Соответственно исполнению Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Президентской программы «Одаренные дети» и организованной коллективом авторитетных учебных деятелей «Рабочей концепции одаренности» (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков), актуальной задачей общеобразовательных учреждений вырабатываются организация продуктивной работы с подростковой одаренностью, а также развитие их потенциала (творческого и интеллектуального).
Однако современная система образования, неконтролируемо повышая учебную нагрузку, недостаточно учитывает особенности одаренных подростков. У подростков с дисгармоничным вариантом развития одаренности в первую очередь это отражается на количестве и качестве установления социальных контактов, происходит снижение психомоторной активности, вследствие чего отмечается угнетение эмоциональных характеристик личности, которая может привести к формированию рисков общего развития потенциала личности одаренного подростка. Следовательно, в педагогике проблема развития потенциалов (интеллектуального, творческого, эмоционально-духовного) личности одаренного подростка акцентирует внимание для изучения этой проблемы.
В подходе поиска путей повышения системности к развитию личности одаренного подростка - стала актуальной проблемой для современного мира. Необходимо создать специально организованную целостную систему обучения и воспитания одаренных подростков, что подчеркивается и осознается современными учеными и практиками. Они считают важным проведение целенаправленной комплексной работы по развитию потенциала одаренных подростков.
Согласно «Спутнику исследователя по педагогике» потенциал - это совокупность наличных средств, возможностей в некоем отношении, некоей области [1].
Обратим внимание к зарубежной и отечественной педагогике, рассматривавшей развитие потенциала личности одаренного подростка.
Как развивающееся, системное качество психики в течение жизни представлена одаренность, определяющая возможность достижения личностью более высоких и незаурядных результатов в любом виде деятельности по сравнению с другими людьми. В «Рабочей концепции одаренности» описаны типы развития одаренности детей: «гармоничный» и «дисгармоничный». В основе этих типов заложено значительное опережение в умственном развитии [6].
В психолого-педагогической литературе одаренностью называют [10]:
1) устойчиво проявляющийся высокий уровень развития способностей личности ребенка с выраженной познавательной мотивацией на протяжении длительного периода жизни (Л.А. Венгер);
2) высокий уровень развития способностей личности в какой-то деятельности, позволяющий ему достигать особых успехов (Н.А. Сидорина);
3) качественно-своеобразное совмещение способностей в выполнении какой-нибудь деятельности, зависящих от достижения успеха (Б.М. Теплов) и др.
В современном обществе имеют место две абсолютно противоположные точки зрения: «крайне редко встречаются одаренные дети» и «все дети - одаренные». Подросткам присуще развитие потенциальной одаренности в разнообразных видах деятельности. Учащиеся могут проявлять свою успешность в обширном спектре деятельности. Более того, разные подростки могут заметить особенности своих способностей сообразно к различным ее аспектам даже в одном виде деятельности.
Одаренными величают тех детей, у кого выражена общая или специальная одаренность в музыке, технике, рисовании и др. Детскую одаренность полагается диагностировать по темпу развития интеллектуального (степень опережения) при равных условиях среди ровесников. Основаны на этом тесты одаренности умственной и коэффициент интеллектуальности. Не стоит преувеличивать значение этих показателей, затем что творческая сторона ума имеет первостепенное значение. Можно обнаружить раньше других такую одаренность, как художественную в области музыки, а после в рисовании. Быстрее всего в области науки обнаруживается одаренность к математике. Не редкостью бывают расхождения между общим умственным уровнем развития ребенка и выраженностью более специальных его способностей. С ранним умственным развитием детей или с особенно видными достижениями в определенной деятельности называют «вундеркиндами». Возможно, залогом будущего таланта могут не служить самые выдающиеся проявления личности [1].
Выдвигают несколько категорий одаренности в детском возрасте [8]:
- интеллектуальная одаренность (по специальным тестам достаточно высокий показатель интеллекта);
- творческая одаренность (уровень высоких творческих способностей);
- достигнувшие успеха в деятельности, например, математики, шахматисты, музыканты, художники, и др. (категория талантливых);
- академическая одаренность (обучающиеся в школе хорошо).
В современном понимании значительная особенность одаренности принимается во внимание не как статическая характеристика, а как динамическая, которая включает фактор среды одинаково с факторами, которые характеризуют потенциал личности.
Отметить, с точки зрения педагогической концепции научные исследования проблемы одаренности связывают с ее проявлением и развитием отдельных развивающих условий социокультурной и образовательной среды.
Следует оперировать теми особенности, которые проявляются у каждого одаренного подростка в условиях образовательной и развивающей среды. Так отличающиеся в успешности развития одаренности лишь отдельные предпосылки, например, редким вниманием, быстротой реакций, музыкальным слухом или отличной памятью, ловкостью. Следует сделать акцент на развитие познавательной активности одаренных подростков через приобщение к определенной деятельности, возможно от «поделок руками» до производства компьютерных программ. Если творческий потенциал достаточно высок, то такая среда предоставляет возможность проживания творческого состояния, в котором объединяются операциональная, познавательная, эмоциональная и личностная сферы учащегося. Реализация этого процесса возможна, если осуществляется психолого-педагогической поддержкой учителем и взаимопомощью сверстников-единомышленников.
Сегодня существует большое разнообразие концепций одаренности. Самой популярной из них считается концепция Дж. Рензулли, разработанная американским ученым, где одаренность - это сочетание основных трех характеристик:
- интеллектуальные способности (выше среднего уровня);
- настойчивость (ориентированная на задачу; мотивация);
- креативность.
С педагогической точки зрения, характеристики одаренности обосновываются в исследованиях Н.Н. Журба:
- уровень интеллектуального развития;
- творческий потенциал;
- специальные способности, возможности;
- познавательная активность.
Современные ученых утверждают, что уровень качественного характера и своеобразия развития одаренности вытекает из сложной структуры взаимодействия социокультурной среды, при помощи деятельности учащихся и наследственности (природных задатков). Важным значение является собственная активность ученика, реализации индивидуального дарования и находящиеся в основе формирования, психологических механизмов саморазвития личности.
Можно упомянуть, что в современных направлениях «развивать» дарование учеников складываются в основные группы приемов, например: насыщение учебной программы, углубление, общее ускорение обучения. Конечно, с интенсивными перегрузками справится здоровый организм, обладающий повышенными интеллектуальными способностями. Но также нельзя сказать об одаренных учениках с дисгармоничным типом развития. Для них характерна четкая уязвимость, проявляющаяся в так называемых сенсибилизированных (усиленных) условиях, какими являются учебные требования. Таким ученикам, призванным «раскрыть» огромный потенциал незаурядных способностей, тоже обучаются по специальным программам [2].
В развитии подростковой одаренности особое внимание уделяют личностным факторам. Одаренные подростки часто отличаются среди остальных подростков. Такие подросток быстрее остальных взрослеет, его отличительными особенностями становятся личностные свойства и качества. У них раньше формируется личность, обостряется чувство справедливости, развивается система личных ценностей, неплохо формируется чувство юмора, присутствует упорство в достижении результата, имеются выдающиеся креативные способности (разработанность, оригинальность, гибкость), наличие преувеличенных страхов, высокие интеллектуальные способности, любопытство в учебном предмете, устремление к знаниям, выдающаяся память, умение быстро усвоить учебный материал, позитивная академическая «Я-концепция», высокая личностная ответственность и интернальный локус контроля, убежденность в собственных суждений и самостоятельности. Целостную личность человека вовлекает одаренность, включая мотивационную сферу, креативность, чувства, волевые проявления, интересы [4].
В опыте учителей гимназии г. Новосибирска в развитии потенциальна одаренных детей, выявлены ряд проблем, решением которой должна послужить программа, сопровождающаяся деятельностью всех педагогов данного учреждения [9]:
- программа предусматривает организацию одинаковых стартовых условий для развития, выявления, социальной поддержки одаренных учеников, реализации потенциальных возможностей, обеспечивающих всестороннее развитие;
- установление единых подходов в понимание одаренности может решить педагогические и психологические проблемы, возрастную и скрытую одаренность, обусловленные множеством противоречивых теоретических подходов и методов;
- кадровая проблема, ограниченная с недостаточно полной профессиональной и личностной готовностью педагогов с одаренными учащимися.
В развитие субъектности, педагогическая поддержка, обозначает процесс взаимодействия (сотрудничества и содействия) между учителями и учащимися оказывающая возможность для личностного развития, которая включает поддержку когнитивной, эмоциональной и личностной сферы.
Эмоциональная поддержка, т.е. поддержка эмоциональных переживаний и реакций подростка. У одаренных подростков потребность в самореализации становится весьма высокой (чем выше проявляется уровень одаренности, тем сильнее становиться эта потребность). Поэтому необходимо оказывать поддержку всем эмоциональным проявлениям, реализующую одаренными подростками.
Когнитивная поддержка, т.е. поддержка в развитии интеллекта одаренного подростка. Необходимо учителю стимулировать интересы подростков в познавательной сфере, организовывать на занятиях ситуацию успеха и атмосферу вдохновения.
Личностная педагогическая поддержка подразумевает отношение к другому как к самоценной личности, подразумевает свободу в выборе и самопроявлении личности, помощь в самопознании как необходимом условием регулирования своей деятельности [3].
Искусство педагогов во взаимодействии с одаренными подростками будет заключаться в умении создавать условия для саморазвития личности.
Одним из отличительных сторон деятельности образовательных учреждений надо полагается, становится выявление и развитие детской одаренности. В педагогической литературе функционируют несколько основных форм работы с одаренными учениками [6]:
- интеллектуальные конкурсы и научно-практические конференции;
- кружки и факультативы по интересам;
- групповые и индивидуальные занятия с одаренными подростками;
- содействие в исследовательской деятельности, участие в олимпиадах.
По мнению А.А. Петренко, в работы с одаренными подростками основными принципами образовательных учреждений, в которых создана творческая среда, являются принципы индивидуализации обучения, свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг и наставников, интегративности в отборе содержания образования, активного участия детей в собственном развитии адекватно их способностям [10].
Исследователи в работе с одаренными подростками рекомендуют учитывать их специфические особенности, встречающиеся как в комплексе, так и в многообразном сочетании [7]:
- трудности социально-коммуникативного характера;
- неадекватная «Я-концепция»;
- диссинхрония личностного, физиологического и социального развития;
- сложная структура мотивации;
- возрастающие энергетические затраты в связи с пубертатным периодом;
- разнообразные психологические реакции самозащиты и т. п.;
- исследовательская активность;
- и собственно одарённость того или иного типа.
Итак, результатом сложного взаимодействия наследственности, социальной среды, опосредованного деятельностью, является качественное своеобразие, характер и уровень развития потенциала одаренности подростков. Для развития потенциала одаренного подростка желательно организовать целостную систему обучения и воспитания, которая обеспечит комплексность воздействий.
Таким образом, несмотря на заинтересованность ученых к развитию потенциала одаренных подростков в данный момент изучаемый феномен требует к себе внимание в глубоком комплексном исследовании, расширении опыта продуктивной поддержки и развитие одаренности подростков.
Рецензенты:
Рындак В.Г., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой общей
педагогики ФГБОУ ВПО «ОГПУ», г.Оренбург;
Челпаченко Т.В.,д.п.н., доцент кафедры общей педагогики ФГБОУ ВПО «ОГПУ»,
г.Оренбург.
Библиографическая ссылка
Михалева Е.С. РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18401 (дата обращения: 19.04.2024).