В целом объем промышленного производства в республике за 2013 г. составил 1,52 трлн рублей, индекс промышленного производства — 101,2% (рис. 1) [3].
Как видим, промышленность Татарстана постепенно теряет свои былые мощности, не выдерживая борьбы на расширившемся рынке пространства ВТО, тарифной и налоговой нагрузки.
Рис.1. Показатели эффективности в промышленности
Приведенные статистические данные хорошо иллюстрируют инвестиционные приоритеты в промышленности. Так, относительно активны в приобретении машин, оборудования, транспортных средств, электронно-вычислительной техники, средств механизации и автоматизации инженерного и управленческого труда, средств связи, коммуникаций отрасли добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности и автомобильного машиностроения. При этом значительно ниже оказалась инвестиционная активность в производстве машин и оборудования, транспортном машиностроении и в уже традиционно депрессивном текстильном и швейном производствах [4].
Анализ инвестиционных процессов в отраслевом разрезе промышленности показал, что в одних отраслях инвестиционный механизм претерпел коренную модификацию и дал позитивные результаты, в других отраслях сохранились традиционные подходы, которые не отвечают требованиям нового времени. В целом следует отметить, что для всех инфраструктурных отраслей региона характерны серьезные контрасты в уровне инвестиционной обеспеченности и, следовательно, технической оснащенности.
Особенностью инвестиционной проблемы в промышленном секторе экономики является неравномерность инвестирования по отдельным инфраструктурным направлениям, которая ведет к еще большему технологическому отставанию ряда отраслей (табл. 1).
Таблица 1
Основные фонды крупных и средних коммерческий предприятий по видам деятельности в 2012 г. (на конец года, с переоценкой; млн рублей) [5]
|
Полная учетная стоимость |
Остаточная балансовая стоимость |
Степень износа в % |
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
291 183 |
119 101 |
59,1 |
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
232 |
88 |
62,0 |
Производство пищевых проду ктов, включая напитки, и табака |
63 906 |
41 100 |
35,7 |
Производство кокса, нефтепродуктов |
131 238 |
108 866 |
17,0 |
Химическое производство |
128 017 |
67 761 |
47,1 |
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
12 332 |
5297 |
57,0 |
Производство транспортных средств оборудования |
62 758 |
35 358 |
43,7 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
109 370 |
72 952 |
33,3 |
На данный момент экономический рост Республики Татарстан связан с преимущественно ориентированными на экспорт отраслями, в частности добычей полезных ископаемых. В Татарстане рост сырьевых отраслей сопровождается ростом глубокой переработки добываемых ресурсов, что в конечном итоге ведет к развитию инновационного сектора, а также производственной инфраструктуры, яркий пример тому ОАО «Танеко». Следует отметить, что в то же время, несмотря на высокие темпы инвестирования в сырьевые отрасли, износ основных фондов, к сожалению, возрастает.
Основная проблема для развития производства, на наш взгляд, заключается в отсутствии собственных средств и долгосрочного заемного финансирования на приемлемых для бизнеса условиях. Ясно совершенно, что необходимо искать источники «длинных» денег по приемлемым процентным ставкам.
Для решения сложившихся проблем, представляется, можно использовать не только уже сложившиеся методы, но и прибегнуть к финансовым технологиям, до этого практически не применявшимся в России, но позволяющим привлечь отечественный и зарубежный капитал в новые проекты и поспособствовать обновлению уже существующих предприятий.
Такой технологией могут выступить нетрадиционные модели лизинга, которые позволят расширить линейку инвестиционных продуктов, например модель «леверидж-лизинг».
Специфическая особенность леверидж-лизинга заключается в большом количестве сторон сделки. Их как минимум пять субъектов: более одного акционера, включая лизингодателя; более одного кредитора; один или несколько продавцов.
Группу соинвесторов проекта составляют акционеры специально созданной компании. В России это может быть управляющая компания, которая является лизингодателем и непосредственно заключает договор лизинга, договоры купли-продажи имущества, предназначенного для передачи в лизинг, кредитный договор, а также договор страхования, образует прибыль от лизингового проекта между акционерами. Данная схема имеет много общих черт с проектным финансированием. Акционеры финансируют лишь часть средств, необходимых для покупки объекта лизинга. Они используют собственные средства, как правило, в объеме 20% от первоначальной стоимости имущества, которые привлекают посредством выпуска акций. Оставшуюся часть средств (80%) покрывает другая группа кредиторов сделки — банки. Складывается пропорция, в которой леверидж равен четырем. В зависимости от ликвидности имущества и кредитоспособности лизингополучателя определяется стоимость заимствований без регресса.
Важным аспектом лизинга являются налоговые льготы. Как отмечают некоторые авторы [1], лизингодатель в данной модели может рассчитывать на все налоговые преференции, положенные собственнику лизингового актива, хотя лизингодатель обеспечивает лишь 20% капитала, необходимого для покупки оборудования, что в результате может дать на выходе более низкие ставки аренды, чем при обычном договоре прямой аренды.
В таблице 2 предоставлены данные по лизинговым операциям с 2009 по 2013 гг.
Основываясь на этих данных, можно построить уравнение регрессии и выявить зависимость индекса промышленного производства (у) от темпа роста лизинговых операций в России (х).
Вычислим выборочные средние:
; ;
Таблица 2
Объемы лизинга и Индекс промышленного производства с 2009 по 2013 гг. в России
Год |
Объем лизинга в млрд рублей |
Рост лизинговых операций к предыдущему году, в % |
Индекс промышленного производства, в % |
2009 |
960 |
69% |
89,3% |
2010 |
1180 |
123% |
107,3% |
2011 |
1320 |
179% |
105,0% |
2012 |
1320 |
101,5% |
103,4% |
2013 |
1300 |
98,5% |
100,4% |
2014 (прогноз) |
1365 |
105,0% |
102,2% |
Рассчитаем выборочный линейный коэффициент корреляции, который является показателем тесноты связи, по формуле:
Исходя из полученного значения коэффициента корреляции, можно сделать вывод о высокой и прямой зависимости данных показателей.
Построим уравнение регрессии, которое имеет следующий вид:
Как хорошо известно, коэффициент уравнения линейной регрессии показывает среднее изменение результативного показателя (в единицах измерения у) с повышением или понижением величины фактора (х) на единицу его измерения. Таким образом, на основании полученного уравнения с полным обоснованием можно предположить, что введение новых видов лизинга может поспособствовать росту темпов индекса промышленного производства в среднем на 12%.
При предоставлении лизинга, как нам кажется, можно прибегнуть к опыту других субъектов Российской Федерации и на основе государственно-частного партнерства предоставлять субсидии предпринимателям.
В последнее время в средствах массовой информации все чаще звучат слова о том, что приоритетным направлением развития Республики Татарстан являются отказ от сырьевой модели воспроизводства и формирование высокотехнологичной («умной») экономической системы с высоким интеллектуальным потенциалом, обеспечивающей производство новейших технологий и инновационных продуктов.
Татарстан занимает одно из лидирующих мест в России по развитию инновационной инфраструктуры. И тем не менее необходимо повышать эффективность деятельности объектов инновационной инфраструктуры. Так, основными направлениями решения данной проблемы являются:
1) для технопарковых структур: увеличение валового объема выпуска и инвестиций в основной капитал предприятиями-резидентами, увеличение доли резидентов, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере, увеличение доли коммерциализированных проектов в общем количестве;
2) для технопарков и технополисов, кроме вышеперечисленных: увеличение численности резидентов, числа вновь созданных рабочих мест; доли площадей, сданных в аренду, в том числе производственного назначения; количества бизнес-инкубаторов, научно-исследовательских центров, лабораторий;
3) для венчурных фондов: повышение объемов финансирования инвестиционных и инновационных проектов, в том числе увеличение количества инновационных проектов, объектов интеллектуальной собственности и т.д.
Высокий уровень промышленного развития и научно-технического потенциала Республики Татарстан определяет широкие возможности для объединения предпринимательских, научно-исследовательских структур региона в кластеры и получение синергетического эффекта от такого взаимодействия.
На данный момент в республике сформирован Камский кластер, который собрал практически все ведущие промышленные производства: «Танеко», «Камаз», «Нижнекамснефтехим» и другие, а также ряд научно-исследовательских учреждений и вузов республики.
Безусловно, правильная инвестиционная политика органов власти в промышленности является залогом успешного развития региона в целом. Толчком к приходу и прочному обоснованию частного бизнеса в промышленности послужила его всесторонняя поддержка со стороны государства страны и республики, что отразилось в первую очередь в создании максимально благоприятной среды для ведения бизнеса. Однако следует отметить, что в связи с этим в то же время возникают определенные проблемы, которые необходимо устранять или же по крайней мере минимизировать. Важнейшими направлениями инвестиционной политики Республики Татарстан в ближайшее время являются: усиление мер по поддержке наиболее приоритетных отраслей (к примеру, путем государственно-частного партнерства), внедрение новых методов привлечения инвестиций и создание симбиоза предприятий с НИИ и вузами.
Таким образом, мы считаем, что грамотная и понятная инвестиционная политика будет способствовать дальнейшему развитию экономики Республики Татарстан.
Рецензенты:Галлямова Д.Х., д.э.н., профессор, зав. кафедрой территориальной экономики ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань;
Панасюк М.В., д.г.н., профессор кафедры территориальной экономики ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.
Библиографическая ссылка
Роднянский Д.В., Астафьева Л.К. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18384 (дата обращения: 16.02.2025).