На региональном рынке услуг большое внимание уделяется профессионально-прикладной подготовке будущих сотрудников внутренних дел [3]. Цель статьи - охарактеризовать содержание психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения у курсантов вузов МВД России.Условием достижения цели может быть решение следующих задач: выявление форм психолого-педагогического сопровождения; описание методов психолого-педагогического сопровождения; классификация средств психолого-педагогического сопровождения.Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.
Результаты исследования.Содержание психолого-педагогического сопровождения отражает диалектическую взаимосвязь традиционных и инновационных форм, методов, средств формирования толерантного поведения. Диалектическая взаимосвязь форм, методов, средств формирования толерантного поведения обуславливает и внешнее выражение содержания, и взаимосвязи между всеми структурообразующими компонентами психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения [4]. Вследствие этого именно содержание обеспечивает развитие психолого-педагогического сопровождения процесса формирования толерантного поведения, проявляющегося в изучении социального заказа, определении принципов, постановке цели и задач, выявлении необходимых форм, методов, средств, установлении педагогических условий, разработке критериев и выяснении уровней толерантного поведения.
В специальной литературе, посвященной проблемам сопровождения и поддержки обучающихся, его формам, методам, средствам уделяется недостаточно внимания. Специалисты, рассматривающие проблемы сопровождения и поддержки обучающихся, опираясь на концептуальную идею О.С. Газмана о том, что поддержка состоит в заботе и помощи, обеспечении самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации обучающегося в образовании [1, с. 14], наибольшее внимание уделяют этапам, техникам, условиям, результатам сопровождения и поддержки.
Между тем О.С. Газман рассматривал педагогическую поддержку как самостоятельный педагогический процесс, считая, что если осознается необходимость педагогической поддержки, то она становится функцией этого образовательного учреждения, осуществляется подбор специалистов, распределяются должностные обязанности, и создается оптимальный механизм налаживания и поддержания связей между субъектами образования [1, с. 18]. Основная функция этих специалистов, считал О.С. Газман, состоит в готовности прийти на помощь обучающемуся, создав атмосферу безопасности, став защитником его интересов, гарантом его безопасности [1, с. 7]. О.С. Газман выделил в педагогике два самостоятельных педагогических процесса: воспитание, определяющееся социальными границами и ценностями, и поддержку, обусловленную индивидуальными условиями развития и жизненной практикой обучаемого [1, с. 18].Следуя этим выводам, можно отметить, что формы, методы, средства профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения сопряжены, но не идентичны.
В статье 2 действующего ФЗ «Об образовании» подчеркивается, что образование - это не только единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, обеспечивающий приобретение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, но и общественно значимое благо, осуществляемое в интересах человека, семьи, общества и государства. Поэтому формы, методы, средства профессионального образования должны быть направлены на профессиональную подготовку компетентного специалиста, способного выполнять работу по определенной профессии или специальности, востребованного на конкретном социально-экономическом этапе развития общества и конкурентоспособного на рынке труда.
Формы, методы, средства психолого-педагогического сопровождения студентов могут быть направлены на обеспечение их личной безопасности в процессе профессионального образования [1, с. 25-26, 37], актуализацию их собственных ресурсов для репрезентативного моделирования ситуаций жизнедеятельности с максимальной полнотой и учетом актуально значимых отношений, содействие студентам в разработке и реализации программы конструктивно-преобразующих стратегий личностно-профессионального роста и способов их коррекции, предоставление возможностей успешной самореализации в учебно-профессиональной деятельности.
Проблеме форм, методов, средств поддержки обучаемых О.С. Газман вместе со своими коллегами посвятил специальную программу опытно-экспериментальной работы [1, с. 21-33]. В ходе реализации программы было определено, что основные формы поддержки составляют: сотрудничество поколений, способствующее совместной выработке ценностей и задач социальной деятельности; клубные формы организации жизнедеятельности, позволяющие преодолеть разрыв между обучающими и обучающимися и создать условия для самореализации всех субъектов процесса поддержки; педагогические консилиумы, координирующие деятельность педагогов и направленные на разработку общих подходов к образовательной деятельности конкретных учащихся; защита от негативных воздействий, отстаивание интересов; помощь в развитии способностей к самоопределению, самореализации, самореабилитации; содействие в построении собственного образовательного маршрута и его успешной реализации.
В совокупность методов поддержки были включены: актуализация идеалов, коммунарская методика, гуманистическое общение, индивидуальные и групповые консультации, тренинги, ролевые игры, рефлексии [1, с. 22].
К средствам поддержки были отнесены - индивидуализация, диагностика личности и коллектива [1, с. 18, 22].
Отметим, что форма, методы и средства отражают внутреннюю организацию содержания. Динамичность содержания обуславливает поиск инновационных форм, методов и средств [9]. Многообразие форм, методов, средств и диалектическая взаимосвязь между собой и с содержанием обеспечивают интеграцию эффективных традиционных и инновационных форм, методов и средств [2].
Форму психолого-педагогического сопровождения можно рассматривать как внешнее выражение диалогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, осуществляемого в установленном порядке определенными методами и средствами [5].
Установлено, что в процессе психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения у курсантов вузов МВД России можно выделить ситуативно-дискретные и перманентно-пролонгированные формы.
Ситуативно-дискретные формы психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения у курсантов вузов МВД России включают реальную поддержку курсантов в конкретных проблемных ситуациях (образовательных, профессиональных, межличностных и др.). В совокупность ситуативно-дискретных форм могут быть включены: традиционные диалоговые взаимодействия субъектов психолого-педагогического сопровождения для решения возникших проблем, консультации и инновационные паблисити (сообщения в телевизионных или радионовостях, заметки в газетах, журналах для привлечения внимания общественности к проблеме), формирование позитивного имиджа курсанта, фандрайзинговые компании (привлечение и аккумулирование средств из различных источников для финансирования конкретных проектов) [6].
Выяснено, что ситуативно-дискретные формы психолого-педагогического сопровождения:
- способствуют активному переосмыслению курсантами содержания индивидуального сознания и деятельности в соответствии с Конституцией и Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также образованию ценностного отношения к чести и достоинству личности, социальной норме взаимопонимания и конструктивного сотрудничества с другими людьми;
- обеспечивают курсантам реальную защиту интересов, прав и свобод; конкретную помощь в успешной самореализации в учебно-профессиональной деятельности; опеку в проблемных ситуациях межличностного общения.
Перманентно-пролонгированные формы психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения у курсантов вузов МВД России предусматривают их непрерывную поддержку на протяжении всего процесса профессиональной подготовки. В совокупность перманентно-пролонгированных форм могут быть включены традиционно организуемые личностно и профессионально значимые события, психологические центры, а также периодические информационно-печатные материалы, диалоговые взаимодействия субъектов психолого-педагогического сопровождения по поводу продуктов учебно-профессиональной деятельности и инновационные: индивидуальные образовательные маршруты, специализированные сайты, адресные проекты психолого-педагогического сопровождения.
Установлено, что перманентно-пролонгированные формы психолого-педагогического сопровождения:
- обеспечивают курсантам помощь в осознании ценностно-нормативных императивов правоохранительной деятельности и осмыслении возможностей толерантного поведения в процессе осуществления профессиональной деятельности [10];
- способствуют формированию у курсантов установки на модели толерантного поведения, детерминированные правовыми и социальными нормами, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации; проектированию и реализации ситуаций толерантного поведения в учебно-профессиональной деятельности; эффективному социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий.
В совокупности методов психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения у курсантов вузов МВД России можно выделить следующие группы:
- организационно-административные, включающие прямые административные указания, контроль и надзор за предупреждением и конструктивным разрешением конфликтных ситуаций в процессе учебно-профессиональной деятельности, организацию оперативных штабов и общественных советов, оснащение библиотеки специальной литературой;
- психолого-педагогические, объединяющие способы формирования толерантного сознания (положительный пример, выпуск стенгазет, размещение информации на стендах, конференции, диспуты, убеждение, внушение, выставки достижений курсантов, поддержка адекватной самооценки, биографический метод и т.п.), развития устойчивости личности (метод проектов, личностно-ролевое участие курсантов в процессе профессиональной подготовки, коллективные творческие дела, ситуации выбора модели поведения, одобрение, подкрепление и пр.) и диагностики личностно-профессионального роста курсантов;
- превентивно-адаптивные, охватывающие деловые игры, тренинги, встречи со специалистами, информирование, собеседование, беседы, лекции, экскурсии, акции, создание специальной рубрики на сайте вуза;
- профессионально-сетевые, объединяющие спортивные и медико-восстановительные мероприятия, учебные сборы, оперативно-тактические учения, учебные тревоги, методы самозащиты без применения оружия, правомерные комплексы силовой защиты законности и правопорядка (преследование и обезоруживание правонарушителя, пресечение массовых беспорядков и т.п.);
- нормативно-правовые, содержащие правовое информирование в рамках служебной подготовки сотрудников и курсантов, выставки нормативно-правовой литературы, презентации нормативно-правовых актов.
Выяснено, что совокупность выделенных методов психолого-педагогического сопровождения обеспечивает:
- формирование у курсантов рефлексивного мышления, направленного на осознание актуализации толерантного поведения, признание универсальных прав и основных свобод человека, плюрализма, демократии и правопорядка[7];
- образование устойчивости к социально безопасным индивидуальным, этнокультурным и конфессиональным различиям, установки на конструктивное толерантное социальное и профессиональное взаимодействие с окружающими людьми [8];
- освоение умений и навыков психологической устойчивости в ситуациях риска и моделей толерантного поведения, детерминированного требованиями общества, действующей Конституцией и Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, коррекцию деструктивных тенденций развития личности.
Под средствами в педагогической науке понимаются объекты материальной и духовной культуры, необходимые для решения задач. По составу объектов, в совокупности средств психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения можно выделить следующие виды:знаково-символические; наглядно-электронные; деятельностные; профессионально-специальные; психодиагностические.
Вывод.Формы, методы, средства психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения диалектически взаимосвязаны и дополняют друг друга. В то же время, диалектически взаимодействуя с содержанием и отражая цели, задачи и принципы, формы, методы и средства взаимосвязаны с педагогическими условиями психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения как общекультурной компетенции.
Рецензенты:Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;
Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Молоствов А.Н., Ахметов Ш.Р. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18315 (дата обращения: 04.10.2024).