Весь прошедший век протекал в противостоянии двух социально-политических систем - капиталистической и социалистической. В процессе взаимодействия, отмечает В.К. Левашов, две общественные системы претерпевали существенные изменения, принимали отдельные качества друг друга. Это происходило и в силу того обстоятельства, что общественно-экономическая формация капитализма, утвердившаяся в основном в странах Западной Европы, Северной Америки и Японии, породила внутри себя и в остальном мире глобальные социальные противоречия, а формация социализма, возникшая как реакция на эти противоречия в странах экономически слабо развитых, достаточно часто являла собой результаты субъективной политики и носила черты социального эксперимента [4, с. 575].
Уникальность ситуации состоит в том, что в современной России большая часть общества успела пожить и при социализме, и при капитализме - это представители старшего и среднего поколений, которые могут выступить в роли экспертов и сравнить эти два способа общественного устройства и жизни.
Методика. Для решения поставленных исследовательских задач автор использовал результаты опроса жителей Тюменской области, проведенного в октябре-декабре 2013 г. Разделение по поколениям авторы производили следующим образом: младшее поколение - это поколение детей, которое включает в себя респондентов в возрасте до 30 лет; среднее поколение - это поколение родителей детей, которые находятся в возрасте от 31 до 50 лет; старшее поколение в возрасте от 51 года и старше - это бабушки и дедушки младшего поколения и родители среднего поколения [3]. Для проведения сравнительного анализа использовались результаты мониторингового исследования «Как живешь, Россия?» (руководитель общероссийского опроса д.с.н., профессор В.К. Левашов (ИСПИ РАН); руководитель регионального опроса - д.с.н., профессор Н.Г. Хайруллина (ТюмГНГУ)) [5, 6, 7, 8].
Основная часть. Рассмотрим мнения жителей Тюменской области о том, что для них означают два известных понятия «социализм» и «капитализм» (табл. 1). Проводя интерпретацию понятия «социализм» на основании наиболее часто употребляемых определений, представленных в таблице 1, видно, что мужчины и женщины солидарны в том, что для них социализм в первую очередь означает коллективизм (45,5 и 40,1% соответственно). На втором месте патриотизм, на третьем месте - порядок, на четвертом - справедливость и на пятом месте - права человека. Сравнительный анализ данных, полученных 10 лет назад В.К. Левашовым и автором, показывает, что за данный период оценка определений социализма не изменилась. По данным исследований ученого, пятерка базовых определений аналогична [4, С. 578].
Таблица 1
Мнения жителей Тюменской области о том, что для них означают понятия «социализм» и «капитализм», в процентах к общему числу опрошенных
Показатели |
«Социализм - это...» |
«Капитализм - это...» |
||
муж |
жен |
муж |
жен |
|
Коллективизм |
45,5 |
40,1 |
12,9 |
12,0 |
Порядок |
37,5 |
39,1 |
18,6 |
21,5 |
Патриотизм |
38,6 |
31,4 |
16,7 |
16,1 |
Справедливость |
36,0 |
38,0 |
12,5 |
9,5 |
Нравственность |
26,5 |
29,6 |
12,1 |
10,9 |
Права человека |
32,2 |
39,4 |
23,1 |
20,4 |
Подавление личности |
19,3 |
16,4 |
19,3 |
20,8 |
Власть узкой группы людей |
19,7 |
13,1 |
32,7 |
26,6 |
Бедность |
12,5 |
10,9 |
22,0 |
16,1 |
Народовластие |
17,4 |
21,9 |
10,6 |
15,7 |
Духовность |
15,9 |
14,2 |
11,7 |
6,2 |
Технический прогресс |
11,0 |
13,5 |
29,9 |
26,6 |
Свобода |
20,8 |
22,6 |
18,6 |
13,1 |
Экономическая отсталость |
11,0 |
7,7 |
15,2 |
13,9 |
Высокий уровень жизни |
15,5 |
14,2 |
17,0 |
17,9 |
Социальная незащищенность |
4,9 |
2,6 |
20,8 |
18,6 |
Гуманизм |
6,8 |
7,7 |
12,5 |
12,0 |
Преступность |
3,8 |
2,6 |
24,6 |
17,2 |
Частная собственность |
4,9 |
1,8 |
31,1 |
35,0 |
Первая пятерка определений о капитализме состоит в основном из нейтральных и негативных определений и выглядела следующим образом: «частная собственность», «власть узкой группы людей», «технический прогресс», «права человека» и «социальная незащищенность».
Рассмотрим структуру ответов на вопрос, в каком обществе они хотели жить. Одна треть респондентов хотела бы жить в социалистическом обществе, каждый пятый - в капиталистическом, каждый третий - в каком-то другом обществе. Одновременно каждый десятый респондент затруднился ответить на этот вопрос.
Анализ ответов на данный вопрос в зависимости от пола показал, что одинаковое число мужчин и женщин хотели бы жить в социалистическом обществе. При этом мужчины чаще высказывают желание жить в капиталистическом обществе, а женщины - в каком-то другом обществе (табл. 2).
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос, в каком обществе хотели бы жить респонденты в зависимости от пола, в процентах к общему числу опрошенных
Пол |
В социалистическом |
В капиталистическом |
В каком-то другом |
Затрудняюсь ответить |
Мужчины |
35,2 |
24,6 |
29,5 |
10,6 |
Женщины |
3,4 |
16,1 |
37,2 |
11,3 |
В ответах респондентов, принадлежащих к разным поколениям, не выявлено явных предпочтений. Не вызывает удивления, что представители старшего поколения (61 год и старше) чаще других выбирали социалистическое общество. При этом каждый четвертый представитель среднего поколения выбирал капиталистическое общество.
В последние годы в российском обществе обсуждаются различные варианты оптимизации и повышения эффективности социально-экономического, этнокультурного и политического управления страной. В ходе дискуссии высказываются различные сценарии развития российского общества. Каким представляют себе российское общество через 10 лет жители Тюменской области? Ответ на этот вопрос дает представление о настроениях пессимизма или оптимизма в обществе. Более трети опрошенных полагают, что Россия будет играть все большую роль в мировом сообществе. Автор полностью согласен с этой оценкой и считает, что в 2013 г. Россия неоднократно показывала мировому сообществу свою роль в разрешении конфликтов. Но такую позицию чаще поддерживают мужчины (табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос, каким они видят российское общество через 10 лет, в зависимости от пола, в процентах к общему числу опрошенных
Вариант ответа |
все респонденты |
муж |
жен |
Россия будет играть все большую роль в мировом сообществе |
39,0 |
41,7 |
36,5 |
значительно улучшится благосостояние, будет больше богатых людей |
15,4 |
17,4 |
13,5 |
возрастет значение семьи |
19,9 |
16,3 |
23,4 |
возрастет значение идеологии и духовных ценностей |
15,2 |
17,0 |
13,5 |
старшее поколение будет использовать опыт молодежи |
12,6 |
12,1 |
13,1 |
молодежь будет опираться на опыт предшествующих поколений |
13,7 |
15,9 |
11,7 |
людям старших поколений станет сложнее понимать молодежь |
31,5 |
28,8 |
34,3 |
богатые станут богаче, а бедные - беднее |
34,2 |
35,2 |
33,6 |
деньги будут играть все большую роль, люди станут более расчетливыми |
38,2 |
34,8 |
41,2 |
ценность семьи снизится, увеличится разрыв между поколениями |
23,4 |
22,7 |
24,1 |
будут узаконены однополые браки |
10,6 |
9,5 |
10,6 |
Другим дискуссионным вопросом является содержание национальной идеологии. Как показывают социологические исследования, религиозным институтам доверяют гораздо чаще, чем политическим. Поэтому изучение религиозной жизни регионального сообщества, характера, содержания и степени религиозности и секуляризации общества, уровня отношения основной части населения к людям разных национальностей, конфессий и иного, определяет в значительной степени устойчивость социально-экономического и политического развития региона [8].
В соответствии с данными информационного портала Министерства юстиции РФ по состоянию на 28 марта 2013 г. в Тюменской области зарегистрировано 268 религиозных организаций различных конфессий. Самые крупные группы верующих в регионе - православные, мусульмане и протестанты. Рассмотрим уровень и соотношение религиозности и атеистичности населения Тюменской области, а также динамику секуляризационного процесса на материалах мониторингового исследования, проведенного Н.Г. Хайруллиной, Е.М. Воробьевым [7]. За последние годы в Тюменской области доля респондентов, считающих себя верующими, составляет приблизительно 59-71% и в 1-м полугодии составила 69,1% и сопоставима с российскими данными. Так, Кублицкая Е.А зафиксировала, что начиная с 1993 г. прекратился быстрый темп роста религиозного населения. «Религиозный ренессанс» сменился стабилизацией и остановился на отметке уровня религиозности от 40 до 70% (в зависимости от региона РФ) [1, с. 126].
Соотношение религиозного и нерелигиозного населения в большой степени зависит от комплекса социально-экономических, территориальных, социополитических, исторических, конфессиональных и этических факторов. В целом по России это соотношение составляет примерно 3:1.
Социально-демографические характеристики религиозного населения в целом по России сегодня в определенной степени размыты: не прослеживается четкой зависимости уровня религиозности от возраста, социального положения, места жительства, образования, семейного положения и самооценки материального положения. Корреляция между социальными характеристиками респондентов и их религиозными взглядами не всегда носит прямолинейный характер. Тем не менее в Тюменской области социальный портрет «нерелигиозного» и «верующего» населения имеет более четкие проявления.
Лидирующей религией среди наиболее распространенных конфессий остается православие - о принадлежности к этому вероисповеданию заявили 58,6% респондентов. Второй является ислам - число его приверженцев составило 7,6% опрошенных. К другим религиям (католицизм, протестантизм, христианство и пр.) отнесли себя 2,4% респондентов.
Респонденты, которые указали, что ситуация в сфере общественно-религиозных отношений в Тюменской области в настоящее время является напряженной, указали причины социокультурного характера. Второй по значимости причиной напряженности названа причина нарастания фанатизма в среде верующих. К этой же группе примыкают суждения, в которых главным фактором негативных тенденций в межконфессиональных отношениях называется радикальный ислам, причем часть респондентов, разделяющих эту позицию, считают основными его носителями мигрантов и переселенцев с Кавказа и Средней Азии.
В ходе опроса респондентам было предложено уточнить, были ли в их жизни или в жизни их близких и знакомых конфликтные ситуации на религиозной почве. Как выяснилось, у 22,3% опрошенных был такой негативный опыт. Индикатором, характеризующим стабильность в сфере общественно-религиозных отношений, могут служить ответы респондентов на вопрос, испытывали ли они на себе враждебные взгляды или действия со стороны людей других вероисповеданий. Каждый второй опрошенный (50,5%) признался, что «никогда /«практически никогда» не испытывал со стороны людей других вероисповеданий враждебных взглядов или действий; примерно такое же число респондентов (53,0%) никогда не испытывали личной неприязни в отношении верующих, принадлежащих к другим конфессиям [7].
Заключение. Вопросы развития России и вхождения ее в мировое сообщество находятся, как показал анализ результатов исследований, на периферии массового сознания. Более трети опрошенных полагают, что Россия будет играть все большую роль в мировом сообществе. В сознании жителей Тюменской области превалируют проблемы социально-экономического расслоения общества [2], проблемы взаимоотношений поколений и семейные ценности.
Рецензенты:Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;
Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Садыкова Х.Н. СТРАТЕГИЯ БУДУЩЕГО: ОЦЕНКА НАСЕЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18391 (дата обращения: 16.10.2024).