Социальный заказ к уровню профессионального мастерства педагога, его личностным и деловым качествам ориентирован на активное развитие и саморазвитие в условиях современной образовательной среды. Решение проблем развития субъектов образования требует разработки новых подходов к исследованию личностно-профессионального развития специалистов [2]. Современные альтернативные образовательные среды обеспечивают реализацию способностей человека, повышая возможности саморазвития педагога как личности и профессионала [1]. Такие возможности саморазвития значительно повышаются в сетевых сообществах Интернета [4]. По мнению Б.Е. Фишмана, реально может существовать только система совместного саморазвития педагогов [5]. С нашей точки зрения, эффективность совместной профессионально-развивающей системы значительно повышается в условиях интеграционных процессов в образовательных средах. На структурно-функциональном уровне современная интегративная образовательная макросреда организована как система, объединяющая микросреды отдельных педагогов, аудиторий, кафедр и других структурных подразделений, развивающие среды образовательных организаций в целом, мезосреды общего, профессионального и дополнительного образования. Содержательный уровень интеграции образовательных сред представлен как объединение вариативных профессионально-развивающих ресурсов микросред и мезосред, связи и отношения между которыми имеют кооперирующий характер. Существующие фрагментарные представления о личностно-профессиональном саморазвитии педагога в интегративной образовательной среде определяют необходимость разработки новых теоретических концепций и практических технологий, позволяющих педагогу осуществлять саморазвитие в условиях данной среды.
Целями проведенного исследования являются изучение особенностей влияния интегративной образовательной среды на процесс личностно-профессионального саморазвития в совокупности составляющих его компонентов и определение основных профессионально-развивающих направлений педагога.
Для достижения поставленной цели использована система методов научного исследования: сравнительный анализ психолого-педагогической научной литературы, концептуализация, классификация, систематизация, сравнение, моделирование процесса личностно-профессионального саморазвития, проектирование индивидуальных профессионально-развивающих траекторий педагога.
Образовательная среда стимулирует развитие способности педагога в работе над собой. Саморазвитие выступает как способ реагирования человека на воздействие социальной среды и как процесс самоизменения под воздействием внутренних противоречий (К.А. Абульханова-Славская, Н.М. Борытко, В.А. Сластенин, И.А. Шаршов). Педагог использует развивающие ресурсы образовательной среды в целях собственного саморазвития. В свою очередь, педагог влияет на образовательную среду: изменяя ее, он изменяет себя как личность и профессионал, в чем заключается взаимовлияние образовательной среды и процесса личностно-профессионального саморазвития.
Степень воздействия образовательной среды на саморазвитие педагога детерминируется развивающим потенциалом среды, который многократно возрастает в условиях ее интеграции. Интегративная образовательная среда характеризуется наличием профессионально-развивающих ресурсов, формирующих новые качества среды. Эти качества определяются взаимосвязями совокупности микросред как структурных компонентов макросреды, которые в отдельности не могут воспроизводить качество системы в целом. В данном случае интегративная образовательная среда обладает свойством эмерджентности, или системным эффектом. Таким образом, интегративная образовательная среда выступает как многомерное и упорядоченное пространство и как новая степень свободы, позволяющая педагогу повысить эффективность личностно-профессионального саморазвития.
Факторами, определяемыми внешней средой по отношению к субъекту деятельности, являются: требования к деятельности, критерии оценки соответствия результата цели, нормы и принципы, условия деятельности [3]. Нами разработана классификация внешних и внутренних факторов личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде (рис. 1).
Рис. 1. Факторы личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде
Личностно-профессиональное саморазвитие педагога в интегративной образовательной среде как деятельность включает следующие процессуальные компоненты: потребности и мотивы, целеполагание как проектирование, исполнительские действия, оценка результата, самоорганизация и самоконтроль, корректировочные действия (рис. 2).
Рис. 2. Влияние интегративной профессионально-развивающей образовательной среды на процессуальные компоненты саморазвития педагога
Функция в общем значении – явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления. В этом аспекте личностно-профессиональное саморазвитие педагога зависит от условий интегративной образовательной среды и изменяется под воздействием ее факторов. Интегративная образовательная среда выполняет побудительную, прогностическую, результативную, аналитическую, регулятивную функции в личностно-профессиональном саморазвитии педагога.
Побудительная функция — социальные условия интегративной образовательной среды определяют потребности личностно-профессионального саморазвития педагога, которые конкретизируются в мотивах-побудителях и движущих силах личностно-профессионального саморазвития. Интегративная образовательная среда способствует актуализации смыслов саморазвития. Мотивы саморазвития педагога могут быть внутренними и внешними, ведущими и ситуативными. Это самоутверждение, самоактуализация как умение педагога стать тем, кем он способен стать (А. Маслоу), реализация себя в профессионально-педагогической деятельности, достижение успеха в профессиональном сообществе, а также социально значимые мотивы (чувства профессионального долга и призвания, ответственности, осознание миссии педагога).
Прогностическая функция — интегративная образовательная среда детерминирует требования к уровню профессионального мастерства, результатам педагогической деятельности и инициирует целеполагание саморазвития педагога, при этом постановка цели определяется самим субъектом. Целеполагание осуществляется педагогом на основе мотивов личностно-профессионального саморазвития и с учетом социального заказа интегративной образовательной среды.
Результативная функция — интегративная образовательная среда определяет содержание норм и принципов деятельности и обусловливает получение результата личностно-профессионального саморазвития педагога. Интегративная образовательная макросреда, обладая свойствами вариативности, открытости и пластичности, значительно усиливает профессионально-развивающее воздействие по сравнению с отдельными микросредами. Интегративная образовательная среда включает программно-технические, информационно-образовательные, социально-коммуникативные и научно-методические ресурсы. Вариативность профессионально-развивающих ресурсов обеспечивает построение индивидуальной траектории личностно-профессионального саморазвития педагога и позволяет осуществлять данный процесс на основе альтернативного выбора с наибольшей эффективностью в целях достижения запланированных результатов.
Аналитическая функция — интегративная образовательная среда обеспечивает осуществление обратной связи процесса саморазвития педагога на основе проведения мониторинга как непрерывного процесса наблюдения и регистрации индивидуальных показателей в соответствии с критериями саморазвития. Сравнительная оценка результатов саморазвития педагога осуществляется по собственным (внутренним) и внешним критериям соответствия результатов цели. Внешние критерии оценки устанавливаются интегративной профессионально-развивающей образовательной средой. В фундаментальных трудах, посвященных исследованию стратегии и проблем жизненного пути человека, рефлексия деятельности рассматривается как основной механизм саморазвития (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн).
Регулятивная функция — заключается в развитии эмоционально-волевой саморегуляции процесса и результата личностно-профессионального саморазвития. Педагог со сформированными самоорганизационными компетенциями способен адаптировать и трансформировать влияние интегративной образовательной среды в собственные мотивы личностно-профессионального саморазвития. Под адаптацией в данном случае понимается внутреннее стремление к саморазвитию. В процессе саморегуляции на основе достигнутых результатов педагог корректирует процесс собственного личностно-профессионального саморазвития во взаимосвязи составляющих его компонентов.
Личностно-профессиональное саморазвитие педагога в условиях интегративной образовательной среды связано с определенными потенциальными рисками:
1) отсутствием возможности реального диалога в условиях виртуальной коммуникации;
2) отрицательным влиянием виртуального квазиреального мира на развитие личностных качеств педагога, определяющих процесс эффективного общения;
3) потенциальной информационной опасностью ресурсов Интернета;
4) использованием фрагментарной информации, часто бессистемной, и отсутствием необходимости в анализе объемных текстов;
5) зависимостью от чрезмерного и необоснованного использования мультимедийных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Способами решения обозначенных проблем в целях минимизации рисков саморазвития педагога являются:
1) развитие умений слушать, оппонировать, аргументировать собственное мнение;
2) участие педагога в очных этапах научно-практических конференций, конкурсов профессионального мастерства, семинаров, фестивалей и других научно-методических мероприятий;
3) развитие умений педагога критически анализировать информацию, дифференцировать ее, сопоставлять, выделять главное.
С целью определения основных направлений саморазвития нами разработана технология проектирования индивидуальных профессионально-развивающих траекторий педагога. Данная технология включает поэтапные действия в соответствии с циклом деятельности.
На диагностическом этапе проводится анализ социокультурной ситуации, определяются качественные характеристики интегративной образовательной среды, ведущие мотивы и степень готовности к саморазвитию, а также исходный уровень личностно-профессионального саморазвития педагога.
На прогностическом этапе разрабатывается проект будущей деятельности, содержащий концепцию саморазвития и стратегию ее реализации (цели и задачи, ресурсы и условия, ожидаемые результаты, пошаговый план выполнения запланированных действий). На данном этапе важно прогнозирование возможных направлений саморазвития на основе вероятностных сценариев и выбор оптимального варианта.
На практическом этапе осуществляются исполнительские действия по реализации разработанного проекта личностно-профессионального саморазвития педагога.
На рефлексивном этапе оцениваются результаты саморазвития по собственным (внутренним) и внешним критериям, проводится анализ продуктов педагогической деятельности, подтверждающих положительную динамику результатов личностно-профессионального саморазвития педагога. Продуктами педагогической деятельности являются: сертификаты и дипломы об участии в конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах, фестивалях, форумах; публикации, проекты, педагогические разработки; документы о повышении квалификации, транслировании опыта практических результатов профессионально-педагогической деятельности и другие достижения. Рефлексивный этап саморазвития педагога включает также осуществление корректировочных действий и определение перспектив дальнейшего личностно-профессионального саморазвития.
Проведенное исследование позволяет сформулировать вывод о детерминирующем влиянии интегративной образовательной среды на процесс личностно-профессионального саморазвития педагога. В результате исследования:
1) разработана классификация внешних и внутренних факторов личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде;
2) определена структура саморазвития педагога, включающая процессуальные компоненты деятельности;
3) обоснованы функции интегративной образовательной среды в личностно-профессиональном саморазвитии педагога;
4) выявлены потенциальные риски саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды и способы их минимизации;
5) предложена технология проектирования индивидуальных профессионально-развивающих траекторий педагога, которая может быть использована в практической деятельности общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Рецензенты:
Сажина Н.М., д.п.н., профессор, заместитель декана факультета педагогики, психологии и коммуникативистики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар;
Синицын Ю.Н., д.п.н., факультет педагогики, психологии и коммуникативистики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.
Библиографическая ссылка
Ушаков А.А. ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18378 (дата обращения: 19.09.2024).