Цель исследования заключается в разработке методики прогнозирования потенциальной эффективности строительногоинвестиционно-инновационного проекта с помощью экспертных оценок.
Материал и методы исследования
Экспертные или интуитивные методы прогнозирования не предполагают использования в явной форме прогнозных подходов и неотделимы от лица, делающего прогноз, а при его составлении в основном применяются накопленный опыт, воображение, интуиция, творчество[1]. Такие методы необходимы, если исследуемая система чрезвычайно проста или чрезвычайно сложна, непредсказуема для аналитического учета, с присущими ей новизной, неопределенностью формирования некоторых признаков при недостаточной полноте информации (недетерминированности) и невозможностью полного математического решения поставленной задачи.
Методы экспертной оценки основываются на мнениях экспертов по поводу динамики различных процессов, выявленных путём проведения специальных процедур (анкетирования, интервьюирования и других). Данные методы требуют от эксперта глубоких теоретических знаний и практических навыков в сборе и обобщении всей доступной информации об объекте прогноза. Экспертами являются специалисты высокой квалификации определённых сфер деятельности. Основные принципы, положенные в основу методов экспертной оценки, заключаются в максимальных возможностях использования индивидуальных способностей эксперта при минимальном психологическом давлении на него. Обработка результатов экспертного опроса даёт обобщённые оценки, используемые в прогнозе [2].
Далее рассматривается методика экспертной оценки потенциальной эффективности инвестиционно-инновационного проекта, подготовленного для реализации в строительной отрасли. Такая предварительная оценка эффективности проекта возможна на начальных этапах его жизненного цикла, а ее результаты должны уточняться и детализироваться на последующих этапах [5].Минимальное количество экспертов, исходя из заданной достоверности результата (А=0,95), определяется по уравнению:
,
где h – доверительный коэффициент (0,95);
ra – доля элементов выборки с наличием заданного признака (0,95);
rо – доля элементов выборки с отсутствием заданного признака (0,05);
D - ошибка репрезентативности (0,05).
.

Отбор количества экспертов производится с помощью алгоритма задачи «о лидере», который сводится к оценке компетентности по результатам высказываний специалистов о составе экспертной группы [3]. Этот алгоритм заключается в том, что ряду специалистов предлагается высказать суждение о включении лиц в экспертную группу для решения определенной проблемы. Если в этот список попадают лица, не вошедшие в первоначальный список, то им также предлагается назвать специалистов для участия в экспертизе. Проведя несколько туров такого опроса, можно составить достаточно полный список кандидатов в эксперты.Относительные коэффициенты компетентности h-го порядка для каждого эксперта равны:
где m– общее число экспертов в группе (размерность квадратной матрицы || аij||);
аij – элементы матрицы;
h– порядковый номер коэффициента компетентности.
Эти коэффициенты нормированы так, что их сумма равна единице:
В процессе последовательного вычисления относительных коэффициентов компетентности все более и более высокого порядка итерационный процесс быстро сходится, что приводит к стабилизации значений этих коэффициентов.Итерация прекращается при соблюдении следующего условия:
,
где e - точность итерации.
Отбор экспертов в группу производится следующим образом:
где kП – пороговое значение относительного коэффициента компетентности.
Пороговое значение можно рассчитать так:
где n – число рассматриваемых факторов.
В ходе исследования формируется первоначальная совокупность экспертов в количестве тридцати человек (m=30чел.). В результате реализации алгоритма задачи «о лидере» на ЭВМ итерационный процесс останавливается на четвертом шаге (h=4), при точности итерации e=0,2. Окончательное количество экспертов в группе определяется при пороговом значении относительного коэффициента компетентности kП = 0,00239.
Экспертная группа может состоять из следующих специалистов:экономисты;специалисты в области организации и управления производством, имеющие большой стаж работы в занимаемой должности, а также большой производственный стаж;линейные инженерно-технические работники (начальники строительных процессов);технологи по изготовлению и монтажу железобетонных и каркасных конструкций и монтажу наружных стен;маркетологи;проектировщики [2].
На рассмотрение экспертов предлагается анкета оценки эффективности строительного инвестиционно-инновационного проекта. В соответствии с анкетой проект рассматриваетсяпо девяти группам критериев, охватывающим все ключевые аспекты его реализации. Перечень оценочных критериев может включать в себя следующее.
1.Аспекты, характеризующие предприятие в целом (15 критериев): квалификация административно-управленческого персонала;квалификация специалистов по маркетингу;организационно-управленческая структура;система сбыта продукции;финансовое и экономическое положение предприятия;репутация (имидж) предприятия и его продукции;квалификация научного и инженерного персонала;квалификация производственного персонала;технологический уровень производства;доступность источников сырья, материалов, комплектующих;доступность источников энергии и топлива;уровень развития транспортной сети;доступность рынка;безопасность производства;экология производства.
2.Аспекты, характеризующие отрасль и отраслевой рынок (8 критериев): перспективы развития отрасли и отраслевого рынка;уровень конкуренции;стабильность спроса;тенденции изменения спроса;затраты на продвижение продукции на рынок;емкость рынка;способность рынка к принятию продукции;влияние проекта на развитие смежных отраслей [3].
3.Аспекты, характеризующие продукцию предприятия (11 критериев): функциональные и потребительские свойства продукции;надежность и долговечность;экологичность;безопасность для потребителя;себестоимость продукции;цена реализации продукции;дизайн;возможности модификации продукции;соответствие стандартам;технологичность;подготовка потребителя к использованию продукции.
4.Аспекты, характеризующие маркетинг (5 критериев): исследование рынка;реклама;каналы сбыта продукции;методы стимулирования сбыта;предпродажное и послепродажное обслуживание.
5.Производственные аспекты (6 критериев): система обеспечения и контроля качества продукции;накладные расходы;использование технологического потенциала;затраты на сырье, материалы и комплектующие;затраты на топливо и энергоносители;производственная кооперация.
6.Финансовые аспекты (9 критериев): возможность привлечения средств из госбюджета;возможность привлечения средств населения;обеспечение финансовых гарантий;участие предприятия, представляющего проект, в его финансировании;возможность привлечения российских инвесторов;возможность привлечения зарубежных инвесторов;возможность получения кредитов в российских банках;возможность получения кредитов в зарубежных банках;общий объем финансирования проекта.
7.Социально-экономические аспекты (14 критериев): обеспечение занятости населения;экспортный потенциал;экология региона;рост деловой активности;использование научно-технического потенциала;рост доходов населения региона;развитие отрасли;развитие производств, косвенно связанных с проектом;развитие объектов социальной сферы в регионе;решение демографических проблем;освоение новых рынков;рациональное использование природных ресурсов;безопасность населения;развитие региональной инфраструктуры.
8.Коммерческая (финансовая) эффективность проекта (3 критерия):прибыльность проекта;время окупаемости инвестиций;ликвидность и платежеспособность.
9.Риски проекта (9 критериев): экономический риск;риск сбыта;социально-политический риск;риск качества;риск обеспечения производства;бюджетный риск;природный риск;экологический риск;криминальный риск.
Критерии количественно могут быть определены посредством одной из пяти оценок:«-2» – очень низкая оценка;«-1» – низкая оценка;«0» – отсутствие оценки;«+1» – высокая оценка;«+2» - очень высокая оценка. Кроме того, для каждого из 80 критериев, входящих в девять групп, определяется относительная значимость посредством введения весовых коэффициентов. Так, для первой, четвертой, пятой, седьмой и девятой группкритериев из перечня весовые коэффициенты принимаются от 2 до 3; для второй и третьей групп – от 1 до 3; для шестой группы – от 2 до 4; для восьмой группы – от 3 до 4. После оценки всех критериев необходимо рассчитать общий рейтинг проекта. Для этого нужно перемножить весовые коэффициенты критериев и значения их оценок, а затем полученные произведения сложить. Найденный результат и будет составлять общую оценку (рейтинг) инвестиционно-инновационного проекта. При значении полученного результата меньшем, чем 200 баллов, следует считать данный проект неэффективным [2].
При наличии достаточно большого числа экспертов определяется средний рейтинг инвестиционно-инновационного проекта:
,
где m – число экспертов;
-
суммарный рейтинг инвестиционно-инновационного проекта по девяти группам
критериев для отдельного эксперта.
200
баллов показывает согласованность мнений экспертов относительно эффективности
инвестиционно-инновационного проекта.
Для подтверждения достоверности
результатов экспертного опроса рассчитываются показатели дисперсии () и среднего квадратического
отклонения (
):
,
.
Показатели дисперсии и среднего
квадратического отклонения являются мерами надёжности оценок. При (
)
мало отклоняется от (
) и является более надёжным.
Заключение
Таким образом, рассмотренный методический подход иллюстрирует возможности использования экспертных оценок на этапах определения предварительной эффективности инвестицийкак в строительный инновационный проект, так и в проекты, реализуемые в других отраслях, при введении необходимых поправок [5].Обработка результатов опроса с помощью статистических показателей повышает объективность прогноза, который в дальнейшем нуждается в уточнении посредством методов экономико-математического моделирования и экстраполяции.
Рецензенты:Хрусталев Б.Б., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза;
Хаметов Т.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Землеустройство и геодезия» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Мусатова Т.Е., Желиховский Д.О. МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18297 (дата обращения: 09.02.2025).