Динамичное социально-экономическое развитие России возможно только на основе структурных преобразований и обновления производственного аппарата в большинстве отраслей промышленного производства. Изучение практики стратегического планирования развития регионов свидетельствует о том, что этому ключевому этапу не уделяется должного внимания. Это обусловлено главным образом слабой научной проработанностью проблем стратегического анализа и отсутствием четкого теоретического обоснования составляющих стартового анализа.
Объектом анализа развития региона - субъекта Федерации выступают процессы комплексного социально-экономического развития региона как целостной системы. Основная цель аналитических работ состоит в определении достигнутого уровня развития региона в целом, в разрезе его основных отраслей и сфер жизнедеятельности, выявлении сложившихся тенденций развития и факторов, обусловивших тот или иной характер протекания социально-экономических процессов. Среди основных задач обычно выделяют следующие:
- структуризация региона как сложной социально-экономической системы на составляющие ее элементы, обусловленные уровнем познания объекта анализа и намечаемыми направлениями аналитических работ;
- анализ внутренних закономерностей развития региона;
- анализ стартовых условий развития региона, обусловленных факторами местного характера;
- анализ факторов внешнего характера, влияющих на развитие региона.
При этом необходимо учитывать в первую очередь следующие факторы: качество жизни населения региона; экологическая обстановка, сложившаяся в регионе; величина и эффективность использования социально-экономического потенциала региона; экономическое и финансовое положение региона; состояние системы управления региона.
Титов К.А. [10] разработал алгоритм формирования концепции региональной промышленной политики, в которой указаны и методы стратегического анализа промышленности, включающие:
- ретроспективный анализ внутренних закономерностей формирования промышленного комплекса;
- анализ структуры промышленного комплекса в разрезе ее основных составляющих, выявление существующих и перспективных проблем структурного характера;
- выявление внешних по отношению к промышленности данного региона факторов, определяющих перспективное ее развитие.
Необходимо отметить, что в приведенном выше перечне компонент стартового анализа отсутствует, на наш взгляд, одна из важнейших - производственный потенциал промышленности. Но проблема не только в этом, а в отсутствии четкого теоретического обоснования составляющих стартового анализа. Нередко стратегический анализ промышленности проводится различными регионами по-разному, т.е. отсутствует единый подход к этой проблеме. Данная проблема заслуживает особого внимания, тем более что некоторые регионы ограничиваются разработкой только концепции промышленной политики.
Предлагается исходить из того, что применяемый стратегический анализ внутренней и внешней среды компании может быть распространен и на более крупные социально-экономические системы, регион в том числе. Вначале следует уточнить, что мы будем понимать под «внутренней средой» промышленной системы (предприятия, корпорации, региона). В менеджменте анализируемое понятие толкуется неоднозначно. Так, М. Мескон, М. Алберт и Ф. Хедоури [8], под внутренней средой понимают созданные людьми системы, т.е. внутренние переменные, которые являются результатом управленческих решений: цели, задачи, структура, технология и люди. По невыясненным причинам авторы исключили из состава переменных систему производственных ресурсов в целом, хотя последняя формируется в результате принятия соответствующих управленческих решений.
Итак, стартовый анализ развития региональной промышленности охватывает ее производственный потенциал, цели, а также внешнее окружение. При этом степень влияния факторов внешней среды на систему неоднозначно. По этому признаку внешнюю среду разделяют на две составляющие: прямого и косвенного взаимодействия (или микро- и макросреду). Прямо взаимодействует с системой ее ближнее окружение, а косвенно-дальнее.
Ближнее окружение промышленности региона включает в свой состав другие отрасли региона, потребителей, финансовые организации, средства массовой информации, рынки капитала, технологии и рабочих и законодательство, регулирующее рыночную деятельность промышленных предприятий, корпораций, ассоциаций и т.д.
Дальнее окружение региональной промышленности - это социо-демографические, технологические, экономические и политические воздействия.
Основной проблемой стартового анализа является изучение состояния и перспектив развития производственного потенциала промышленности и формирование целей ее развития. В связи с этим уточним понятие производственного потенциала промышленности региона. Под производственным потенциалом промышленности региона понимается блочная система ресурсов, т.е. ресурсов и компетенций, объединенных в блоки в пределах промышленных компаний технологией производства, сбыта продукции и системой управления. При этом выделяют следующие виды ресурсов: материальные или физические; человеческие (кадровые); организационные; информационные; финансовые; нематериальные (торговая марка, патенты, репутация фирм и их продукции).
Следует отметить, что при проведении стартового анализа формирования региональной промышленной политики и стратегии её развития объектом исследования является именно производственный потенциал. В то время как при разработке стратегического плана развития региона в целом объектом анализа выступает экономический потенциал, понятие более широкое, включающее в свой состав и производственный потенциал. О.Г. Дмитриева выделяет следующие компоненты экономического потенциала: производственный, инфраструктурный, в том числе потенциал деловой инфраструктуры, природно-ресурсный, научно-технологический, квалификационный, экспортный, рекреационный, социально-культурный, потенциал межрегионального взаимодействия, потенциал внутрирегионального взаимодействия [6].
Несколько подробнее остановимся на анализе потенциала в функциональном плане. Здесь различают следующие срезы: кадровый, организационный, производственный, маркетинговый, финансовый, инвестиционный и инновационный.
Оценка кадрового потенциала осуществляется в разрезе численности и квалификации работников, а также производительности труда.
При проведении стартового анализа рынка труда возможны следующие качественные градации состояния: безработица; равновесие; дефицит трудовых ресурсов.
Но такая номинальная шкала годится для диагностики в тех случаях, когда безработица в стране отсутствует или ее уровень не очень высокий. При наличии же безработицы в стране оценку состояния рынка труда в отдельном регионе (или промышленности) проводят посредством сравнения безработицы региона со средним уровнем по стране и оценивают по следующим уровням: выше среднего, средний уровне, ниже среднего. Также, на наш взгляд, возможно оценить безработицу в промышленности в целом и по ее отдельным отраслям.
Организационный срез на уровне компании исследуют с целью установления, в какой степени организационная структура и механизм управления соответствуют целям компании, их стратегиям, производственной структуре и требованиям внешней среды.
На региональном уровне, по мнению А.С. Маршаловой и А.С. Новоселова, в качестве обобщающего показателя эффективности управления можно принять соотношение между произведенной чистой продукцией и использованными для ее получения ресурсами [7]. Чистая продукция региона - необходимый и прибавочный продукт, т.е. результирующий показатель, позволяющий оценить вклад региона в создание национального дохода страны. Частными показателями эффективности управления являются материалоемкость, трудоемкость и фондоемкость продукции, которые показывают удельные затраты сырья и материалов, труда и фондов на единицу производимой продукции. Хотя уровень этих показателей зависит не только от эффективности организации и системы управления, но и от отраслевой структуры и природно-климатических условий.
В рамках организационного среза оценивается также прогрессивность и сбалансированность производственной структуры систем, хотя параметры производственной структуры промышленности являются общесистемными в том смысле, что её изменения влияют на многие предприятия.
При изучении производственного среза анализируется объем, структура, темпы, пропорции, ассортимент, номенклатура предприятий, степень ее обновляемости, широта и глубина ассортимента; обеспеченность сырьем и материалами; возрастной состав оборудования и его прогрессивность; уровень использования производственных мощностей; резервные мощности; степень новизны технологии; наличие инфраструктуры; экология производства и социальные условия труда.
На региональном уровне анализ состояния маркетинга в промышленности необходимо начать с оценки конкурентоспособности выпускаемых предприятиями товаров. По этому признаку товары можно разбить на следующие группы: конкурентоспособные товары на мировом рынке; конкурентоспособные товары на уровне СНГ; конкурентоспособные товары на уровне России; конкурентоспособные товары в пределах региона; неконкурентоспособные товары.
Первая и последняя из перечисленных групп должны вызвать особое внимание администрации региона, но с разными намерениями. Предприятиям, выпускающим товары первой группы предлагается обдумать план расширения выпуска высококачественных товаров и при необходимости оказать содействие в смысле инвестиций и осуществления других мер. Предприятиям, выпускающим неконкурентоспособную продукцию рекомендуется одно из двух действий: повысить качество и конкурентоспособность продукции или перепрофилировать производство.
В организационном плане анализ проводится с целью установления того, имеются ли на предприятиях группы маркетинга и как тщательно изучается спрос, а также какова квалификация маркетологов. Если окажется, что в тех или иных отраслях или вообще в промышленности маркетинговые службы существуют только на отдельных предприятиях, а квалификация их работников низка, имеет смысл обдумать вопрос о создании регионального подразделения маркетинга (отдела, бюро, лаборатории).
Анализ финансового среза имеет целью выявить тенденции финансовых показателей деятельности компании, состава платежей, возможности привлечения капитала, состояние инвестиций. В случае сосредоточения анализа на финансовом положении отдельных компаний, определяют показатели их ликвидности, деловой активности, платежеспособности и других финансовых характеристик, в том числе и перспективных.
Анализ производственной структуры промышленности региона проводится на основе показателей выпуска, валовой добавленной стоимости и занятости. А.Г. Гранберг считает, что для лучшей увязки с другими показателями экономики района в качестве базового показателя целесообразно использовать выпуск продукции [3].
Для характеристики роли отраслей региона в национальной экономике применяются коэффициент локализации, или специализации производства.
Коэффициент локализации производства i-ой отрасли в r-ом регионе (Кir) определяется по формуле:
Кir=qir/Qr : qi/Q, (1)
Где:
qir - выпуск i-ой отрасли в r-ом регионе;
qi - общий объем выпуска i-ой отрасли в стране;
Qr - объем валового выпуска в регионе r;
Q - объем валового выпуска в стране.
Чем больше концентрация (или локализация данной отрасли в регионе, тем больше значение коэффициента Кir. Если Кir > 1, то локализация отрасли I в регионе r превышает среднюю долю этой отрасли в валовом выпуске страны.
Иногда этот коэффициент, но исчисляемый иным способом, называется коэффициентом специализации:
Сir=dir/dr, (2)
Где:
Сir - коэффициент специализации i-ой отрасли в r-ом регионе;
dir - доля региона r в объеме выпуска i-ой отрасли;
dr - доля региона r в объеме валового выпуска в стране.
Поскольку dir=Qir/qi и dr = Qr/Q, то:
Сir= qir/ qi : Qr/Q= qir/ Qr : qi/ Q= Кir, (3)
Следовательно, Кir и Сir неправильно воспринимать как разные коэффициенты. Они имеют одинаковое содержание, но исчисляются разными способами.
Кроме коэффициентов локализации (специализации), для выделения развитых отраслей в регионе можно использовать коэффициенты душевого производства, которые рассчитываются отношением валового выпуска продукции i-ой отрасли r-го региона к численности населения региона. По величине показателя также определяют более развитые региональные отрасли.
Анализ отраслевой структуры производства предусматривает выделение не только отраслей специализации, но и комплексирующих, дополняющих производств. Комплексирующие отрасли технологически тесно связаны с отраслями специализации (например, добыча сырья, производства готовой продукции, использующие сырье и поставляющие оборудование для добычи сырья и производящие услуги, в частности, транспорт и связь). Дополняющие отрасли участвуют, прежде всего, в удовлетворении потребностей населения, решении социальных задач (производство продуктов питания, услуги для населения).
Дмитриева О.Г. [6] предложила рассчитывать в качестве характеристик производственной структуры, прежде всего уровень диверсификации и отраслевой концентрации. Первый из названных показателей отражает относительную равномерность развития в регионе отдельных отраслей экономической деятельности, в частности и промышленности. Степень диверсификации можно измерить по показателю объема выпуска, стоимости основных фондов и т.п. Однако наиболее индикативным в отношении степени диверсификации, по мнению автора, является показатель занятости.
Коэффициент отраслевой концентрации (Котр.конц) определяется по формуле:
Котр.конц. =∑ (Рj/P-Cj/c) (4)
Для всех j для которых Рj/P-Cj/c> = 0.
Где:
j - индекс отрасли;
Рj, Cj - численности занятых в j-ой отрасли и соответственно регионе (при расчете Котр.конц.. в отдельной отрасли промышленности - берется число занятых в i-ой отрасли и в промышленности.
Р, С - общая численность занятых в народном хозяйстве соответственно в регионе и в стране в целом; при расчете коэффициента отраслевой концентрации в отдельной отрасли промышленности берется общая численность в промышленности и i-ом регионе.
Коэффициент диверсификации рассчитывается как обратная величина к коэффициенту отраслевой концентрации:
Котр.див. =1 - Котр.конц. (5)
Коэффициенты диверсификации и концентрации варьируют в пределах от 0 до 1. Чем выше коэффициент диверсификации, тем более равномерно развиты в регионе различные отрасли экономической деятельности (или для промышленности - ее различные отрасли). Наоборот, близость коэффициента диверсификации к 0 свидетельствует об отраслевой моноструктуре.
При диагностике по уровню диверсификации выделяют следующие градации: диверсифицированная отраслевая структура, слабо диверсифицированная структура, моноструктура.
Необходимо подчеркнуть важность такой характеристики производственной структуры региона как связность регионального комплекса, измеряемой частотой сложившихся экономических связей между объектами региона (в том числе промышленности). При формировании региональных рынков потенциал внутрирегиональных связей может быть реализован достаточно быстро и дать экономический эффект.
Необходимо в результате анализа устанавливать пучки тесно взаимосвязанных отраслей (кластеров). Теория кластеров по новому отражает отраслевую структуру промышленности, с учетом тех технологических и информационных связей, которыми связаны отдельные группы предприятий, принадлежащие разным ее отраслям, но обеспечивающих конкурентный успех этих пучков (кластеров). Традиционные методы анализа отраслевой структуры промышленности этот момент не учитывают. Между тем, нарушение кластерных связей при реорганизации структуры промышленности, в том числе региональной, может привести к снижению конкурентоспособности соответствующих предприятий. В связи с этим в тех регионах, где действительно структура приобрела кластерный (блочный) характер, изложенные идеи необходимо обязательно учитывать. М. Портер [9] обращает внимание на то, что географическая концентрация промышленности в регионах с разными условиями для бизнеса может как привести к образованию кластеров, так и не привести. Это связано с:
- факторными условиями (скажем, наличием или отсутствием рабочих высокой квалификации, наличием новых технологий, ресурса знаний);
- условиями спроса, то есть насколько он велик и разнообразен;
- состоянием родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных не только на региональном, но и национальном рынке;
- стратегиями самих региональных фирм, их структурой, системами управления.
Метод выявления «точек экономического роста» (на разных уровнях иерархии национального хозяйства), изложенный в работе Г.В. Гутмана, А.А. Мироедова, С.В. Федина [5] по своей сути является (начиная с отрасли и региона) инструментом выявления прогрессивных звеньев промышленной структуры.
При определении точек экономического роста целесообразно, прежде всего, установить отрасли, приоритетные для развития региона, а затем определить круг предприятий внутри этих отраслей. Рассмотренный метод определения точек экономического роста, в конечном счете, нацелен на выявление эффективных звеньев промышленной структуры региона. При этом имеет смысл определять и количественные характеристики факторов экономического роста (факторы предложения и спроса). Факторы предложения: количество и качество природных ресурсов; количество и качество трудовых ресурсов; объем основного капитала; уровень технологии.
Факторы спроса: степень полноты и использования ресурсов; рациональное распределение ресурсов с целью получения наибольшего экономического эффекта.
В заключении структурного анализа важно выделить профильную структуру промышленности, т.е. совокупность отраслей специализации, размещение которых на данной территории осуществлено, исходя из федеральных или региональных интересов.
Изменения отраслевой структуры промышленности региона нередко предопределено необходимостью устранения диспропорций в развитии отдельных отраслей: сложившейся (фактической) специализации, перспективной специализации (отраслей, которые не получили пока намеченного развития); неперспективной специализации (отраслей сложившейся специализации, размещение которых не оправдано с позиции интересов территории); отраслей, образующих профильные структуру территориально-промышленного комплекса.
При анализе инвестиционной составляющей производственного потенциала региона помимо традиционных прямых и портфельных инвестиций выделяют также:
- нефинансовые инвестиции - вложения прав, лицензий, ноу-хау, имущества в инвестиционный проект, в предприятие, в бизнес;
- инновационные инвестиции - форма реального инвестирования, осуществляемая с целью внедрения уже созданных технологических инноваций в операционную деятельность предприятия, которые осуществляются приобретением готовой научно-технической продукции (патентов, ноу-хау) или её разработкой.
Инвестиции - обязательное условие реализации стратегии компании. Инвестиционная стратегия представляет собой деятельность по обоснованию и осуществлению наиболее эффективных форм вложения капитала в развитие производственного потенциала. Компании разрабатывают инвестиционные программы, т.е. совокупность инвестиционных проектов, сгруппированных по отраслевым, региональным и привлекательным для инвестиций признакам. В России принято поддерживать инвестиционную привлекательность посредством инвестиционных налоговых льгот. Основой для выбора руководством региона привлекательных для инвестиций предприятий могут быть точки экономического роста.
Инновационный срез производственного потенциала. Инновация - это материализованный результат, полученный от вложенного капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, метода планирования, приема анализа и т.д.
Для поддержания инноваций в 1995 г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций.
На наш взгляд, с целью интенсификации инновационной деятельности в региональной промышленности целесообразно аналогичный фонд производственных инноваций создать и при региональном руководстве. Для оценки существующего положения в области инноваций в промышленности полезно рассчитать показатель интенсивности создания и внедрения инноваций в виде отношения стоимости инноваций к стоимости продаж за анализируемый период. Для выявления тенденций необходимо оценить интенсивность инноваций за ряд лет.
Другим методом анализа потенциала промышленности и ее отдельных отраслей может быть SWOT-анализ, который позволяет путем сопоставления сильных и слабых сторон производственного потенциала отрасли промышленности с возможностями и угрозами ее внешней среды, выявить основные проблемы развития этой отрасли.
Итак, мы дали общее описание стартового анализа при разработке стратегии развития региональной промышленности. Главная цель этого анализа заключается в подготовке материалов, необходимых для развертывания основных направлений в стратегии промышленной политики региона.
Однако не всегда есть возможность реализовать основные направления развития в данном плановом периоде, например, в связи с отсутствием необходимых для этого в полном объеме инновационных ресурсов. Как правило, реализуются лишь наиболее актуальные для региона направления развития, содержащиеся в промышленной политике и обеспеченные ресурсами.
Современное положение дел сейчас таково, что неожиданно могут возникнуть направления развития, не предусмотренные промышленной политикой. Все это обуславливает общий характер стартового анализа промышленности, и необходимость относится избирательно к его проведению в зависимости от специфики принятой стратегии развития региональной промышленности. Если актуальной проблемой развития промышленности является укрупнение предприятий путем их интеграции в структуры корпоративного типа, следует определить те отрасли промышленности, в которых созрели предпосылки для создания интегрированных компаний, самодостаточных в смысле обеспечения себя инновациями и оборотными средствами. Всего этого, на наш взгляд, можно достичь с помощью интеграционных стратегий, выявить привлекательных партнеров для каждого предприятия - интегратора и осуществить трансформацию их в новую компанию.
Рецензенты:
Шидов А.Х., д.э.н., профессор, зав. каф. «Бухг. учёта, анализа и аудита», г. Нальчик;
Нагоев А.Б., д.э.н., профессор, каф. «Менеджмента и маркетинга», г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Баллиева Х.Ю., Гузиева Л.М. СТАРТОВЫЙ АНАЛИЗ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18308 (дата обращения: 10.10.2024).