Другая важнейшая закономерность развития состоит в том, что адаптивный характер функционирования организма в различные возрастные периоды определяется двумя важнейшими факторами - структурно-функциональной зрелостью физиологических систем и адекватностью воздействующих средовых факторов функциональным возможностям организма.
Третья существенная закономерность заключается в том, что развитие не является линейным последовательным процессом, а сочетает периоды медленных постепенных преобразований и интенсивных качественных структурно-функциональных перестроек.
В научной литературе имеется достаточное количество фактов о влиянии сенсорных систем на психофизическое развитие детей. Для понимания закономерностей адаптационно-компенсаторных процессов необходимы исследования комплексного характера, с изучением основных функциональных систем организма. Данные подобных исследований могут стать научной основой для разработки и модернизации существующих коррекционных программ.
Отсутствуют работы по изучению закономерностей гетерохронных изменений комплекса психофизиологических функций при различных сенсорных нарушениях у детей. Понимание этих изменений позволит объяснить адаптационно-компенсаторные механизмы нарушения сенсорных систем и разработать индивидуальные рекомендации для коррекции психофизического развития таких детей.
Учитывая необходимость поиска средств, способствующих гармоничному развитию и сохранению здоровья детей, в том числе с нарушением сенсорных систем, несомненно, актуальной является проблема изучения особенностей компенсаторных изменений психофизиологических функций на ранних этапах возрастного развития.
Целью работы являетсявыявление закономерностей возрастного развития психофизиологических функций и возможности его коррекции у детей 4-10 лет с нарушениями зрительной и слуховой афферентации.
Для ее решения были поставлены следующие задачи:
1. Выявить характер гетерохронных изменений нейродинамических функций, физического развития и психо-эмоционального состояния у детей 4-10 лет с нарушениями зрительной и слуховой сенсорных систем.
2. Определить критические и оптимальные периоды в развитии центральной нервной и сердечно-сосудистой систем у детей с сенсорными нарушениями.
3. Обосновать возможность влияния средств психофизического оздоровления и коррекции на характер системных гетерохронных изменений в организме детей с сенсорными нарушениями на основе внедрения разработанной коррекционно-оздоровительной программы.
Материалы и методы исследования. Мы обследовалидетей в возрасте от 4 до 10 лет. В каждой возрастной группе обследовали как здоровых детей, так и детей с депривацией зрения, слуха. Обследование проводили в течение пяти лет. Среди испытуемых с нарушением зрения значительную часть в структуре глазной патологии занимали аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), многие дети страдали косоглазием, амблиопией. У испытуемых с нарушением слуха преобладала нейросенсорная тугоухость III и IV степени. Подавляющее большинство форм нарушений сенсорных систем являлось врожденными.
Обследования проводили два раза в год: первое - в осенний (сентябре - октябре), а второе - в весенний периоды (апрель - май).
В ходе работы использованы морфофункциональные, физиологические и психофизиологические методы исследования.
Полученные материалы исследования были подвергнуты статистической обработке общепринятыми методами вариационной статистики с применением корреляционного и факторного анализа
Результаты исследования и их обсуждение. После проведенной работы и анализа полученных результатов нами были выявлены следующие возрастные особенности развития психофизиологических функций детей с сенсорными нарушениями. По нашим данным возрастное развитие здоровых детей полностью подчиняется законам гетерохронизма, который обеспечивает создание оптимальных условий жизнедеятельности организма на каждом возрастном этапе. Гетерохронизм проявляется в опережении развития одних и отставании других функций. В нашем исследовании наиболее оптимальные условия у этих детей складываются в возрасте 7-8 лет. Так, для них характерны наиболее низкая степень активности центральных механизмов регуляции сердечного ритма, устойчивая работоспособность по данным теппинг-теста, низкие утомляемость и уровень тревожности.
На электроэнцефалограмме у большинства детей этого возраста выражена активность альфа-ритма и низкая активность медленных волн. При этом у 70 % здоровых детей выявлена межполушарная асимметрия α-ритма. У 35 % детей над правым и левым полушариями выявлена Δ-активность преимущественно в лобных и центральных отведениях.
Наибольшее функциональное напряжение выявляется у здоровых детей 5-6 лет. Для этого возраста характерна высокая активность центральных механизмов регуляции сердца, повышенная утомляемость и тревожность, низкие показатели функциональных проб и тактильной чувствительности. На электроэнцефалограмме в состоянии покоя над правым полушарием амплитуда и частота альфа-ритма ниже, чем над левым. При этом альфа-ритм доминирует над правым полушарием в центральных и лобных отведениях, а над левым - в центральных и височных. Наблюдается межполушарная асимметрия α-ритма 50 %.
Дельта-ритм в 42 %отмечается в лобных, центральных и височных отведениях, при этом амплитуда Δ-волн выше над правым полушарием, чем над левым. В покое над правым полушарием также наблюдаются единичные θ-волны в лобных и центральных отведениях. При этом показатели координации движений и силовые показатели рук у них были выше, чем в других группах.
Для детей с сенсорными нарушениями также характерны гетерохронные изменения основных функций. Зачастую эти изменения выражены более значимо, чем у здоровых детей. В целом мы можем говорить, что адаптационные изменения в организме у таких детей с возрастом требуют более высокой «цены» адаптации, связанной с конкретными нарушениями восприятия у них. В основном это связано с сердечно-сосудистой и центральной нервной системами.
У детей с нарушением зрения наиболее оптимальные условия складываются в возрасте 9-10 лет, в отличие от здоровых детей. У них отмечается меньшая степень напряжения центральных механизмов регуляции сердца, чем в других группах, низкая утомляемость, за исключением девочек 9 лет, низкая тревожность, высокая координация движений, особенно у 10-летних детей.
На ЭЭГ у младших школьников с нарушением зрения в покое и частота, и амплитуда α-ритма, в отличие от здоровых школьников, выше над правым полушарием (у здоровых частота выше над левым). Альфа-ритм доминирует, в отличие от здоровых детей, над правым полушарием в височных отведениях, а над левым - в центральных отведениях. Межполушарная асимметрия α-ритма по амплитуде выявлена у 33 % детей и у такого же количества детей наблюдается асимметрия по амплитуде и частоте.
У 60 % детей над обоими полушариями выявлены медленные волны Δ-диапазона практически во всех отведениях. У 70 % детей над левым полушарием так же, как и у здоровых детей, наблюдаются медленные волны тета-диапазона в центральных и затылочных отведениях.
Ниже, чем в других группах, у этих детей были показатели подвижности нервных процессов и точности отсчета временных интервалов. Как характерный признак компенсации функций у них выявлена высокая тактильная чувствительность ладонной поверхности кончиков пальцев.
Наибольшее функциональное напряжение отмечается у детей с нарушением зрения в возрасте 5-7 лет, за счет высокого функционального напряжения механизмов регуляции сердечного ритма, повышенного артериального давления, низких весо-ростовых показателей, особенно у дошкольников, низкой тактильной чувствительности кончиков пальцев, у 7-летних детей высокой утомляемости. Но у испытуемых данной возрастной группы, особенно у дошкольников, отмечаются высокие показатели точности отсчета временных промежутков и низкие показатели утомляемости и тревожности.
На ЭЭГ у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в покое амплитуда и частота α-ритма над правым полушарием выше, чем над левым, в отличие от здоровых детей дошкольного возраста. Наблюдается межполушарная асимметрия по амплитуде α-ритма у 37 % детей, по частоте α-ритма - у 12 %. Альфа-ритм доминирует в затылочных отведениях, в отличие от здоровых детей. У всех детей над обоими полушариями, как и у здоровых, присутствуют медленные волны Δ-диапазона, однако генерализация Δ-ритма выражена больше. Над левым полушарием наблюдаются медленные волны тета-активности у 62 % детей.
У детей с нарушением слуха наиболее оптимальный функциональный период, в отличие от других групп детей, выявлен в возрасте 5-6 лет. В это время наблюдается возрастное снижение функциональной активности механизмов регуляции сердца, показателей артериальной давления, низкая утомляемость, высокая тактильная чувствительность. При этом выявляются низкие показатели координации движений и высокие тревожности, особенно у девочек.
Менее оптимальные функциональные условия наблюдаются у детей 7-8 лет, когда отмечается высокое напряжение центральных механизмов регуляции сердца, высокая тревожность, низкая координация движений и точность отсчета временных промежутков, за исключением мальчиков 7 лет. При этом отмечаются высокие показатели тактильной чувствительности и антропометрические показатели, за исключением девочек 7 лет, функциональные индексы (жизненный и силовой).
На ЭЭГ у младших школьников с нарушением слуха значения амплитуды α-ритма над правым полушарием были несколько меньше, чем над левым, а доминирующая частота - выше. Амплитуда α-ритма у детей с нарушением слуха, по сравнению со здоровыми и с нарушением зрения, была несколько выше над обоими полушариями. Альфа-ритм доминировал над правым полушарием в затылочных отведениях (60 %), а над левым - в центральных (53 %), в отличие от здоровых. У 70,5 % детей наблюдалась межполушарная асимметрия α-ритма по амплитуде, у 12 % - по частоте, что свидетельствует о продолжающихся у этих детей компенсаторных изменениях в межполушарных взаимоотношениях.
У 56,2 % детей с нарушением слуха наблюдаются медленные волны Δ-диапазона над обоими полушариями Амплитуда Δ-волн над правым полушарием ниже, чем над левым, как и у здоровых детей.
Таким образом, можно говорить о наибольшей степени функционального напряжения у детей с нарушением слуха. Известно, что сам процесс возрастного развития представляет собой перманентную адаптацию к изменению морфо-функционального статуса организма, а сенсорные нарушения приводят к усилению напряженности адаптационных процессов. У детей с нарушение зрения это касается в большей степени нейропсихических показателей и тактильной чувствительности, а у детей с нарушением слуха - физического развития, функций двигательного анализатора.
У всех детей при этом выявляется психоэмоциональное напряжение и усиление активности центральных механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы. Характерно, что как у здоровых, так и детей с сенсорными нарушениями большое значение и так называемую «адаптационную нагрузку» несет функция определения временных интервалов, которая имеет для них, по-видимому, в этом возрасте важное приспособительное значение.
Коррекционные мероприятия, проведенные с учетом выявленных нами особенностей развития психофизиологических функций, показали, как их эффективность, так и высокие адаптационные возможности у детей. Несомненно, что существуют различные способы коррекции адаптационно-компенсаторных процессов, однако необходимо назначать их строго в соответствии с индивидуальными особенностями психофизиологического развития детей.
Рецензенты:
Сабирьянова Е.С., д.м.н., профессор кафедры спортивной медицины и физической реабилитации, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск;
Попова Т.В., д.б.н., профессор, профессор кафедры предпринимательства и менеджмента, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Кокорева Е.Г. ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И СЛУХА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18443 (дата обращения: 10.05.2025).