Сельское хозяйство составляет основу агропромышленного комплекса, объединяя все другие производства, научный потенциал АПК в единое целое, и входит в экономику региона [8].
Объективно большинство сельскохозяйственных организаций Рязанской области представлены малыми и средними предприятиями (МСП), которым присущи как общеотраслевые особенности, так и характеристики, обусловленные категорией «малое» или «среднее». Определим их в качестве объекта исследования.
В соответствии с методологией системного подхода [2], охарактеризуем МСП как социально-экономические системы, чувствительные к колебаниям среды, стремящиеся сохранить свои качественные характеристики и устойчивое состояние при одновременной адаптации к изменениям среды.
В результате исследования [4, 7, 9], автором были обобщены и выделены наиболее важные в ключе рассматриваемого вопроса характеристики сельскохозяйственных МСП, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Характеристики сельскохозяйственных МСП.
Категория исследования |
Описание характеристик |
Характеристики, обусловленные категорией «малое» и «среднее» |
МСП труднее противостоять влиянию среды, и в отличие от крупных предприятий, им сложнее оказать свое воздействие на факторы среды. |
Функционирование осуществляется на локальном рынке. |
|
Гибкость в принятии решений и обратной связи. |
|
ИС в сельскохозяйственных МСП представлены изолированными приложениями, ориентированными на решение конкретных задач. |
|
Характеристики, обусловленные категорией «сельскохозяйственное» |
Зависимость от природно-климатических условий и естественно-биологического цикла роста растений и животных |
Сезонность производства, неравномерное в течение года использование ресурсов, реализация продукции и поступление денег |
|
Устойчивые общественные предпочтения в отношении специфичной для региона продукции |
|
Ценовая неэластичность спроса на продукцию и отсутствие товаров-заменителей сельскохозяйственного сырья |
|
Необходимость рационального использования производственных ресурсов определяет диверсификацию производства |
Специфика сельскохозяйственных МСП по мнению автора определяет низкие адаптационные возможности предприятия. В этом случае возникает вопрос, как эффективно и грамотно осуществлять адаптацию при перечисленных условиях.
Адаптивное управление в авторском понимании опирается на адаптивность как свойство системы и заключается в гибком регулировании параметров системы адекватно изменениям среды и в соответствии с целями системы. В целях практического применения автором предлагается система адаптивного управления сельскохозяйственным МСП, включающая подсистемы мониторинга, планирования и регулирования. В рамках статьи рассмотрим мониторинг как составляющую системы адаптивного управления.
В общем случае мониторинг – это информационно-аналитический инструмент, его задача заключается в сборе и анализе информации, оценке влияния факторов, выявлении тенденций и составлении прогноза. Индивидуальные характеристики объекта учитываются при составлении системы показателей мониторинга. В системе адаптивного управления, предлагаемой автором, мониторинг фиксирует изменения параметров среды и формирует информационную базу для последующих этапов планирования и регулирования.
Большинство авторов [1, 5] предлагают нам следующее общее представление взаимодействия организации с внешней средой с позиции системного подхода (рис. 1).
Рис. 1. Организация и ее внешнее окружение
Мы согласны с данным мнением (рис. 1) и считаем, что окружению сельскохозяйственных МСП присущи определенные отраслевые особенности, которые необходимо проанализировать.
Поскольку функционирование сельскохозяйственных МСП осуществляется на локальном рынке, изменения его параметров наиболее существенны. В отличие от микросреды, макроокружение как суперсистема, хоть имеет связь с каждым своим компонентом, но определяет достаточно общие условия существования сельскохозяйственных МСП в контексте региона. Тем не менее, степень и результат воздействия среды в целом на каждую организацию различен и зависит также от внутреннего потенциала организации [1]. Поэтому основное внимание мониторинга будет направлено на непосредственное окружение, в результате мы получим своевременную реакцию на действия микроокружения, что позволит увеличить внутренний потенциал предприятия и сделает его более устойчивым к изменению условий макроокружения.
Необходимо отметить особую роль государства – оно выполняет не только законодательную и административную функции. На аграрном рынке государство выступает в роли регулятора цен путем установления цен госзакупки, а также выплаты субсидий предприятиям. Таким способом государство защищает сельхозтоваропроизводителей от влияния диспаритета цен и гарантирует сбыт.
Влияние отрасли на конкретное сельскохозяйственное МСП огромно. В границах исследования и в целях отбора признаков для мониторинга мы считаем возможным выразить его в показателях:
-
рыночная цена;
-
цена госзакупки.
Выделяя совокупность факторов для мониторинга, установим в качестве критерия отбора признак влияния на конкурентоспособность сельскохозяйственного МСП, поскольку в описанных условиях функционирования объекта данная характеристика определяет возможности развития. Объективно конкурентоспособность обозначает экономическое положение предприятия [10], информация о котором должна быть актуальной.
Мы считаем, что существует причинно-следственная связь между адаптивностью и конкурентоспособностью предприятия. В подтверждение мысли обратимся к Минакову [4], который определяет конкурентоспособность как характеристику возможности и динамики приспособления предприятия к условиям рыночной конкуренции. При этом конкурентоспособность – это показатель, меняющийся со временем и зависящий как от внешних, так и от внутренних факторов. Можно предположить, что уровень конкурентоспособности предприятия и уровень адаптивности находятся в прямо пропорциональной зависимости – чем выше уровень адаптивности по всем параметрам (скорость, адекватность), тем выше уровень конкурентоспособности.
Согласно Портеру [10], базовые факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, это конкуренция в отрасли, поставщики, покупатели, появление продуктов-заменителей и новых конкурентов. Считаем необходимым обозначить особенности выделенных факторов с учетом специфики среды существования и функционирования МСП в сельском хозяйстве.
В рамках локального рынка конкуренты – это сельскохозяйственные предприятия, обладающие в общем теми же отраслевыми и организационными особенностями, что и рассматриваемые сельскохозяйственные МСП, а также ИП, фермерские и личные подсобные хозяйства. Наличие большого числа производителей однородной продукции обуславливает высокий уровень конкуренции [4,6,9]. Анализ статистических данных [3] показал, что объем производимой продукции сельскохозяйственных организаций по нескольким видам превышает показатели производства ИП, фермерских хозяйств и хозяйств населения (рис. 2).
Рис. 2. Показатели объема производства по видам продукции различных типов сельскохозяйственных предприятий Рязанской области в 2014 г.
Таким образом, из всей совокупности организаций-конкурентов мы объективно выделяем сельскохозяйственные организации. Возникает вопрос, почему результаты деятельности схожих предприятий, сосуществующих в единой среде, сильно рознятся. Мы придерживаемся мнения, что это обусловлено различием в потенциале предприятий, а также эффективности и гибкости управления и принимаемых решений.
В рамках конкурентной борьбы необходимо отслеживать показатели, которые конкуренты могут использовать в качестве преимуществ. Среди них выделим:
-
ассортимент продукции;
-
цены реализации;
-
объемы реализуемой продукции;
Появлению новых конкурентов будет препятствовать низкая скорость оборота капитала и высокая фондоемкость производства [4]. Ранее конкуренцию отечественным производителям составляли импортные продовольственные товары. В свете последних политических событий этот фактор конкуренции заметно потерял свою силу и государство оказывает все большее внимание вопросам продовольственной безопасности, что оказывает огромное положительное влияние на развитие отрасли АПК в целом.
По нескольким причинам наибольшее влияние в отрасли оказывают поставщики и покупатели. Известно, что поставщики таких ресурсов, как топливо, минеральные удобрения, машины, это крупные предприятия, зачастую иностранные, которые являются монополистами по отношению к сельскохозяйственным МСП. Что касается покупателей продукции сельскохозяйственных МСП, являющейся по своей сути скоропортящимся и труднотранспортируемым сырьем, это крупные перерабатывающие предприятия (рис. 3).
Рис. 3. Модель влияния сил поставщиков и покупателей в отрасли
Вследствие обозначенных причин, МСП сельского хозяйства вынуждены односторонне адаптироваться к воздействию поставщиков и покупателей. Мы предлагаем осуществлять мониторинг показателей:
-
Цены, предлагаемые покупателями;
-
Условия поставщиков.
В отношении продуктов-заменителей АПК обладает следующей особенностью: на этапе производства сельскохозяйственного сырья товары-заменители практически отсутствуют, а по мере приближения к конечному покупателю, вместе с увеличением ассортимента товаров, увеличивается и число товаров-заменителей [9]. В связи с тем, что в роли объекта изучения выступают производители сельскохозяйственного сырья, данный фактор утрачивает для нас свое значение.
Мы предлагаем включить показатели, выявленные в процессе анализа факторов среды, влияющих на конкурентоспособность, в состав системы показателей мониторинга:
- рыночная цена;
- цена госзакупки;
- ассортимент продукции конкурентов;
- цены реализации конкурентов;
- объемы реализуемой конкурентами продукции;
- цены, предлагаемые покупателями;
- условия поставщиков.
Оценивая воздействие факторов, выраженное в указанных показателях, мы сможем получить конкретную информацию для последующего планирования и регулирования деятельности.
Согласно Минакову [4], конкурентоспособность предприятия определяется эффективностью его менеджмента, ресурсов, продукции. Применяя систему адаптивного управления на практике, мы дополняем конкурентоспособность сельскохозяйственных МСП таким свойством, как возможность и динамика адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры.
С помощью предложенных решений организация сможет повысить уровень собственных адаптационных возможностей, проводить двустороннюю адаптацию, т.е. не только сама адаптироваться к изменившимся условиям, но и воздействовать на конкурентные силы и создавать благоприятные для себя условия.
Мы учли специфику предприятия, его низкие адаптационные возможности и разработали такую систему адаптивного управления, которая с учетом всех перечисленных факторов, позволит тем не менее проводить эффективные адаптационные мероприятия.
Рецензенты:
Шашкова И.Г., д.э.н., профессор, начальник управления развития и качества образовательного процесса, зав. кафедрой «Информационные технологии в экономике», ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева», г. Рязань;
Шкапенков С.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева», г. Рязань.
Библиографическая ссылка
Завгородняя А.С. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, В АДАПТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ МАЛЫМИ И СРЕДНИМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18360 (дата обращения: 28.04.2025).