Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НУТРИТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ НЕСПОРТИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Семенова Н.В. 1 Блинова Е.Г. 1
1 ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава РФ
Целью исследования было оценить применение белково-витаминной коррекции рациона для нутритивной поддержки студентов-спортсменов, обучающихся в медицинской академии. Актуальность нутритивной поддержки определялась нерациональным и несбалансированным питанием и сопутствующими заболеваниями студентов. Ситуация осложняется недостаточным материальным обеспечением студентов, составленным расписанием без учета биоритмологической активности обучающихся. Обогащение рациона студентов-спортсменов производилось с помощью нормопротеина – СБКС (смесь белковая композитная сухая, суточная доза 30 г.). Нормопротеин – источник высоко усвояемых белков, пищевых волокон, витаминов, минеральных веществ, дигидрокверцетина, который рекомендован, в том числе, для диетического питания (лечебного и профилактического), питания детей в организованных коллективах. Обязательным условием для назначения препарата была оценка здоровья 30 спортсменов-студентов, анкетирование студентов с учетом получения сведений о наличии и отсутствии жалоб, аллергических реакций, оценки качества жизни по опроснику гастроэнтерологических больных (для контроля за возможными жалобами), письменное согласие на прием нормопротеина и обследование в Центре здоровья по антропометрическим и биоимпедансметрическим исследованиям. Для сравнения двух зависимых выборок, представляющих собой параметры одной и той же совокупности до и после воздействия некоторого фактора (нормопротеина), определения достоверности различий был использован непараметрический критерий Вилкоксона, который позволил определить эффективность нутритивной поддержки.
СБКС.
студенты-спортсмены
нутритивная поддержка
белково-витаминная коррекция рациона
1. Блинова Е.Г. Оценка заболеваемости и пищевого статуса студентов Омска / Е.Г. Блинова, Н.А. Бекетова, Н.М. Шилина // Вопросы детской диетологии. – 2008. – Т. 6. – № 4. – С. 64-67.
2. Блинова Е.Г. Гигиенический подход к регламентации интенсивности учебного процесса в высшей школе / Е.Г. Блинова // Уральский медицинский журнал. – 2008. – № 6. – С. 71-73.
3. Блинова Е.Г. Качество и образ жизни студентов / Е. Г. Блинова // Уральский медицинский журнал. – 2008. – № 6. – С. 73-75.
4. Блинова Е.Г. Научные основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования: дис. … д-ра мед. наук / Научно-исследовательский институт педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН. – М., 2010.
5. Гигиена детей и подростков / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, П.И. Храмцов, Н.А. Скоблина, Е.И. Шубочкина, И.В. Звездина, В.В. Чубаровский, М.И. Степанова, И.К. Рапопорт, Б.З. Воронова, А.С. Седова, О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева, В.Ю. Детков, З.А. Дагаева, Е.Г. Блинова, Ж.Ю. Горелова, Е.М. Ибрагимова, В.Ю. Иванов, С.С. Молчанова и др. / Под ред. член-корр. РАМН В. Р. Кучмы // Сборник нормативно-методических документов. – М., 2013.
6. Лузянина Е.С. Разработка системы управления немонетарной мотивацией работников аптечных организаций (на примере Омской области): дис. … канд. фарм. наук / ГОУВПО «Российский университет дружбы народов». – М., 2011.
7. Семенова Н.В. Влияние образа жизни студентов вузов на пищевое поведение с учетом гендерных особенностей / Н. В. Семенова, Е. Г. Блинова, В. А. Ляпин // Профилактическая и клиническая медицина. – 2014. – № 2 (51). – С. 54-58.
8. Семенова Н.В. Физическая активность студентов спортивного ВУЗа / Н. В. Семенова, В. А. Ляпин // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-10510.
9. Тутельян В.А. Картотека блюд диетического (лечебного и профилактического) питания оптимизированного состава. – М., 2008. – 448 с.
10. Чеснокова М.Г. Выявление кишечного дисбиоза у студентов вузов с болезнями органов пищеварения / М. Г. Чеснокова, Е. Г. Блинова // Фундаментальные исследования. – 2012. – №2–1. – С. 163-165.
11. Kuchma V. R. Student health and factors determining it / V. R. Kuchma, E. G. Blinova, E. I. Shubochkina // Breaking down the barriers (EUSUHM 2013) poster abstracts. 2013. P. 3.
В последние десятилетия происходит ухудшение здоровья студенческой молодежи, определяющей интеллектуальный потенциал и будущее развитие России, в обеспечении которого значительную роль играют специалисты с высшим образованием.

По мнению ведущих ученых, недостаточно изучены как особенности состояния здоровья современной популяции студенческой молодежи, так и факторы, его формирующие на этапе профессиональной подготовки (Онищенко Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р., 2004; Миннибаев Т. Ш., 2001, 2008, 2009; Щедрина А. Г., 2000; Оглезнев Г. А., 2002; Новикова И. И., 2006; Романова Т. А., 2008 и др.).

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вуз несет ответственность за здоровье студентов.

В последние годы отмечается ухудшение показателей здоровья молодежи, в том числе студентов экономически развитых стран. Одной из причин этого явления ученые считают рост числа лиц с дисгармоничным физическим развитием, в том числе с ожирением, избыточной массой и дефицитом массы тела [1, 4].

Сравнительный анализ показателей физического развития студентов г. Омска в 2012 г. свидетельствует о дисгармоничном физическом развитии в большей степени за счет избытка массы тела, в отличие от предыдущих исследований в 2002 г.

По разработанным нами региональным стандартам физического развития отмечена неблагоприятная динамика распространенности избыточной массы тела у студентов 19–20 лет за десятилетний период (n2002г.=200 студентов и n2012г.=227 студентов). Так, у юношей в 2002 г. избыточная масса наблюдалась в 0,9 % случаев, а в 2012 г. – 24,44 % студентов-юношей имели избыточную массу тела, у девушек избыточная масса определена в 11,85 % случаев, а через 10 лет избыточная масса наблюдалась у 16,3 % девушек (χ2=10,77; р=0,001) [10, 11].

В условиях напряженного учебного процесса, который предусматривает деятельность студентов в две смены – аудиторную и внеаудиторную (домашнюю подготовку к занятиям), в период участия в спортивных тренировках и соревнованиях, а впоследствии обязательных отработок пропущенных практических и итоговых занятий, необходима нутритивная поддержка спортсменов. Актуальность нутритивной поддержки определяется нерациональным и несбалансированным питанием и сопутствующими заболеваниями студентов. Ситуация усложняется недостаточным материальным обеспечением студентов [2]. Мониторинг качества питания с учетом вероятностного риска потребления пищевых веществ представляет возможность оценить приоритетные направления оптимизации питания студентов-спортсменов и выбор СБКС. С этой целью нами был рассчитан риск недостаточного потребления пищевых веществ в соответствии с «Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ» МР 2.3.1.2432-08. (табл. 1).

 

Таблица 1

Процент студентов, имеющий высокий и средний риск

недостаточного потребления пищевых веществ

 

Пищевые вещества

Ранг

Мср, % студентов с рационом риска

σ

Белки, мг/кг

1

18,2

7,1

Витамин с

2

42,2

13,7

Железо

3

37,6

14,6

Витамин В2

4

49,4

18,4

Кальций

5

59,5

22,6

Ретиноловый эквивалент

6

59,5

22,6

Витамин В1

7

67,4

26,0

 

В результате определены ранги пищевых веществ вероятностного риска студенческого рациона [4]. Из таблицы 1 видно, что в среднем за период наблюдения 18 % ±11,14 (м±σ) студентов имеют средний и высокий риск недостаточного потребления белков.

Средний и высокий риск содержания в рационах витамина C имеют 42,11 %±13,71 студентов. Железо в рационе 37,57 % ±40,62 студентов содержится ниже физиологических потребностей.

Отмечен высокий процент студентов по величине риска недостаточного cодержания в рационе витамина В2  – 49,42±25,44; кальция – 59,46±22,54; ретинолового эквивалента (Рэ) – 64,27±21,91 и витамина В1  – 67,38±29,03.

При этом, естественно, не следует забывать, что в экстремальных ситуациях (силовые тренировки, болезнь) организм испытывает повышенные потребности в незаменимых аминокислотах, таких как глютамин, аргинин или цистеин. Целевое употребление повышенных доз отдельных незаменимых аминокислот (например, метионина для соевого протеина) может значительно улучшить качество протеина.

Материалы и методы

Настоящее исследование проведено с участием 30 спортсменов-студентов в возрасте от 17 до 26 лет, проходивших периодическое обследование во время тренировочного процесса в условиях обучения в медицинской академии. От всех спортсменов было получено информированное согласие на обследование.

Обязательным условием для назначения препарата было – анкетирование студентов с учетом получения сведений о наличии и отсутствии жалоб, аллергических реакций, оценки качества жизни по опроснику гастроэнтерологических больных, письменное согласие на прием нормопротеина, обследование в Центре здоровья по антропометрическим и биоимпедансметрическим исследованиям компонентного состава тела [3, 5].

Статистическая обработка данных. Для сравнения двух зависимых выборок, представляющих собой параметры одной и той же совокупности до и после воздействия некоторого фактора (нормопротеина) определения достоверности различий, был использован непараметрический критерий Вилкоксона.

Результаты исследований и обсуждение

В настоящем исследовании для нутритивной поддержки спортсменов был использован нормопротеин – СБКС (смесь белковая композитная сухая, суточная доза 30 г.). Нормопротеин – источник высоко усвояемых белков, пищевых волокон, витаминов, минеральных веществ, дигидрокверцетина, который рекомендован, в том числе для диетического питания (лечебного и профилактического), питания детей в организованных коллективах.

Выбор нормопротеина был определен его усвояемостью, которая имеет преимущественную трехпроцентную разницу между степенью и скоростью усвояемости коктейля и молочного либо яичного белков. «Нормопротеин» попадает под квалификацию СБКС – смесь белковая композитная сухая и может быть использована лечебно-профилактическими учреждениями РФ для коррекции пищевого рациона в соответствии с приказами МЗ РФ № 330 от 05.08.2003 г. «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ» и № 395н от 21.06.2013 г. «Об утверждении норм лечебного питания».

В нашем исследовании Нормопротеин был использован в рационе студентов-добровольцев в качестве обогащения блюд (каш, молочных супов, коктейлей) по рецептуре, указанной в картотеке блюд диетического (лечебного и профилактического) питания оптимизированного состава (Тутельян 2008) [9].

Введение белковой коррекции связано с возможностью не только увеличить содержание белка на единицу объема потребляемой пищи (повысить пищевую плотность рациона), но и повысить и облегчить процесс усвояемости пищевого белка, потребляемого с каждым приемом пищи. Качество нормопротеина определяется содержанием незаменимых аминокислот с точки зрения соответствия спектру аминокислот мышечной ткани, количество белка в 100 г. продукта 40 г; жир – 0 г; углеводы – 44 г в 100 г продукта; энергетическая ценность – 345 ккал; дигидрокверцетин – 40 мг (антиоксидант натурального происхождения, биофлаваноид), витамины (витаминный премикс 730/4) в том числе: витамин С – 150 мг, витамины группы В: В1,2,6,12  – 2,8 мг; 2,9 мг; 3,0 мг; 6,0 мкг соответственно; фолиевая и пантотеновая кислоты – 12,5 и 33 мг соответственно; витамины РР, А, Е, D3 – 33; 2,5; 18,9 мг соответственно; железо и кальций – 20 и 900 мг соответственно.

 Кроме того, нормопротеин обеспечивает высокий уровень гемоглобина за счет легкодоступной формы железа и позволяет легко контролировать массу тела, поскольку не содержит жира. Нормопротеин эффективен в предсостязательный период интенсивных тренировок при таких видах спорта как легкая атлетика (многоборье), бокс, борьба и другие, в том числе в спортивных школах соответствующего профиля [6, 7, 9].

Комплексное употребление животных и растительных протеинов имеет более высокую пищевую ценность и эффективность, чем употребление отдельных видов протеина. Для оптимизации нутритивной поддержки спортсменов рекомендовано питание обычной пищей, включающей в себя молочные и мясные продукты, рыбу в комбинации с растительными протеинами, дополнительно употребляя нормопротеин с обычной пищей.

К концу тренировочного цикла и приема нормопротеина у студентов произошло статистически значимое повышение уровня тощей и скелетно-мышечной массы. Также было выявлено статистически значимое снижение жировой массы, кожно-жировой складки (рис. 1).


Рис. 1. Результаты исследований по оценке состава тела студентов-спортсменов в динамике нутритивной поддержки в условиях тренировочного и учебного процесса

 

При сравнении двух зависимых выборок, представляющих собой параметры одной и той же совокупности до и после применения нормопротеина, для определения статистической значимости различий был использован непараметрический критерий Вилкоксона, который позволил определить эффективность нутритивной поддержки. Так, жировая масса и кожно-жировая складка статистически значимо снизились при Т= 75,5 и Z =2,34 и р 0,019; Т= 0,5  и Z =4,37 и р 0,00012 соответственно; тощая  и скелетно-мышечная массы статистически значимо повысились при Т= 39,0 и Z =3,01 и р 0,002; Т=55,0 и Z =3,37 и р 0,0007 соответственно.

Таким образом, оценена эффективность белково-витаминной коррекции рациона питания с помощью СБКС к пище 30 спортсменов в возрасте от 19 до 26 лет в течение месяца во время тренировочного и учебного процесса. Оценка состава тела студентов-спортсменов показала, что к концу тренировочного цикла и приема нормопротеина у них произошло статистически значимое повышение уровня тощей и скелетно-мышечной массы, статистически значимое снижение жировой массы и кожно-жировой складки, что свидетельствует об эффективности тренировочного процесса и нутритивной поддержки в данных условиях.

Белково-витаминная коррекция рациона питания с помощью СБКС к пище, персонифицированный подход, динамическое наблюдение за приемом нормопротеина с занесением данных показателей компонентного состава организма спортсмена в индивидуальный пищевой дневник, а также своевременная консультативная помощь в период тренировок в условиях обучения – необходимые условия эффективности нутритивной поддержки.

Рецензенты:

 

Родькин В.П., д.м.н., профессор кафедры гигиены труда с курсом профпатологии, ГБОУ ВПО Омская государственная медицинская академия Минздрава РФ, г. Омск;

Ширинский В.А., д.м.н. и профессор, профессор кафедры гигиены с курсом питания человека, ГБОУ ВПО Омская государственная медицинская академия Минздрава РФ,          г. Омск.



Библиографическая ссылка

Семенова Н.В., Блинова Е.Г. НУТРИТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ НЕСПОРТИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18319 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674