Профессиональное развитие педагогов в условиях инноваций А.Г. Асмолов рассматривает с позиции системно-деятельностного подхода.
Данный методологический подход для системы повышения квалификации рассматривается как системная, целенаправленная деятельность субъектов методического взаимодействия (стажера, тьютора, преподавателя), реализующих проекты профессионального развития и саморазвития педагогов. Причем, данный подход предполагает опережающий характер управления, что позволит системе образования региона, конкретного учреждения создать необходимую систему ресурсов (кадровых), способных внедрить инновацию, связанную с системными, модульными, локальными изменениями процесса [5].
В организации совместной деятельности тьютора и стажера в системе повышения квалификации востребованным становится компетентностный подход. И.М. Логвинова описывает компетентностный подход как методологический.
Компетентностный подход, с одной стороны она определяет как системный, междисциплинарный, с другой - личностный и деятельностный, имеющий практическую, прагматическую и гуманистическую направленность. Практическая направленность компетентностного подхода прослеживается через практико-ориентированные способы получения качественно новых результатов дополнительного профессионального педагогического образования. В прагматическом смысле он не является антиподом знаниевого подхода, а логически его продолжает, подчеркивая значимость опыта, умений практически реализовывать знания, но, с другой стороны, и не отождествляется с ними, так как знания становятся в соподчиненность умениям. Такая система повышения квалификации педагогов, на ее взгляд, абсолютно точно моделирует существенные характеристики изменений, требуемых стандартом в рамках реализации образовательного процесса в учреждении [4].
Актуальными подходами в этом взаимодействии становятся аксиологический и индивидуально-ориентированный. В.С. Елагина описывает аксиологический и индивидуально-ориентированный подходы к организации методической работы в образовательном учреждении.
Аксиологический подход она рассматривает как основу развития профессионально-ценностной ориентации учителей. Сущность индивидуально-ориентированного подхода состоит в том, что он позволяет включить механизмы общего и профессионального саморазвития педагога. При этом основное назначение индивидуально-ориентированного подхода состоит в создании условий для самореализации личности, развития творческих возможностей, профессиональной позиции, реализации новых технологий обучения. Кроме того, данный подход предполагает осознание каждым педагогом, стажером, себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Потребность в выражении своей индивидуальности, в постоянном совершенствовании своего профессионального мастерства, в поиске новых средств самовыражения является важнейшим мотивом профессионального роста и развития личности педагога, в том числе и при взаимодействии с тьютором [5].
Среди образовательных технологий обучения используемых для организации стажировок все большую актуальность получают интерактивные формы обучения, которые направлены на формирование у педагогов нового уровня профессиональной компетентности.
К интерактивным формам повышения квалификации, которые успешно практикуются в Свердловской области, можно отнести следующие позиции:
- организация активной групповой и парной работы при проведении сетевых занятий с использованием ДОТ - дистанционных образовательных технологий (в электронных курсах СДО, тренингах, мастерских);
- визуализация - использование приемов и инструментов инфографики для организации в сети «мозговых атак», для представления, обобщения и осмысления информации;
- сетевые методические сообщества;
- сетевые объединения тьюторов;
- депозитарий инновационных, в том числе стажировочных практик [9].
Все чаще звучит мнение, что более адекватным средством и средой непрерывного повышения квалификации педагогов может стать интерактивная сетевая деятельность, интегрирующая возможности формального, неформального образования и самообразования, опосредованного современными информационно-коммуникационными технологиями и реализуемого на основе компетентно-деятельностного подхода [2].
Отметим комплекс принципов построения и развития образовательной среды стажировок - метаформальность, открытость, глобальность, партнерство, мультиформатность, эволюционность, толерантность и мультимедийность, позволивший интегрировать формальную и неформальную профессиональную деятельность педагога.
В организации стажировок широкое распространение получили методы обучения, основанные на механизме интеракции, то есть межличностной коммуникации.
Наиболее важная особенность интеракции - способность человека принимать и понимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать свои действия [8].
Интерактивные методы и формы обучения на стажировке позволяют: формировать коммуникативные навыки, развивать презентационные умения, формировать интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать решение, аналитические и экспертные умения и навыки, развивать креативность [7].
Разрабатывая совместный план по реализации стажировочного модуля стажеру необходимо помнить, что с одной стороны стоят требования, предъявляемые к результатам освоения образовательной программы, с другой - успешные новые практики стажировочных площадок, с третьей - его субъектный опыт, убеждения и личностные особенности слушателя и придерживаться следующих принципов организации стажировки педагогов:
1. Приоритет самостоятельного обучения.
2. Принцип совместной деятельности.
3. Принцип опоры на опыт стажера.
4. Индивидуализация обучения.
5. Системность обучения.
6. Контекстность обучения.
7. Принцип актуализации результатов обучения.
8. Принцип элективности обучения.
9. Принцип развития образовательных потребностей.
10. Принцип осознанности обучения.
Осмысление стажером и тьютором всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.
11. Принцип субъектности.
12. Принцип структурированной избыточности ресурсов [6].
Для обеспечения этой образовательной среды может быть предложена модель повышения квалификации кадров в процессе стажировки (см. рис. 1), которая основывается на личностно-ориентированном, компетентностном и контекстном подходах и включает в себя цели, определяющие основную направленность процесса; закономерности и принципы, этапы подготовки и проведения стажировки; механизм и ресурсное обеспечение взаимодействия участников образовательного процесса; позитивные результаты стажировки, выражающиеся в повышении уровня квалификации кадров [10].
Для обеспечения управляемости процесса повышения квалификации работников учреждения образования в ходе стажировки может быть предложена модель взаимодействия ИРО и базовых площадок по обеспечению индивидуальных маршрутов стажировки [9].
Основными элементами модели (см. рис. 2) выступают индивидуальные маршруты стажировки, которые становятся неотъемлемой составляющей новой модели образования и обучения, формируемой в программах стажировок: внутрикурсовая стажировка, межкурсовая стажировка и посткурсовая [3].
Для реализации этой модели предложены следующие формы организации образовательного процесса на стажировках:
- Семинары-обсуждения научно-методических текстов с разных позиций («понятия», «тезисы», «оппозиция», «апология» и т.д.). Семинары предполагают работу в малых группах (каждая позиция готовит сове выступление) и последующее общее обсуждение. Во время общего обсуждения все группы могут выстроить свое отношение к результатам работы каждой позиции. Позиционные семинары - возможное условие организации учебной деятельности педагогов: во время семинаров можно в совместно-распределенной деятельности организовать процесс рефлексии, анализа собственных дефицитов и постановки задач на развитие.
- Включенное наблюдение. Педагоги посещают занятия (уроки), активно наблюдая за работой детей (в малых группах и индивидуально).
Рис. 1. Модель повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений в системе повышения квалификации
Рис.2.Модель взаимодействия ИРО и ОУ по обеспечению индивидуальных маршрутов стажировки педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений на базе ИРО
Аналитические семинары (проводятся по итогам включенного наблюдения).
Педагоги проводят анализ увиденных занятий (индивидуальных или групповых). Первый шаг: конструктивный анализ - описание увиденного на языке современных технологий. Второй шаг: рефлексивный анализ - соотнесение цели и полученных эффектов, выявление возможных вариантов действий педагога. Материалом для аналитических семинаров может стать и обсуждение разных вариантов конспектов занятий.
Основанием для рефлексии выступают критерии оценки урока (занятия) по этапам (требования к контрольно-оценочной деятельности, требования к постановке учебной задачи и пр.). Одна из целей семинара - работа над профессиональной аргументацией, умением обосновывать свои суждения исходя из полученных знаний.
- «Пользовательские семинары»: во время семинаров происходит знакомство и опробование новых моделей инструментария оценки качества образования.
- «Разработческие семинары»: во время семинаров проводится разработка оценочных процедур или инструментов для решения конкретных задач образовательного процесса.
- Методические семинары. На методических семинарах предметом анализа становятся учебники и методические пособия. Критериями анализа становится их соответствие требованиям ФГОС. Эта работа нужна для того, чтобы сформировать активную субъектную позицию по отношению к методической литературе, уметь использовать методические рекомендации для построения собственного занятия.
- Защита проекта урока. Урок проектируется участником стажировки, проводится, снимается на видео. Проводится защита проекта урока. Автор делает рефлексивный анализ.
- Защита образовательного (группового сетевого) проекта. Это форма зачетной работы на курсах повышения квалификации. Предметом разработки и защиты становится не отдельный урок, а решение задачи, выбранной слушателем (или проблемной группой) в начале курса. Задачей является проектирование не отдельного урока, а более крупной части образовательного процесса в ответ на поставленный вопрос на начальном этапе стажировки [1].
Для сопровождения данной модели были предложены методы квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности. Эти группы методов связаны с курсовым (аудиторным), межкурсовым и посткурсовым сопровождением стажера.
Реализация компетентностного и системно-деятельностного подходов при организации стажировок, использование интерактивных (дистанционных) форм и методов обучения позволяет обеспечить организационно-методическую региональную модель непрерывного персонифицированного повышения квалификации руководящих и педагогических работников в Свердловской области.
Рецензенты:
Долинер Л.И., д.п.н., доцент кафедры информационных технологий ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», г. Екатеринбург;
Циовкин Ю.Ю., доцент кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Жижина И.В. ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ СТАЖИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18353 (дата обращения: 11.10.2024).