Исследование проводится на основе анализа российского и зарубежного опыта с использованием современных теоретических подходов и эмпирических процедур. В частности, для описания и объяснения общих тенденций интернет-коммуникаций используется герменевтический подход к феномену дискурсивного пространства информационного общества, позволяющий выявить новые духовно-смысловые грани целостности коммуникаций и многообразие их событийно наполненных ситуаций.
Ценностные основания интернет-коммуникаций являются основополагающей темой социологии культуры. Родившись как некие духовные опоры, помогавшие человеку устоять в тяжелых жизненных испытаниях перед лицом природы, сегодня ценности упорядочивают жизненный мир человека, вносят в его осмысление оценочные моменты, придают смысл его коммуникациям.
Современность немыслима без включения в единое информационное пространство, где так или иначе уже господствуют «сетевые» мыслительные представления и ценности. Именно ценностные представления выступают как способ самореференции той новой культурной ситуации, которую олицетворяют сегодня социальные сети. Поэтому видится актуальным вопрос ценностного измерения коммуникации в социальных сетях. Из многообразия аксиологических аспектов интернет-коммуникаций остановимся на властно-информационном, организационном и социально-психологическом.
Само понятие коммуникации предполагает наличие не только источника и приемника, но и некой квалифицированной реакции, направленной от приемника обратно к источнику и функционирующей как входящая информация в повторяющемся процессе обратной связи. Будучи участником подобного интерактивного обмена информацией, каждый пользователь Сети начинает «сверкать» своими личностными гранями: делиться информацией, взаимно освещать и обсуждать ее, поддерживать и укреплять друг друга в столь беспокойном, но одновременно и скоординированном мире.
Дискурсивное пространство интернет-коммуникаций характеризуется как совокупность дискурсивных практик в их кодово-символическом и рефлексивно-диалогическом формате. С посыла Д. Белла, под дискурсом понимается сложное единство языковой формы, значения и действия, выраженное в коммуникативном событии или коммуникативном акте. Имея социальный контекст, дискурс включает в себя не только текст (гипертекст), но и описывает самих участников коммуникации, а также процесс передачи и восприятия сообщения [3, с. 330]. В современных гуманитарных науках дискурс приобретает два основных смысла: в первом случае - обозначение методически дисциплинированной речи или высказывания по некоторой теме; во втором случае - обозначение языкового действия в рамках разговора или беседы [4, 5, 6, 7]. В информационном обществе дискурсивное пространство по форме становится сетевым: как «живая» система оно может сужаться, расширяться, его интенсивность может увеличиваться или уменьшаться; оно может быть временным и постоянным.
Интернет-дискурс (в разной терминологии - виртуальный дискурс, цифровой дискурс) вбирает в себя все известные дискурсы (повседневный, научный, профессиональный, политический, правовой и др.), имеет сложное строение, обладает особым механизмом знакопорождения. Это - открытое пространство, где каждый может высказать свое мнение, получить отклик на него и найти единомышленников. Интернет-дискурс позволяет сделать информацию доступной различным категориям пользователей в удобное для них время и в любом месте. Благодаря ему расширяются возможности накопления и переработки информации, возникают новые формы коммуникации. Например, IT-ресурсы современной образовательной среды имеют на сегодняшний день разнообразную форму: от интернет-каталогов - электронные научные библиотеки (например, elibrary.ru), интернет-издания о высоких технологиях, новости о компьютерной технике, онлайн-издания, посвященные компьютерным технологиям, энциклопедия информационных технологий - до электронных магазинов, виртуальных музеев и даже интернет-университетов информационных технологий.
Ценностные основания интернет-коммуникаций стали предметом исследования представителей различных направлений социально-гуманитарного знания. Так, А. Бард и Я. Зодерквист - авторы книги о «нетократии», ставшей очевидным бестселлером 2000-х годов прямо говорят, что «бесценные связи буквально бесценны: их не купишь за деньги» [1, с. 93]. Связи возникают, если участник коммуникации не только обладает ценной информацией, но и способен придать ей как можно более привлекательную форму, усиливающую интерес других пользователей. Такой принцип привлекательности шведские авторы называют «аттенционализмом»: информация более значима в том случае, когда индивид делится ею с несколькими избранными собеседниками.
Властно-информационный аспект интернет-коммуникаций проявляется весьма многообразно. С посыла М. Фуко, власть рассматривается тождественной знанию [8, с. 319]. В сетевом контексте властное воздействие знания присутствует как совокупность различных технологий во всех сегментах информационного общества. Властно-информационные отношения в сетевом обществе вездесущи и продуктивны. Знание-власть вездесуще в той мере, в какой оно пронизывает все дискурсы и все виды деятельности в обществе. Знание-власть продуктивно в той мере, в какой оно побуждает к действию.
Наиболее выразительно такая сила информации проявляется в способах управления общественным мнением. Сегодня широкое распространение получил так называемый астротурфинг - использование современного программного обеспечения, либо специально нанятых оплачиваемых пользователей для искусственного управления общественным мнением. Этот способ применяется для вытеснения мнения реальных людей на веб-форумах, для организации поддельных кампаний в Интернете, которые создают впечатление, что большое количество людей требуют чего-то конкретного, либо выступают против чего-либо. Например, это делается для продвижения товаров или идей, для организации споров с оппонентами, для имитации общественной поддержки. Подобные способы используются корпоративными лоббистами, вирусными маркетологами или политтехнологами, а также спецслужбами для выявления диссидентов или планов участников социальных сетей. К сожалению, примеров тому немало. Например, в Сети уже действует целый ряд фирм, которые профессионально занимаются «накруткой» разного рода информации. Другой пример иллюстрирует способ разжигания межнационального конфликта. В июле 2013 года были вычислены около 40 аккаунтов «В контакте», явно созданных одним человеком: это профиль симпатичной девушки славянской национальности, фотографии одни и те же (скопированные с анкеты чешской представительницы сферы эскорт-услуг), но каждый «клон» жил в своем городе России и жаловался на выдуманное нападение со стороны нерусских [2, с. 11-12].
При всей своей продуктивности коммуникативные процессы в социальных сетях таят и опасность: сложившиеся ценностно-нормативные установками и правила могут способствовать очевидному нивелированию индивидуальности человека. Только ценностно-критическое измерение получаемой информации может помочь человеку избежать участи «кибернетического мотора» некой технологической системы. Главным критерием становится признание другого в качестве равноправного партнера в диалоге, где каждый участник проверяет и корректирует правильность своих действий в соответствии с присущими его личностному миру нормами и представлениями. Таким образом, несмотря на очевидную стандартизацию личности, ресурсный потенциал глобальной сети порождает и обратную тенденцию, связанную с возможностью постоянного личностного и профессионального роста, творчества и социальной критики.
Ценностный аспект интернет-коммуникаций проявляется в его организационных возможностях. Аппарат управления сообществом прямо пропорционален количеству участников. Например, спортивная команда, создавшая группу в социальной сети, чтобы обсуждать игры и тренировки, состоит из нескольких человек, у всех участников есть права администратора, т.е. каждый имеет доступ к любому разделу и занимается управлением контентом. Следующая стадия организации - например, группа или факультет учебного заведения - начинается с нескольких десятков человек; здесь администраторами являются либо энтузиасты, у которых есть свободное время, либо соответствующие лидеры из реальной жизни - староста, профорги и т.п. Численность тематических сообществ, участники которых не контактируют в реальной жизни, начинается от нескольких сотен человек. Здесь сайт/группу администрируют создатели, при значительном росте числа подписчиков расширяется аппарат: администраторы, модераторы (участники, следящие за нарушением правил). У популярных сообществ («пабликов») различной направленности насчитываются десятки тысяч подписчиков. В этом случае у сообщества есть владелец, и его деятельность носит коммерческий характер. Администрирование и модерирование осуществляется наемными работниками.
Большинство крупных сообществ рано или поздно вынуждены разработать и опубликовать правила поведения. Наиболее популярными считаются такие, как запрет мата и оскорблений, а также ограничение спама и рекламы. Опционально могут быть запрещены обсуждение и публикация материалов, не подходящих под тематику сообщества (оффтоп). Нередко вводятся ограничения на видео и картинки в комментариях и обсуждениях. В последнее десятилетие в Интернете выработались и нашли практику своего применения определенные санкции за нарушение установленных правил: 1) предупреждение, 2) бан (ограничение возможности посещения сообщества нарушителем с помощью программных средств). К примеру, так выглядит выдержка из правил сообщества, посвященного фотосвидетельствам современной российской действительности: «группа 18+ | за нецензурные оскорбления, пошлые или тупые комментарии возможен бан» [2, с. 8-9].
Пользователь социальных сетей в силу своих индивидуальных потребностей стремится к разному: найти «по ту сторону экрана» поддержку и понимание, или получить возможность взглянуть на себя со стороны, или минимизировать тревожащее его чувство одиночества. Кураторы Сети быстро реагируют на потребности пользователей, предлагая им все новый и новый продукт. Так, реальностью стала «социомедийная психотерапия» - использование социальных сетей, блогов и других «интернет-площадок» для общения с другими пользователями. Такой подход, когда люди ищут информацию, задают вопросы, размышляют, публикуют свои посты или комментируют записи других пользователей, можно назвать самопомощью. В то же время актуальна и коллективная взаимопомощь. Интернет позволяет объединяться людям со схожими проблемами. Это оказывается важным, поскольку пользователь оказывается включенным в некоторое сообщество, что само по себе значимо на уровне авторитета, подсказчика, помощника. Такими людьми движет желание добиться признания, достичь некоего статуса в сетевом сообществе, найти единомышленников, что в целом является важным ресурсом жизнедеятельности.
Как показывает практика, многие пользователи Сети нуждаются в психологической поддержке, которая может быть выражена двояко: прямо - в одобрении и сочувствии («заочно» в Интернете это сделать проще, чем в реальной жизни); или косвенно, когда человек узнает, как другие люди справляются со схожими проблемами. Исследователи называют это явление «эффект попутчика», когда человек рассказывает незнакомцу обо всем, что накипело, и ему становиться легче, т.е. наблюдается своего рода «самотерапия без терапевта» или «народная терапия».
Выводы. Ценностные основания интернет-коммуникаций приобретают властно-информационную, организационную и социально-психологическую значимость. Властно-информационный аспект заключается в том, что массмедийные сообщения способны снимать неопределенность знания и одновременно порождать таковую ситуацию, заставляют пользователя двигаться по гиперссылкам в поисках все новой информации. Организационный аспект интернет-коммуникаций выражается в том, что большинство крупных сетевых сообществ рано или поздно вынуждены разрабатывать и публиковать правила поведения на своих дискурсивных площадках. Социально-психологический аспект интернет-коммуникаций олицетворяет рост личностного потенциала интернет-пользователя.
Ценностный аспект интернет-коммуникаций выглядит довольно противоречиво. С одной стороны, в условиях коммерческой и политической ангажированности телевизионного вещания Интернет является единственно очевидной площадкой для свободного «говорения». С другой стороны, интернет-технологии способствуют усилению властной регулятивности сетевых потоков, выраженной, прежде всего, в необходимости подчинения законам сетевого языка и сетевой морали. Не трудно заметить, что в современном информационном поле лингво-семиотический аппарат социальной коммуникации обладает властным потенциалом и оказывает перформативное воздействие на своих пользователей. Для лингво-семиотических конструкций, которыми изобилует интернет-пространство, нужны определенные условия: надо знать, что человек понял и как среагировал на сообщение. Если он среагировал, то совершит определенное действие, а значит, и высветится обоюдная реакция: и со стороны адресата этого сообщение, и со стороны получателя. Это обстоятельство предполагает то, что современный человек, если он хочет быть «онлайн», быть востребованным, быть заинтересованным, обладать ценной информацией и уметь ее стильно «упаковать», то он должен обладать множеством языковых кодов, властно регулирующих его «допуск» в массовое или специализированное информационное пространство.
Рецензенты:
Губман Б.Л., д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии и теории культуры, ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет», г. Тверь;
Михайлова Е.Е., д.ф.н., профессор, профессор кафедры психологии и философии, ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет», г. Тверь.
Библиографическая ссылка
Фащенко А.Н. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18466 (дата обращения: 13.10.2024).