Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кутузов А.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет Минобрнауки России»
Проведен анализ явления интернационализации. Сделан обзор динамики и объемов межгосударственной академической мобильности. Проведен анализ теоретико-методологических подходов, используемых для изучения данного явления, обобщены ключевые положения, предложенные зарубежными исследователями. Представлен обзор основных экономических и академических мотивов, движущих международными стратегиями вузов. Предложена интегрированная концепция интернационализации вузов, выделены аспекты, которые являются ключевыми для институциональных стратегий интернационализации: студенты, преподаватели и сотрудники, научные исследования, учебные программы, участие (вовлеченность), управление и культура. Определены основные компоненты этих аспектов и их характеристики. Изучена взаимосвязь между ними. Как наиболее эффективная стратегия интернационализации выявлен комплексный подход. Обозначены различия в реализации стратегий интернационализации на институциональном и национальном уровнях. Обозначена роль научно-педагогических работников в интернационализации вуза.
профессиональная готовность
глобализация
Интернационализация высшего образования
1. Глухова Т.П. Интерпретация ключевых понятий терминологического пространства по интернационализации высшего профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2010. №3 (22). С. 210-212.
2. Горшкова Л.Ю. Экспорт образовательных услуг высшей школы (мировой опыт и Россия): дисс. … канд. экон. наук / Российский ун-т дружбы народов (РУДН). М., 2012.
3. Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от 3 апреля 2014 г. №АК-39/05ВН. Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/4082. Дата обращения: 10.12.2014.
4. Шилов С.М. Международная деятельность университета как фактор повышения качества и эффективности научно-образовательной деятельности университета // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 8. С. 14-20.
5. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Вып. 4 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2014. 360 с.
6. Altbach, P.G., Teichler, U. Internationalization and Exchanges in a Globalized University // Journal of Studies in International Education. 2001. Vol. 5. No. 1.
7. Altbach, P. G., & Knight, J. The internationalization of higher education: motivations and realities // Journal of Studies in International Education. 2007. Vol. 11(3–4). P. 290–305.
8. Chan, D. K. K. Revisiting post-colonial education development: Reflections on some critical issues // Comparative Education Bulletin: Special Issue: Education and development in post-colonial societies. 2008. Vol. 11. P. 21–36.
9. David, J. L. Developing a strategy for internationalization in universities: Towards a conceptual framework. In C. B. Klasek, B. J. Garavalia, K. J. Kellerman, & B. B. Marx (Eds.), Bridges to the future: Strategies for internationalizing higher education 1992. P. 177–190.
10. de Wit, H. Benchmarking the internationalisation strategies of European and Latin American institutions of higher education. In H. de Wit (Ed.), Measuring success in the internationalisation of higher education (pp. 125–135). 2009. Amsterdam, Netherlands: EAIE.
11. Huang, F. Policy and practice of the internationalization of higher education in China. Journal of Studies in International Education. 2003. Vol. 7(3). P. 225–240.
12. Knight, J. (1994). Internationalisation: Elements and checkpoints CBIE Research no.7. Ottawa: CBIE.
13. Knight, J. (1997). Internationalisation of higher education: A conceptual framework. In J. Knight & H. de Wit (Eds.), Internationalisation of higher education in Asia Pacific Countries. Amsterdam: EAIE.
14. Knight, J. Internationalisation of Higher Education // Quality and Internationalisation in Higher Education. - Paris: Organisation for Economic Co- operation and Development, 1999.
15. Marginson, S. (2011). Strategizing and ordering the global. In R. King, S. Marginson, & R. Naidoo (Eds.), Handbook on globalization and higher education (pp. 394–414). Cheltenham: Edward Elgar Publishing.
16. McBurnie, G. Pursuing internationalization as a means to advance the academic mission of the university: An Australian case study // Higher Education in Europe. 2000. Vol. 25(1). P. 63–73.
17. Mok, K. H. Questing for internationalization of universities in Asia: Critical reflections. // Journal of Studies in International Education. 2007. Vol. 11(3–4). P. 433–454.
18. Scott, P. Universities and the knowledge economy // Minerva: A Review of Science, Learning and Policy. 2005. Vol. 43(3). P. 297–309.
19. Stier, J. Taking a critical stance toward internationalization ideologies in higher education: Idealism, instrumentalism and educationalism // Globalisation, Societies and Education. 2004. Vol. 2(1). P. 83–97.
20. Taylor, J. (2010). The management of internationalization in higher education. In F. Maringe & N. Foskett (Eds.), Globalisation and internationalisation in higher education: Theoretical, strategic and management perspectives (pp. 97–107). London: Continuum.
21. Taylor, J. (2010). The response of government and universities to globalization. In F. Maringe & N. Foskett (Eds.), Globalisation and internationalisation in higher education: Theoretical, strategic and management perspectives. London: Continuum.
22. Yang, R. University internationalisation: Its meanings, rationales and implications. // Intercultural Education. 2002. Vol. 13(1). P. 81–95.
23. Y. Gao (2014) Constructing internationalisation in flagship universities from the policy-maker's perspective // Higher Education. [Электронный ресурс] Режим доступа: — URL: http://dx.doi.org/10.1007/s10734-014-9834-x (дата обращения: 10.01.2015).
Глобализация значительно изменила мировой ландшафт высшего образования и усилила процесс институциональной интернационализации университетов. Интернационализация стала одной из важнейших тем в современных исследованиях высшего образования и рассматривается как четко выраженная стратегическая задача. Это обусловлено макроэкономическими тенденциями: рост числа иностранных студентов в мире превышает общее увеличение численности студентов почти в 2 раза (6,3 % против 3,3 %). По прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) общее число иностранных студентов в мире к 2020 году составит 7,7 миллионов человек.

П. Альтбах и Ю. Тайхлер, проанализировав интеграционные процессы в академической среде, пришли к выводу, что интернационализация - это неизбежный процесс, обязательный элемент, сопутствующий построению глобальной экономики, растущего рынка труда для высококвалифицированных специалистов, интеллектуальной системы общения, основанной на Интернете [6].

Дж. Найт предложила рабочее определение интернационализации высшего образования, как «процесс интегрирования международного/межкультурного измерения в сферу преподавательской деятельности, научной работы и предоставления образовательных услуг, осуществляемых высшими учебными заведениями» [14].

Глобальная тенденция интернационализации поддерживается статистическими данными в российской системе высшего образования: численность иностранных граждан, обучающихся в вузах РФ, с 2000 по 2012 год увеличилась с 72,4 до 198,5 тысяч человек. Доля иностранных граждан в составе всех студентов российских вузов увеличилась соответственно с 1,53 до 3,05 %. Из 126,5 тысяч иностранных студентов, обучавшихся в 2012 году в России по очной форме, 66,9 % обучались на контрактной основе, а совокупная оплата ими обучения в российских вузах составила почти 10 миллиардов рублей. Согласно прогнозу Росстата, к 2025 г. численность иностранных студентов в России составит 211,5 тыс. чел. Объем государственных стипендий (квот) для обучения иностранных граждан и соотечественников за счет средств федерального бюджета, предоставленные российским вузам разной ведомственной принадлежности, на 2011/2012 академический год составил 10000 мест, в т.ч. для слушателей подготовительных отделений - 2205, студентов - 6197, аспирантов - 825, стажеров - 773. Из них почти половина (4729 мест) - для поступающих из стран СНГ и Балтии. В 2014 году объем квот для обучения иностранных граждан и соотечественников был увеличен на 50 % и составил 15000 [5].

В отечественной системе высшего профессионального образования понятие интернационализации находится в стадии становления. По определению С.М. Шилова, интернационализация обусловлена экономическими, политическими, культурными, идеологическими, академическими и информационными причинами, которые делают ее рациональным и необратимым явлением. Таким образом, интернационализация - объективный процесс устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных систем высшего образования на основе общих целей и принципов, отвечающий потребностям мирового сообщества и отражающий прогрессивные тенденции нового столетия [4]. В связи с этим интернационализация воспринимается российской высшей школой как глобальный вызов, на который нужно ответить совместными согласованными действиями.

Мощным толчком для разворачивания планов интернационализации в российских вузах послужило проведение Министерством образования и науки в 2012 году мониторинга эффективности. Одним из 7 ключевых направлений, по которым оценивается эффективность учреждений, стала международная деятельность. Мониторинг коснулся всех подведомственных учреждений, а с 2015 года и негосударственных вузов. В методику расчета направления «Международная деятельность» вошли несколько показателей:

  • первая группа показателей характеризует интернационализацию состава обучающихся и включает: - удельный вес численности иностранных студентов в общей численности студентов, - удельный вес численности иностранных студентов, завершивших обучение, в общем выпуске студентов (учитывается совокупное значение, значение по странам СНГ, остальным странам), - удельный вес численности иностранных граждан из числа аспирантов вуза в общей численности аспирантов;
  • два показателя учитывают академическую мобильность обучающихся: - численность студентов зарубежных вузов, прошедших обучение в вузе по очной форме обучения по программам высшего образования не менее семестра; - удельный вес численности студентов вуза, обучающихся по очной форме обучения по программам высшего образования, прошедших обучение за рубежом не менее семестра;
  • один показатель характеризует состав преподавателей: - удельный вес численности иностранных граждан из числа научно-педагогических работников (НПР) в общей численности НПР;
  • еще два показателя учитывают экономический эффект от международной деятельности вуза: - объем средств, полученных вузом из иностранных источников (граждан и юридических лиц) на выполнение НИОКР, - объем средств от образовательной деятельности, полученных вузом из иностранных источников [3].

Очевидно, что для выполнения всех этих показателей вузам недостаточно отдельных усилий в разных областях, требуется комплексный подход и проработанная на долгосрочную перспективу стратегия интернационализации. Перечисленные факторы актуализируют исследования самого явления, основных подходов, которые используют вузы для интернационализации, а также профессиональной готовности научно-педагогических работников отечественных вузов к ведению преподавательской деятельности в мультикультурной среде.

В многочисленных работах, рассматривающих интернационализацию университетов, широко обсуждались определения, научное обоснование и стратегии интернационализации. Однако по утверждению многих исследователей значение интернационализации во многом остается нечетким и неопределенным [17, 19, 22]. Неоднозначность, окружающая интернационализацию университетов, может быть вызвана отсутствием четкой и надежной структуры феномена. Несмотря на то, что в западной и отечественной литературе широко освещены практики интернационализации в отдельных университетах, общая концепция этого явления недостаточно проработана теоретически.

Более 15 лет назад Джейн Найт [13] предложила концептуальную рамку для изучения интернационализации университетов. В ее работе представлены различные подходы, используемые университетами, основные мотивы и различия в стратегиях интернационализации институтов высшего образования. Однако предложенная ей структура может отражать особенности этого явления лишь в его начальной стадии. Учитывая характер интернационализации как динамично развивающегося явления, актуальность этой теории в сегодняшней практике значительно уменьшается. Кроме того, ее теория построена на восприятии этого процесса исследователями, в то время как процессы интернационализации в значительной степени имеют место на институциональном уровне в отдельных университетах. В связи с этим высшее руководство университета (лица, влияющие на его политику) имеет значительный вес при построении концепции феномена интернационализации.

Рассмотрим феномен интернационализации университета в современных условиях, опираясь на мнение как исследователей, так и практиков.

Существует мнение, что мотивы (motives), стратегии (strategies) и подходы (approaches) интернационализации связаны со специфичными внутренними и внешними условиями [10]. Движущей силой для каждого учреждения, которое хочет инвестировать ресурсы в процесс интернационализации, являются индивидуальные внутренние мотивы. Они основаны на ценностях учреждения и роли, которую оно играет в системе высшего образования страны и общества в целом. В существующих исследованиях мотивы, которые движут усилиями по созданию международной повестки на институциональном уровне, связаны с тремя основными проблемами: академическими, экономическими и культурными. Они не являются взаимоисключающими, связаны друг с другом, существует высокая степень их пересечения.

Результаты исследования Юань Гао [23] показывают, что независимо от национального контекста, основной мотив, который движет политикой интернационализации университетов - стремление к академическому совершенству. В частности интернационализация важна для университетов с точки зрения поддержания позиции в национальном и международном ландшафте высшего образования и стремление построить университет мирового класса (world-class university).

Обеспечение качества подготовки всегда было главной задачей университетов. Интернационализация деятельности, как ожидается, может значительно улучшить качество образования и стандарты подготовки в вузах [21]. С точки зрения академических мотивов, в дополнение к традиционному для университетов поиску универсального знания, международная повестка становится актуальной в части укрепления позиций и репутации в мире, построения бренда [15]. Успех в получении места на верхушке рейтинга может помочь вузам привлечь наиболее успевающих студентов, что даст более высокие результаты и продемонстрирует стандарты подготовки для всех заинтересованных сторон (stakeholders), включая учащихся и их родителей [8].

Интернационализация способствует и исследованиям, и преподаванию, и обучению. С точки зрения развития научно-исследовательского потенциала, университеты нуждаются в отборе наиболее талантливых кандидатов среди ученых за рубежом. Международное сотрудничество в исследованиях с большей вероятностью принесет публикации с высоким уровнем цитирования. С точки зрения преподавания и обучения интеграция международной проблематики в учебные планы и программы позволит университетам повысить актуальность знаний и конкурентоспособность выпускников на международном рынке труда. В дополнение к повышению качества образования, стратегии интернационализации являются средством для получения конкурентных преимуществ и повышения репутации в мире.

Еще одним важным стимулом для университетов начать процесс интернационализации являются экономические мотивы. Университеты могут существенно увеличить свои доходы за счет экспорта образовательных услуг и получения доходов от иностранных студентов. Тем не менее в странах, где университеты, особенно элитные, полностью финансируются правительством (например, Сингапуре и Китае), иностранные студенты не рассматриваются в качестве средства дохода, а финансовый аспект не является движущей силой для интернационализации. Тем не менее отсутствие экономического мотива на институциональном уровне не означает, что он не имеет значения на макро-уровне. Обучение иностранных студентов в основном субсидируется правительством, и они должны отработать в стране определенный срок после окончания вуза. Это помогает современным вузам играть роль в поддержании национального благополучия.. Так как студенты рассматриваются правительствами как будущие рабочие кадры, интернационализация способствует развитию человеческих ресурсов для поддержания конкурентоспособности нации в глобальной экономике знаний посредством подготовки квалифицированных человеческих ресурсов [13].

Кроме того, университеты стремятся сохранить свои широкие социальные задачи. Например, они выступают в качестве «ключевых посредников в столкновении между мировой и национальными культурами» [18] и намерены наращивать международные ценности, межкультурное понимание и терпимость, способствовать созданию демократического и гражданского общества [13].

Исследования в данной области также пролили свет на различные стратегии, которые были использованы университетами для интернационализации. Исследователи, как правило, описывали и классифицировали эти стратегии, используя различные подходы. Например, в теории Джейн Найт [12, 13] выделяются 1) стратегии, основанные на программах и 2) стратегии, основанные на организационных структурах. Каждая из этих категорий включает несколько подгрупп. Стратегии, основанные на программах, включают четыре подгруппы: 1) академические программы, 2) научно-исследовательские программы и академическое сотрудничество, 3) внеучебные занятия и общественную деятельность и 4) внешние связи и услуги. Стратегии, основанные на организационных структурах, подразделяются на 1) управление, 2) службы поддержки и 3) развитие человеческих ресурсов.

Более подробное изучение литературы позволило выявить общие компоненты у различных стратегий. Эти компоненты имеют прямую взаимосвязь с тремя аспектами работы университета: управление, обучение и сопровождение (поддержку) иностранных студентов.

Управленческий аспект включает в себя элементы административной системы, лидерство и инвестиции человеческих и финансовых ресурсов в интернационализацию [9, 20]. Академический аспект фокусируется на интернационализации студентов и сотрудников, образовательного и научно-исследовательского процессов, как наиболее важных функций университета. Элементы этого аспекта включают студенческие и преподавательские обмены, совместные международные научно-исследовательские проекты, интернационализацию учебных программ и международный студенческий и преподавательский рекрутинг. Аспект сопровождения и поддержки включает условия и услуги, которые предоставляет учреждение в целях реализации стратегии интернационализации. Это предусматривает создание необходимой инфраструктуры, учебных отделов и служб методической помощи и консультирования, языковой поддержки, технической помощи, социального обеспечения и расселения [20].

Из-за динамичного характера интернационализации лучше рассматривать ее как активный процесс, а не как статическое состояние. Поэтому для описания различных подходов, используемых вузами для реализации стратегии интернационализации, используется понятие процесса. В зависимости от контекста, в который встроен университет, доступа к ресурсам, которые он может получить, университеты могут находиться на разных этапах этого процесса и подходить к интернационализации различными способами. Дэвид разработал двумерную модель для описания способа, которым вузы могут осуществлять процесс интернационализации. Она представляет собой две шкалы: 1) от ситуативных, нерегламентированных способов до высоко систематизированных подходов, 2) от неявных до централизованных [9]. В типологии Джейн Найт представлены также подходы: деятельностный (activity), компетентностный (competency), этосный (ethos) и процессный (process).

В результате обобщения ключевых концепций, предложенных зарубежными исследователями [9, 11, 12, 16, 21, 23], в рамках данной работы были выделены аспекты, которые являются ключевыми для институциональных стратегий интернационализации. Это студенты, преподаватели и сотрудники, научные исследования, учебные программы, участие (вовлеченность), управление и культура. Каждый аспект включает в себя ряд компонентов (табл. 1). Основной движущей силой институциональной интернационализации является стремление к академическому совершенству. Общие аспекты и компоненты, изложенные в концепции, показывают, что интернационализация рассматривается как многогранное явление.

Таблица 1

Интегрированная концепция интернационализации университетов

Аспекты

Компоненты интернационализации

Студенты

Международный контингент студентов

Международный студенческий опыт

Преподавательский состав

Международная деятельность/ репутация преподавателей (International profile of faculty)

Международные ориентиры и опыт преподавателей (International perspective/experience of faculty)

Исследования

Совместные международные исследовательские проекты

Доход от международных научных исследований

Международные научно-исследовательские достижения

Учебный план

Имеющие международную аккредитацию программы подготовки

Международные совместные образовательные программы

Программы, предлагаемые на иностранных языках

Управление

Иностранные специалисты в менеджменте

Ресурсы, вложенные в международную деятельность

Международная система сервиса / интернациональная служба поддержки клиентов

Вовлеченность (Engagement)

Вовлечение иностранных выпускников

Международные сети и партнерства

Культура

Мультикультурный кампус

Интеграция иностранных и местных студентов / преподавателей

Выявленные аспекты интернационализации, требуется изучение взаимосвязи между ними. Существует расхождение в восприятии исследователями этого вопроса. Не все исследователи убеждены, что аспектам следует уделять одинаковое внимание. Их иерархия зависит от целей учреждения, стратегии, а также от стадии интернационализации, на которой находится университет. Университеты находятся на разных этапах процесса. Они могут сосредоточиться на одном аспекте больше, чем на других, потому что у них недостаточно ресурсов, чтобы развиваться во всех аспектах одновременно. Однако все аспекты расположены в жесткой иерархической системе, что говорит о существовании четко выраженного порядка между ними.

Интегрированная концепция, предложенная в исследовании, предполагает, что в значительной степени интернационализация университетов имеет общие тенденции в разных учреждениях и странах. Тем не менее можно отметить серьезные различия в восприятии вузами этого явления. Университеты в разных странах используют похожие стратегии интернационализации, однако, приоритеты, назначенные различным аспектам, зависят от выбора конкретного учреждения. Различия обнаруживаются даже на национальном уровне.

Таким образом, способы, которыми университеты реализуют свои международные стратегии, отнюдь не однообразны. Тем не менее, в конечном итоге, интернационализация должна быть реализована и достигнута в комплексе. Основание для этого вывода в том, что различные аспекты интернационализации тесно связаны и взаимодействуют друг с другом. В зависимости от этапа развития университета, его ресурсной базы и приоритетов, стратегия интернационализации может изменяться, подключая новые аспекты. С течением времени вузы расширяют свои стратегии интернационализации и дополняют их.

Исследование показало, что научно-педагогические работники являются важным аспектом интернационализации вуза. Университеты должны предпринять соответствующие меры для содействия интеграции студентов и сотрудников с разным социальным происхождением. Можно утверждать, что в нынешних условиях социального риска и неопределенности этот аспект заслуживает большего внимания для поддержания сплоченной гражданской идентичности, особенно в этнически неоднородных странах. Это выводит на повестку дня исследования профессиональной готовности научно-педагогических работников вуза к интернационализации и формирования у них соответствующих компетенций, необходимых для работы в мультикультурной среде.

Российская система образования за исключением немногих вузов, которые имеют давние традиции обучения иностранных студентов, не готова к массовому обучению студентов из других национальных контекстов. Взаимодействие в рамках учебного процесса с представителями другой культуры, а также обучение в одном классе выходцев из разных систем образования, создают дополнительные сложности. Между преподавателем и студентом встает барьер, который необходимо устранить в ходе дополнительной подготовки к работе в мультикультурной среде. В ходе профессиональной подготовки научно-педагогических работников необходимо устранить проблемы ксенофобии и национальной чуждости, недоброжелательного отношения, сформировать необходимые компетенции преподавателей, которые помогут преодолеть сложности языковой, культурной и бытовой адаптации иностранных студентов к условиям обучения в России.

Таким образом, необходимо более детальное изучение роли научно-педагогических работников в интернационализации вуза, а также состава и форм мероприятий, которые могут быть предприняты по их профессиональной подготовке для содействия интернационализации вуза и работы в мультикультурной среде.

Рецензенты:

Ярыгин А.Н., д.п.н., профессор, заместитель ректора по развитию учебного процесса ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти;

Коростелев А.А., д.п.н., профессор кафедры «Экономическая и управленческая подготовка» ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти.


Библиографическая ссылка

Кутузов А.И. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18426 (дата обращения: 05.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674