С середины ХХ века многие философы, социологи, педагоги заняты поисками принципов формирования и возможных путей развития информационного общества, а также адекватной ему образовательной парадигмы. Среди зарубежных исследователей, внесших вклад в постановку и разработку этой проблемы, следует назвать Х. Бланкерца, И. Иллича, М. Полани, М. Фуко и многих других. В отечественной педагогике об активных поисках новой образовательной парадигмы свидетельствуют труды Ю.Н. Афанасьева, М. Н. Берулава, Б.С. Гершунского, В.В. Серикова и других. Но мало констатировать начало перехода к новому типу общества (нельзя надеяться, что соответствующие процессы будут идти сами собой), необходимо ещё и подготовиться к жизни в этом новом обществе.
Цель исследования
Решение задачи формирования информационной компетенции, по нашему мнению, невозможно без коренной смены парадигмы образования, сформировавшейся в условиях индустриального общества и предназначенной для решения совершенно иных задач [10]. Теоретические аспекты смены модернистской парадигмы образования рассматривались неоднократно как отечественными, так и зарубежными авторами. Так, по словам М. Кастельса, «...новая форма обучения ориентирована на выработку умения трансформировать информацию в знания, а знания - в действия. В целом система учебных заведений ... ужасающе не приспособлена для использования этой новой методологии обучения» [2, с. 298].
Формирование и развитие информационной компетентности личности необходимо, на наш взгляд, начинать как можно раньше. Это особенно важно потому, что у школьников и студентов (особенно младших курсов) недостаточно развиты либо вообще отсутствуют навыки критического восприятия информации (поисково-экспертный компонент информационной компетентности), при достаточно высоком уровне операционных навыков в области информационно-коммуникационных технологий (технологический компонент). Совокупность данных обстоятельств с легкостью превращает молодых людей в удобный объект для недобросовестных информационных манипуляций, а также напрямую сказывается на качестве обучения.
Методы и результаты исследования
Для разработки методики формирования информационной компетентности необходимо определить начальный уровень развития её компонентов у учащихся и отслеживать процесс изменения этого уровня на протяжении периода обучения. Это даст педагогу возможность определить и сбалансировать процесс формирования информационной компетентности, уделяя внимание тем или иным её компонентам, и до известной степени индивидуализировать подход к каждому обучающемуся.
Начиная с 2000 года в целях выяснения базового уровня и структуры информационной компетентности студентов младших курсов авторами регулярно проводилась диагностика студентов первых куров бакалавриата факультета истории и права Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) [9]. С 2010 года в исследование были включены студенты факультета информатики и вычислительной техники Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ). Диагностика состояла из анкетирования и выполнения контрольных заданий, направленных на определение уровня готовности студентов к применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, самооценки студентами уровня своей информационной компетентности, структуры направленности знаний и умений студентов в области информационно-коммуникационных технологий на ту или иную сферу их применения. Количество студентов, принявших участие в исследовании, представлено в таблице 1.
Таблица 1
Количество студентов, принимавших участие в исследовании
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
ВГСПУ |
53 |
75 |
75 |
75 |
85 |
ВолгГТУ |
75 |
60 |
56 |
67 |
75 |
Основной целью анкетирования было выяснение степени сформированности и направленности технологического и поисково-экспертного компонентов информационной компетентности. Для выяснения уровня технологического компонента информационной компетентности в анкете служили вопросы о наличии домашнего компьютера (в том числе планшета), целях его использования и самооценке студентами навыков работы с информационными технологиями. Уровень «компьютеризации» первокурсников оказался стопроцентным среди студентов ВолгГТУ и близким к таковому у студентов ВГСПУ (каждый год в течение рассматриваемого периода об отсутствии личного компьютера заявляли по одному человеку).
Самооценка уровня собственной информационной компетентности проводилась студентами по шкале от 0 (отсутствие навыков) до 4 (владение в совершенстве). Обобщенные результаты приведены в таблице 2. Нами ожидалось, что показатели самооценки студентов ВолгГТУ будут выше, чем у их коллег из ВГСПУ. Но это предположение подтвердилось лишь отчасти: действительно, среди студентов ВолГТУ была выше доля тех, кто ставил себе высший балл, и никто не оценил свои навыки нулевой отметкой. Однако средний уровень самооценки оказался выше у гуманитариев. Мы объясняем это тем, что студенты факультета информатики и вычислительной техники более адекватно оценивают уровень своих знаний и предъявляют к себе более высокие требования в области информационно-коммуникационных технологий, чем гуманитарии. Этот вывод был подтвержден показателями дальнейшего контроля знаний студентов в учебном процессе.
Таблица 2
Уровень самооценки студентами уровня собственной информационной компетентности (в % к числу опрошенных)
Год |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
ВГСПУ |
ВолгГТУ |
ВГСПУ |
ВолгГТУ |
ВГСПУ |
ВолгГТУ |
ВГСПУ |
ВолгГТУ |
ВГСПУ |
ВолгГТУ |
|
2010 |
0% |
0% |
11% |
9% |
40% |
27% |
34% |
41% |
15% |
23% |
2011 |
11% |
0% |
11% |
7% |
27% |
25% |
48% |
42% |
4% |
27% |
2012 |
3% |
0% |
5% |
0% |
35% |
20% |
47% |
48% |
11% |
32% |
2013 |
4% |
0% |
9% |
1% |
39% |
19% |
40% |
45% |
8% |
34% |
2014 |
0% |
0% |
8% |
4% |
38% |
20% |
44% |
47% |
11% |
29% |
Структура информационной компетентности студентов определялась вопросами о целях использования домашнего компьютера (таблица 3) и вариантах работы в Интернете (таблица 4). Данные показаны в процентах числу отвечавших. Каждый респондент мог выбирать несколько вариантов ответов, поэтому общая сумма превышает 100%.
Таблица 3
Использование домашних компьютеров студентами
Год |
Набор |
Программы |
Интернет
|
Игры и развлечения
|
||||
ВГСПУ |
ВолгГТУ |
ВГСПУ |
ВолгГТУ |
ВГСПУ |
ВолгГТУ |
ВГСПУ |
ВолгГТУ |
|
2010 |
77% |
71% |
68% |
95% |
83% |
87% |
57% |
60% |
2011 |
79% |
70% |
67% |
97% |
83% |
94% |
56% |
65% |
2012 |
79% |
72% |
68% |
100% |
85% |
100% |
56% |
66% |
2013 |
79% |
75% |
68% |
97% |
89% |
100% |
54% |
60% |
2014 |
78% |
75% |
66% |
100% |
94% |
100% |
58% |
67% |
Таблица 4
Востребованность различных сервисов Интернета
Год опроса |
Электронная почта |
Системы мгновенного обмена сообщениями |
Социальные сети |
Развлечения |
Поиск |
|||||
ВГСПУ |
ВолгГТУ |
ВГСПУ |
ВолгГТУ |
ВГСПУ |
ВолгГТУ |
ВГСПУ |
ВолгГТУ |
ВГСПУ |
ВолгГТУ |
|
2010 |
70% |
72% |
53% |
52% |
60% |
66% |
58% |
60% |
30% |
40% |
2011 |
83% |
90% |
48% |
50% |
72% |
75% |
60% |
60% |
35% |
50% |
2012 |
87% |
100% |
52% |
75% |
80% |
80% |
60% |
66% |
40% |
50% |
2013 |
80% |
97% |
60% |
90% |
88% |
90% |
65% |
85% |
40% |
57% |
2014 |
72% |
100% |
75% |
95% |
95% |
100% |
68% |
88% |
46% |
60% |
Данные анкетирования дополнялись и уточнялись в ходе текущего контроля уровня информационной компетентности студентов. Для контроля технологического компонента предлагались задания, связанные с работой в различных программах, в том числе предполагающие самостоятельное освоение программных продуктов, ранее неизвестных студентам. Для контроля экспертно-поискового компонента использовалась система заданий, включающих в себя: поиск в Интернете и аннотированный обзор информации на заданную тему; элементарный статистический анализ цифровых данных с помощью электронных таблиц; представление результатов собственной поисково-исследовательской работы в Интернете в виде сайта-визитки или страницы в социальной сети (по выбору студента).
Выводы
Анализ выполнения студентами контрольных заданий показал, что, приходя в вуз, студенты достаточно хорошо владеют определённым набором информационных технологий - прежде всего технологиями, обеспечивающими общение и проведение досуга; они проявляют достаточно высокую социальную активность в виртуальном мире, двигаясь в русле модных современных тенденций, и живо интересуются вопросами, имеющими отношение к этим тенденциям; в большинстве своём способны активно воспринимать новую информацию, осмысливать её и применять на практике, по крайней мере в рамках учебной деятельности. В последнее время вопрос «компьютерного ликбеза» для первокурсников, остро стоявший в начале 2000-х годов, утратил былую актуальность.
В то же время уровень поисково-экспертного компонента информационной компетентности студентов изначально довольно низок, а мотивация его повышения слаба или отсутствует. Большинство студентов считают, что в случае необходимости легко смогут найти необходимую информацию и не видят необходимости в освоении специальных приёмов работы в поисковых системах и анализа найденной информации. До 80% студентов удовлетворяются результатами поиска, представленными на первой странице поискового запроса, по возможности отдавая предпочтение Википедии. Аннотирование найденных ресурсов поначалу у большинства студентов носит формальный характер, сводясь к копированию описания ресурса или перечислению его разделов. До 75% студентов-историков и до 95% студентов технической специальности, принявших участие в исследовании, не указывают ссылку на источник информации без специального напоминания преподавателя.
Исходя из этих данных, можно спланировать линию выработки информационной компетентности у современных студентов. На первый план выдвигается предметно-профессиональная ориентация курса информатических дисциплин, моделирование на занятиях соответствующих профессиональных и исследовательских ситуаций. При этом следует предоставлять студентам возможность самостоятельного решения возникающих проблем при постоянном, но ненавязчивом контроле преподавателя. Преподаватель должен подсказывать способы поиска информации, но не её источники; пути решения проблем, но не готовые рецепты. Только такой путь позволит студенту самостоятельно, на личностном уровне понять возможности современных информационно-коммуникационных технологий, осознать необходимость их применения и определить наиболее эффективные способы их использования.
Рецензенты:
Петрунёва Р.М., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград;
Артюхович Ю.В., д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Штыров А.В., Казанова Н.В., Хлипун В.В. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18301 (дата обращения: 16.10.2024).