Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач современной системы образования. Жизнь во всех её проявлениях становится всё многообразнее и сложнее, от человека чаще всего требуются не привычные действия, а творческий подход к делу, способность видеть проблемы и самостоятельно их решать. Развивать активность, самостоятельность, творческие качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте, так как, по мнению психологов, этот возрастной период наиболее благоприятен для формирования основ этих качеств.
Как отмечают современные исследователи, само понятие самостоятельности неоднозначно. С одной стороны, можно рассматривать самостоятельность как характеристику способа деятельности. С этой точки зрения структура самостоятельности будет соответствовать структуре деятельности и включать мотив, цель, отдельные действияи т.д. Степень самостоятельности ребёнка при этом будет определяться как степень независимости ребёнка от помощи извне. Именно так определяет самостоятельность Година Г.Н., в работах которой отводится большое место изучению проблем становления самостоятельности у дошкольников. Автор определяет самостоятельность как некоторую независимость ребёнка от взрослого, способность ставить перед собой цель, достигать её известными способами. Проявляя самостоятельность, дети, в конечном итоге, освобождаются от опеки взрослого[2, с.49-54].
С другой стороны, в ряде психолого-педагогических исследований самостоятельность рассматривается как одно из качеств личности, которое формируется на основе разнообразных психических процессов и самым тесным образом с ними связана. Как отмечает Власова Т.А., самостоятельность «в самом обобщённом виде можно представить как систему, включающую в себя интеллектуально-познавательный, эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты...» [3, с.60]. В содержательную характеристику самостоятельности как сложного интегративного качества автор включает элементы таких близких по содержанию качеств, как инициативность, независимость, ответственность, которые дополняют друг друга и одновременно создают самостоятельность, являясь её признаками.
По мнению Мясищева В.Н., наиболее приемлемыми критериями сформированности у детей 5-7 лет самостоятельности как личностного образования является характер основных отношений личности. Именно система отношений человека к окружающему миру и к самому себе характеризует внутреннюю позицию личности, её ценностные ориентиры, личностные смыслы, общую направленность [5, с.7].
При изучении проблемы развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста нам представляется существенным рассматривать само понятие самостоятельности в тесной взаимосвязи обоих точек зрения: с одной стороны, как способность ребёнка действовать независимо, с другой стороны, как изменение в его личностных проявлениях: мотивах, потребностях, интересах, ценностных ориентирах и отношениях.
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами в младшем дошкольном возрасте. Дальнейшее развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребёнком разных видов деятельности (игровой, трудовой, изобразительной и др.). По мнению Урунтаевой Г.А., «трудовая деятельность создаёт наиболее благоприятные условия для проявления и развития самостоятельности ребёнка, установления более тесных, непосредственных связей со взрослыми и их деятельностью, т.е. для удовлетворения новых, социальных по своей природе потребностей, которые не могут быть полностью удовлетворены в других видах деятельности, в том числе и в сюжетно-ролевой игре» [6, с.109]. Как отмечает автор, трудовая деятельность отличается более непосредственной связью с жизнью взрослых, чем игра, поскольку трудовые действия и ситуация, в которой они выполняются, вполне реальны и приводят к получению вполне конкретного материального результата, осязаемого продукта. Именно в труде ребёнок самостоятельно выполняет и совершенствует предметные действия, которыми он овладел ещё в раннем детстве.
Рассмотрим особенности развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в труде с позиции деятельности.
Как отмечают исследователи, старший дошкольный возраст имеет особое значение для развития трудовой деятельности, формирования самостоятельности, создаёт особые условия и возможности. Психофизиологические особенности ребёнка 5-6 лет позволяют активно включать его в разнообразные виды трудовой деятельности в семье и дошкольном учреждении. Как отмечает Т.А.Маркова в своих исследованиях, у детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов - восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения [4, с.9]. Внимание становится более устойчивым (ребёнок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать; мобилизируя волю, ребёнок сознательно старается запомнить правила, например, по уходу за комнатными растениями, последовательность действий при конструировании поделок и т.п.
Поведение становится более целенаправленным, целеустремлённым, в значительной мере произвольным, лишённым принуждения. Отмечается большая выносливость головного мозга, его коры при воздействии внешних раздражителей. В связи с этим более выраженной становится способность к торможению эмоциональных порывов, уже легче при необходимости ограничить свои желания, действовать в соответствии с поставленной целью. Старшие дошкольники принимают и ставят цель на основе сформированных представлений о результатах тех или иных действий и последовательности этапов работы. Освоение способности действовать в соответствии с мыслимой целью обусловлено развитием речи дошкольника и возрастанием её регулирующей роли, а также развитием воли, помогающей осуществить намеченную цель, несмотря на наличие внешних и внутренних препятствий. С возрастом цели становятся не только более устойчивыми, но и реальными, опирающимися на оценку ребёнком своих возможностей и умений»[6, с.113].
В период старшего дошкольного возраста у ребёнка меняются контроль и оценка своей собственной деятельности. Если дети 3-4 лет считают свою работу хорошей независимо от того, как и какой результат достигнут, то в 5-7 лет дошкольники стараются правильно оценить свою работу. Старшие дошкольники способны видеть не только расхождения между результатами, которые были запланированы, и теми, которые были получены, но и на этой основе (при соответствующем обучении) успешно осуществлять коррекцию своих действий. Самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на лучшее выполнение работы и устранение недостатков.
В период дошкольного детства усложняются осваиваемые детьми трудовые действия в различных видах труда. Дети пяти-шести лет успешны в овладении основными движениями, у них усиленно развиваются мелкие мышцы, движения кисти и пальцев рук становятся устойчивее, точнее, улучшается согласованность движений. Навыки трудовых действий становятся более координированными и со временем автоматизируются и превращаются в системы поведения. Возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. Тогда дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца.
Таким образом, дети 5-6 лет достаточно легко поддаются воспитательному воздействию со стороны взрослых, так как их организм и нервная система находятся в стадии становления. Это позволяет решать такие сложные воспитательные задачи, как развивать способность преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца, самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности, трудовые поручения.
Однако следует отметить, что труд теряет своё воспитательное значение, если привлекать ребёнка к работе только ради развития трудовых навыков. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит современную систему дошкольного образования перед необходимостью выстраивать целостный образовательный процесс, объединяющий обучение и воспитание, на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей [1, п.1.6.5].
«Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоянно выполняет живущий человек, для формирования его как знатока своего дела, умельца - мастера, В.Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между её участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного «подкрепления» хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам» [5, с.8].
Как отмечает Урунтаева Г.А., развитие нравственного сознания опережает развитие нравственного поведения. Первоначально в младшем дошкольном возрасте ребёнок осваивает представления о нравственных нормах, которые, как правило, на первых порах выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии и легко нарушаются ребёнком. В старшем дошкольном возрасте постепенно такое рассогласование снимается и в реальном поведении ребёнка начинают преобладать позитивные нравственные нормы. Однако мотивы, лежащие в основе нравственного поведения ребёнка, могут быть диаметрально противоположными. Поведение ребёнка может быть прагматичным, когда моральный поступок связан с выгодой для ребёнка и основано на усилении внешнего контроля за ним со стороны взрослых и сверстников. «Бескорыстное поведение представляет собой результат взаимодействия сознательно усвоенных норм и переживание альтруистического воздействия со стороны близких взрослых»... Старшие дошкольники переходят от стихийной к сознательной нравственности.Нравственная норма для них начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. «Дети понимают, что норму необходимо соблюдать в целях успешности коллективной деятельности» [6, с.129]. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребёнка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если он уверен в безнаказанности своего поступка и невидит выгоды для себя. К семи годам нравственные мотивы становятся определяющими по своей побудительной силе. То есть социальные требования превращаются в потребности самого ребёнка.
Однако без непосредственного руководства взрослого может отсутствовать потребность в самоконтроле. «Следует помнить, что даже очень развитому, умному и доброму ребёнку пяти - шести лет далеко не просто реализовать в своих действиях, играх, труде, повседневном поведении имеющиеся представления и знания. Слишком мал его жизненный опыт, его могут захлестнуть эмоции, управлять которыми он только ещё научился. Поэтому мотивы, побуждающие его к хорошим поступкам, должны стать не только «знаемыми», но и реально действующими»[4, с.10].
На основании вышеизложенного, мы рассматриваем самостоятельность с позиции совокупности двух аспектов исследуемого качества: деятельностного и личностного. Это способность ставить перед собой цель, планировать последовательность трудовых действий, уметь действовать без помощи взрослого при выборе средств и способов, необходимых для достижения этой цели, осуществлять самоконтроль в процессе деятельности, преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. В то же время это интегративное качество личности, выражающееся в отношении ребёнка к процессу и результату труда, мотивам его трудовой деятельности.
Трудовая деятельность располагает большими возможностями для развития самостоятельности. В процессе труда ребёнок учится самостоятельно планировать свою деятельность, овладевает необходимыми умениями и навыками для её осуществления, а также учится самостоятельно контролировать и оценивать её. Социально значимые мотивы трудовой деятельности, на которые взрослый должен обращать особое внимание при руководстве трудовой деятельностью ребёнка, способствуют формированию нравственных качеств личности ребёнка-дошкольника. Ребёнок приобретает в этом случае способность самостоятельно регулировать своё поведение в соответствии с нравственными нормами, даже в отсутствие контроля со стороны взрослых. Нравственные нормы становятся регуляторами поведения ребёнка даже в отсутствие взрослого.
Рецензенты:
Трубайчук Л.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск;
Емельянова И.Е., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Зверева С.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18339 (дата обращения: 12.10.2024).