Ситуация социальной нестабильности в период формирования новых жизненно важных ценностей, происходящие макросоциальные изменения в экономике, политике и других сферах жизни повлекли за собой ломку устоявшихся традиционных стереотипов и норм поведения, обусловили чрезвычайно низкий уровень культуры межэтнического общения, послужили тем психотравмирующим фактором, который привел к деформации миропонимания и миропринятия. Следует отметить, что усложнение межэтнической обстановки и рост самосознания выходящих на мировую арену новых групп населения создают напряженность в межэтнических отношениях и способствуют возникновению этноконфликтов, усложняющих обстановку в межэтническом мире.
Стремительное пробуждение этнического самосознания связано со вступлением России на путь демократических преобразований в социально-экономической, политической, идеологической сферах. Данные тенденции не всегда носят позитивно-преобразовательный характер: в некоторых случаях наблюдается и культивирование чувства национальной исключительности, проявляющееся в актуализации межэтнического неприятия и напряженностью в межэтническом взаимодействии. В соответствии с этим решение этнических проблем стало одним из главных факторов стабилизации российского общества. Востребованы задачи формирования основ этнического сознания, позитивного отношения к своему этносу, осознание ценности каждого этноса, осмысление его личностноразвивающего потенциала, необходимости формирования культуры межнационального общения. Эти идеи находят свое воплощение в работах В.А. Авксентьева, А.Г. Асмолова, Е.В. Бондаревской, Г.М. Гогоберидзе, Б.И. Исмаилова, В.А. Кан-Калика, В.Г. Крысько, Р.Р. Накоховой, Э.А. Саракуева, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко и др.
Следует отметить, что особенно подвержено негативному влиянию нестабильных межэтнических отношений подрастающее поколение, которое представляется наиболее сензитивным с точки зрения формирования рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам. Новые типы взросления подростков и более выраженное стремление к самоутверждению не всегда гармонируют с проявляющейся потребностью в приобщении к изменившемуся этническому пространству. В связи с этим формирование этнической толерантности в подростковом возрасте является основой мирного сосуществования этносов в будущем.
Особенности личностного развития подростков достаточно полно изучены в отечественной (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и зарубежной психологии (Ш. Бюлер, М. Кле, Э. Эриксон и др.). Особое внимание данному возрасту уделялось потому, что именно в подростковый период происходят существенные личностные преобразования, характеризующиеся в первую очередь становлением Я-концепции, формированием эталона личности и переструктурированием системы личных отношений.
Анализ социологической, философской, психологической, педагогической литературы позволил прийти к выводу о том, что проблема формирования этнической толерантности является по сути междисциплинарной. Однако долгое время в отечественной научной мысли она рассматривалась преимущественно этнографами, философами и социологами, предметом исследования которых стали культурные и социальные особенности формирования этнической толерантности как фактора формирования этнического самосознания (Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, В.А. Тишков, К.В. Чистов и др.).
Представленность феномена толерантности в общественной жизни находит отражение в работах Р.Р. Валитовой, В.А. Лекторского, А.А. Леонтьева, Л.В. Скворцова, В.А. Тишкова и др. Многогранность этнической толерантности просматривается сквозь призму снисходительности к другим людям (Г.А. Бакиева), принятия и уважения культурных различий (Г.Д. Дмитриева), позитивного образа иной культуры (Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова Р.Р. Накохова), настроенности на диалог с другими (Р.Р. Валитова), сочувствия и сострадания к другим (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова).
В отечественных научных исследованиях психолого-педагогические аспекты формирования толерантности находят отражение в работах В.В. Глебкина, П.В. Степанова. Основными направлениями в исследовании межэтнических отношений в полиэтническом обществе являлись: 1) исследование теоретических основ интернационального воспитания в советской школе, раскрывающих педагогический компонент формирования ценностного отношения к другим этносам (Е.В. Бондаревская, А.Ф. Даждамиров и др.); 2) исследование отдельных аспектов формирования интернационального сознания учащихся общеобразовательной школы с учетом их возрастных особенностей (А.Х. Акбашев); 3) определение психолого-педагогических задач, содержания, форм и методов межнационального общения молодежи в различных сферах ее жизнедеятельности (Ю.А. Гаюрова, В.В. Глебкин и др.).
Анализ педагогической практики позволяет судить о том, что попытки отдельных образовательных учреждений направить усилия на формирование этнической толерантности учащихся не всегда носят системный характер.
Сопоставление различных точек зрения на феномен этнической толерантности позволило обосновать изучаемое явление в качестве интегративного образования, основанием которого является субъектно-ценностное отношение к этническому многообразию, обусловливающее степень принятия этнодифференцирующих признаков других на основании сочетания когнитивного, эмоционально-волевого и конативного компонентов.
Выявлены показатели этнической толерантности подростков в полиэтнической среде.Показатели когнитивного компонента этнической толерантности: целостная и обоснованная система взглядов, в рамках которой личность осмысливает свою этническую принадлежность; знание обычаев, традиций и языка своего этноса; представления об этническом характере; стремление к чтению литературы, посвященной этническим проблемам; наличие представлений об отличиях разных этносов, разных религий; отождествление себя со своим этносом; признание права выбора этнической принадлежности; знание обычаев, традиций представителей других этносов; знание факторов, обусловливающих формирование межэтнических отношений.
Показатели эмоционально-волевого компонента этнической толерантности: коммуникативная открытость (готовность к гуманному, чуткому, уважительному отношению к сверстникам вне зависимости от их этнической принадлежности); позитивное отношение к информации, необходимой для решения межэтнических проблем; заинтересованность в наличной жизненной ситуации; сформированность приоритетных жизненных установок (эмоциональная устойчивость); оптимистичность жизненной позиции; принятие представителя другой этнической группы как друга и удовлетворенность межличностным взаимодействием (способность к рефлексии, эмпатии, гибкости, взаимопониманию); состояние самообладания в процессе установления и поддержания межэтнических отношений; значимость уважительного отношения к представителям других этнических групп; отсутствие негативных стереотипов и установок к представителям другой этничности (ориентация на полисубъектные отношения и избавление от негативных стереотипов и установок).
Показатели конативного (поведенческого) компонента этнической толерантности: способность осуществлять выбор собственных целей и линии поведения в межэтническом пространстве; включенность в коммуникативный процесс (практическая готовность к предупреждению конфликтов в полиэтнической подростковой среде, владение приемами установления позитивных взаимоотношений со сверстниками - представителями других этносов); построение системы ценностного отношения к Другому; позитивно-преобразовательная позиция подростков в условиях полиэтнической среды; стремление к оказанию поддержки представителям другого этноса; сформированность навыков саморегуляции; стремление к сотрудничеству; оперативное применение теоретических знаний об этнических особенностях представителей другого этноса; способность к ненасильственному взаимодействию.
Теоретический анализ психологической литературы позволил заключить, что показатели когнитивного, эмоционально-волевого и конативного (поведенческого) компонентов этнической толерантности и параметры их сочетания от гармоничного до дисгармоничного определяют уровни сформированности этнической толерантности личности, переводя ее на деятельностно-преобразовательный или пассивно-принимающий, индифферентный уровень.
Критериями сформированности этнической толерантности в подростковом возрасте являются: сочетаемость компонентов этнической толерантности; активность подростка, обусловленная потребностью в обогащении межэтнической картины мира; степень удовлетворенности подростка собой в процессе межэтнического взаимодействия, характер способов установления позитивных межэтнических отношений.
В результате нам удалось теоретически обосновать уровни сформированности этнической толерантности у подростков. Низкий уровень сформированности этнической толерантности у подростков характеризуется воспроизведением способов межэтнического взаимодействия, основанных на наличии подобного опыта общения; наличием элементов в принятии возможности избрать другую этническую принадлежность; отсутствием стремления оказать поддержку представителям других этнических групп; отсутствием настроенности на изучение обычаев, традиций представителей других этнических групп; стереотипностью мышления, воспроизведением общения по образцу; низкой коммуникативной активностью, пассивностью в ситуациях межличностного взаимодействия; негативным принятием представителей других этнических групп; отсутствием представлений о национальном характере; склонностью к насильственному взаимодействию; отсутствием навыков прогнозирования этнической ситуации с учетом своих возможностей; несформированностью ценностного отношения к Другому.
Средний уровень, являющийся необходимым для формирования этнической толерантности, характеризуется продуцированием суждений, использованием разнообразных способов решения задач в условиях полиэтнической среды; заинтересованностью в получении этнокультурной информации; способностью к освоению процессов межличностного взаимодействия; наличием жизненных приоритетов; осознанием собственной этнической принадлежности; наличием представлений о национальном характере; принятием представителей других этнических групп на уровне соседства; коммуникативной активностью; недостаточной осведомленностью в области этнокультурного многообразия.
Высокий уровень сформированности этнической толерантности у подростков связан с единством когнитивного и эмоционально-волевого восприятия межэтнической среды; способностью анализировать необходимую этнокультурную информацию; коммуникативной гибкостью; наличием индивидуально-творческого стиля общения; осознанностью и принятием собственной этнической принадлежности; ценностным отношением к Другому, восприятием его как друга; способностью к ненасильственному взаимодействию; оперативным применением теоретических знаний об этнических особенностях представителей другого этноса; сформированностью позитивно-преобразовательной позиции в условиях полиэтнической среды; способностью осуществлять выбор собственных целей и линий поведения в межэтническом пространстве.
Проведенное исследование позволило выстроить модель формирования этнической толерантности подростков в соответствии с теоретически обоснованным механизмом принятия этнического многообразия и воспроизводства межэтнического, включающего в себя следующие составляющие: отождествление подростком себя как члена общества; обособление от других, принятие подростком константности этнических признаков; сформированность позитивного образа собственной этнической группы; включение в свою Я-концепцию общей характеристики своей группы, усвоение характерных норм и стереотипов поведения; актуализацию когнитивного оценивания сверстников - представителей других этнических групп; принятие подростком усвоенных норм и стереотипов собственной этнической группы в качестве внутренних регуляторов поведения; интеграцию позитивного образа собственной этнической группы и позитивного образа чужой этнической группы; активное воспроизводство системы межэтнических отношений.
Достижение подростком сформированной этнической толерантности зависит от социальной ситуации развития, которая, будучи полиэтнической, дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует формированию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков.
Опытно-экспериментальная работа по формированию этнической толерантности в подростковом возрасте проводилась в условиях образовательного процесса школы.
Нами была предложена программа психологического сопровождения подростков с целью формирования этнической толерантности, предполагающая решение поставленных задач. Ведущей идеей программы психологического сопровождения является утверждение о том, что формирование этнической толерантности подростков невозможно без специально организованной психологической деятельности.
Разработанная программа психологического сопровождения определила такие этапы работы по формированию этнической толерантности у подростков, как диагностический, формирующий и оценочно-корригирующий.
1. Диагностический этап предполагает изучение личности подростка и особенностей окружающей его этнической среды, структура которого выглядит следующим образом:
первичное накопление информации о представленности проблематики этнической толерантности подростков в образовательном пространстве школы с целью предварительного определения и уточнения «проблемных зон», являющихся источником формирования интолерантности; проведение общей диагностики, включающей постановку задач исследования, факторов риска; изучение особенностей развития и воспитания подростка в целом, а также социально-педагогических возможностей среды его жизнедеятельности;специальная диагностика, предполагающая углубленное изучение определенных ранее объектов; измерение полученных показателей: определение индивидуального потенциала подростка, преимущественно положительного (позитивных качеств), который можно использовать в психологической работе; подбор диагностических методик и определение эталонных показателей;интерпретация полученной информации, построение выводов, заключений для последующей работы с подростком.
Успешность реализации целей формирования этнической толерантности у подростков зависит от степени позитивности и адекватности их этнической принадлежности. Поэтому в содержательном плане данный этап представляет собой специально организованный процесс самопознания, направленный на выявление и осознание подростками отдельных сторон своей личности, собственных стилевых характеристик, собственной этнической принадлежности.
2. Формирующий этап программы психологического сопровождения подростков включает теоретический и практический блоки.
Содержание теоретического блока выстраивалось в соответствии с задачами, направленными на формирование когнитивного и эмоционально-волевого компонентов этнической толерантности у подростков, к числу которых могут быть отнесены:
осознание системы толерантных понятий («толерантность», «границы толерантности», «терпимость», «принятие»);формирование представлений о критериях толерантности и интолерантности;развитие адекватного понимания собственной этнической принадлежности;формирование этнической компетенции;расширение системы представлений подростков об этническом многообразии;формирование навыков построения образа толерантной личности;оказание помощи в осмыслении глубинной сути этнических проблем; формирование позитивной этнической идентичности;содействие в позитивном принятии подростками этнического многообразия.
Предложенный спецкурс «Формирование этнической толерантности подростков». Целью данного спецкурса является ознакомление подростков экспериментальной группы с теоретическими и практическими подходами к определению феномена толерантности, этнической толерантности личности.
Практический блок формирующего этапа программы психологического сопровождения подростков включает в себя задачи, решение которых способствует формированию конативного (поведенческого) компонента этнической толерантности личности:формирование навыков построения модели толерантного взаимодействия;
развитие навыков саморегуляции;формирование ценностного отношения подростков к представителям других этнических групп;развитие этнической компетентности;формирование преобразовательной позиции подростков в условиях межличностного общения.
Данный блок включает цикл тренинговых мероприятий, элементы индивидуальной работы, диагностические процедуры, сконструированные в соответствии с выявленными в ходе теоретического анализа психологической литературы особенностями этнической толерантности подростков.
3. Оценочно-корригирующий этап программы психологического сопровождения подростков обеспечивает дальнейшее формирование этнической толерантности подростков посредством контроля над динамикой показателей ее компонентов. Основными задачами данного этапа являлись: обеспечение соответствия между уровнем сформированности этнической толерантности подростков и включенностью их в процесс позитивного межличностного взаимодействия в условиях полиэтнической среды;осуществление контроля над динамикой показателей компонентов этнической толерантности и при необходимости рекомендация подросткам внесения корректив в специфику межличностного взаимодействия в условиях полиэтнической среды.
Реализация программы психологического сопровождения подростков показала ее актуальность и целесообразность в условиях современной этнической ситуации.
Рецензенты:Накохова Р.Р.,д.псх.н., профессор, проректор по научно-инновационной деятельности, РГБУ «КЧРИПКРО», г. Черкесск;
Цахаева А.А.,д.псх.н., профессор, зав.кафедрой общей психологии и педагогической психологии, Дагестанский государственный педагогический университет,г.Махачкала.
Библиографическая ссылка
Темирова Ф.А., Накохова Д.Х. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18390 (дата обращения: 05.10.2024).