Спортивной деятельности в условиях современных соревнований по футболу свойственны большие физические и психические нагрузки. Поэтому не удивительно, что анализ напряженных матчей показывает всё возрастающую роль психологического фактора, который определяется правильной и быстрой оценкой возникающей ситуации, своевременным принятием оптимальных решений и предвидением развертывающихся событий, контролем совершаемых действий [8, 11].
Еще А. М. Гальперин [7] отмечал, что тактической подготовке в целом уделяется недостаточно внимания. Мал удельный вес тактических занятий в теоретическом цикле учебного плана детско-юношеских спортивных школ.
На сегодняшний день можно говорить о том, что данная картина во многом не изменилась. В современных действующих программах футбольных спортивных школ на теоретический цикл отводится всего лишь 4-5 % от общего количества часов. А. Г. Исаев [9] говорит о том, что обучение юных футболистов тактике происходит, главным образом, в процессе двухсторонних игр. В то же время А. Вайтерс [5] говорит о том, что игра 11 на 11, если её практиковать как одно из средств тренировки, не даёт возможности тренеру уделить нужное внимание каждому спортсмену. В таких условиях игрок может владеть мячом 5-10 раз за время всей тренировки, что недостаточно для целенаправленного формирования необходимых интеллектуальных качеств.
Цель исследования. Одной из причин сложившейся ситуации выступает недостаточная разработанность теоретических и методических основ совершенствования тактической подготовки футболистов. Поэтому цель нашего исследования заключалась в выявлении особенностей игрового мышления в футболе и сравнительном анализе существующих методических подходов к его развитию в процессе спортивной тренировки.
Результаты исследования и их обсуждение. На наш взгляд, структура игрового мышления во многом схожа со структурой мышления человека вообще. Это также психический процесс, который разрешает противоречия между познаваемыми феноменами посредством выбора оптимального пути решения той или иной задачи. В качестве познаваемых феноменов в структуре игрового мышления представляются всевозможные варианты решения в конкретной игровой ситуации, которые противоречат друг другу. Таким образом, игровое мышление - это вышеупомянутый психический процесс, который отражает специфику игровых, т.е. ситуационных видов спорта.
Оперативное мышление как специфический процесс построения новых схем (программ) действий в условиях дефицита времени, быстро и непрерывно меняющихся ситуаций и их неопределенности, наличия конфликтных факторов и сознания высокой ответственности за совершаемое действие, представляет собой важнейший компонент деятельности игрока.
Авторами, занимающимися вопросами игрового мышления [1, 6, 13 и др.], выделяются следующие черты игрового мышления:
1) наглядный и образный характер, т. е. функционирование интеллектуальных операций в составе и на основе восприятия и представлений;
2) включенность в практическое действие, т. е. в процесс решения задач по преобразованию внешней среды;
3) ситуативность, т. е. обусловленность отражения объективных зависимостей непосредственно данной конкретной ситуацией;
4) быстроту и интенсивность протекания интеллектуальных операций, обусловленную лимитом времени на выполнение игрового действия;
5) тесную взаимосвязь интеллектуальных операций и эмоционально-волевой сферы.
Игровое мышление проявляется именно в различных, постоянно меняющихся, игровых ситуациях и выливается оно в технико-тактическое действие. Поэтому структура игрового мышления созвучна со структурой технико-тактического действия, предложенной В. Г. Бауэром [3], где для визуального наблюдения доступна лишь одна из шести фаз (анализа ситуации, антиципации, планирования, принятия решения, действия, контроля) - фаза действия, тем самым, усложняя процесс, как формирования игрового мышления, так и его контроля.
Очевидно, на первый план стратегии и тактики игры в футбол выдвигаются мышечные усилия (скоростные качества, физическая выносливость и др.), а также управление психическими процессами и состояниями, определяющее психологическую основу готовности спортсмена к соревнованиям. Но ничуть не меньше внимания надо уделять изучению и соответственно - формированию игрового мышления.
В своей работе «Тактика футбольной игры» Б. А. Аркадьев [2] высказывает мнение, что тактическая тренировка это не только разучивание тактических комбинаций, хотя игрок должен знать много самых различных тактических ходов и комбинаций. Он должен их много раз проделывать на поле и изобретать на макете. Но построение игры только на заученных и безотносительных к противнику длинных тактических комбинациях противоречит самому существу тактики как искусству борьбы. Также говорит о том, что футболистов нужно обучать искусству комбинировать, а не уметь воспроизводить комбинации, необходимо воспитывать в игроках изобретательность и фантазию. При этом автор заключает, что если в каждом игровом положении футболист будет находить наиболее острое продолжение игры из всех возможных, то последовательный ряд таких «разрешений» и создаст хорошую комбинацию, как продукт коллективного творчества игроков на поле.
Ю. А. Калининский [10] полностью разделяет этот взгляд Б.А. Аркадьева и считает его плодотворным для дальнейшего развития теории и методики тактической подготовки спортсменов.
И. Н. Преображенский [12] указывает на существование 2-х противоположных взглядов относительно содержания тактической подготовки в игровых видах спорта. Первый взгляд сводится к признанию решающей роли разученных комбинаций, второй выражается в стремлении развивать у игроков способность инициативно действовать в игре, самостоятельно находить наиболее целесообразные и эффективные тактические действия. Практика показывает, что эффективность тактической подготовки может быть достигнута органическим синтезом лучших сторон обоих направлений.
Однако в действительности существует резкое преобладание «комбинационного» подхода. Особенность формирования необходимых умений, знаний и навыков состоит в том, что обучение тактике исходит преимущественно из комбинаций как возможных способов действия, оставляя на втором плане проблему регулирования действий в зависимости от ситуации. Игровая ситуация как самостоятельная тактическая категория не рассматривается. Принимая за основу обучение комбинациям, учат, как вообще можно действовать, но не учат, как нужно действовать в зависимости от конкретной игровой ситуации (брать игру «на себя» или передать мяч партнёру, и если последнее, то какому и т.д.). Таким образом, обучают, в сущности, только умению выбирать технические приёмы в уже заданной, т.е. фактически решенной задаче [10]. Такой подход разрывает игровое единство в комбинации и ситуации и в силу своей односторонности является не достаточным.
В ряде работ по тактике полностью обходится вопрос о необходимости оценки игровых ситуаций, в других этот вопрос затрагивается, но не находит какого-либо решения. Например, А. Я. Долгов [4] в своем исследовании о развитии тактического мышления у юных футболистов в учебно-тренировочных группах (1-3 год обучения) говорит о необходимости оптимального соотношения объемов стандартных и ситуационных упражнений и приводит процентное соотношение как 24,7 % и 75,3 % соответственно. Другими авторами [11, 13] подчеркивается необходимость формирования у спортсменов способности оценивать изменяющуюся ситуацию, ориентироваться в ней и быстро применять любой технический прием или игровое действие и рассматривают развитие этой способности как одну из важнейших частей тактической подготовки. Однако при фактическом изложении материала по тактической подготовке они не дают рекомендаций по обучению оценке ситуаций в связи с тем, что остаются всецело на позициях «комбинационного» подхода. Поэтому отдельные попытки сформулировать некоторые правила оценки ситуации оказываются неэффективными.
Рассматривая логический состав действий в комбинациях, можно убедиться в том, что они носят преимущественно однозначный характер, т.е. в них отсутствует операция выбора.
Комбинации - это всего лишь тактические «кирпичи», которые приобретают значение только в том случае, если у каждого игрока существует план построения из них единого «здания», т.е. системы целенаправленных действий по преобразованию наличной ситуации. Выработка плана действий и принятия решения в условиях множественного выбора - это и есть та сложная игровая задача, которая требует для своего решения участия процессов тактического мышления.
Ю. А. Калининский [10] говорит о том, что, признав игровую ситуацию как объективное исходное начало, определяющее регулятивную деятельность игрока, мы становимся на новый путь формирования тактических умений: не от комбинаций к неизвестной ситуации, а от конкретной ситуации - к рациональным тактическим действиям в виде наигранных комбинаций.
Но реализация этого направления наталкивается на ряд трудностей психологического, теоретического и методического плана, а именно, на необходимость формирования у юных игроков умения классифицировать игровые ситуации, что связанно с психологическим анализом игровой деятельности и структурой игрового мышления. Однако такие умения могут быть сформированы, если их сделать объектом специального обучения.
Содержание педагогической работы Ю. А. Калининский [10] видит в обучении спортсменов способам, приемам распознавания и оценки игровых ситуаций, в вооружении их знаниями адекватных опознавательных признаков, наличие которых позволяет правильно классифицировать ситуацию (определять их класс, тип, вид). Существующие «комбинационные» приемы формирования у спортсменов тактического мышления не удовлетворяют требованиям, которые предъявляет реальная деятельность, осуществляемая в процессе решения игровых задач, не содержат необходимых и достаточных условий для выработки у всех спортсменов правильной ориентировочной основы тактических действий в игровых ситуациях. Поэтому необходимые умения формируются во многом стихийно.
Таким образом, одна группа средств тактической подготовки представлена комплексом различных игровых упражнений, частично (игра в квадрате и др.) или полностью (двусторонние игры), создающих условия реальных игровых ситуаций. В этом их несомненное достоинство. Но вместе с тем игровой метод имеет существенный недостаток - процесс оценки ситуаций и принятия решения игроком протекает стихийно и не может выступать как объект управляемого усвоения.
Другая группа средств тактической подготовки - упражнения на макете (включая установку на игру и разбор игры) - представляется нам перспективной, т.к. содержит в себе потенциальную идею моделирования игровых ситуаций. Однако эффективность упражнений на макете и содержание теоретического цикла тактической подготовки в целом может быть достаточной только в том случае, если моделирование ситуаций будет опираться на их классификацию.
Заключение. В содержании подготовки спортивного резерва не выделяется такой немаловажный объект, как мышление футболиста. В научно-методической литературе достаточно представлены средства и методы тактической подготовки, которые характеризуется в основном разучиванием различных комбинаций возможных способов действия в игровой ситуации. То есть, занимающимся в рамках тактической подготовки предлагается изучение уже фактически готовых алгоритмов решений, им остается их запомнить, распознать в ходе игры подобную ситуацию и воспроизвести комбинацию.
Таким образом, процесс мышления при этом подходе представлен минимально, и поэтому развития игрового мышления не происходит.
В практических упражнениях проследить весь диапазон мыслительной деятельности также не представляется возможным, т.к. наблюдателю, тренеру виден только один конечный продукт мыслительных операций (действие) и всего лишь одно решение (возможно, правильное, возможно, нет).
Процесс мышления требует наличия мыслительных операций, таких как: анализ, обобщение, сравнение, принятие решения. В связи с этим при формировании игрового мышления следует иметь в виду развитие способности выполнять, прежде всего, данные операции. Для этого необходимо научить юных спортсменов выделять значимые признаки игровых ситуаций, которые представляют собой материал для обработки с помощью мыслительных операций.
Рецензенты:Пьянзин А.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теоретических основ физического воспитания ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары;
Харитонов М.Г., д.п.н., профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Драндров Г.Л., Сафронов Е.Л., Плешаков А.А. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРОВОГО МЫШЛЕНИЯ ФУТБОЛИСТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЕГО РАЗВИТИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18337 (дата обращения: 11.10.2024).