В эти годы острое чувство ответственности помогало писателям оперативно отображать ратные и трудовые подвиги народа. Писатели, будучи участниками и свидетелями великих трагических событий, отображали войну «изнутри». Мысли и переживания лирического героя в поэзии, как и в прозе и драматургии, были тесно связаны с думами и чаяниями всего народа. Все жанры башкирской литературы военных лет были пронизаны высоким патриотизмом, центральной задачей в них был показ стойкости и героизма советского человека, ненависть к фашистским захватчикам, разоблачение звериной сущности фашизма.
В первые дни войны в башкирской литературе создавались главным образом стихи-призывы, публицистические статьи, очерки. По истечении некоторого времени писатели-фронтовики стали изображать конкретных воинов в тех или иных конкретных эпизодах войны, более углубленно освещали внутренний мир солдата, раскрывали истоки, побуждающие воинов к героическим действиям. В соответствии с этим происходила и жанровая эволюция: от небольших стихов к эпическим поэмам, от публицистических статей, очерков, зарисовок к более обстоятельным рассказам и повестям.
В период Великой Отечественной войны особенно ярко проявилась эмоциональная действенность, мобильность поэзии, ее тесная связь с героической борьбой народа, усиление гражданского пафоса, углубление социальных мотивов, расширение масштабности жанра поэмы. Поэтическое дарование поэтов-фронтовиков М. Хариса, Х. Карима, Г. Амири, незаурядный талант Мустая Карима, пламенная публицистическая поэзия Рашита Нигмати способствовали особому взлету поэзии.
В самих названиях поэтических сборников Р. Нигмати «Песни любви и ненависти», Г. Гумера «За Родину», М. Тажи «Гнев и месть», С. Кудаша «Призыв» нашли отражение высокий патриотический дух и жгучая ненависть советских людей к врагу, их уверенность в победе.
В стихах «За оружие, товарищи!», «Враг ответит», «Пусть дрожит весь земной шар» и др. Б. Бикбай с агитационно-мобилизационной целью оживил традицию стихотворной речи. Книга стихов С. Кудаша «Призыв» также состоит из разнообразных форм агитационной лирики, поэтических призывов, обращений, слов-наказов, стихотворных посланий, насыщенных лозунговыми фразами, ораторскими интонациями. Нравственно-философская основа стихотворений «Ответь ты мне!», «Смелому джигиту», «Кто?», где С. Кудаш размышляет о долге и ответственности, о смысле жизни, делает их афористичными по стилю.
В стихах-наказах Р. Нигмати «Слово матери», С. Кудаша «Песнь матери» и др., в которых усиливается символика, метафоричность речи, национально-традиционная основа образов и мотивов, на первое место выходит образ Родины-матери, от имени которой дается боевой наказ сыновьям, идущим на фронт. В стихотворении М. Карима «Я ухожу на фронт» отец, седлающий коня-акбузата, мать, протягивающая «дедовский клинок, покаравший врагов», принимающий все это сын ассоциируются с образами народного эпоса, образ матери перерастает в образ Родины.
Образ Родины, ставший центральным в военной лирике, был образом конкретным, и вместе с тем обобщенным. В стихотворениях Р. Нигмати «За Родину», С. Кудаша «Мой односельчанин», Х. Карима «Моя республика», «Люблю тебя, жизнь!» через конкретные детали и исторические ассоциации создается величественный образ Родины, лирически задушевные, патриотические чувства к отчизне.
Лучшие песни башкирских поэтов, такие как «Дивизия, вперед!», «Не грусти, красавица», «Комсомолка Гульсира» С. Кудаша, «Батыру Родины», «Кусимов» К. Даяна характеризовались психологической глубиной, образностью мысли, простотой стиля, доходчивостью языка. Эти песни способствовали расцвету военно-патриотической лирики.
Особенности башкирской поэзии военных лет особенно ярко проявились во фронтовых стихах Мустая Карима. В поэтических сборниках «Мой конь» (1943), «Стихотворения» (1945) показано величие солдата, его самоотверженность, терпение, выносливость, выражено восхищение солдатским трудом. В стихах «Дождь», «Если вечер вдруг к тебе вернется», «Незабудка» и др. летний дождь, тихий ветерок, белый голубь, ассоциируясь с народнопоэтическими выражениями и наполняясь новым смыслом, служат раскрытию духовного мира солдат - бывших тружеников земли, в грохоте пушек, в свисте пуль, в окопном ненастье вспоминающих вспаханные поля и людей родной деревни. Живые цветы на бруствере напоминают им о скорой победе, торжестве жизни на земле.
В стихах Малиха Хариса «Баллада о батыре», «Клятва партизана», «Пусть не забудет меня Родина моя» в возвышенно-патетических тонах, с героико-романтическим пафосом восславляется героизм советского солдата, бессмертие его подвига.
В башкирской поэзии военных лет переплетались и романтические, и лирические, и сурово реалистические, и остросатирические стилевые пласты. Если в первые годы войны тоска о любимой, о семье, тяжелые утраты привели к оживлению жанра элегии, сгущению грустно-трагических мотивов, и сугубо личное пронизывалось общественно-философским смыслом, то с началом победного шествия наших войск усилились оптимистические ноты, доминирующими становятся мотивы освободительной миссии Советской Армии.
Среди произведений лиро-эпического жанра, созданных в годы войны, наиболее художественно ценными оказались поэмы М. Карима «Декабрьская песня» (1942) и «Ульмясбай» (1942-1944), Р. Нигмати «Убей, сын мой, фашиста!» (1942), «Письма твоей невесты» (1943).
В поэме «Декабрьская песня» М. Карим обращается к поэтическим, нравственным, боевым традициям башкирского народа, к истокам патриотизма, в поэме «Ульмясбай» удачно пользуется фольклорными мотивами при обрисовке ловкости, сноровки, отваги героев-разведчиков. В поэме Р. Нигмати «Убей, сын мой, фашиста!» освещается героическая борьба Башкирской кавалерийской дивизии в степях Дона и на подступах к Сталинграду, создан обобщенный героический образ народа. Лирическая поэма «Письма твоей невесты» раскрывала прекрасные душевные качества отважного воина-джигита и его любимой, самоотверженно трудившейся в тылу во имя победы над врагом.
В годы войны в башкирской поэзии усилилась связь с жизнью, выросла эмоционально-действенная сила стиха, углубились национально-поэтические традиции. Поэтические произведения отражали лучшие черты характера, духовного мира воинов и тружеников тыла. В этом заключалась основная идейно-эстетическая значимость поэзии.
Характерной чертой оперативных жанров прозы - рассказов, очерков, зарисовок были лирическая окрашенность и публицистическая заостренность. Центральной темой очерков, написанных на злобу дня, и рассказов, представляющих отдельные фрагменты военных операций, была тема героизма и патриотизма советских людей. Публицистика заняла в башкирской литературе особое место. Публицистические статьи А. Карная, Ш. Насырова, С. Мифтахова, Х. Карима и др. звучали призывным набатом.
В рассказах А. Карная «В тот день», «Недопетая песня», С. Агиша «Всадник Ильмурза», «Думы старшего брата», К. Мэргэна «Наш поход», написанных в начале войны, нет единого сюжета, психологическое состояние народа в них изображалось в общем плане, авторский пафос в форме непосредственных рассуждений и прямых оценок объединяло разрозненные фрагменты, события, героев в одно целое.[1].
В рассказах кадрового военного офицера-писателя Б. Дима «Первая схватка», «Наша девушка», «Железные люди», «Разведчики», «Комиссар Лавров» и др. писатель на конкретных эпизодах войны показал духовную стойкость, непоколебимую дружбу народов, реалистически обрисовал суровую фронтовую действительность.
Героический характер, духовное богатство, самоотверженность народа воссозданы в рассказах и очерках А. Карная, Х. Карима, Ш. Насырова. В очерках и рассказах Кирея Мэргэна, вошедших в сборники «Башкиры» (1943), «Джигиты» (1944), философски осмысляется сущность патриотизма. Писатель истоки советского патриотизма усматривает в исторических традициях башкирского народа. Многим рассказам А. Бикчентаева из книги «Красные маки» (1944) присуща романтическая приподнятость, остросюжетность, военные эпизоды наполнены емким содержанием, человеческий характер в них освещен в самый яркий момент его проявления. В сборниках С. Кудаша «В степях Дона» и С. Агиша «На фронт», освещающих боевой путь 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии, в форме непринужденной беседы с читателем создана целая галерея портретов отважных солдат и командиров.
В целом, в кратких по объему, но емких по содержанию рассказах и очерках башкирские писатели сумели раскрыть типические черты героев-защитников Родины, проявившиеся в самые наряженные и героические моменты сражений с фашистскими захватчиками.
В многочисленных рассказах С. Агиша, Г. Гумера, С. Кудаша освещался героический, самоотверженный труд людей в тылу. Трудовой подвиг народа, неразрывная связь между фронтом и тылом, дружба и интернациональное единство советских людей с лирической теплотой и публицистической остротой были запечатлены в рассказах и очерках С. Агиша «Забытая обида», «Бибинур - девушка из города», «Ее подарок», «Всадник Ильмурза», Г. Гумера «Подарок бабушки Гульбану», Б. Бикбая «Арслан», «Хабиръян, купивший самолет» и др.[2].
Основу конфликта многих драматических произведений составляли смертельная схватка с захватчиками и борьба с трудностями, вызванными войной. В драмах Б. Бикбая «Родина зовет» и С. Агиша «Одна семья» подчеркивалась преемственность традиций освободительной борьбы народа в прошлом, публицистичность, патетика использовалась для подчеркивания высокого патриотического духа героев.
В драме Р. Нигмати «Лес шумит» героика борьбы против фашизма была показана наиболее реалистично. Борьба башкирского джигита Мурадыма в тылу врага обрисовывается в романтических красках, героизм Мурадыма раскрывается в тесной связи с героизмом всего народа. Психологически глубоко отражено душевное состояние бесстрашной русской женщины Марии, чей единственный сын героически погиб от рук фашистов. Драматург сумел показать и душевную трагедию Шульги, который тяжело переживает предательство одного из своих сыновей.
В целом, башкирская драматургия в годы войны в лучших произведениях отображала духовную стойкость, отвагу, моральное величие народа, выражала жгучую ненависть к фашизму.
Историческую победу над фашизмом, всенародный подвиг М. Карим восславил в стихотворении «В Европу май идет». Возвращение на Родину и к мирному труду явились основными мотивами, которые зазвучали в творчестве поэтов после окончания войны. Изображение «солдатов мира на вахте труда», раскрытие эстетической и философской сути труда были характерны для многих стихов М. Карима, Х. Карима, Г. Амири, Р. Нигмати, Х. Гиляжева, А. Вали, М. Сюндюкле. Главной темой башкирской прозы послевоенных лет была тема Великой Отечественной войны и самоотверженного труда народа в тылу. Всемирно-историческое значение победы СССР над фашистской Германией было раскрыто в сборнике рассказов А. Бикчентаева «Новеллы о русском солдате» (1946), в очерках Г. Амири «Это было на Днепре», З. Биишевой «Золотая звезда», Х. Карима «У ворот Москвы» и др. На основе документальных материалов А. Бикчентаев воссоздал достоверный художественный образ прославленного земляка, Героя Советского Союза Александра Матросова. В эпистолярной повести Г. Гумера «Дружба и любовь» (1953) в письмах двух сестер - военврача Нажии и рабочей завода Райханы отображены отдельные картины войны и тыла.
В панорамном, эпически масштабном, многоплановом романе Г. Ибрагимова «Однополчане» (1954) персонажи действуют и на полях сражений, и в глубоком тылу, в нефтяном городе Башкортостана. Эпизоды довоенной трудовой жизни ишимбаевских нефтяников и будней пограничников на далекой заставе на западе связаны образом молодого нефтяника Айбулата Ахмерова. В последующих главах картины военных действий и эпизоды героического труда людей в тылу показывают единство и несгибаемую силу воли народа в борьбе против фашизма.
В послевоенной башкирской драматургии значительным явлением стала драма М. Карима «Свадьба продолжается» (1947). Суровые интонации, тревожные ритмы, вместе с тем оптимизм, дух романтической юности характерны для этой драмы. Главная фабульная линия драмы состоит из картины свадьбы, прерванной войной, и продолжением свадьбы в День Победы на земле поверженного врага. Драма полна символических образов, деталей, метафорических картин. Пословицы, прибаутки, песни, стихи органично вплетаются в поэтическую ткань драмы и усиливают ее поэтическое, романтическое звучание.
В 1960-1970-е годы в башкирской поэзии появилось немало стихов и поэм, посвященных событиям военной поры. Драматические события войны дали поэтам большие возможности для раздумий о смысле жизни и природе героизма. Поэмы М. Карима «Черные воды», Н. Наджми Баллада о песне», Х. Гиляжева «Сорок шестой солдат», Г. Рамазанова «Две реки», «Свидание с отцом» воссозданы обобщающие картины войны, они наполнены героическим пафосом, лиризм в них органически связан с драматизмом ситуаций. В этих поэмах размышления о смысле жизни, о неразрывности понятий родины и гуманизма определили их поэтико-философскую основу.[5].
Трагические события Великой Отечественной войны и ее последствия послужили материалом для драм А. Атнабаева «Он вернулся» и «Приговор матери», И. Абдуллина «Миляуша зовет весну», «Вернусь песней», Н. Асанбаева «Золотая колыбель», созданных в 1960-70-е годы.
Драмам А. Атнабаева «Он вернулся», «Приговор матери» присущи острота ситуаций, психологическая напряженность, концентрация действия во времени и пространстве. В драме «Он вернулся» воссоздан образ настоящего патриота, человека несгибаемой воли, сильного духом батыра, сумевшего преодолеть неимоверно тяжкие испытания, многочисленные препятствия на пути к возвращению на Родину. Судьба Тимербулата, получившего контузию на войне и попавшего в плен, затем - в концентрационный лагерь, оттуда с приходом союзников - в Южную Америку и только через много лет сумевшего вернуться домой, излагается из уст самого героя, из его отрывочных рассказов, воспоминаний. Жена Марзия, считая мужа погибшим, давно уже вышла замуж и родила троих детей. Но Тимербулат не винит Марзию в неверности, ибо все то, что случилось с ними - это последствия ужасной войны, раны от которой еще долго будут кровоточить. Гуманистическая сущность произведения заключается в глубоком сочувствии героям, их страданиям и одновременно вызывает ненависть к войне.
В драме «Приговор матери» А. Атнабаева показывается трагедия матери, сын которой оказался дезертиром. Муж и один из сыновей Ильбики геройски погибли на фронте, Ильбика сама трудится без устали во имя победы над врагом, а сын Хамит дезертировал. Перед ней встает сложный, трудный выбор между материнским и гражданским долгом. После глубоких душевных переживаний Ильбика выносит Хамиту справедливый приговор. Приговор матери воспринимается как приговор народа.[4].
В 1960-70-е годы в башкирской прозе тема Великой Отечественной войны оставалась одной из главных тем. В романах Д. Исламова «Дорога Москвы», И. Абдуллина «Прощай, Рим!», «Вдовы не плачут», А. Чаныша «Клекот беркута», И. Гиззатуллина «Вторая высота», Ш. Бикула «Мы еще поживем», Н. Мусина «Избранная судьба», Я. Хамматова «День рождения», в повестях К. Кинъябулатовой «Внучка партизана», А. Бикчентаева «Сколько тебе лет, комиссар?», Т. Тагирова «Лейтенанты» изображены острые события борьбы против гитлеровского фашизма. Героический труд башкирского народа в годы войны и в первые послевоенные годы отражен в романах А. Байрамова «Годы возмужания» и Х. Гиляжева «Солдаты без погон»[3].
В романах Д. Исламова освещается правда войны в различных аспектах. В них показывается и горечь отступления в первые месяцы войны, и радости первых побед над фашистами под Москвой. Психологически мотивированно раскрывается стремление всех, начиная от рядовых солдат и кончая высшим командным составом, во что бы то ни стало отстоять Москву, защитить Родину, победить врага. В романе Д. Исламова «Дорога Москвы», воссоздающем широкую эпическую картину народной жизни во время Великой Отечественной войны, глубоко исследующем духовный мир героев в период тяжких испытаний, психоанализу отведено большое место. Внутренние монологи в различной их модификации, являющиеся в произведении Д. Исламова основным средством проникновения во внутренний мир персонажей, характеризуются логической последовательностью в передаче течения мыслей и чувств, философских раздумий о жизни, о смерти, о бытии.
Рецензенты:
Кунафин Г.С., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой башкирской литературы, фольклора и культуры факультета башкирской филологии и журналистики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа;
Идельбаев М.Х., д.фил.н., профессор кафедры башкирской литературы, фольклора и культуры факультета башкирской филологии и журналистики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Гареева Г.Н. ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И КОНЦЕПЦИЯ ГЕРОЯ-ЗАЩИТНИКА РОДИНЫ В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18438 (дата обращения: 07.10.2024).