В контексте нашего исследования целостная предметно-образовательная среда сельского комплекса «ДОУ – школа» является подсистемой и соответственно «встроена» в более высокого уровня иерархичности целостную образовательную среду города, региона, страны.
Исследую целостную предметно-образовательную среду, нельзя не обратиться к средовому подходу. Как уточняет Н.С.Белобородова [1], среда образования, представленная в своей реализации в виде части системы образования, находится в прямой связи как с порождающей ее системой (оказывая влияние на функционирование и развитие системы в целом), так и со стратегиями по совершенствованию параметров образовательной деятельности [2].
Исследования последних лет указывают на всё возрастающую приверженность авторов к термину «единое образовательное пространство», «культурно-образовательное пространство», «экологически равновесное жизненное пространство детства», «пространство муниципального образования (Е.В.Бондаревская, С.К.Болдырева, Н.С.Белобородова, А.С.Гаязов и др.) [3]. К настоящему периоду времени сущность понятия «образовательное пространство» активно используется в категориальном аппарате педагогики (В.И. Гинецианский [4] и др.). Образовательное пространство трактуется как система, которая включает в себя следующие структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление образовательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами. В исследованиях Е.А.Ракитиной, В.Ю.Лыскова, Н.Б.Козырева разграничиваются понятия «образовательное пространство» и «образовательная среда» по включенности в него человека [5].Говоря о пространстве, данные исследователи имеют в виду набор определенным образом связанных между собой условий, влияние которых на человека можно рассмотреть с точки зрения разных подходов.
Так как в данном исследовании мы уточняем и конкретизируем сущность целостной предметно-образовательной среды сельского комплекса «ДОУ-школа», обратимся к опыту предшественников – исследователей данной проблемы.
В общем плане проблема организации предметной среды детей рассматривалась в той или иной степени многими философами и педагогами в различные исторические периоды – И. Песталоцци, Ф. Дистервегом, Я. Коменским, Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстым, П.Ф. Каптеревым, В.А. Сухомлинским, К.Н.Венцелем, Ш.А. Амонашвили, Л.А. Венгером и др.).Предметная среда разрабатывалась в исследованиях ряда известных современных психологов и педагогов, таких как Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова [6].
По мнению Л.С.Выготского, предметная среда имеет особую форму, часто не внешнюю, а игровую, воображаемую, т. е. внутреннюю. Психологи и педагоги обращались к проблеме предметной среды (Г.Н. Фейн, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова) [7]. Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения, в которой происходит развитие детей, выполняет существенную функцию – она должна мотивировать детей к игре, способствовать формированию психических процессов. Развитие детей, формирование их «Я»-концепции зависит также от предметного окружения, в котором растут дети (Н.Я.Михайленко). По исследованиям А.В.Запорожца, предметно-пространственная организация оказывает позитивное влияние на полноценное развитие личности дошкольника. Однако предметная среда чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой.
В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется проектированию предметной среды (М.Я.Басов, П.П.Блонский, Д.Н.Узнадзе, Л.С. Леонтьев, Д.Б.Эльконин). С.Л. Новоселова описывает «предметную среду детства как развивающую» как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития [9].
В.В. Петровский, М.Л.Полякова, Л.С. Смывина указывают на необходимость соблюдения определённых принципов построения предметной среды: принцип активности; принцип стабильности, динамичности развивающей среды; принцип комплектования и гибкого зонирования; принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого; принцип соединения обычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип учета половых и возрастных особенностей детей; принцип уважения мнения ребенка [9].Л.И.Новикова рассматривает предметную среду как совокупность условий и систему отношений вокруг ребенка, способствующих проявлению и дальнейшему развитию одаренности личности, стимулирующих разнообразную творческую деятельность.
Вслед за Н.В.Виноградовой мы рассматриваем целостную предметно-образовательную среду ДОУ-школа» как среду взаимодействующего обучения и её материально-техническое обеспечение, которые предоставляют обучающимся и педагогам широкий диапазон общения между собой, взаимодействия с различными видами учебного оборудования, использования разнообразных и рациональных способов и форм деятельности, организации досуга и отдыха в школах полного дня. В целом такая среда обеспечивает в действительности личностно-ориентированный подход к обучению: достижение преемственности, выбор индивидуального темпа и траектории обучения, свободного обращения к дидактическому и игровому инструментарию, постижение возможностей новой техники, позволяющей активизировать обучение за счет работы в интерактивном режиме [7].
Рассмотрев исследования среды разных авторов, мы убедились в том, что целостная предметно-образовательная среда должна быть представлена как система,сконструируемая согласно принципам построения предметной среды. Данная среда должна быть легко трансформируемая, полифункциональная согласно требования ФГОС дошкольного образования и обладать большим потенциалом, способствующим активизации познавательной активности детей. Системный подход требует, прежде всего, расчленения объекта на составные части, т.е. анализа. Системный подход ориентирует на движение в познании «сверху вниз» – от целого к частям. Применяя его, мы постепенно проникаем в сущность исследуемых объектов [5].
Целостная предметно-образовательная среда сельского комплекса «ДОУ-школа» согласно представляет собой непрерывную преемственную интеграцию дидактических сред «ДОУ-школа», интеграцию предметно-развивающей среды ДОУ и предметно-образовательной среды начальной школы.
Рис.1.Логико-смысловая модель целостной предметно-образовательной среды сельского комплекса «ДОУ-школа» (разработана автором).
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие ребенка младшего школьного возраста во многом зависит от организации предметно-образовательной среды в общеобразовательном учреждении (Н.Т. Гринявичене, Н.Н.Поддъков, Н.Л.Шпарева и др.).Школьная предметно-образовательная среда имеет свои особенности. Целостная предметно-образовательная среда комплекса «ДОУ-школа», прежде всего, конструируется с учётом ведущего вида деятельности дошкольников (игровая) и младших школьников (учебная деятельность в школе). Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования универсальных учебных действий, «умения учиться», ключевых компетенций и компетентностей. Важная составная часть такой предметной среды – система постепенно возрастающих трудностей при переходе к школьному возрасту.
Целостная предметно-образовательная среда конструируется с целью эффективного формирования познавательной активности дошкольников и младших школьников, повышения эффективности образовательного процесса и досуга, преемственности, формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников, подготавливает к развивающему обучению в школе, поэтому данная среда должна способствовать оптимизации показателей личной результативности воспитанников и обучающихся (обучение, воспитание, развитие).
В целостной предметно-образовательной среде присутствуют взаимосвязанные процессы обучения, воспитания и развития. Основываясь на структурном образце образовательной среды В.А.Ясвина, мы предлагаем трёхкомпонентную модель целостной предметно-образовательной среды. Эта модель включает в себя:1) субъекты образовательного процесса и досуга; 2) социальный компонент (межсубъектного взаимодействия педагогов и обучающихся); 3) предметно-деятельностный (дидактический) компонент.
Целостная предметно-образовательная среда обладает комплексом возможностей, которые способствуют формированию личности детей. За основу комплекса возможностей мы взяли комплекс возможностей формирования личности, предложенный В.А.Ясвиным, который представлен следующими компонентами:
1.Возможность удовлетворения социальных потребностей (в любви, уважении, признании, общественном одобрении) предполагает организацию личностно-ориентированной направленности целостной предметно-образовательной среды;
2.Возможность удовлетворения потребности в значимой деятельности предполагает такую организацию образовательной среды, когда каждый субъект образовательного процесса может реализовать свои способности;
3.Возможность удовлетворения потребности в сохранении и повышении самооценки предполагает такую организацию образовательной среды, где учитывается индивидуальная (личностно-ориентированная) динамика развития каждого субъекта образовательного процесса;
4.Возможность в удовлетворении и развитии познавательной потребности в особой области (интересов) предполагает такую организацию образовательной среды, когда субъекты образовательного процесса могут осуществлять свое личностное развитие в соответствии со своими способностями в кружках и т. п.;
5. Возможность удовлетворения и развития потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки предполагает такую организацию образовательной среды, когда субъекты образовательного процесса будут постоянно ощущать ее высокий эстетический уровень;
6.Возможность удовлетворения и развития потребности в самоактуализации личности может быть обеспечена образовательной средой в результате предоставления всего комплекса возможностей развития субъектам образовательного процесса.
Приведенный выше комплекс возможностей для удовлетворения и развития потребностей и ценностей субъектов образовательного процесса, обеспечиваемый целостной предметно-образовательной средой, выделен нами как средовой критерий качества данной целостной предметно-образовательной среды.
Функции целостной предметно-образовательной среды: 1.Интегративная – основывается на предпосылках, обусловленных целостностью человеческой личности и замкнутости процесса образования на личность воспитанника и обучаемого [8].2.Адаптивная – обеспечивает условия полноценного вхождения субъекта в образовательный процесс, нивелируя проявления психологических кризисов, способствуя усвоению норм, а также преобразованию среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности; адаптивная функция предметно-образовательной среды характеризуется взаимоадаптацией участников образовательного процесса. 3.Образовательная – характеризует передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению.
Взяв за основу определение В.А.Красильщикова, мы уточняем сущность понятия «целостная предметно-образовательная среда» сельского комплекса «ДОУ-школа», которая трактуется как непрерывная преемственная интеграция дидактических сред комплекса «ДОУ-школа» и межсубъектного взаимодействия в процессе личностно-ориентированной образовательной деятельности и досуга, с учётом специфики образовательного процесса на селе и возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также преемственности образовательного процесса согласно ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального школьного образования.
Целостная предметно-образовательная среда сельского комплекса не только обеспечивает разные виды активности детей (игровой, умственной и т.п.), но и является основой их самостоятельной деятельности, своеобразной лабораторией самообразования. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов. Целостная предметно-образовательная среда сельского комплекса «ДОУ-школа» представлена предметно-развивающими и предметно-образовательными зонами. Данные зоны содержат дидактические комплексы (дидактические материалы, созданные на основе дидактических материалов М.Монтессори, которые включены в образовательную среду старшей, подготовительной группы детского сада и группы предшкольной подготовки и начальной школы),которые используются в образовательной деятельности всеми обучающимися. . Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов. Целостная предметно-образовательная среда сельского комплекса «ДОУ-школа» представлена предметно-развивающими и предметно-образовательными зонами. Данные зоны содержат дидактические комплексы (дидактические материалы, созданные на основе дидактических материалов М.Монтессори, которые включены в образовательную среду старшей, подготовительной группы детского сада и группы предшкольной подготовки и начальной школы),которые используются в образовательной деятельности всеми обучающимися. Образцы материалов представлены как для презентации педагогом, так и в достаточном количестве присутствуют в целостной предметно-образовательной среде для каждого обучающегося. Рассмотрим зоны дидактического материала целостной предметно-образовательной среды.
Зона сенсорного развития
Эта зона дает ребенку возможность использовать его чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок учится различать высоту, длину, цвет, форму, звук, вес различных предметов. В этой зоне малыш не только развивает свои чувства, но и утончает их.
Зона упражнений практической жизни
Дети от года до 4 лет особенно хотят участвовать в обыденной жизни взрослых. И материалы этой зоны дают им такую возможность: мытье рук, стирка, разрезание овощей, подметание со стола и пола, пересыпание – все эти работы пользуются неизменным успехом у малышей и учат их заботиться о себе и окружающем мире.
Зона языкового развития. В этой зоне много материалов для изучения новых слов, составления предложений, а также координированной работы пальцев для подготовки к письму. В группе для детей дошкольников эта зона представлена самыми разнообразными материалами, помогающими детям развить фонематический слух, освоить звуковой анализ, подготовить руку к письму.
Зона образовательной области «Познание» и математики.Эта зона представляет собой набор математических материалов, с помощью которых у детей формируются математические представления и математические понятия.
В ДОУ и начальной школе дидактические обучающие материалы и игры используются на каждом занятии непосредственно образовательной деятельности и уроках, а также во внеурочной деятельности.Для ᴛого, чᴛобы выясниᴛь, являюᴛся ли сᴛаᴛисᴛически значимыми различия в резульᴛаᴛах исследования в эксперименᴛальной и конᴛрольной выборках воспиᴛанников и обучающихся,мы использовали непарамеᴛрический криᴛерий Спирмена.
Таблица 1
Резульᴛаᴛы конᴛрольного эксперименᴛа (ср.знач.)
Резульᴛаᴛы конᴛрольного эксперименᴛа (ср.знач.) |
||
Криᴛерии |
Эксперименᴛальная группа |
Конᴛрольная группа |
1.Познаваᴛельный |
39,6 |
34,4 |
2.Личносᴛный |
14,5 |
10 |
3.Средовой |
17,2 |
12,7 |
4.Деяᴛельносᴛно -пракᴛический |
19,7 |
13,2 |
Рис.2.Резульᴛаᴛы конᴛрольного эксперименᴛа (ср.знач.)
Резульᴛаᴛы эксперименᴛа по исследованию эффекᴛивносᴛи реализации целосᴛной предмеᴛно-образоваᴛельной среды сельского комплекса «ДОУ-школа» подᴛвердили повышение уровня развиᴛия школьной гоᴛовносᴛи у дошкольников,повышение резульᴛаᴛивносᴛи образоваᴛельного процесса по основным криᴛериям, показаᴛелям и уровням исследования.
Рецензенты:Гаязов А.С.,д.п.н.,профессор,министр образования Республики Башкортостан,г. Уфа;
Амиров А.Ф.,д.п.н.,профессор,зав.кафедрой педагогики БГМУ,г.Уфа.
Библиографическая ссылка
Овчинникова Е.В. ЦЕЛОСТНАЯ ПРЕДМЕТНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА «ДОУ-ШКОЛА» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18403 (дата обращения: 06.10.2024).