В 2014 г. значительно обострились мировые финансовые проблемы, а введение экономических санкций западных стран против России ухудшило возможности в сфере кредитования и привлечения инвестиций для отечественных предприятий. Результативность деятельности фирм, особенно малого бизнеса, во многом находится в непосредственной причинно-следственной связи со степенью внимания к ним государства и формами поддержки с его стороны, а также реальными условиями его функционирования. В числе условий развития малого бизнеса особое место занимают возможности их доступа к финансово-инвестиционным ресурсам, что вызвано, во-первых, формированием стартового капитала на этапе создания малой фирмы или осуществления какого-либо проекта; во-вторых, необходимостью обеспечения текущих затрат при осуществлении деятельности.
Далее представлены результаты исследования и сравнительного анализа проблем финансового обеспечения малых фирм (110 единиц), полученные в Республике Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) в 2011 и 2014 гг. Идентичные исследования проводились регулярно, поэтому за базу сравнения был взят 2011 г. как благоприятный период для развития бизнеса, и 2014 г., в котором проявилось воздействие факторов финансового кризиса и санкций. Для обеспечения точности результатов исследования были соблюдены необходимые требования к его репрезентативности.
Основные цели исследования заключались в следующем:
1) определить состояние и динамику развития ситуации в области финансового обеспечения малых фирм;
2) выявить проблемы малых предприятий в области финансирования с целью их возможного разрешения в программах развития региона;
3) изучить характер влияния финансовой компоненты на результаты деятельности фирм малого бизнеса.
Основными причинами, ограничивающими возможности привлечения кредитных ресурсов, сотрудники малых фирм считают следующие (рис. 1).
Рис. 1. Основные причины, ограничивающие возможности привлечения кредитных ресурсов [1]
Наибольшие проблемы у предпринимателей вызывают высокие проценты по кредитам, а также отсутствие залога и гарантий, которые могли удовлетворить требования кредитодателей.
В числе основных источников финансирования на этапе создания малых фирм и осуществления новых предпринимательских проектов респонденты использовали:
1) собственные средства — 71%;
2) временно привлеченные средства (займы частных лиц) — 16%;
3) кредиты банков — 9 %;
4) государственную помощь (субсидии по конкурсам и т.д.) — 4%.
Как видно, большая часть малых фирм на стадии создания и становления была создана с использование собственных средств. Вышеизложенное делает ситуацию с источниками финансирования для развития малого бизнеса в АПК достаточно сложной.
В результате проведенного исследования выявлено следующее распределение потребности предприятий в финансовых средствах (рис. 2).
Рис. 2. Зависимость размера малых фирм и потребностей в финансовых средствах
Как видно, структура потребности малых фирм в финансовых средствах носит асимметричный характер, тяготея к левой части графика, отражающего наименьшие суммы: 72,8% потребностей находится в диапазоне 100–500 тыс. руб. Подобные суммы в целом понимаются как микрокредиты. В 2014 г. асимметричность потребностей сохранилась, однако график сдвинулся вправо, и уже только 60,8% потребностей находится в диапазоне 100-500 тыс. руб. Подобная тенденция отражает рост потребностей малых фирм в финансовых средствах, что связано с общим повышением цен на товары и материалы, аренду помещений и иное, отражая нарастание проблем в экономике страны. Численность работников в 2011–2014 гг. не изменилась.
В ходе исследования были выявлены возможные направления использования финансовых средств малыми фирмами (табл. 1).
Таблица 1
Возможные направления использования финансовых средств малыми фирмами
Предполагаемое назначение финансовых средств |
Доля фирм, % |
|
2011 г. |
2014 г. |
|
Осуществление ремонта зданий, помещений |
22 |
13 |
Затраты на аренду помещений |
19 |
22 |
Приобретение оборотных средств |
34 |
41 |
Приобретение оборудования и техники |
16 |
18 |
Другие затраты |
9 |
6 |
В 2014 г. малые фирмы изменили структуру использования финансовых средств, что отразилось прежде всего в заметном росте затрат на приобретение оборотных средств, оборудования и техники. При этом вложение фирмами средств в разработку, приобретение или применение новых современных технологий весьма ограничено (не превышает 4-6%). С учетом возрастающей ограниченности финансов фирмы вынуждены ориентироваться на более дешевую технику, что в дальнейшем уже в ходе эксплуатации повышает затраты на ее содержание и обслуживание, ухудшает реальную модернизацию производственной базы. Другие потребности фирм в 2014 г. были отложены на неопределенное время.
Обязательными условиями успешной хозяйственной деятельности предприятий являются степень их делового взаимодействия с партнерами (поставщиками и потребителями), а также использование разных форм интегрирования в бизнес-структуры. Мировая и отечественная хозяйственная практика обладает опытом создания интегрированных образований, различающихся между собой целями функционирования, составом участников, степенью тесноты взаимозависимости и самостоятельности, размерами, системами управления, самостоятельности и т.п. [5]. Наиболее известные виды интегративных бизнес-структур представлены в виде альянсов, ассоциаций, объединений, союзов, кластеров, консорциумов, концернов, конгломератов, корпораций, холдингов, финансово-промышленных групп и т.п. [6, c. 121].
Закономерность связи числа деловых партнеров фирмы, ее размера и рентабельности по отраслям экономики РСО-Алания по состоянию на 2011 г. представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Закономерность показателей малых фирм в отраслевом разрезе в 2011 г.[2]
Зависимость показателя рентабельности фирм от числа деловых партнеров по отраслям экономики представлена прямой вида:
y = 2,3522x — 4,1927,
R2 = 0,8962.
Подобное распределение фирм характеризует малый бизнес РСО-Алания следующим образом. Во-первых, отражает высокие значения рентабельности по фирмам, функционирующим в торговле, легкой и обрабатывающей отраслях. Во-вторых, показывает, что фирмы, имеющие большее число деловых партнеров (поставщиков и потребителей), показывают большие значения рентабельности. В-третьих, размер фирм существенно не влияет на результаты деятельности малых фирм. В-четвертых, выявленная закономерность связей малых фирм в отраслевом разрезе по признаку уровня рентабельности означает привлекательность видов экономической деятельности для возможного вложения финансовых средств в виде создания новых фирм, реализации проектов и диверсификации направлений деятельности.
В 2014 г. характер распределения малых фирм по уровню рентабельности и отраслям экономики изменился в худшую сторону (рис. 4).
Рис. 4. Закономерность показателей малых фирм в отраслевом разрезе в 2014 г.
Фирмы, занятые в отраслях металлургии, химии, строительной и иных, снизили рентабельность своей деятельности до нулевых и отрицательных отметок. Анализ показал, что ухудшение финансовой ситуации приводит к неоднозначным действиям экономических субъектов в области интеграции. С одной стороны, фирмы в целях обеспечения своей стабильности стремятся расширить степень взаимодействия с партнерами, используя модели «интеграция вперед» или «интеграция назад». С другой стороны, интегрированные образования опасаются принимать в свой состав участников, находящихся в кризисном положении, и не обладают нужными средствами для их присоединения (поглощения или слияния). Подобное положение характеризуется, например, числом сделок на отечественном рынке M&A — слияний и поглощений (рис . 5).
Рис. 5. Число сделок на рынке слияний и поглощений [7]
Как видно из данных, характер сделок рынка слияний и поглощений имеет в целом понижательный тренд.
Снижение отдачи от финансовых средств все более снижается, приводя за последние годы к росту доли убыточных предприятий (табл. 2).
Таблица 2
Удельный вес убыточных предприятий (в %) [8, с. 904]
Годы |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 (по октябрь) |
Убыточные предприятия, в % |
36 |
45 |
40 |
39 |
40 |
44 |
49 |
Как видно, удельный вес убыточных предприятий в их общем числе достаточно высок, составляя в 2014 г. — 49%, что заметно превышает уровень 2011 г. — 39%.
Для предпринимателей в числе важных показателей использования финансовых средств является срок их привлечения и окупаемости. В 2011 г. значительная часть малых фирм (67%) вкладывала средства на период не более 3 месяцев. Предполагалось, что предприниматели за это время окупят вложенные средства. В 2014 г. доля малых фирм, предполагавшая вкладывать средства на период не более 3 месяцев, снизилась до 56%, что свидетельствует о процессе замедления скорости их оборота.
При сохранении тенденций развития ситуации в экономике региона почти 62% респондентов отметили в 2015 г. возможность снижения объемов деятельности и сокращения численности работников. Преодоление последствий кризисных явлений и экономических санкций требует не только повышения конкуренции фирм, перехода на инновационную модель экономики, но прежде всего — изменения промышленной политики государства, формирования на предприятиях современных систем управления [9].
Для достижения своих целей в новых условиях хозяйствования отдельные фирмы в меру своих возможностей стараются проводить изучение и анализ внешней среды, стимулировать потребителей; изучать спрос (существующих и планировать потребность в будущих товарах) и т.д. [10, 11]. Однако возможности предприятий региона крайне ограничены, поэтому глубокое и всестороннее исследование рынка, потребностей потенциальных покупателей продукции и экономической конъюнктуры затруднено, а самостоятельная разработка и производство новых видов продукции практически невозможны.
Вывод
Исследование показало, что фирмы республики еще не адаптировались к ухудшению финансовой ситуации и экономическим санкциям. Источники внутреннего самостоятельного развития фирм исчерпаны и могут быть применимы в новых условиях хозяйствования. Дальнейшее совершенствование систем управления фирм может быть связано с использованием потенциала внешней среды, что требует изменения содержания и направлений промышленной политики, выхода государственной поддержки товаропроизводителей на более высокий уровень.
Рецензенты:Дзагоева М.Р., д.э.н., профессор кафедры «Налоги и налогообложение» СОГУ им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;
Токаев Н.Х., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой Финансы и кредит СОГУ им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Комаева Л.Э. ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИРМ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ УХУДШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИТУАЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18394 (дата обращения: 19.09.2024).