В последние годы отмечается резкое сокращение продолжительности жизни населения Республики Башкортостан (РБ) по сравнению с развитыми странами мира. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин РБ составит 57,9 лет, женщин - около 69,8 лет. На сегодняшний день в РБ только 10% выпускников могут считаться здоровыми. По официальным данным Минздрава, из 6 млн молодых людей, прошедших профилактические осмотры, около 50% имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; у 30% были зарегистрированы заболевания, ограничивающие выбор профессии [7]. Как известно, на уровень жизни, ее качество и продолжительность влияют многие факторы. Это и наследственность, и экология, и медицинское обслуживание, и образ жизни [1, 4, 6]. Статистика убедительно доказывает, что здоровье населения в большей мере зависит от образа жизни и состояния физической подготовленностии состояния физкультурно-спортивной работы в регионе [3, 5, 8]. В связи с этим изучение состояния физкультурно-спортивной работы в Республике Башкортостан является основным условием ее научно обусловленного совершенствования.
Первоочередной задачей современного российского общества является приобщение к физической культуре всех россиян, особенно студенческой молодежи. Об актуальности исследования говорят данные статистики, свидетельствующие о катастрофическом состоянии здоровья нашего населения.
Однако, обобщая данные анкетного опроса среди студенческой молодежи Республики Башкортостан, можно отметить, что оздоровительным бегом, велосипедными прогулками в летнее время года и катанием на коньках, лыжах в зимнее время года занимаются лишь 30% опрошенных. Анализ теста «Индекс отношения к здоровью» показал, что 26% студенческой молодежи компенсирует необходимый объем двигательной активности, они посещают различные спортивные секции, занимаются оздоровительными процедурами, ведут здоровый образ жизни [6].
Анализ официальных документов отражает заинтересованность государства в оздоровлении населения, активизации массового физкультурно-спортивного движения. Позиция государства в этом вопросе обобщена в следующих документах: «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»; «Концепция модернизации российского образования 2011-2015 гг.»; Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне (ГТО)"». В Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. прописаны государственные требования к физической подготовленности граждан Российской Федерации.
Совершенно очевидно, что для реализации Указа Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне (ГТО)"» необходимо изучить состояние физической подготовленности населения РФ и выявлять основные факторы, влияющие на ее уровень.
Цель исследования - анализ мнений тренеров о состоянии физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства и отношения к здоровью, здоровому образу жизни студенческой молодежи.
Материал и методы исследования. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы». Для проведения исследования была разработана анкета для тренеров, состоящая из четырех блоков: 1 - социально-демографическая характеристика респондентов, 2 - отношение к здоровью и физкультурно-спортивной деятельности, 3 - особенности организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства, 4 - реальные условия и возможности совершенствования физкультурно-спортивной работы по месту жительства. В исследовании приняли участие 102 тренера г. Уфы в возрасте от 18 до 60 лет, а также 236 студентов факультетов психологии и физической культуры, средний возраст испытуемых составил 19,8 лет. Были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников, тестирование и методы математической статистики. Диагностика отношения к здоровью и здоровому образу жизни проводилась с помощью теста «Индекс отношения к здоровью» [2]. Оценивались эмоциональная, познавательная, практическая шкалы и шкала поступков.
При рассмотрении физической подготовленности современной студенческой молодежи и изучения состояния физической подготовленности было проведено исследование, в котором приняли участие студенты первых курсов. Также все студенты были разделены на студентов гуманитарных и технических вузов и студентов, которые сдавали творческий экзамен, готовились к сдаче нормативов по физической культуре.
Также проводился сравнительный анализ показателей физической подготовленности студенческой молодежи с нормативами ГТО 2014, VI ступень (18-24 лет). Показатели физической подготовленности студенток гуманитарных и технических вузов сравнивали с нормативами на Бронзовый знак, студенток профильных вузов - на Серебряный знак.
Результаты оценки физической подготовленности девушек 18-24 лет Республики Башкортостан
Физическая подготовленность студенческой молодежи оценивалась с помощью тестов: бег 100 м/с; бег 2000 м/с - женщины и 3000 м/с - мужчины; подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) - мужчины, сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) - женщины; поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз); прыжок в длину с места толчками двумя ногами (см); наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см).
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование показало, что тренеры г. Уфы в большей степени - это молодые специалисты со стажем работы 5 лет (35,6%), менее одной трети - педагоги со стажем 5-10 лет (26,6%), около трети тренеров составляют опытные педагоги, имеющие стаж работы свыше 15 лет (28,6%). Это говорит о хорошей преемственности спортивно-педагогических кадров. Две трети тренеров имеют высшее педагогическое или физкультурно-педагогическое образование.
Самый высокий показатель самооценки здоровья у тренеров имеет формулирование «нормальное здоровье, пока не жалуюсь» (мужчины - 39,9%, женщины - 42,3%), на второй позиции - утверждение «имею хронические заболевания» (мужчины - 30,9%, женщины - 36,9%), третью рейтинговую позицию занимает категория «временами болею» (мужчины - 29,2%, женщины - 20,8%).
В целом спортивные педагоги сами занимаются физической культурой и спортом, причем регулярно - 72,2% (мужчины - 62,0%, женщины - 49,4%), периодически - 18,3% (мужчины - 60,9%, женщины - 54,0%).
Вполне удовлетворены отношением жителей к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью 36,8% тренеров, не в полной мере - 53,0%, совсем не удовлетворены - 16,2%.
Основными причинами неудовлетворенности тренеров отношением занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности являются отсутствие у населения интереса к занятиям спортом, отсутствие возможности заниматься в платных фитнесс-клубах, недостаточно хорошие материально-технические условия в дворовых клубах.
Одним из основных приоритетов личностно-ориентированного образования является сохранение здоровья населения. Здесь требуется не только решение собственно медицинских проблем, но и активная работа по изменению отношения людей к здоровью и здоровому образу жизни. Анализ результатов тестирования студенческой молодежи РБ по тесту «Индекс отношения к здоровью» показал различия в отношении к здоровью и здоровому образу жизни у студентов различных профилей обучения (табл. 1).
Таблица 1
Отношение к здоровью и здоровому образу жизни студенческой молодежи, %
Шкалы |
Студенты факультета психологии |
Студенты факультета физической культуры |
Эмоциональная |
30 |
11 |
Познавательная |
21 |
32 |
Практическая |
23 |
36 |
Поступков |
25 |
21 |
Так, студенты-психологи более чувствительны к различным витальным проявлениям своего организма, восприимчивы к эстетическим аспектам здоровья, способны получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем. Об этом говорит высокий процент по шкале эмоциональности - 30%. Высокий процент по «шкале поступков» свидетельствует о том, что студенты-психологи активно стремятся изменить свое окружение: стараются повлиять на отношение к здоровью у окружающих людей, стимулировать их вести активный образ жизни, пропагандировать различные средства оздоровления организма. Однако студенты-психологи лишь в малой степени готовы включиться в практическую деятельность по заботе о своем здоровье, которую организовывают другие люди, не проявляют активности в поиске информации о здоровьесберегающих технологиях (познавательная шкала - 21%, практическая шкала - 21%).
А анализ результатов в тесте «Бег 100 м/с» показал низкий уровень подготовленности студенток гуманитарных и технических вузов, куда вошли студентки-психологи - 17,9+0,54 c, их показатель достоверно отличался и от нормативных показателей, и от показателей студенток профильных учебных заведений (р=0,011 и р=0,001 соответственно). Min (17,0 с) и max (19,4) значения в данном тесте указывают на необходимость специальной физической подготовки студенток гуманитарных и технических направлений.
Показатели теста на выносливость убедительно указывают на необходимость дополнительной тренировки или на включение в тренировочный режим нетрадиционных средств воспитания данного качества, поскольку у студенток всех направлений подготовки были низкие показатели в тесте «Бег 2000 м/мин». Так, у студенток гуманитарных и технических вузов был зарегистрирован результат, равный 12,10+0,24 с, у студенток профильных специальностей - 11,32+0,33 с. Различия с нормативами ГТО достигли статистической значимости при р=0,001 и р=0,056 соответственно.
В тесте «Поднимание туловища из положения лежа на спине» женщины гуманитарных и технических вузов показали следующий результат - 33,8+2,64 раз, студентки профильных специальностей - 39,8+1,78 раз. Показатели в данном тесте не имели достоверных различий с нормативами ГТО (р=0,156; р=0,172), но у женщин гуманитарных и технических специальностей были обнаружены минимальные значения, равные 20.
Нами отмечено, что скоростно-силовые качества женщин всех представленных специальностей соответствуют нормативным показателям ГТО. В тесте «Прыжки с места» студентки гуманитарных и технических вузов показали результат, равный 170,4+3,54 см, студентки профильных специальностей - 178,6+4,31 см. Однако были отмечены и низкие результаты (min значения - 160 и 165 см соответственно).
В проявлении гибкости, измеряемой тестом «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье», женщины 18-24 лет также могут претендовать на Бронзовый и Серебряный знаки. Достоверно значимых различий не было обнаружено в показателях данного теста у студенток гуманитарных, технических и профильных учебных заведений с нормативами ГТО (р=0,231 и р=0,233). При этом следует отметить, что при обследовании студенток гуманитарных и технических вузов было обнаружено, что некоторые из них совсем не могли справиться с заданием (min - 0, max - 16).
Следует отметить, что у студентов факультета физической культуры отношение к здоровью и здоровому образу жизни носит рассудочный характер, т.е., хорошо осознавая ценность здоровья, они уделяют большое значение познавательной и практической стороне вопроса (32% и 36%, соответственно). Студенты факультета физической культуры активно заботятся о своем здоровье в практической сфере: посещают различные спортивные секции, занимаются оздоровительными процедурами, формируют у себя соответствующие умения и навыки, ведут здоровый образ жизни, а также стимулируют окружающих вести здоровый образ жизни и пропагандируют различные средства оздоровления организма.
Анализируя физическую подготовленность студентов факультета физической культуры, теста «Бег 100 м/с», хочется отметить хорошую скоростную подготовленность студентов профильных специальностей. Они продемонстрировали результат, соответствующий Серебряному знаку нормативов ГТО. Их результат в данном тесте был равен 14,8+0,36 с и не имел достоверных различий с нормативными показателями (р=0,211). Студенты гуманитарных и технических вузов показали низкий результат в данном тесте - 16,1+0,43 с, на 1 с меньше нормативных показателей, различия достигли статистически значимых значений (р=0,001).
Студенты гуманитарных, технических и профильных учебных заведений не справились с нормативами ГТО, различия статистически значимы (р=0,001). Данный факт мы склонны связывать с тем, что при поступлении на профильные специальности мужчины не тренировались на сдачу данной дистанции (они сдавали норматив 2000 м/мин).
Хорошо обстоят дела с силовой подготовкой современных мужчин 18-24 лет РБ. Так, силовые качества мужчин всех представленных специальностей и скоростно-силовые качества мужчин профильных специальностей соответствуют нормативным показателям ГТО. В тесте «Подтягивание из виса на высокой перекладине» студенты гуманитарных и технических вузов показали результат, равный 9,6+1,62 раз, студенты профильных специальностей - 10,5+1,21 раз. Однако были отмечены и низкие результаты (min значения - 4 и 7 раз соответственно).
Результаты в тесте «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» свидетельствуют о том, что студентам гуманитарных и технических вузов следует обратить особое внимание на тренировку гибкости. Результаты в данном тесте достигли статистически значимых значений (р=0,001) в сравнении с нормативными показателями.
Анализ физической подготовленности мужчин 18-24 лет РБ показал, что студентам гуманитарных и технических вузов следует обратить особое внимание на физическую подготовку, поскольку нормативным требованиям ГТО соответствовал лишь один показатель - сила мышц плечевого пояса, оцениваемый тестом «Подтягивание из виса на высокой перекладине». У студентов профильных специальностей силовые, скоростно-силовые качества и гибкость соответствуют нормативным показателям ГТО. Однако им также стоит увеличить беговую нагрузку, воспитывающую выносливость организма.
Выводы
1. Согласно мнению специалистов, совершенствованию физкультурно-спортивной работы в г. Уфа будут способствовать: строительство спортивных площадок; повышение заработной платы тренерам-педагогам; предоставление возможности бесплатного и/или льготного посещения занятий; организация спортивных групп или кружков с учетом физкультурно-спортивных потребностей работающих в организациях (на рабочих местах).
2. Студенты-психологи более восприимчивы к эстетическим аспектам здоровья, получают наслаждение от своего здоровья и заботы о нем. Студенты факультета физической культуры уделяют большое значение познавательной и практической стороне вопроса здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, особую значимость приобретает проблема совершенствования форм, методов и средств массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди студенческой молодежи.
Рецензенты:Лобанов С.А., д.б.н., профессор, профессор кафедры БЖД ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г.Уфа;
Шаяхметова Э.Ш., д.б.н., доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии факультета психологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Матвеев С.С., Федулина И.Р., Матвеева Л.М., Имамова Р.М. АНАЛИЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18419 (дата обращения: 02.04.2025).