Один из ключевых документов Болонского процесса - «Коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование» (Прага, 19 мая 2001 г. и Берлин, 19 сентября 2003 г.) - начинается с определения миссии образования и «отношения к образованию как к общественному благу и общественной ответственности». Проблема ответственности за качество профессионального образования особенно актуальна в контексте оценки развития профессиональной культуры, профессиональной компетенции и конкурентоспособности специалиста.
Согласно знаменитой классификации человеческих потребностей А. Маслоу нехватка благ, блокада физиологических и базовых потребностей (в безопасности, обеспеченности и устойчивости, в любви, чувстве принадлежности, самоуважении и уважении других) приводит к тому, что эти потребности становятся для человека ведущими. Но когда базовые потребности удовлетворены, появляется (но не у всех) высшая потребность человеческого осуществления - потребность в самоактуализации (самосовершенствовании, самовыражении), которую А. Маслоу определяет как полное использование талантов, способностей, возможностей, что, безусловно, влияет на успешность выполнения деятельности и является проявлением конкурентоспособности.
Актуальность развития конкурентоспособности личности студента заключается в том, что развивающийся рынок труда и «рынок личностей» предъявляют к учащейся молодежи высокие профессиональные требования. Такие качества индивида, как самостоятельность и эффективность в реализации принятых решений, восприятие и быстрое реагирование на новые факторы, готовность к социально активному взаимодействию, способность оперативно адаптироваться к изменениям во внешней и внутренней среде организации и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности, приобретают все большее значение во всех сферах профессиональной деятельности. Студентам современного ВУЗа вскоре предстоит взять на себя ответственность за решение сложных и неоднозначных возникающих в постиндустриальном обществе проблем. В этой связи одной из первоочередных задач современного высшего образования становится создание условий для формирования и развития конкурентоспособной личности, способной самостоятельно, эффективно и качественно решать профессиональные проблемы и задачи [10].
Цель исследования
В соответствии с вышеизложенным, одной из основных задач данного исследования является - раскрыть сущность и дать краткую характеристику содержательного наполнения исследуемого феномена.
Материал и методы исследования
Материалом исследования послужил анализ целостного педагогического процесса профессиональной подготовки 78 студентов 2-4 курсов Марийского государственного университета по направлениям «Технология и предпринимательство» и «Профессиональное обучение», научные изыскания отечественных и зарубежных исследователей по проблеме исследования, а также многолетний педагогический опыт работы авторов в системе высшего профессионального образования. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается научной аргументированностью исходных теоретических положений и выводов, опорой на данные современной психолого-педагогической науки; использованием комплекса взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих предмету исследования и поставленным задачам.
Результаты исследования и их обсуждение
Наиболее широко и многоаспектно проблема конкурентоспособности персонала (роль человеческих ресурсов в управлении фирмой, дефиниции, социально-психологическая структура, методические основы оценки конкурентоспособности, подходы к подготовке конкурентоспособного специалиста и др.) разрабатывалась в теории экономики, менеджмента зарубежными (И. Ансофф, А. Вайсман, Р. Дафт, А.Маслоу, А.А. Мескон, М. Портер и др.) и отечественными (В.А. Дятлов, В.Н. Мезинов, В.В. Травин, Р.А. Фатхутдинов, В.И.Шаповалов и др.) исследователями. Отдельные аспекты формирования конкурентоспособности личности в системе высшего образования нашли отражение в работах В.И. Загвязинского, В.П. Кузовлева, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, В.М. Монахова, П.Е. Решетникова, А.В. Репринцева, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.
Одновременно с теоретическими складывались образовательно-политические и организационно-практические предпосылки, способствующие разработке проблемы, в частности принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», национальной доктрины образования, государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы и др. Данные документы предусматривают в частности интеграцию образовательных учреждений в единые педагогические комплексы; стремление учреждений к повышению квалификации своих сотрудников, методических и психологических служб общего и профессионального образования к созданию программ профессионально-личностного развития педагога; обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики; разностороннее и своевременное развитие молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности; организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий. [1, 2]. Проявление вышеуказанных предпосылок требует их теоретического осмысления в процессе формирования конкурентоспособности личности студента ВУЗа в современных условиях.
Обращение к социокультурным реалиям, к теории и практике высшего образования позволяет сделать вывод о существующем противоречии между объективной потребностью общества в учителе, способном выстраивать свою жизненную и профессиональную траекторию в постоянно меняющихся условиях и реальным состоянием профессиональной подготовки, ориентированной в основном на формирование функциональной готовности к деятельности. Выявленное противоречие свидетельствует о том, что перед педагогической наукой встала проблема, связанная с теоретическим обоснованием процесса формирования конкурентоспособности будущего специалиста, включая углубление представления о конкурентоспособности как системном многоуровневом личностном образовании; выявление внутренних закономерностей развития конкурентоспособной личности; определение подходов к построению содержания процесса формирования конкурентоспособности студента в университете, технологии и социально-педагогических условий, адекватных специфике конкурентоспособного поведения специалиста.
В российской педагогике профессионального образования проблема формирования конкурентоспособности специалистов раскрыта в социальном, экономическом, организационном и педагогическом аспектах, что нашло свое отражение в трудах С.Я. Батышева, А.П. Беляева, Г.И. Ибрагимова, А.Я. Наина, Ю.Н. Петрова, П.Н. Осипова и др. Проблема подготовки конкурентоспособного специалиста решается В.И. Андреевым, B.C. Безруковой, О. Мельничук, Л.М. Митиной, Ф.Р. Туктаровым, Э.Р. Хайруллиной, А. Яковлевой и др.
Этимологически понятие «конкуренция» (concurro) латинского происхождения, и с XVIII века оно употребляется чаще всего во французском, немецком языках в значениях: 1) «борьба за достижение больших выгод»; 2) «столкновение»; 3) «соперничество». Однако, понятие «конкурентоспособность» относится к числу наименее исследованных как в психолого-педагогической, экономической, так и философской, социологической литературе, что объясняется сложностью и многогранностью исследуемого понятия. Собственно, термин «конкурентоспособность» как научное понятие появился в отечественной педагогике в конце XX века. В современном значении слово «конкуренция» коррелирует с такими понятиями, как «соревнование», «борьба», «престиж», «репутация», «карьера», «статус».
Проведенное всестороннее исследование содержания понятия «конкурентоспособность» показывает, что в настоящее время в научной литературе не существует единой общепризнанной трактовки, причем характеристика конкурентоспособности в них дается с различной полнотой и в разных аспектах. Большинство работ посвящено различным аспектам проблемы конкурентоспособности промышленных предприятий, фирм, национальной экономики и т.д.
Например, в трудах Л.М. Митиной конкурентоспособность личности рассматривается в контексте психологической деятельности, где особый акцент делается на такой характеристике конкурентоспособности личности, как компетентность. С точки зрения Л.М. Митиной, «развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях» [6, c.115]. Траектория успешного профессионального становления конкурентоспособной личности понимается как «осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом данной ситуации профессионального развития человека является возможность и необходимость делать выбор, а значит, ощущать свою свободу, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и произойдет, с другой» [6, c. 11].
Э.Р. Хайруллина рассматривает конкурентоспособность личности как динамическую открытую систему, развивающуюся на основе личностной программы самоопределения и саморазвития и дающую возможность выпускнику ВУЗа эффективно адаптироваться в мире труда [8].
Ф.Р. Туктаров интерпретирует конкурентоспособность личности как целостный многоуровневый (социальный, биологический, психологический, культурный) потенциал соперничества и акцентирует внимание на философском аспекте конкурентоспособности личности, т.е. взаимовлиянии личности и социума, условий развития конкурентоспособности личности и их специфичности в условиях трансформирующегося российского общества под воздействием глобализации.
По мнению Ф.Р. Туктарова, «конкурентоспособность личности формируется в определенных социокультурных условиях, порожденных социальными и культурными традициями, менталитетом и ментальностью народа, ее проявления зависят от типа общества (восточного или западного, которым соответствует институциональная Х-матрица или Y-матрица), фиксируется в стереотипах поведения и социальных установках» [7, c.45].
Мы рассматриваем конкурентоспособность применительно к специалисту и определяем ее как интегративное, динамичное, многоуровневое качество личности, включающее информационно-содержательный, потребностно-мотивационный, эмоционально-волевой и операционно-практический компоненты, способствующие его готовности к эффективному осуществлению социальных и профессионально значимых действий.
Конкурентоспособность специалиста, по нашему мнению, следует изучать на уровне личностных качеств (мобильность, адаптивность, коммуникативность, самостоятельность, приспособляемость, целеустремленность, ценностные ориентации и установки, социальная память, критическое мышление, способность к самопознанию, саморазвитию, самообразованию, социальная подвижность); на уровне характеристик деятельности (рефлексивность, креативность, проективность, прогнозирование, целеполагание, гибкость, пластичность); на уровне процессов преобразования собственной личности, деятельности, окружающей среды.
Анализ литературы показывает, что конкурентоспособность как многомерная характеристика, зависит от внешних и внутренних условий: от развития профессиональных тенденций, особенностей личностных качеств и профессиональных компетенций, особенностей опыта личности, ее мотивации, ориентации, предпочтений, поведенческих стратегий, и т.д.
Большинство исследователей считает, что конкуренция не существует в чистом виде, она проявляет свое функциональное значение в корреляции с такими понятиями, как «соревнование», «престиж», «карьера», «репутация», «статус» и «имидж». Необходимо также принимать во внимание то фундаментальное эмпирическое обстоятельство, согласно которому функциональное значение конкурентоспособности личности определяется целостной системой базовых экономических, политических и идеологических институтов общества.
Опираясь на вышесказанное, выделим следующие основные компоненты конкурентоспособности, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Компоненты и показатели конкурентоспособности будущего специалиста
Компоненты конкурентоспособности |
Показатели конкурентоспособности |
Мотивационно-потребностный |
Ценностные мотивы будущего учителя, позитивное стремление к различным видам социальной профессионально значимой активности, устойчивые потребности саморазвития, самоутверждения, самоактуализации, самовыражения. |
Эмоционально-волевой |
Устойчивое состояние, характеризующее присутствие осознанного стабильного положительного отношения к профессиональной деятельности; произвольное регулирование социально-профессиональной деятельности через проявление инициативы, самостоятельности, осознанного планирования своих действий, осуществление самоконтроля, стимуляции собственного развития. |
Информационно-содержательный |
Знания основных категорий, принципов и закономерностей педагогической деятельности; восприятие и преобразование информации о сущности педагогической профессии имеет практически-смысловой характер, владение системой личностно значимых знаний и умений, принятия решений, самопознания и самооценки своего профессионального потенциала. |
Операционно-практический |
Включает стремление к самостоятельной деятельности, творческое применение знаний, умений на практике, осознанная способность в преодолении трудностей, навыки познавательного, регулятивного, коммуникативного и иного характера, определяющие успешность конкурентоспособного поведения. |
Важным направлением деятельности ВУЗа по совершенствованию системы подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности, в т.ч. и формирование их конкурентоспособности, является создание комплекса педагогических условий. Основными из них, на наш взгляд, являются:
- организация образовательного пространства и создание в высшем учебном заведении культурно-образовательной и конкурентной среды, стимулирующей профессиональное становление и личностное развитие студента;
- применение в учебном процессе активных методов и интерактивных форм обучения при формировании познавательной активности студентов;
- проведение диагностики и стимулирование на разных уровнях социально-педагогического взаимодействия преподавателей, учителей и студентов в различных видах совместной деятельности;
- осуществление взаимосвязи всех трех направлений учебной деятельности (теоретического, деятельностного и личностного) при формировании познавательной активности будущих специалистов;
- создание оптимального психологического климата в студенческих группах;
Заключение
Сказанное позволяет определить задачи подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях глобализации и модернизации высшего образования. Во-первых, образование призвано подготавливать специалистов, способных легко обучаться, быстро адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности, заинтересованных в своем непрерывном образовании и совершенствовании, с развитыми адаптационными способностями, а также умениями и навыками самообразования. Во-вторых, образование должно сформировать у будущего специалиста такие личностные структуры и способности, которые позволили бы ему самостоятельно ориентироваться в профессиональном мире и выстраивать вектор своего карьерного роста.
Рецензенты:
Арефьева С.А., д.п.н., профессор кафедры русского и общего языкознания ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола;
Комелина В.А., д.п.н., профессор, профессор, зав. кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
Библиографическая ссылка
Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18305 (дата обращения: 11.10.2024).