокалистов без потенциальных вокальных способностей.
Пределы адаптации человека обусловлены функциональной активностью его наследственного аппарата, возрастом, состоянием здоровья и степенью тренированности. Певческие тренировки играют большую роль при адаптации к вокальным нагрузкам. Систематические вокальные тренировки в сочетании с рациональным режимом труда и отдыха позволяют не только расширить диапазон адаптации, но и оптимизировать уже существующие приспособительные процессы, которые гораздо быстрее и легче происходят у людей тренированных.
Среди вокалистов с потенциальными вокальными способностями установлена слабая отрицательная корреляционная связь между вокальными способностями и индексом напряжения регуляторных систем (r=-0,278, p<0,05). Среди вокалистов без потенциальных способностей установлена умеренная положительная связь между вокальными способностями и индексом напряжения регуляторных систем (r=0,388, p<0,05).
Рецензенты:
Сетко А..Г., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург;
Боев М.В., д.м.н., заведующий кафедрой медицины катастроф ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Садретдинова Р.М., Сетко Н.П., Бейлина Е.Б. ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА ВОКАЛИСТОВ С ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ ВОКАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ И БЕЗ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18469 (дата обращения: 11.10.2024).