В условиях экономического кризиса и потенциального сокращения рабочих мест важнейшее значение приобретает совершенствование управления трудовым потенциалом как в масштабе страны, так и на уровне отдельных регионов и предприятий.
Управление трудовым потенциалом в регионе предполагает решение следующих задач:
- обеспечение необходимого воспроизводства населения, в том числе в отдельных районах региона;
- создание условий, обеспечивающих доступ населения ко всем видам образования, в том числе профессионального;
- обеспечение эффективной занятости населения и снижение безработицы;
- обеспечение предприятий и организаций региона квалифицированной рабочей силой;
- рациональное использование трудового потенциала отдельных категорий населения: женщин, пенсионеров и подростков, студентов, школьников старших классов и т.п. [3].
Рассмотрим как решаются эти задачи в Омской области.
Итак, первая задача управления трудовым потенциалом региона - обеспечение необходимого, научно обоснованного воспроизводства населения. Какова здесь ситуация в Омской области? В после реформенный период в России наблюдается сокращение численности населения. Омская область не является исключением. Особенностью является лишь темпы убыли населения. В области они значительно выше как среднероссийских показателей, так и показателей в среднем по Сибирскому федеральному округу. В Омской области за 1990 - 1996гг. потери населения составили 135 тыс. чел. или 5,9% к уровню 1990г., в СФО - 1,1%. За 1996 - 2013г. убыль в области составила 198,4 тыс.чел. или 9,2%, а в СФО - 7,8% [4].
Убыль населения Омской области происходила в основном за счет естественной убыли, характерной для большинства регионов России (табл.1.).
Таблица 1
Динамика естественного прироста (убыли) численности населения Омской области и СФО в 1995- 2014гг. тыс. чел.
|
1995г. |
2001г. |
2006г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013 |
2014 |
СФО |
-84,0 |
-97,3 |
-69,3 |
0,0 |
0,3 |
1,3 |
1,6 |
1,4 |
Омская область |
-4,4 |
-10,3 |
-87 |
-0,6 |
0,0 |
1,1 |
1,4 |
1,8 |
Для СФО 2010г., а для Омской области 2011г. стали переломными, когда благодаря существенному росту рождаемости и некоторому снижению смертности, естественная убыль сменилась на естественный прирост населения.
Кроме общероссийских мероприятий (прежде всего выплаты материнского капитала при рождении второго и последующих детей) в области была принята долгосрочная целевая программа «Семья и демография Омской области (2010 - 2014гг.)». С 2011 предусматривалась новая мера социальной поддержки в виде областного материнского капитала (100тыс. руб.) при рождении третьего ребенка. Областной бюджет брал на себя расходы по выплате процентов по ипотечному кредиту при строительстве и приобретении жилья многодетными семьями в сельской местности области. Увеличены выплаты пособий при рождении ребенка, пособия по содержанию детей в малообеспеченных семьях т.д.
Важное значение для демографической составляющей трудового потенциала и его качественных характеристик имеет организация здравоохранения. Коэффициент смертности мужчин трудоспособного возраста в Омской области в 2010 году был выше, чем в среднем по России. Так, если в 2010 году на 100000 мужчин трудоспособного возраста в Омской области приходилось 1314,9 смертей, то в РФ - 1172,1. Основными причинами смерти мужчин являются: болезни системы кровообращения - составляют 27,7% всех смертей; новообразования - 9,6%; несчастные случаи, отравления и травмы - 38,1%; болезнь органов дыхания - 7,6%; болезни органов пищеварения - 4,8%. У женщин трудоспособного возраста три основные причины смертности те же, но у них у них выше показатель смертности от новообразований [5].
Отрицательно влияют на продолжительность жизни и здоровье занятого населения неблагоприятные условия труда. К сожалению условия труда на предприятиях и организациях области за 1990 -2013г.г. существенно ухудшились: доля работников, занятых тяжелым физическим трудом увеличилась в 3,4 раза, а работников, занятых в условиях труда не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам в 2,1 раза. Для улучшения условий труда необходимо усилить контроль со стороны профсоюзных и государственных органов за соблюдением санитарных норм и трудового законодательства. Например, в торговле, автосервисе и других отраслях сейчас применяют график работы «два через два», «три через три», при которых наблюдается значительная переработка нормы рабочего времени, но в организациях не оплачивают ее как сверхурочное время работы (другой вариант - присоединение переработки к отпуску с оплатой по среднедневному заработку).
Другой фактор, оказывающий влияние на динамику численности населения региона - сальдо миграционных потоков. С момента начала освоения Сибири и далее в советский период прирост населения восточных регионов России происходил за счет активной миграции из других регионов. В 1991 - 1999 гг. в Сибири также наблюдается положительное сальдо миграции, прежде всего за счет прибывшего русскоязычного населения из Казахстана, республик средней Азии и других стран СНГ.
Однако с 1999г. влияние миграционной составляющей на формирование населения Сибирского Федерального округа существенно замедлилось - миграционный прирост в 1999г. сменяется миграционной убылью населения (тыс.чел.) в 1999г. - (-16,9); 2000г. - (-7,4); 2001г.- (-35,6).
О сальдо миграции населения в Омской области и СФО дают предоставленные данные таблицы 2.
Таблица 2
Миграционный прирост (убыль) населения Омской области и СФО в 1995 - 2014гг.
Годы |
Прирост (+), убыль (-) человек |
|
Омская область |
СФО |
|
1995 |
2264 |
+46050 |
2000 |
-10046 |
-35676 |
2005 |
-2153 |
-17535 |
2007 |
-1735 |
-3440 |
2008 |
-93 |
+5324 |
2009 |
-340 |
+14396 |
2010 |
-2628 |
-4974 |
2011 |
-1786 |
-2208 |
2012 |
-3073 |
-7561 |
2013 |
-2773 |
-15178 |
2014 |
702 |
-8146 |
В целом за 2008 - 2013гг. отрицательное сальдо миграции в Омской области составило 7920 человек. О неблагополучном положении с миграцией населения в Омском Прииртышье свидетельствует и тот факт, что в 2011г. область дала 80,8%, а в 2012г. - 40,2% всего отрицательного сальдо миграции СФО. Исключением для области стал 2014г., когда число прибывших в том числе из Украины и даже Германии на 702 чел. превысило отток населения. Одна из важных причин отрицательного миграционного сальдо Омской области - более низкий уровень заработной платы в регионе, недостаточная обеспеченность жильем, медицинским обслуживанием и другими услугами социальной сферы [1,2]. О динамике средней зарплаты в области, в СФО, РФ дают представления данные таблицы 3.
Таблица 3
Динамика среднемесячной номинальной заработной платы в РФ, СФО и Омской области в 2001-2014 г.г.
Годы |
РФ |
СФО |
Омская область |
|||
Абс, руб. |
Абс, руб. |
В% к уровню РФ |
Абс, руб. |
В% к уровню РФ |
В% к уровню СФО |
|
2001 |
3578,2 |
3423,8 |
95,6 |
2592,5 |
72,4 |
75,7 |
2004 |
6831.8 |
6520,8 |
95,4 |
5564,3 |
81,0 |
85,3 |
2005 |
8850,2 |
8102,2 |
91,5 |
7442,1 |
84,0 |
91,8 |
2007 |
13527,4 |
12331,6 |
91,1 |
11219,6 |
82,9 |
90,0 |
2008 |
17226,3 |
15395,4 |
89,3 |
13674,4 |
79,4 |
88,0 |
2009 |
18755,1 |
16758,1 |
89,1 |
14855,1 |
79,0 |
88,6 |
2010 |
21192,8 |
18454,5 |
87,0 |
16785,6 |
79,2 |
90,9 |
2011 |
23693,1 |
20970,0 |
88,5 |
19113,8 |
80,6 |
91,1 |
2012 |
26822,3 |
23920,2 |
89,1 |
22003,8 |
82,0 |
92,0 |
2013 |
29960 |
26484 |
88,3 |
24874 |
82,9 |
93,9 |
2014 |
32611 |
28375 |
86,8 |
26313 |
80,6 |
92,9 |
Как видно в 2001г. средняя заработная плата в Омской области составила лишь 72,4% от ее уровня в РФ 75,7% от уровня СФО, в 2008году соответственной 79,4 и 88,0%.
В 2009 - 2014гг. в области были предприняты меры по повышению заработной планы, в том числе в бюджетной сфере, уровень зарплаты повысился в этот период в 1,5 раза, сократилось отставание от уровня зарплаты в сравнении с РФ и СФО, это не может не сказаться в дальнейшем положительно на миграционных процессах. Администрацией области применяются также жесткие меры к руководителям и собственникам предприятий, задерживающих выплату заработной платы.
Второй элемент управления трудового потенциала в регионе - обеспечение эффективной занятости и снижение безработицы. Советский Союз характеризовался высоким уровнем занятости населения - 90-92% размера трудовых ресурсов накануне разделения страны. Многие регионы, особенно в Сибири, испытывали дефицит рабочей силы. Так, в 1985 - 1990 гг. Омская область испытывала ежегодно недостаток рабочей силы до 10-15 тыс. рабочих. Правда, по расчетам ряда экономистов, на предприятиях бывшего СССР содержалось не менее 8-12% лишних работников на случай отправки работающих на уборочные работы в колхозы и совхозы, из-за боязни сократить численность и потерять фонд зарплаты, устанавливаемый сверху министерствами и т.п.
Экономический кризис после проведения не всегда удачных реформ 1990 годов привел к сокращению числа занятых прежде всего в обрабатывающих отраслях, строительстве, легкой промышленности и сельском хозяйстве. После существенного и длительного сокращения занятых в 1991 - 1998гг. после дефолта вместе с экономическим подъемом начался рост числа занятых. Однако после 2011г. рост числа занятых перестал быть общим и сменился в большинстве регионов новым спадом.
О динамике экономически активного населения (ЭАН), занятых и безработных в РФ, СФО и Омской области дают представление данные таблицы 4.
Таблица 4
Динамика экономически активного населения, занятых и безработных в РФ, СФО и Омской области в 1995 - 2014гг., тыс. чел.
|
1995 |
2006 |
2008 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Российская Федерация ЭАН |
70861 |
74146 |
76047,6 |
75265,3 |
76063,6 |
75103,6 |
75225 |
78685 |
-занятые |
64149 |
68834 |
71256,6 |
69620,4 |
71043,4 |
70972,9 |
71088 |
74796 |
-безработные |
6212 |
5312 |
4791,0 |
5644,9 |
5020,2 |
4130,7 |
4137 |
3889 |
Сибирский Федеральный округ ЭАН |
10071 |
9983 |
10277,1 |
10237,5 |
10207,3 |
9807,0 |
9879 |
9788 |
-занятые |
9156 |
9081 |
9424,1 |
9379,6 |
9370,3 |
9110,7 |
9069 |
9103 |
-безработные |
914 |
903 |
853,0 |
893,9 |
837,0 |
696,3 |
685 |
685 |
Омская область ЭАН |
982 |
1022 |
1075,0 |
1070,3 |
1100,0 |
1200,0 |
1064 |
1086 |
-занятые |
929 |
927 |
989 |
983,6 |
1014,2 |
1128,0 |
992 |
976 |
-безработные |
53 |
95 |
86,0 |
86,7 |
85,8 |
72,0 |
72 |
70 |
Таким образом, если выделить этап развития 1995-2006 г.г. численность занятых в РФ выросла в на 7,3%, в СФО снизилась на 0,9%, в Омской области снижение на 0,2%. В 2008-2009 г.г. в период кризиса в РФ снижение занятых на 2,6%, в СФО на 3,3%, в Омской области на 1,7 %, то есть Омская область перенесла лучше кризисный период, чем другие регионы России, Период 2010-2014гг. характеризуется вялым развитием экономики, занятость в это время выросла в РФ на 7,3%, в СФО снизилась на 2,7%, в Омской области снижение 0,8%.
В целом за 1995-2014г.г. рост числа занятых в РФ на 16,6% , СФО снижение на 0,6%, в Омской области рост на 5,0% , то есть в области положение с занятостью (а значит деловой активностью) несколько хуже, чем в целом по России, но существенно лучше, чем в целом в СФО.
Показатель взаимосвязанный с занятостью и также характеризующий степень использования трудового потенциала - уровень безработицы. О динамике безработицы в Омской области в сравнении с её показателями в целом по России и Сибирским федеральным округом дают представление данные таблицы 5.
Таблица 5
Сравнительная динамика уровня безработицы в Омской области, СФО и РФ в 1995-2014 г.г.
|
1995 |
2000 |
2006 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
1.Численность безработных в Омской области |
53 |
145 |
89 |
86 |
90,4 |
86,7 |
85,8 |
72 |
72 |
70 |
2.Уровень безработицы в Омской области в % к ЭАН |
5,4 |
7,3 |
9,3 |
8,0 |
8,5 |
8,1 |
7,8 |
6,9 |
6,8 |
6,7 |
3.Уровень безработицы в СФО в % к ЭАН |
9,1 |
12,6 |
9,0 |
8,3 |
10,5 |
8,7 |
8,2 |
7,1 |
7,2 |
7,0 |
4.Уровень безработицы в РФ в % к ЭАН |
9,5 |
10,6 |
7,2 |
6,3 |
8,4 |
7,5 |
6,6 |
5,5 |
5,5 |
5,2 |
Таким образом, за 1995-2014г.г. уровень безработицы в РФ снизился в 1,8 раза, в СФО в 1,3 раза, в Омской области в 1,2 раза. По уровню безработицы область находится в 2014г. в относительно благополучном положении - незначительно на 1,5 процентных пункта превышает этот показатель в РФ, но он ниже на 0,3 пункта чем в СФО. Безработицу кроме её уровня характеризует и другой показатель - средняя продолжительность поиска работы. Распределение численности безработных в Омской области по продолжительности поиска работы характеризуется следующими цифрами (в %): менее 1 месяца - 14,7; от 1 до3 месяцев - 19,2; от 3 до 6 месяцев - 19,3; от 6 до 9 месяцев - 10,1; от 9 до 12 месяцев - 8,9; 12 месяцев и более - 27,8.
Средневзвешанная (по удельному весу численности безработных) продолжительность поиска работы получается равной 7,1 месяца, и это весьма значительный срок. При благоприятном положении с занятостью в числе ищущих работу преобладают краткосрочные безработные с длительностью поиска работы не более одного - трёх месяцев. Особенно неблагоприятным является тот факт, что 27,8% безработных области ищут работу 12 и более месяцев (в целом по России таких безработных 21,4%). Значительная часть этих безработных отчаявшись найти работу, может перейти из экономически активного в экономически неактивное население. Для снижения безработицы администрацией области применяются различные меры. Разработана стратегия социально - экономического развития Омской области до 2020г., которая предусматривает рост валового регионального продукта по сравнению с 2005г. в 2,4 раза, увеличение доли оборота организаций малого бизнеса до 25%, рост реальных доходов населения по сравнению с 2005г. в 2,5 раза.
Продолжается процесс реформирования предприятий и научно - проектных институтов оборонно - промышленного комплекса Омской области на основе идеи создания межрегиональных интегрированных структур и холдингов, что позволит сохранить и преумножить потенциал этих предприятий, обеспечивают рост количества высокотехнических рабочих мест. В области сделана ставка на развитие кластеров - нефтехимического, агропищевого, лесного и высоких технологий. Развитие крупных предприятий будет содействовать и развитию малого бизнеса, обслуживающего и дополняющего эти предприятия. Так новый завод полипропилена в Омске позволит создать вокруг него до 40 малых предприятий по изготовлению различных изделий из продукции предприятия.
Активную работу проводят службы занятости. При их содействии в 2014г. нашли работу более половины граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, а государственную услугу по развитию самозанятости получают 1500 безработных.
Важная задача управления трудовым потенциалом - обеспечение не просто занятости, а эффективной занятости. Под эффективной в данном случае мы понимаем достаточно высокую долю занятых в отраслях, обеспечивающих значительный прирост добавленной стоимости с высокотехнологичными рабочими местами, требующими квалифицированных и технически образованных работников. К сожалению, как в целом по РФ, так и в Омской области наблюдается непрерывное падение доли занятых в обрабатывающих отраслях и материальном производстве в целом [5]. Таким образом, при относительно невысоком уровне безработицы для региона весьма актуальной остаётся задача увеличения темпов развития и доли занятых в обрабатывающих отраслях.
В области предпринимаются сейчас меры содействующие решению этой задачи. Разработана стратегия социально - экономического развития Омской области до 2020г., которая предусматривает рост валового регионального продукта по сравнению с 2005г. в 2,4 раза, увеличение доли оборота организаций малого бизнеса до 25%, рост реальных доходов населения по сравнению с 2005г. в 2,5 раза. Продолжается процесс реформирования предприятий и научно - проектных институтов оборонно - промышленного комплекса Омской области на основе идеи создания межрегиональных интегрированных структур и холдингов, что позволит сохранить и преумножить потенциал этих предприятий, обеспечивают рост количества высокотехнических рабочих мест. В области сделана ставка на развитие кластеров - нефтехимического, агропищевого, лесного и высоких технологий. Развитие крупных предприятий будет содействовать и развитию малого бизнеса, обслуживающего и дополняющего эти предприятия. Так новый завод полипропилена в Омске позволит создать вокруг него до 40 малых предприятий по изготовлению различных изделий из продукции предприятия.
На региональном уровне могут использоваться различные модели управления трудовым потенциалом и занятостью. Каждая из них имеет свои положительные стороны и недостатки, которые представлены в таблице 6.
Таблица 6
Модели управления занятостью и трудовым потенциалом региона
Содержание модели |
Преимущества модели |
Недостатки модели |
1.Наращивание количества рабочих мест в бюджетной сфере (управление, социальное обслуживание, культура, образование и т.п.) |
Низкая капиталоемкость, рост занятости в короткие сроки, снижение безработицы среди лиц с высшим образованием |
Не решает проблему структурной перестройки экономики и повышенная производительность общественного труда. Повышение доли занятых с низкими доходами требует роста бюджетных расходов, рост безработицы при недостатке бюджетных средств |
2.Интенсивное развитие рабочих мест в сфере услуг: торговля, бытовое обслуживание и т.п., а также банковский сектор и страхование |
Относительно невысокая капиталоемкость, снятие сроки роста занятости, широкие возможности развития малого бизнеса |
Весьма уязвима при падении мировых цен на нефть, газ, метал и другую экспортируемую продукцию, которое может вызвать массовую безработицу. Рост рабочих мест в основном с невысоким доходом (кроме банковского сектора) |
3.Рост высокотехнологичных рабочих мест по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, модернизация рабочих мест в обрабатывающих отраслях. |
Обеспечивает решение задачи структурной перестройки экономики и роста производительности труда, создание рабочих мест первичного рынка труда с высокими доходами работающих |
Высокая капиталоемкость, относительно длинные сроки создания новых рабочих мест |
4.Массовое переобучение высвобождающейся рабочей силы с сохранением части занятых с тем, чтобы обеспечить в дальнейшем стабильную занятость этих работников (шведская модель) |
Низкая капиталоемкость, решение проблемы высвобождаемых работников в короткие сроки |
Рост бюджетных расходов на оплату труда. Необходимость точного прогноза развития экономики региона |
5.Организация трудоустройства избыточной рабочей силы в другие регионы (преимущественно вахтовым методом) |
Низкая капиталоемкость, решение проблем трудоустройства в короткие сроки |
Социально-психологический дискомфорт (отрывают семьи на длительные сроки, нарушения нормального решения труда и отдыха), отчисление НДФЛ в бюджет других регионов |
Модели могут быть дифференцированы по отраслям, районам региона (например, модель для водного транспорта, сельского хозяйства, строительства и т.д.)
Следует отметить, что в Омской области применяется в определенные периоды разное сочетание этих моделей. В первый послереформенный период (1990-ые годы) применялась в основном вторая и четвертая модель, в последнее пятилетие начинает уделяться внимание третьей модели, хотя успехи с ее применением пока весьма скромны.
Важный элемент регионального управления - рациональное использование трудового потенциала отдельных категорий населения: пенсионеров, подростков, женщин, студентов и школьников, инвалидов. По этой проблеме в Омской области принят ряд региональных программ. Так в 2012г. в бюро по трудоустройству в России за помощью в трудоустройстве обратилось 842 тыс. подростков в возрасте 14-17 лет, в 2011г - 929 тыс., в 2010г. - 1 млн.45 тыс. Но это не говорит о снижении трудовой активности молодежи, просто многие старшеклассники и студенты на период каникул пока трудоустраиваются сами.
Таким образом, важнейшими целями управления трудовым потенциалом в регионе являются:
- содействие воспроизводству и достаточному приращению населения региона за счет естественного прироста и положительного сальдо миграционных потоков;
- обеспечение прогрессивных сдвигов в производстве, а значит и занятости в пользу высокотехнологичных отраслей;
- создание наукоёмких рабочих мест с высокой добавленной стоимостью;
- выбор наиболее рациональных моделей снижения безработицы и сочетание этих моделей;
- создание благоприятных условий труда и рост реальных доходов населения;
- использование государственно-частного партнерства для создание новых рабочих мест;
- поддержка частного предпринимательства и самозанятости;
- ускорение развития сельского хозяйства, фермерства и сельского подворья для снижения безработицы и роста доходов на селе;
- создание условий для подготовки квалифицированных кадров, обеспечение соответствия подготовки кадров ближайшим и перспективным целям производства.
Рецензенты:
Синявец Т.Д., д.э.н., доцент, профессор кафедры «Экономики и менеджмента» ФГБОУ ВПО «ОГИС», г. Омск.
Реброва Н.П. д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика, менеджмент и маркетинг» ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г. Омск.
Библиографическая ссылка
Храпова Е.В., Кулик Н.А. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18456 (дата обращения: 04.10.2024).