Транспортная отрасль - одна из главных основ экономики рынка. В этом варианте она является предметом отношений, имеющим коммерческую основу, эффективность деятельности которой, обуславливает естественное функционирование и развитие каждой из ветвей экономики, организаций и объединений, обслуживаемых транспортом.
Наличие конкурентной среды как внутри транспортных отраслей, так и между ними, ее специфика, а также динамика изменения условий конкуренции заметно влияют как на факторы повышения значимости транспорта в жизни общества, так и в еще большей степени на факторы снижения значимости транспорта в жизни общества [5].
Термин конкуренция означает свойственную товарному производству, основанную на частной или корпоративной собственности на средства производства, борьбу между производителями за более выгодные условия производства и реализации продукции товаров, за получение наивысшей прибыли.
Конкурентоспособность предприятия - это его черта, обладающая мерой настоящего или возможного удовлетворения им реальной потребности в сравнении с подобными объектами, действующими на игровом рыночном поле [3].
Следовательно, конкуренция на транспорте - это соперничество транспортных предприятий за наиболее эффективные способы ведения хозяйственной деятельности, то есть за благоприятные обстоятельства исполнения перевозок, овладение новыми экономическими территориями и получение максимального дохода. Вместе с тем, конкуренция на транспорте - это не только борьба за пассажиров и владельцев грузов, за получение максимально выгодного эффекта на основе использования современных, более результативных технологий, повышения качества перевозок, их скорости и надежности, но и разрешение вопросов охраны окружающей среды.
В рамках свободной конкуренции устойчивое положение могут занять лишь те предприятия, которые анализируют проблемы уменьшения затрат материальных и энергетических ресурсов. Для того, чтобы занимать лидирующие позиции, игрокам важно осваивать новейшие средства управления, направленные на улучшение показателей деятельности всего предприятия в целом и повышение его конкурентоспособности. Огромное влияние на конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке может оказать экологический менеджмент [1].
В 1987 году американский эколог Б. Коммонера впервые сформулировал концепцию устойчивого развития, поднявшую перед общественностью актуальные вопросы сочетания человеческой деятельности и окружающей природной среды. В современных условиях экономику управления необходимо рассматривать в совокупности с экологической системой, что, несомненно, является нововведением в части развития производства, направленного на охрану окружающей среды.
Введение систем экологического менеджмента (СЭМ) на российских предприятиях - это существенный фактор для увеличения шансов в конкурентной борьбе отечественных компаний. В связи с этим, целесообразно определить особенности применения экологического менеджмента в механизме управления предприятием:
1. Стратегирование деятельности организации. Стандарт системы экологического менеджмента построен, исходя из предположения о том, что определена миссия компании и рассчитана стратегия её развития. Исполнение принципов экологического менеджмента связано с дополнением стратегии бизнеса экологически значимыми вопросами как её неотъемлемыми компонентами. Именно в рамках, задаваемых миссией компании и линией развития предприятия, разрабатывается её экологическая политика, ставятся цели деятельности в границах систем экологического менеджмента. Внедрение систем экологического менеджмента станет весомой причиной для роста стратегического планирования на предприятиях.
2. Гармонизация внутренней среды организации. Одним из главных требований к системам экологического менеджмента является требование планирования и последовательного улучшения, включая наряду со стратегическим планированием и оперативное руководство. Практический опыт свидетельствует о несовершенстве управления, действующего на предприятиях механизма оперативного управления. Система экологического менеджмента - это гармонизация тактического и стратегического планирования.
3. Совершенствование бизнес-процессов и организационной структуры. Функционирование системы экологического менеджмента невозможно без координации или, точнее, взаимодействия функциональных направлений в рамках организации, в том числе с учетом оптимизации организационной структуры. Именно за счет этого взаимодействия и появляется возможность избегать конфликтов основной и экологической деятельности, ставить адекватные и достижимые экологические цели.
4. Совершенствование управленческих технологий. Методология СЭМ предлагает широкий спектр инструментов, обеспечивающих или облегчающих координацию действий структурных подразделений и функциональных направлений. Среди них одно из главных положений занимают процедуры - практически совершенный инструмент развития и улучшения регулярной деятельности компании.
5. Оптимизация документооборота. Важную роль в деятельности компании системы экологического менеджмента отводят организации управления документацией. На основе требований, перечисленных в стандартах серии ISO 14001, возможна организация эффективного управления системой документации любой степени сложности.
6. Развитие кадрового потенциала. Для введения систем экологического менеджмента и улучшения подходов к управлению организацией необходим квалифицированный, мотивированный персонал. Грамотно построенное обучение и усилия по мотивации могут укрепить организацию, повысить заинтересованность в ее успехе и желание способствовать такому успеху у сотрудников. Значимым условием достижения результата является всемерная поддержка внедрения систем экологического менеджмента со стороны руководства, иначе положительный результат будет незначительным.
Следует отметить, что все вышеперечисленные особенности систем экологического менеджмента могут привести к положительному результату только в одном случае, если они будут удачно внедрены в систему управления предприятием. Для российских компаний, на которых в большинстве случаев уровень развития менеджмента крайне низок, внедрение систем экологического менеджмента означает фактически полную перестройку существующей системы управления [2].
Для российских предприятий можно выделить следующие основания и преимущества для введения системы экологического менеджмента:
- Постоянное уменьшение производственных и эксплуатационных расходов, более эффективное использование сырья, энергии и прочих видов ресурсов, снижение издержек, связанных с влиянием предприятия на окружающую среду;
- возможности лавирования для предприятия при проведении конкурентной борьбы на отечественном и международном рынках;
- отладка деятельности предприятия в соответствии с положениями природоохранного законодательства;
- увеличение инвестиционной привлекательности;
- придание благоприятного имиджа предприятию у населения и общественности;
- приобретение новых возможностей признания на международном уровне и на мировых рынках;
- применение дополнительных возможностей предотвращения развития чрезвычайных экологических ситуаций и аварий на предприятии, которые могут привести к существенному загрязнению окружающей среды и финансовым потерям;
- снижение отрицательного воздействия на окружающую среду за счет более эффективного менеджмента, мотивации.
Предприятие, применяющее систему экологического менеджмента, необходимо систематически подвергать аудиторской проверке, в связи с необходимостью совершенствования системы экологического менеджмента. Если проведенная проверка подтверждает соответствие системы требованиям международного стандарта ИСО 14001, предприятие вносится в соответствующий регистр и имеет все основания использовать на своей продукции определенный экологический знак.
Существование сертифицированной системы экологического менеджмента на предприятии является одним из значительных преимуществ любой компании в конкурентной борьбе. Это значительно увеличивает притягательность системы экологического менеджмента, как объекта для инвестирования и существенно увеличивает расположение потребителей к производимому товару или услуге.
В рамках Проекта RECOAUD по программе TEMPUS активно ведется международная работа по внедрению и интеграции программ экологического аудита в корпоративное управление российских компаний (RECOAUD). Цель RECOAUD состоит в разработке и реализации непрерывного обучения (переподготовки) и последующих образовательных программ по экологическому аудиту и экологическому менеджменту.
Таким образом, в современном мире конкуренция приобретает серьезный характер, и основной целью большинства компаний становится достижение мировых стандартов. Предприятия, которые хотят занять лидирующие позиции в эти трудные времена, должны провести необходимые преобразования, а персонал этих предприятий, должен способствовать оперативному внедрению новых систем в свою работу.
Рецензенты:
Рачек С.В., д.э.н., профессор кафедры экономики транспорта, ФГБОУ ВПО УрГУПС, г. Екатеринбург;
Васильцова Л.И., д.э.н., профессор кафедры управления персоналом и социологии, г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Жигалова Л.Н., Юрин К.С. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18412 (дата обращения: 05.10.2024).