Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Лымарев В.Н. 1
1 Пермский военный институт внутренних войск МВД России
В статье рассматривается процесс педагогической системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов, построение которой позволяет выявить условия ее эффективного функционирования в современном образовательном процессе. В силу многоаспектности проблемы формирования мотива в статье применен комплекс взаимодополняющих методологических подходов. Системно-деятельностный подход выполняет функцию общенаучной методологической стратегии, обеспечивая изучение как системных свойств исследуемого предмета, так и деятельностное его содержание и наполнение. Изучено педагогическое явление с точки зрения его принадлежности к ценностной сфере человека (аксиологический подход). Представлена характеристика компонентного состава мотива военно-профессиональной деятельности: потребностно-целевой компонент; ценностно-смысловой компонент; рефлексивно-контролирующий компонент. Рассмотрена педагогическая ситуация как элемент функционирования педагогической системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности.
методологические подходы.
военно-профессиональное образование
педагогическая система
военно-профессиональная деятельность
1. Белкин А.С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко; Урал. гос. пед. ун-т; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 208 с.
2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем). – Воронеж : ВГУ, 1977. – 304 с.
3. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. – М., 1996. – 30 с.
4. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М. : Политиздат, 1987. – 590 с.
5. Яковлев Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов : монография / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. – 316 с.

В настоящее время модернизация Вооруженных сил Российской Федерации осуществляется на фоне сложных политических, экономических, социальных и духовных процессов. Трудности экономических преобразований, снижение жизненного уровня многих слоев населения, потеря нравственных ориентиров значительной частью общества отрицательно сказались на морально-психологическом состоянии личного состава всех силовых ведомств Российской Федерации. Аналогичные явления наблюдаются в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Сложившаяся ситуация не может оставлять безучастным руководство страны и военных вузов, поэтому в последние годы были предприняты меры, направленные на повышение мотивации курсантов к военно-профессиональной деятельности.

Проблема формирования мотива военно-профессиональной деятельности является многоаспектной, поэтому целесообразно обратить внимание не на один методологический подход, а на их совокупность. Такая совокупность создаст базу для поддержки логики научно-педагогического исследования: от разработки теории к конкретной практической разработке.

Военно-профессиональная деятельность является для курсантов военного вуза ценностью, которая впоследствии трансформируется в конкретные способы ее осуществления, тактики профессионального поведения и т.д. В этой связи на этапе вузовского становления целесообразно изучать формирование мотива военно-профессиональной деятельности с позиций аксиологического подхода.

Процесс формирования мотива военно-профессиональной деятельности в военном вузе должен обеспечиваться специальными условиями, которые позволяли бы адресно с учетом личностных особенностей курсантов выполнять поставленные задачи. С этой целью в качестве практико-ориентированной стратегии целесообразно применять личностно ориентированный подход.

Системно-деятельностный подход

В основе этого подхода лежит идея взаимодополнения системного и деятельностного подходов. Системный подход в отечественной педагогической науке рассматривается как методологическая основа, наиболее полно изучающая педагогические явления и процессы.

Системный подход создает методологическую основу и ориентир для изучения предмета исследования с позиций его системных характеристик. Как отмечается в ряде исследований, системный подход дает возможность изучить не только систему в целом, но и вычленить составляющие ее элементы, изучить каждый элемент, определить их сходства и различия, выявить центральный фактор, образующий систему, и определить вектор развития системы и составляющих ее элементов.  Более того, системный подход как методологическая стратегия дает возможность раскрыть целостность изучаемого объекта, определяемую его внутренними и внешними связями, то есть существование самого объекта определяется не только его наполнением из элементов, но и характеризуется, прежде всего, внутрисистемными связями.

В философском словаре понятие система (греч. systema - составленное из частей, соединенное) трактуется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство [4]. Для системы характерна целостность, иерархичность, многоуровневость, морфология, наличие определенного строения. Система обладает способностью внутреннего обмена информацией между элементами, а также общей целеподчиненностью и управляемостью как на уровне отдельного элемента, так и всей системы в целом.

Применение системного подхода в педагогическом исследовании наиболее точно раскрыто в труде Н.О. Яковлевой и Е.В. Яковлева: система всегда имеет границу с внешней средой, с одной стороны, и непременную связь с ней - с другой. При этом свойства всей совокупности составляющих систему элементов не являются тождественными сумме свойств всей системы в целом [5].

Педагогическая система представляет собой  множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения [1]. С точки зрения В.П. Беспалько, педагогическая система является еще и совокупностью взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами [2]. Таким образом, особенностями педагогических систем являются их реальность, социальная обусловленность, сложность, открытость, динамичность, вероятность, целеустремленность и самоуправляемость.

Формирование мотива военно-профессиональной деятельности как педагогическая система также обладает внешними и внутренними связями. Внешние связи определяют ее как часть более широкой системы военного образования и наделяют ее свойствами подсистемы военно-профессиональной подготовки в России.

 В соответствии с системным подходом необходимо выполнить ряд обязательных процедур, а именно:

- определить формирование мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза как важнейший компонент подготовки курсантов в военном вузе;

- считать тот факт, что формирование мотива военно-профессиональной деятельности является педагогической системой, обладающей всеми ее характеристиками - целостности, управляемости, гибкости, интегративности и др.;

- определить системные характеристики формирования мотива военно-профессиональной деятельности - компонентный состав, содержание элемента системы, внешний системообразующий фактор, внутренний системообразующий фактор, характеристику внутрисистемных связей, эмерджентное свойство системы.

Эти процедуры дают возможность более полно раскрыть формирование мотива военно-профессиональной деятельности курсанта военного вуза как системы и решить задачу системного подхода в нашем исследовании.

Для раскрытия содержания системных характеристик формирования мотива военно-профессиональной деятельности необходимо исходить из понимания сущности мотива военно-профессиональной деятельности, специфики его формирования в военном вузе. Решение этой исследовательской задачи возможно, если дополнить системную методологию деятельностным подходом, который позволит выявить содержательное наполнение системы.

Деятельностный подход как методологическая стратегия педагогического исследования базируется на идее того, что деятельность как целенаправленная активность субъекта является существенным условием развития личности и ее качеств, личность способна преобразовать себя и окружающий мир на основе деятельности, а также то, что деятельностная основа организации образовательного процесса создает наиболее оптимальные условия для развития личности и ее составляющих свойств и качеств.

Суть деятельностного подхода, по мнению Н.И. Конюхова, состоит в «признании единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, деятельностного опосредования межличностных отношений» [3]. Еще одной особенностью деятельностного подхода является то, что процессы формирования и развития рассматриваются как формы самостоятельной активности субъекта, то есть чем большее разнообразие деятельности выполняется субъектом, тем больше возможностей возникает для его развития, возникновения смыслов и осознанности.

В общем виде деятельностный подход в педагогическом исследовании обязывает признать ряд постулатов:

- деятельность выступает как продукт усвоения опыта, включения в разнообразные педагогические ситуации;

- в процессе деятельности проявляются знания, умения, ценности, отношения, опыт и т.п.;

- механизмом возникновения деятельности является интериоризация внешних условий (педагогических условий) во внутренние установки, убеждения, качества и свойства;

- образовательный процесс является необходимой и достаточной средой, источником становления личности и развития деятельности.

Остановимся на тех методологических характеристиках, которые образуются при интегрировании системного и деятельностного подходов, то есть системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход трактуется как комплексная методологическая основа исследования, предполагающего изучение формирования мотива военно-профессиональной деятельности как педагогической системы, опирающейся на деятельностное содержание, деятельностное наполнение. Формирование мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза осуществляется как педагогическая система при установлении связей между учебной деятельностью курсанта и деятельностью преподавателя.

Реализация системно-деятельностного подхода происходит в соответствии с тем, что формирование мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза:

- представляет собой педагогическую систему, обладающую целенаправленностью, управляемостью, динамичностью, гибкостью;

- совместная деятельность курсанта и преподавателя обеспечивается самостоятельной активностью обучающихся, их творческой самореализацией, становлением и развитием субъектности курсанта в военно-профессиональной деятельности;

- функционирование педагогической системы создает основание для трансформации учебной деятельности курсанта в профессиональную деятельность посредством формирования мотива военно-профессиональной деятельности, который побуждает курсанта к принятию военной профессии как ценности;

- средствами формирования мотива военно-профессиональной деятельности является совокупность форм (лекции, исследовательская деятельность, воспитательные мероприятия, практикумы) и методов (тестирование, упражнения, деловые игры, ситуационные задачи, практикумы).

Итак, деятельностный подход, дополняя системный, интегрируясь с ним, дает основание характеризовать компонентный состав мотива военно-профессиональной деятельности и его формирование в образовательном процессе военного вуза:

- потребностно-целевой компонент - обеспечивает направляющую и побуждающую функции и представляет собой совокупность динамично взаимосвязанных между собой потребностей в овладении военной профессией, наличия интереса к ней, осознания желания приобретать военно-профессиональные знания и умения и выводить их до формата цели;

- ценностно-смысловой компонент - обеспечивает смыслообразующую и управляющую функции, представляет собой взаимосвязь ценностей, ценностных ориентаций военно-профессионального развития курсантов, характеризующих смысл освоения военной профессии и реализации себя в военной профессии;

- рефлексивно-контролирующий компонент - выполняет регулирующую и контролирующую функции, выражается в способности курсанта к осознанию мотива военно-профессиональной деятельности, потребностей в его структуре; обращение к переосмыслению своей активности, придание ей целеподчиненности и целенаправленности, проявление саморегулирования, самооценки и самоанализа.

Элементом формирования мотива военно-профессиональной деятельности является педагогическая ситуация, которая также является и элементом образовательного процесса военного вуза. Именно педагогическая ситуация задает процессы формирования мотива военно-профессиональной деятельности, а вся совокупность педагогических ситуаций в образовательном процессе военного вуза создает необходимое поле целостного процесса формирования мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза.

Внешним системообразующим фактором является цель, а внутренним системообразующим фактором является самоуправление. Эмерджентным свойством является мотив военно-профессиональной деятельности, который является устойчивой интегральной характеристикой личности, обусловливающей осознанную направленность к военной деятельности как профессиональной ценности.

Аксиологический подход в педагогических исследованиях дает возможность изучить педагогическое явление с точки зрения его принадлежности к ценностной сфере человека.

Аксиологический подход выступает в качестве конкретно-научной методологической основы, которая создает ориентир в формировании мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военного вуза как профессиональной ценности, что в полной мере согласуется с нашим пониманием сущности исследуемого мотива и его формирования в условиях военного вуза.

В прикладном смысле ценности являются материальными или идеальными предметами, значимыми для субъекта деятельности. В своей совокупности ценности образуют ценностные ориентации, направляющие личность в ее развитии. Как ядро личности, ценности определяют ее направленность и регулируют ее поведение. То есть для курсанта военного вуза мотив военно-профессиональной деятельности становится ядром его личности, мотив направляет курсанта на овладение военно-профессиональной деятельностью, которая выполняет значимую, существенную роль в его жизни.

С другой стороны, ценности не только регулируют деятельность и поведение личности, но и создают ориентировку для прогнозирования своего будущего, основу выбора в стратегиях и тактиках поведения и отношения к различным профессиональным и жизненным ситуациям, другими словами, определяют перспективные задачи развития личности.

 Мотив военно-профессиональной деятельности как ценность консолидирует силы и способности курсанта в овладении военной профессией. Формирование мотива военно-профессиональной деятельности как ценности возникает на основе присвоения ценностей военной профессии личностью курсанта. Ценностная характеристика военно-профессионального образования включает три взаимосвязанных элемента: военно-профессиональное образование как государственная ценность, военно-профессиональное образование как общественная ценность, военно-профессиональное образование как личная ценность.

Личностно ориентированный подход к обучению курсанта позволяет актуализировать развитие внутренней военно-профессиональной мотивации в целом посредством деятельностно-преобразующего процесса учения и службы. Она носит прогностический характер, она помогает определять перспективы в подготовке военных специалистов. При этом одним из основных направлений осуществления военно-профессионального образования является активизация деятельности по развитию и формированию военно-профессионального мотива курсантов, что позволяет приблизиться к продуктивной, гуманистической парадигме.

Элементом функционирования педагогической системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности является педагогическая ситуация. Поскольку практико-ориентированной тактикой в процессе формирования исследуемого мотива является личностно ориентированный подход, то педагогическая ситуация также становится личностно ориентированной, что означает:

- создаются условия, которые требуют проявления личностных свойств и функций курсантов в постановке цели, выборе действия, принятии ответственности);

- ситуация должна быть приближена к естественной, без ссылки на ее условность и неправдоподобность;

- педагогическая ситуация может проявляться не синхронно для всей группы, а, например, дифференцированно и индивидуально;

- основными акцентами в оценке деятельности курсантов являются доброжелательность и конструктивность;

- содержание учебного материала в случае теоретического обучения представляется в виде проблемной смысловой задачи;

- деятельность преподавателя должна отличаться корректностью, вниманием, готовностью оказывать поддержку курсанту и выводить его к самостоятельно принимаемым решениям на основе аргументации, ориентировки на правила военной службы и т.д.;

- деятельность курсантов должна опираться на наличие интереса, проявление уверенной самостоятельности, желание работать в коллективе, готовность преодолевать трудности и барьеры, адекватно воспринимать критику и адекватно переживать успехи.

Таким образом, системный подход как общенаучная методологическая стратегия исследования обеспечивает изучение системных свойств исследуемого и задает основы построения педагогической системы. Деятельностное содержание педагогической системы, воплощенное в деятельности преподавателей и курсантов, их взаимодействии, разрабатывается на основе деятельностного подхода, дополняющего системный подход. Таким образом, общенаучной методологической стратегией исследования является системно-деятельностный подход. Содержательные характеристики мотива военно-профессиональной деятельности как ценности военной профессии разрабатываются аксиологическим подходом, выполняющим роль конкретно-научной методологии.

Рецензенты:

Дубровский А.В., д.п.н., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Пермского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, г. Пермь;

Андруник А.П., д.п.н., доцент, профессор  кафедры  менеджмента и права ПИ (ф) РЭУ им. Г.В. Плеханова. Г. Пермь.

 


Библиографическая ссылка

Лымарев В.Н. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18402 (дата обращения: 20.05.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074